Китайская грамота и русский чай

Рене Арманд
               
                Сценарий телепередачи
               


                Благодарю за предоставленные материалы               
                выдающегося русского китаеведа академика    
                Владимира Степановича Мясникова. 



 В 1602 году известный английский коммерсант и дипломат Джон Уильям Мерик привез в Москву письмо для царя Бориса Годунова от королевы Елизаветы. Она просила помочь ее подданным попасть в Китай. В Англии думали, что добраться до Китая можно, если пересечь Московию, а дальше - держаться правее от скифских берегов Черного моря. Но знали ли сами русские дорогу в Поднебесную?

1927 год. Из Китая в СССР спешно эвакуируются жены и дети советских военных специалистов, которые были командированы для помощи китайским товарищам. Среди них - молодой китаевед Петр Скачков. Это была его первая поездка в Поднебесную.
 Об этой экспедиции  он набросал план-памятку для будущих воспоминаний.
«Сборы. Погрузка машин. Женщины, дети. Кто-то из женщин только что приехал – и снова в обратный путь. Консул трусит. Через границу нельзя – кругом бандиты. Идем через пустыню Гоби. Путь без дорог. Жара невыносимая. Ломается машина. Нет табаку, еды. Лопнул термос. Наш караван застрял - нет бензина».

Скачков – выпускник Петроградского института живых восточных языков - и здесь, в Китае, он переводчик. Еще ему приходится сопровождать дипломатическую почту – деньги и документы.
      
     Молодой учёный-китаевед Пётр Скачков приехал в Китай в 1925 году, после того, как СССР  поддержал революцию под руководством гоминьдана и компартии. Мы поставляли Национальной армии вооружение и боевую технику. И самое главное – в Китай отправлялись советские военные специалисты. Все они были добровольцами . Знали, что командировка будет опасной.

Из набросков Скачкова.
«Ноябрь 1926 года. В нашем особняке погас свет. Ожидаем нападения. В Шаньси на площади враги революции схватили советского военного советника (переводчика). Повели казнить на площадь. Спас католический миссионер».

Осенью 1926 года Скачков вместе с другим дипкурьером, латышом Янисом Бриедисом, выехал из Пекина. Предстояло доставить почту в советские консульства по всему Китаю. По пути на юг страны они сели на советский теплоход «Томск». В море на корабль напали пираты. Дипкурьерам чудом удалось спасти свой груз.
Но это было только начало. Весной 1927 года полиция и солдаты контрреволюционной китайской армии ворвались на территорию советского посольства в Пекине. Начались аресты, грабеж имущества. Но люди уцелели и вернулись на родину.
За несколько веков наших отношений с Китаем произошло несколько инцидентов. Но войн не было. Ни разу. Взаимные интересы обоих государств были в другом. 
Когда Россия открыла для себя восточного соседа? В 19 веке однозначного ответа на этот вопрос не было. Назывались дата – 1618 год – и имя первопроходца – Иван Петлин. Однако великий русский историк Николай Карамзин сделал предположение, что первая русская экспедиция,  руководимая неким Иваном Петровым,  достигла Великой китайской стены еще при Иване Грозном, в 1567 году. Спор об этом длился целых сто лет. Точка была поставлена только во второй половине 20-го века, когда в Монгольском центральном архиве древних актов историки обнаружили любопытный документ - челобитную томских казаков, поданную в Посольский приказ, о награждении их за поездку в Китай.

«Царю государю Михаилу Федоровичу всеа Руси бьют челом холопи твои, сибирского города казаки Ивашка Петлин да Ондрюшка Мадов. В прошлом, государь, в 126 году велено нам, холопем твоим, итить и проведать про Китайское государство… Шли до Китайского государства пять недель, и голод и нужду терпели, и всякий скором ели…»

Посольский дьяк сделает помету на полях: «Души свои губили».
126 год – это сокращенное от 7126-й - год от сотворения мира. То есть, 1618 от Рождества Христова. Очевидно, что именно Иван Петлин и Андрей Мадов первыми добрались до Китая. Они возвратились в Москву не с пустыми руками. Привезли с собой, как они пишут, «китайскому государству чертеж и роспись и грамоту от Тайбуна-царя». И, жалуются они дальше, «за эту службу не вознаграждены царем.»
 Благодаря их челобитной мы теперь можем узнать точную дату начала отношений между двумя странами.
Спустя десятилетия после экспедиции Петлина и Мадова в Пекин отправился новый караван - купца Петра Ярыжкина. К тому времени власть в Китае взяли маньчжурские князья. Теперь  на престоле был Шуньчжи - император из самопровозглашенной династии Цин…

При дворе китайского императора купца Ярыжкина встретили прохладно и не проявили интереса к его товарам. Человек из России не имел при себе никаких верительных грамот, однако убеждал императорский двор, что у своего батюшки-царя он -первый человек.
Китайские дипломаты в эти годы были озабочены тем, чтобы построить отношения с соседями по принципу «сюзерен-вассал». И Петр Ярыжкин , который пробыл в Пекине около года, получил для своего царя Алексея Михайловича подарки и императорский указ.

