Распределение. Рассказы старого моряка

Николай Вознесенский
     В  конце  сентября  1954  года  мы  окончили  учёбу  и сдали  экзамены. Нам  присвоили  квалификацию  и  распределили  по  флотам.  КУОПП  готовил  специалистов  для  всех флотов  Союза, кроме, Черноморского.  Отличников  оставляли  на Балтике.  Это было,  разумеется,  негласно,  но  даже  мы заметили,  что  всех отличников  нашей  роты  распределили  по  частям  Балтийского  флота. Я попал по распределению  в  Ригу.

Временно, на  несколько  дней,  до  окончательного  распределения  по  кораблям,  нас  там  поместили в  каких-то  пустующих казармах.  Мы  знали,  что  такая  жизнь  у  нас ненадолго,  поэтому  основательно  не  обустраивались,  а  жили как  туристы.  За  это  время  нас  посылали  в наряды, в  караулы, на  хозяйственные работы,  но  загружены  мы  не были.  По  вечерам  было  скучновато.  И  нам,  прибывшим  из  учебных  отрядов,  и  старослужащим,  прикомандированным  к  нам  в  качестве  командиров  отделений.

Розыгрыш
Вот  эти   «старички»  устроили как-то  в  один  из октябрьских  вечеров  развлечение  для себя  и  для  всех  нас.  В  этот  день  выпал  первый  снег. Он  хотя  и  был  сырой, но  зато  его  было очень много,  всё было  завалено  снегом.  Я  не  присутствовал в  начале  этого «концерта»,  был в  наряде,  а когда  прибыл в казарму,  веселье  было  уже  в разгаре.  Когда я вошёл в казарму  и увидел  «действо»,  то  рассмеялся.  Какой-то  старшина  первой  статьи  приложил палец  к губам  и  шепнул  мне:

— Тихо.  Молчи.  Не  говори  им.

Он  подмигнул  мне  и  отошёл  в  сторону.  Я понял,  что  идёт  розыгрыш  и  присоединился  к  толпе  зрителей.
    
А  розыгрыш  состоял  в следующем:   Старослужащие  вечером  объявили  в казарме,  что в  связи с  наступлением  зимы  здесь  в  части  организуется  общество  охотников.  Они  красочно  расписывали,  какие  перспективы  ожидают охотников. Это и охота  в местных  лесах,  и поездка в тайгу, и охота  на  белых медведей, и,  даже,  поездка  в  Африку  для охоты  на  львов. Затем,  объявили  набор  желающих  вступить  в  это  общество.
А  чтобы не было слишком  много  желающих, предупредили,  что  те,  кто  вступит  в общество,  должны будут  в десятидневный  срок  приобрести  ружьё, патронташ,  патроны,  нож,  лыжи,  спецодежду.  Ну, а белые  маскхалаты  для  охоты  на  белых  медведей  и  тюленей, а также   камуфляжную форму  для  охоты  на львов,  они  обещали  давать  напрокат. 
    
Посреди казармы  поставили  стол,  три  стула,  принесли  «журнал  регистрации».  «Приёмная  комиссия» из старослужащих  важно  уселась  за  столом.  Началась запись  желающих.  Всего  записалось десять  человек.  Их  построили  перед  столом.  Все  остальные  в  качестве  зрителей стояли вокруг,  ожидая  начала  «КВН».   «Председатель»  по  списку вызывал  будущих  охотников  к  столу.  Вызванный должен был подойти и доложить  по  форме.

Молодой матрос  выходит  к  столу  и докладывает.

— Товарищ старшина  второй  статьи,  матрос  Медведев  по  вашему  приказанию явился.

«Председатель» удивлённо  и  осуждающе  смотрит  на  матроса  и  начинает:

— Да-а-а!  И  это  называется  охотник.  Ведь  мы  военные охотники,- говорил  он торжественно  и  важно,  поднимая  указательный  палец вверх. – Мы  даже  в Африку  будем  ездить охотиться  на львов,  а  ты  вот таким  валенком  перед  негритянками  будешь «являться».  Нет,  так  не  пойдёт. Стань  в  строй  и повтори  всё  сначала.  И  что  это  значит:  явился?  Ты  что,  Христос,  являешься  народу?

