Возраст любви. В качестве предисловия

Иван Краснов 2
       
У меня давно было  желание  написать  повесть на  эту  тему.  Несколько раз  брался  за неё и  каждый  раз  всегда  появлялась объективные причины  отложить  эту   работу. То я  считал,  что  еще не  готов  к  раскрытию  такой  серьезной  темы,  то  оказывался   из-за  болезни   в  госпитале.  Стыдно  признаться - несколько  дней  назад  я  уже  написал  вступление  на несколько  страниц,  как моя  работа  банально  была  прервана  моей  небрежностью  в  работе  с   компьютером.   Прервав  работу  на   поиски высказываний  о  любви  Степана  Щипачева,  я    забыл   нажать на  опцию   «сохранить»  и нечаянно  нажал  на  -   «удалить».   И  мой  недельный  эмоциональный  труд  улетел  в никуда. У кого  это  случалось,  тот  поймет меня: труд  нескольких дней пошёл насмарку.

Потом  я  несколько  успокоился,  вспомнив  о   многочисленных черновиках,  написанных   великими  русскими  писателями.  Ведь  даже   Л.Н.Толстой   переписывал «Войну и  мир» семнадцать  раз. А  посмотрите на черновики стихотворений  А. С.  Пушкина, где видно как  он   добивался   точности  слова.   Чем  больше  раз  переписываешь  свое  произведение,  тем оно  должно становится  лучше. Мне  думается,  что  всем  нам,  пишущим  в  прозе,  нужно   добиваться   большей  точности   изложения   своих  мыслей,  четкого  изложения   сюжета,  добиваться  элементарной  грамотности.

Порассуждав  таким   образом,  и  вспомнив  русскую  поговорку     «Что ни  делается  все  к  лучшему»,  я   успокоился,    прекратил   переживать    утрату  начала  своей  новой  повести «Возраст любви»  и  начал  готовить   уже  её третий  вариант.  Для  начала  я  решил  посмотреть в энциклопедии,  какова сущность словосочетания  «возраст любви». Там такого понятия я не нашёл, но зато  нашёл определение что такое «любовь».    Читаем: «Любовь  подобна   силе  тяготения». У  Платона и  в  платонизме  любовь, эрос - побудительная   сила   духовного  восхождения;   на обыденном языке  платоническая  любовь - любовь свободная от  чувств, влечения. Половая любовь – интимное и глубокое  чувство,  устремленность  на  другую  личность,  человеческую  общность  или  идею.  В  древней  мифологии  и  поэзии  -  космическая сила. Любовь в  современной  её  форме - индивидуально-избирательное чувство, результат длительно-избирательного  развития  человеческой  личности (Советский  энциклопедический  словарь. М. 1980 г.).

Из всех этих определений понятия «любовь» мне близко определение  Платона: «Любовь - эрос,  интимное  и  глубокое  чувство,   побудительная  сила  духовного  восхождения».    Любовь  к  другому  человеку делает любящего  человека  духовно  богаче,  чище,  целеустремленнее  в  достижении    благородных  целей  своего  развития.  Виктор  Гюго  писал: «Любовь   как  дерево,  она  вырастает  сама собой, пускает  глубокие   корни   во  всё   наше  существо  и  нередко  продолжает  зеленеть  и  цвести  даже  на  развалинах  нашего   сердца».

