Мариночка. Хаос это воронка

Галина Кириллова
                Мы живем в мире, где есть незыблемые правила и традиции, одно из них: всё в доме должно быть прибрано, чисто, красиво расставлено и быть в полном ажуре. То есть должен быть порядок.
Разбросанные книги, тетрадки, кисточки, краски, носки и чашки – это ужасно и некрасиво. И с этим я согласна.
           Но, оказывается,  чистота не является  залогом  эффективности, всё это не более, чем иллюзия.
           Или, как сказал великий Альберт Эйнштейн:
«Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?».
   Я вспоминаю пятилетнюю Маришку, которая на мои упрёки по поводу неубранных игрушек и книжек, сказала: да мне времени жалко на уборку, всё равно назавтра будет то же самое!
          Тогда я очень удивилась какой-то взрослой логике маленького ребенка, ведь всех нас с детства приучали к тому, что в комнате не должно быть никакой «грязи», лучше, чтобы была стерильная чистота, как в операционной. И меня буквально до последних дней мучило чувство вины, что я никак не подхожу для примера – сама грешна и мне тоже жалко времени на уборку, лучше я поищу в интернете очередную идею для гениальной моей картины или пойду погуляю, напитаюсь красотой города и подумаю в очередной раз о смысле жизни.
         Недавно я открыла в интернете исследование по  поводу хаоса, и с удовольствием отметила, что мои робкие рассуждения, что не всё так плохо в неприбранной комнате, имеют и научно-опытные подтверждения: Эрик Абрахамсон и Дэвид Фридман, авторы научного бестселлера “A Perfect Mess: The Hidden Benefits of Disorder», пишут: «Беспорядок — это не обязательно признак бессистемности. За столом, на котором все разбросано, можно работать эффективнее, чем за чистым. Когда у человека на столе бардак, это не значит, что он плохо работает. Это значит, что он работает так хорошо, что ему просто некогда убраться».
         Иными словами, беспорядок на самом деле может быть признаком эффективности, а не безалаберности.
         Доктор философии из университета Миннесоты Кэтлин Вохс провела исследование  и доказала, что люди, склонные к разбрасыванию вещей где попало и накоплению мусора, на самом деле более творческие, чем все остальные.
Вохс делает вывод:
        «Мы все хотим стать более творческими людьми, чаще испытывать озарения. Мой вам совет: если у вас ступор, переместитесь в неприбранную  комнату. Это позволит вам выйти за рамки привычного восприятия и быстрее производить свежие идеи. Порядок — результат нашего стремления к безопасности, хаос — нашего стремления к творческому переосмыслению мира».
   Разумеется, я не стала говорить Маринке о положительном влиянии хаоса на творческие способности людей, тем более, что у неё бывает такое, что кажется прошла рота солдат и всё, что они с собой несли, осталось на полу, диване, столе, полках и подоконнике.
  Иногда это становится невыносимо, врывается мама, начинает кричать и ругаться. Тогда льются горькие слёзы, начинается долгое и жалобное вытье, раздаются громкие крики – «здесь никто меня не любит», однако угроза, что  всё это будет выброшено в окно «к какой-то там матери или даже бабушке», действует безотказно и через два часа в комнате вдруг расчищается пол, всё, что можно уложить в коробки – укладывается, мелочь запихивается под диван, а книжки сами собой ставятся на полки.
        Слёзы высыхают, появляется улыбка и даже гордость, что, оказывается, можно всё-таки победить хаос. Хотя бы на время.
     Однако…. Это именно на время. На короткое время.
И вот как объяснила моя мудрая Маринка этот загадочный феномен:
- Хаос- это воронка, в которой скапливаются вещи и игрушки. Она волшебная и иногда втягивает в себя грязь и беспорядок, но чаще она выплёвывает из себя все скопленное, потому что ей хочется освободиться. Поэтому игрушки, книжки и мусор сами появляются на полу, даже если мне это не нравится. Я опять их убираю, и воронка как бы затыкается, но ненадолго. И с этим невозможно бороться, поэтому я смирилась и не обращаю на это внимания.
- Ну почему же только у тебя эта воронка? У других-то её нет!
- Есть. Просто она не сразу себя проявляет. Но если ты поживешь у этих людей, то увидишь, что она есть у всех. Просто у одних она маленькая, а у меня большая.
- И что теперь  - жить в бардаке? И не прибираться? Мне кажется самой приятно, когда в комнате чистота, хотя бы на полу. Я вот свой пол стараюсь держать в чистоте, даже если на столе небольшой беспорядок.
- Ага! У тебя  воронка на столе, а  у меня на полу. Вот и вся разница. И если тебе не нравится ко мне заходить, так и не заходи!
- Хорошо. Я тебе из коридора теперь буду чай передавать и разговаривать через дверь. Так что ли?
- Ну ладно, не сердись, я приберусь. Потом. Когда время будет……

          Короче, мои дорогие, золотой середины, как всегда, я не нашла. Хочется и ребенка не замучить замечаниями и упреками (всё-таки она по-настоящему творческая личность), и порядок соблюсти.
  Ладно, жизнь, как говорится, сама научит. А пока пойду еще раз перечитаю научные исследования о хаосе, так мне это душу согрело.
Смеюсь.



На заставочке, как всегда, кошка, но в необычном ракурсе. Хаос ни при чём, просто захотелось посмеяться.