три поколения

Зинаида Малыгина 2
ОТ РЕДАКТОРА

   Несколько поколений  семей, берущих начало от спецпереселенцев, составляют костяк коренных жителей Кировска и Апатитов (Мурманская область). Они не теряются в массе приехавших позже. Их семейные предания хранят богатую историю народной жизни, ещё не освоенную профессиональными историками.



   Династия Зверевых – одна из них.  Дед – крестьянин, сын – рабочий, внук – научный сотрудник, Зверев Владимир Леонидович, руководитель международного центра по полярным сияниям в ПТИ (Апатиты). Он и передал записи своего отца, Леонида Дмитриевича Зверева.



                ЛЕОНИД ДМИТРИЕВИЧ ЗВЕРЕВ

   До революции у моих родителей был свой магазин, две мельницы и полсотни ульев. При каждой мельнице были сушилки. Село называлось Крылово, находилось в Пермской области, недалеко от города Оса.


   Семья была большая, у моих родителей было 8 детей. Во время гражданской войны мельницы разрушились в отсутствии хозяина, поэтому в 20-ом году семья голодала. Из лесу приносили старшие дети липку, обдирали кору, резали на кубики, сушили, измельчали и смешивали с лебедой. Из этого «теста» пекли лепёшки для еды. Так и выживали.


   В 21-ом отец пришёл с войны с Дальнего Востока в прямом смысле этого слова. Железная дорога не работала, и он шёл пешком полгода. Научил отец детей плести лапти, которые мы возили на продажу в Пермь, но пришёл приказ – восстановить мельницы и отдать их в коллективное пользование.

 Стал отец с сыновьями сеять лён и коноплю на береговой части реки Тульва. После схода воды  почва на берегу была удобрена наносным илом, поэтому урожай мы получили хороший. Но не дали пожить нам спокойно: пришёл приказ в 30-ом году о раскулачивании.


   Старшие дети обзавелись семьями, а родителей с двумя младшими повезли на Урал. Меня  решили оставить у дяди на родине, мне уже было к тому времени 16 лет.

   На  Урале привезли родителей на поселение в лес, где двое младших пропали. Один из них  решил покататься на плоту, но не справился с  управлением, и течение унесло его далеко от берега.

 Второй брат заблудился в лесу. Пришёл приказ отправлять поселенцев на Север, но никто не слушал родителей, которые не хотели ехать без детей. Мать чуть умом не тронулась: «Где дети?». Родители написали мне , чтобы я искал своих братьев в деревне Поныш.

 
   Отправился я на поиски. Одного братишку нашёл на пристани среди беспризорников, а было ему всего 7 лет. Подсказали люди, где искать второго, который заблудился в лесу. Нашёл  среди беспризорников еле живого от голода и решил отвезти братьев к родителям. Хорошо, что дядя купил билет до Имандры и дал денег на дорогу.


   Ехали мы целую неделю в конце декабря с приключениями. В Кирове нас обокрали: положили мы свои валенки в вагоне у трубы просушиться, а утром их не увидели – остались босы. В Волховстрое (раньше назывался Званка) я обмотал ноги тряпками  и купил всем троим галоши на деньги, которые дядя зашил мне в домотканный пониток.


   Приехали на разъезд Белый (станция Апатиты), а потом на 19-ый километр. Поселить нас некуда: родители живут в маленькой комнате совместно с другой семьёй. Поселились в другом бараке, а меня определили на работу в котлотурбинный цех. На работе вызвали в ОТПУ, отобрали все документы и зачислили в спецпереселенцы. Теперь я выехать назад уже не мог.


    Стал я работать вместе с отцом в слесарной мастерской около речки Услонки. Отец научил меня делать штампы, матрицы и класть печи. Мама не могла работать в связи с болезнью и вскоре умерла.

 Кормильцами в семье были мы с отцом. Он научил меня плести сети, ловить рыбу в маленьких озёрах в Хибинских горах, вместе с ним ходили в лес за ягодами и грибами. Так и выживали летом, а зимой после работы выходили строить бараки, чтобы получить  маленькую комнату для семьи.


   Отца так и не восстановили в правах до войны. В военное время он  работал в лесу, гнал дёготь, который в бочках отсылали на фронт для лечения ран. После войны ему разрешили уехать на родину к дочери в город Оса. Там и умер в 1949 году.


   В годы войны меня определили в батальон охраны. Со стороны Финляндии приходили вредители, по их вине сгорела научная база на Малом  Вудъяре. А братья воевали.

 Один из них вернулся домой инвалидом и без одного глаза, похоронили его рядом с отцом в городе Оса. Брат Иван убит под Ржевом, младший, Дмитрий, похоронен в братской могиле у села Вуляй в Псковской области.

 Остался из братьев один я и решил написать о своей многострадальной жизни.


                Зверев Л. Д.,1990 год

   

   фото из фондов историко-краеведческого музея Хибиногорска (ныне Кировск),1932год
    использован материал газеты "Котлован",1990 год