Хочется  повторить,  что  любовь  такое  глубокое  чувство,  несравнимое   ни  с каким  чувством,   и  все  люди  обязательно  проходят  через  него.  Об  этом  очень  хорошо  показано  в  кинофильме  «Песнь  о  любви». На  долгие  годы   в  сердцах  многих  поколений  зрителей  осталась  песня  из  этого  фильма:  « Жить  без  любви,  быть  может  просто. Но  как  на  свете   без  любви  прожить?»  (Автор текста  Доризо Н.,  композитор  Фрадкин М.).               
 Именно  в  период  переживания  высоких  и  глубоких  чувств  любви  у  человека  пробуждаются   творческие  силы, в  этот  период  были  созданы    поэтами   и  композиторами   шедевры  поэзии  и  музыки.   Вспомните,  сколько  поэтических  шедевров  было  создано  А.С. Пушкиным,  когда   он  находился   в  Болдино, разделённый с невестой  Н.Н.Гончаровой вследствие карантина  из-за чумы.  Болдинская   осень  была  наиболее  плодотворным периодом  в  творчестве  поэта. Когда зарождается новое чувство, приходит поэтическая  муза. Видимо,  с  этим   никто  не  будет  спорить.
Поскольку  предметом  моей  повести   является  возраст  любви,  то  оставим  пока  общие  рассуждения  о  любви  и  поговорим,  о  возрасте  любви
Каждый   человек,  проходя    или   подходя  к  определенному  возрасту обязательно   испытывает      чувство  любви. Это  - закон  жизни,  закон  природы,  и  от  него  никому  никуда не  деться .  Как  писал    А.С.  Пушкин:  «Любви  все  возрасты  покорны».  В  любом  возрасте  можно   влюбиться, и  это  прекрасное   чувство,  главное,  чтобы  оно  было  настоящим.

Но  если любить  можно  в  любом  возрасте,  то  разница  в  возрасте влюбленных   создает   некоторые  трудности,  До  сих  пор  ученые   не  могут  придти  к  единому  пониманию,  какая разница в  возрасте   оптимальна  между  мужчиной  и  женщиной.  Но  мы  знаем   достаточно  много  историй,  когда  возраст  между  влюбленными  может превышать даже сорок лет.  Хорошо  ли,   когда существует  приличная разница или  плохо,  могут  сказать  только  влюбленные.

Возраст  любви  все  мы  воспринимаем с  приходом   молодости и обычно  связываем  со  школьными  годами.   К  одним  она  приходит  раньше,  к  другим - позже, но  любовь  обязательно  настигнет  юношу  и  девушку,   чаще  именно  в  школьные  годы,   т.е. примерно, когда  мы  учимся в седьмом - десятом  классе.  Некоторые  читатели  или  авторы  могут  тут  же  мне  возразить и  привести  десятки, а то  и  сотни  примеров, и  доказать,  что  возраст  любви  приходит   еще раньше  или     гораздо   позже  обозначенных  мной  лет.

Но  давайте  будем  перед  собой  честным  и  спросим  самого  себя, а  когда   я   влюбился?  И ответ  будет  в  большинстве  случаев  один - в школе,  где-то     седьмом-десятом  классе.   Именно  в  этом  возрасте    приходит  возраст  любви,  причем  эти  первые  чувства   бывают   самыми  сильными,  свежими,  чистыми.   Когда  пришел  возраст  любви,  нам  хочется   влюбиться,  мы  ищем   предмет  любви. И  мы  обязательно   встретим  свой   предмет  любви.     Опять-таки,  мы встретим свой предмет  любви  рядом с  собой, даже  порой  в  одном  классе   или   все-таки  в  родной  школе.  Лучше, если   ваш  предмет  любви  будет  вам  знаком,  хуже,  когда  это  абсолютно  незнакомый  вам  человек - ждите  разных  сюрпризов.

А.С. Пушкин    так  описывает  приход  любви  к  Е.Онегину:   «Когда  же  юности  мятежной  пришла  Евгению  пора,  пора  надежд  и  грусти нежной  ..».  Возрасту  любви  посвящено   много    замечательных,   как      литературных   так  и     музыкальных     произведений,    кинофильмов   мирового   уровня. Здесь  мне   хочется  вспомнить  замечательную   аргентинскую  кинокомедию    пятидесятых  годов  прошлого  века  Хулио   Сарасени  «Возраст  любви»  в  главной  роли   со    знаменитой  актрисой и  певицей   Лолитой  Торес. Я  смотрел  этот  фильм   в  1955  году  (фильм  был  создан  в  1953  году)  в   1955  году. В  Советском  Союзе этот  фильм  шел  многократно. Я  смотрел    «Возраст  любви»  несколько  раз.  Можно  признаться,  что  этот  фильм  сыграл  определенную  роль и в моей женитьбе, так как  девушка,  в  которую  я  влюбился,  очень  напоминала  мне главную  героиню  фильма   Лолиту  Торес.