Молодой  становится в  строй,  снова  выходит  и  начинает:

— Товарищ  старшина…

— Отставить! – командует  председатель.

Зрители  уже  хохочут

— Ты  представь  себе, что  за столом  сидит  начальник  охототряда,-  приосанившись  и выпятив грудь,  наставляет  «председатель», – а  ты  охотник  и прибыл для  получения  задания.  Понял?

— Так  точно,  понял, – уже  рявкает  матрос.

—  Ну,  вот  и  хорошо.  Стань  в  строй,  выйди  и доложи, как  положено.

Матрос  становится  в  строй,  затем  чётким,  строевым  шагом  выходит  к  столу  и,  приложив руку  к  бескозырке,  во  весь  голос  орёт:

— Товарищ  начальник  охототряда, военный  охотник  Медведев  для  получения  задания  прибыл.

— Ну,  вот,  теперь  молодец! – Хвалит  «председатель».- Расскажи нам  свою биографию, да поподробней.   Зрители  могут  задавать вопросы.         

Молодой  матрос  начинает  рассказывать  свою  биографию.  Тут  же сыплются  уточняющие  вопросы.

— А  твоя  бабка  ходила  в  церковь?

— Я  не  знаю,  наверное,  ходила…

— Э!  Так  твоя бабка  верующая.  А  мы - то думали…– начал  кто-то  из  «комиссии».

— Ладно,  вам.  Внук  за  бабку  не  отвечает, - важно  говорит  председатель.-  Продолжай.

Молодой  повествует  дальше,  краснея  от  волнения,  а  тут  опять  вопрос.

— В  какой  армии  служил  твой дед?

Ну, естественно, его  дед, если  и  служил, то  в  царской  армии.

— Так  выходит,  что  твой дед  воевал  против  Советской  власти?- Это  говорит уже сам «председатель», и  в  его  голосе  звучит  полное  разочарование.

Молодой  от  неожиданности  теряется.  Потом,  немного  подумав,  торжествующе  заявляет:

— А  мой дед  умер ещё до  революции.

— Это меняет дело,-  смягчается «председатель».

— В  какой  части служил твой  отец?  - вопрос  из  публики.

— Э-э-э.  Я  не знаю,- виновато говорит  матрос.

— Товарищ председатель,  он что-то  скрывает,  не  подходит  в  охотники,- несётся  из  публики.

Но  «председатель» благосклонно  кивает: «Продолжай».  Потом  посыпались вопросы  о птицах,  о животных, кому какой  вздумается.  И  опять  вопрос  с  подковыркой  из  публики.

— Ты  в  зоопарке  был?

— Был,- не  замечая  подвоха,  отвечает  парень.

— А в  какой  клетке  сидел?

Все  хохочут.

— А  как  же  ты  оттуда вышел?

— Его  досрочно  освободили.

Парень  уже  не  успевает  реагировать  на  реплики и вопросы.  Наконец, его  отпускают  и  вызывают следующего.  После  рассказа  своей  биографии  с  соответствующими  репликами  и  вопросами,  ему  уже задают  вопросы  по  будущей профессии  «охотника». «Как  воют  волки?», «Как  крякает  утка?», «Как  токует глухарь?», «Как поёт  перепел?», «Как кричит  коростель?» и т.д.         
Парень  старается  изо всех сил, имитируя все эти  звуки.

— Не  так.  Неправильно,-  иногда  неслось из  публики.

Парня  заставляли  повторять. Если  у  него  не  получалось, то приглашали  из  «зала» желающих  показать,  как правильно. Кто-то  в   азарте  выходил  и показывал,  как  нужно  «правильно»  выть,  крякать,  свистеть. Публика  ржёт.
   
Покончив  с  автобиографиями,  завыванием,  свистом, щёлканьем, кряканьем, «председатель» объявил:

— Сейчас  переходим  к  практическим  испытаниям.  Кто  пройдёт  эти  испытания, тот  будет  зачислен  в  отряд  охотников.
    
