дети войны

Зинаида Малыгина 2
Мне было четыре года, когда началась война, и наша семья была перевезена в Казахстан в город Усть-Каменогорск. Мы жили в землянке, которую построил для нас отец, а после того, как мы в нее переехали, отец  был отправлен на фронт.

 Осталась мама с тремя малыми детьми и престарелой бабушкой. Уходила мама на работу по заготовке дров  еще засветло, а приходила тогда, когда мы уже спали. Мамы мы не видели по нескольку дней, а жили в землянке в холоде и голоде.
Бабушка умерла от такой трудной жизни, да еще и похоронка пришла: погиб наш отец под Сталинградом в 1942-м году. Трудности не закончились: умерла наша сестренка от дифтерии, а на поминки даже продуктов нет. Пожалела нас соседка и дала пшена на кашу. Сидят люди у поминального стола, а я плачу за печкой, боюсь, что мне не достанется каши. Вот такие у меня воспоминания о моем трудном детстве.

Много было радости, когда нам подарили маленького цыпленка. Принесла я его в своей любимой шляпке, бережно прижимая к груди. Учила его клевать зернышки со своей руки, не расставалась с ним ни на одну минуту, согревая своим телом. Вот и выросла красивая курочка. Очень мы были с братом рады такой живой игрушке. Красивая курочка снесла яйцо, теперь я грею яйцо своим телом, завернув его в теплую тряпочку. Вылупился цыпленок, а я теперь уже знаю, как выращивать курочек. Опять учу цыпленка клевать зернышки, опять не расстаюсь с любимой игрушкой.

Подрос цыпленочек, уже научился подниматься по ноге на мое плечо и сидел там много времени на потеху взрослым. Добавлю, что он меня узнавал среди других детей и подбегал только ко мне, оживляя радостью наше безрадостное детство.
А вот и маленький поросенок появился в доме, еще больше радости для детей, не имеющих игрушек. Так и спим в землянке вместе с друзьями: на подушке слева спит курочка, а справа – поросенок. Полюбил поросёнок во сне покусывать моё ухо, а потом так схватил его своими острыми зубами, что мы еле оттащили его от этого "лакомства". Больше я не спала с поросёнком.

Здесь же, в Казахстане, я пошла в школу в 1-й класс, а идти в школу нужно было через лес километра три. В этом лесу ночью волки загрызли человека. Мы с подружкой бежали и оглядывались. Волков мы все же увидели один раз, они были далеко, но разглядеть было можно. Побежали мы домой что есть мочи, а у землянки нас встретила, как всегда, моя собачка Жучка.

В 1947-м вернулись из эвакуации в Кировск. Поредела наша семья за годы войны, но мы были рады, что после землянки оказались в бараке. Чтобы не умереть от голода, пришлось мне пасти коз. За эту работу 11-летней девочке давали 15 рублей и хлеб, что мне особенно запомнилось.

  Записано мною со слов Лелес А. В.( 1936 г. р.) Один из рассказов в книге "Дети войны", ред. Малыгина З.Я.