Вот  как  это  было. В  1954-57 гг.  я   после  окончания  артиллерийского  училища  проходил  службу  в  городе  Выборге.   В  1955  году  меня  избрали   секретарем   комитета  комсомола  артиллерийского   полка.  Эта  должность  в  отличие  от  командира  взвода  давала  мне  больше  свободного    времени,  так  как  у  меня  был  один  непосредственный  начальник-заместитель  командира  полка   по  политической  части   полковник  Козлов  Василий  Иванович.  Он  был  замечателен  тем,  что  имел независимый  характер, смелый,  решительный. Полковник   Козлов  В.И.    в  начале  войны  был  комиссаром  полка, а  комиссар   полка имел  гораздо  больше  власти,  чем впоследствии  заменивший должность комиссара заместитель  командира  по  политической части.   Вот  мне  посчастливилось    прослужить  под  руководством  бывшего  комиссара  полка Василия  Ивановича около  двух  лет. Он  давал  мне   полную  свободу в  работе и  мог  смело  защитить  меня  от  попыток  командовать мной  любым  должностным  лицом полка. Для  меня  много  хорошего  сделал и  умный тактичный   командир  полка  полковник  Богатов,  который  в  годы  войны  успешно  командовал  артиллерийским  полком   (к  сожалению,  я  не  помню  его  имени  и  отчества).   О  командире  полка  я   еще  буду  говорить в этой  повести.

В   полку  у  нас  сложился небольшой, но дружный  коллектив молодых  лейтенантов из пяти человек. Нас  объединяли     общие  интересы,  присущие  молодости,  мы  были холостыми  и  частенько  после  службы  проводили   свободное  время  вместе.  Поскольку  Выборг город небольшой,  районного    звена,   в нем   проводить  свободное  время  молодежь могла только в доме  офицеров,  в доме  культуры  и  в   трех  кинотеатрах.

Естественно наша дружная  компания  Женя Поляшенко,  Артур  Толстопятов, я  и  еще два офицера частенько в выходные  дни  ходили на  танцы. А нужно  сказать,  что  в  пятидесятые  годы  прошлого  века танцы    для  молодежи  были   очень  распространены  не  только  в  городе,  но  и   в   сельской  местности.  Именно  здесь  молодежь  знакомилась,  формировались  свои   компании,  частенько  эти  знакомства  заканчивались  свадьбами. В один  из  выходных  дней  августа  1956  года  наша  компания  офицеров пришла  на  танцы  в  городской  дом  культуры.  Этот  вечер  оказался  для  меня  роковым,  как  и  для  моей  будущей  жены.  Иногда  в   минуты  раздражения она с   горечью  говорит,  что   она,  никогда не  ходившая  на   танцы в  Выборге, так как  училась  в  Ленинграде,  бес  её  попутал, и  она пошла на  танцы.

Здесь  мы  сделаем  философское  отступление. Есть  такие  категории  в  философии - случайность и  закономерность. То,  что  мы  оба  решили в этот  вечер  пойти на танцы именно  в  городской  дом  культуры  есть  случайность. А то,  что  этот  вечер  привел  к  соединению наших, судеб - закономерность.  Философы  говорят:  закономерность  есть  пересечение  нескольких  случайностей.  Меня  ведь  тоже  в  этот  вечер  могли  задействовать  на  службе  в  полку,  я бы  мог  пойти на  танцы  в  дом  офицеров, и  целый  ряд  других  случайностей.  Здесь  я  предоставляю  возможность  моим  читателям  порассуждать   о  философии, но не  забыть при  этом и о  таком  понятии   как  судьба.   Была  ли это наша  судьба - соединить  потом  наши  две  жизни,  или  все-таки  это  случайность.  Если  это  была  судьба,  то  почему  все-таки  наш  брак  оказался  не  столь  счастливым.  Вот  вы, дорогой  мой  читатель,  пока  порассуждайте  наедине  с  собой  о  таких   категориях  как «судьба», «закономерность», «случайность»,  а  поведу  дальше   свой  рассказ.

Продолжение следует...