Убрали  стол,  стулья,  сдвинули  к  стене  часть  кроватей  и устроили полигон.  Испытуемому  давали  в  руки  палубную щётку  с  длинным  штоком,  она  в  его  руках  имитировала ружьё.

— Покажи  нам, как ты  будешь  подкрадываться  к стае  уток,  кормящихся у берега озера, –  дают  ему задание.

Тот  берёт   наизготовку  своё  «ружьё», пригибается  и  медленно  крадётся  к  указанному  месту.  Кто-то  неожиданно  хлопает в  ладоши, «охотник» вздрагивает  и  выпрямляется.

— Отставить!  Ты  распугал  птиц.  Повтори  снова  и  ниже пригибайся.

Манёвр  повторяется,  молодой  матрос  гнётся  до пола.

— Хорошо.  А  ты  знаешь, как  токует  глухарь? – задаёт  вопрос  председатель.

— Я  слышал  рассказы и читал об  этом  в книгах. Когда глухарь  токует, то  он ничего не слышит,  хоть  стреляй. Тогда к нему  можно  бежать  скачками. А  когда  он  молчит,  то  бывает  очень  чуткий,-  выкладывает  тот свои  познания  в  этом  вопросе.

— Вот  и покажи нам  свои  способности,  как  ты можешь  охотиться  на глухарей.  Смотри!  Когда глухарь замолчит,  нужно  замереть  на  месте  и  не шелохнуться.

И  начинается пантомима  охоты  на  глухаря. 
Один  из  членов  комиссии  берёт  чемодан,  садится  на корточки  в  дальнем  углу  и начинает  выбивать дробь,  изображая  токующего глухаря,  а  в  другом,  противоположном  углу  казармы  ставят  испытуемого  с  «ружьём»-щёткой и  объясняют  задачу.
 
— В  углу  токует  «глухарь»,  а  ты  должен  подкрасться  к  нему  бесшумно.

Начинается  дробь  чемоданного  «глухаря».  Парень  со  щёткой  наперевес  делает  широкий  шаг,  потом  второй…, но «глухарь»  замолкает.  Охотник  замирает  на  одной  ноге, другая поднята  для  шага. Он  изо  всех сил  старается  сохранить  равновесие,  ожидая  «глухариной»  дроби,  но  тот  молчит  и,  парень,  не  устояв,  заваливается  на  бок.  Общий  хохот,  подначки  острословов. 

Председатель  разочарованно  разводит  руками.

— Стоп!  Ты  вспугнул  птицу.  Надо  повторить.

Опять  молодой «охотник»  пригнувшись  с  «ружьём»  наперевес  крадётся в дальний  угол  к  «глухарю».  Тот  его  снова подловил на  одной  ноге,  но  на  сей раз «охотник»  устоял  и «сдал  зачёт».

— Всё.  Зачёт.  Молодец! -  хвалит  его  комиссия.

Тот  довольный  уходит  со  сцены.  Вызывают  следующего.  Всё повторяется  с  различными  вариациями.  Некоторым  устраивали «охоту  на  белых  медведей».  Тут  молодой  «охотник»  маскировался белой  простыней  и  полз  с  «ружьём»- щёткой  через  всю  казарму  в  дальний  угол,  где  сидел  «медведь»,  закутанный в  такую  же  простыню.  На пространстве  между  «медведем» и «охотником»  стояли  вещмешки, чемоданы,  табуретки,  имитируя  торосы,  за  которыми  затаивался  «охотник».  Наконец,  испытания  закончены.  Экзамен  сдан.  Выставлены  «оценки». Оглашены  результаты.  «Охотникам»  объявили:

— Готовьтесь.   Через две  недели  должен  быть  выход  на  лыжах  в лес,  где  будут отрабатываться  приёмы  охоты  на  природе.
 
А через  пять дней  нас распределили по  кораблям и  мы  покинули  гостеприимную казарму.