Прозорливая обезьяна

Марк Горбовец
В период «железного занавеса» туристические поездки за границу советских людей были достаточно редкими и ограничивались «странами народной демократии» - соцстранами и, изредка, дружеской Кубой.

При этом выезжающие за границу туристы проходили проверки, в том числе в партийных инстанциях, дававших согласие, и находились в сопровождении работников КГБ. Простым труженикам, особенно беспартийным интеллигенции выезжавшей за границу не нравились эти ограничения свободы и они с подозрением относились к работникам партийного аппарата встраивавшимся в их группы.

Одной из таких групп, собранных из простых интеллигентных тружеников нескольких проектных институтов, посчастливилось выехать за границу на Кубу по удешевленным профсоюзным путевкам. Настроение было хорошим, располагаемым к общению, в том числе обсуждению  внутренних и мировых проблем, как это всегда имело место между друзьями. Однако все понимали, что среди них есть люди, которые донесут о неблагонадежности и их больше не выпустят за границу. К этим людям они относились с опаской и, в меру возможности, выражали им свою неприязнь в интеллигентной форме, а хотелось бы «насолить» похлеще. И вот, такая возможность представилась в очень необычной форме.

Группе во время пребывания в Гаване предложили посетить обезьянник. Группа была большая – человек 40. Обступили  обезьянник, гурьбой со всех сторон, и стали наблюдать за проказами обезьян.

В числе группы находился неприятный, нагловатый человек, член какого-то Московского райкома КПСС, по-видимому, один из стукачей, который всегда встревал в разговор, как бы провоцируя на откровения. Вот его то, как раз, и остерегались, и недолюбливали, желая насолить.
Обезьяны развлекали, выделывали свои необычные номера и принимали подачки посетителей.

И вот, ни с того не с сего, вплотную к  решетке клетки подбирается крупная обезьяна, взбирается повыше, прыгает влево, вправо, зорко всматривается, и вдруг останавливает свой загадочный, дерзкий взор именно  на члене райкома, стоящим во втором ряду толпы и метко к удивлению туристов, плюет ему в лицо.

Он с руганью стряхивает с лица вязкую и вонючую жижу слюней. Группа туристов вместо соболезнования разразилась довольным хохотом. Они были ошеломлены и не могли понять: как обезьяна сумела выбрать именно эту ненавистную им мишень?