«Ваша страна находится далеко на северо-западе. От вас никто никогда не приходил в Китай. Теперь обратились вы к нашей цивилизации и прислали посла, представившего в качестве дани произведения вашей страны. Мы весьма одобряем это. Мы отпускаем вашего посла с милостивыми подарками…С благодарностью получив дары, навечно будьте преданы нам и послушны…
25 июня 1655 года. »

        В Пекине не подозревали, что ровно год назад из Тобольска в Китай отправилось первое официальное русское посольство во главе с Федором Байковым . Добравшись, наконец, до Пекина первый русский посол привез из Москвы письмо китайскому «богдыхану царю». Его содержание полностью противоречило указу китайского императора. Царь Алексей Михайлович был готов установить дипломатические отношения с Китаем только на  паритетных началах.
Когда Байков прислал из Пекина в Москву образцы ревеня и шелковых тканей, в Кремле поняли, что торговые отношения с Поднебесной сулят немалые выгоды. Однако торговать с Китаем оказалось непросто.    
Политика правящей династии Цин была направлена на изоляцию страны от чуждого влияния. Торговцев с Запада принимал всего один порт. Им было запрещено покидать портовую территорию и учить китайский язык.
       Экспорт значительно преобладал над импортом. Высоко ценились только русские меха и итальянское стекло. А в Европе и Америке китайские товары считали предметом роскоши и шика. Мода на китайскую кухню, одежду, посуду и философию захлестнула Запад. Российских же торговцев интересовал исключительно чай.
Пограничный Калган, тот самый город, откуда в 1927 году началась эвакуация семей советских военных советников, был местом, где издавна селились русские чаеторговцы. А первыми, кто распробовал этот напиток, были …православные священники.
Православие попало в Китай извилистым путем и в искаженной форме. Его принесли изгнанные из Византии последователи архиепископа Константинопольского Нестория, признанного еретиком. Он учил, что деву Марию нельзя называть Богородицей, поскольку Христос  был не Богом, а богочеловеком.
Последователи Нестория обосновались в Китае в 618 году. Чтобы сделать христианство доступным для китайцев, они привнесли в него элементы буддизма и даоизма. Пошли даже на изменение изображения святого креста. Но несторианцы так и не смогли преодолеть барьер между цивилизациями.
Истинно православные священники из России появились в Китае только спустя тысячелетие, в конце 17 века. Они проделали долгий путь ради своих соотечественников, оказавшихся в плену. Кроме того, небольшая русская колония нуждалась в пастыре и собственной церкви. Священники были приняты в Пекине с почетом, получили чиновничьи степени, казенное содержание и квартиры.
Через тридцать лет, в 1727 году, китайская и русская стороны подписали Кяхтинский трактат о разграничении - установлении границ и о  торговле. Вот что гласит 5-я статья этого документа.    
 
«Дом, который ныне для российских в Пекине обретается, будет для россиян и впредь. А что российский посол граф Савва Владиславич представлял о строении церкви, вспоможением вельмож в сем доме зделана.  В сем доме будет жить один лама (священник) и прибавятся три другие ламы. Россиянам не будет запрещено молиться и почитати своего бога по своему закону».
 Русская православная духовная миссия получила официальный статус в Пекине. Царское правительство запретило священникам вести активную работу среди китайцев – это могло вызвать неудовольствие цинских правителей и закрытие миссии. Между тем ,она фактически стала дипломатическим представительством. В тот же год была основана Российская академия наук, которая стала ставить перед миссионерами научные задачи. За первые 150 лет существования миссии сложилась уникальная школа русского китаеведения, открывшая всему миру тайны китайской цивилизации.
Постепенно православие стало распространяться в Китае. Уже в середине двадцатого века китайские власти предложили советскому послу сделать православие основной религией Китая во имя вечной дружбы двух стран. Но представитель атеистической державы с возмущением  отверг эту идею. Тогда, чтобы угодить СССР, православие  было…запрещено. И все церкви были закрыты…
В пору своего расцвета русская духовная миссия в Пекине пыталась перенять кое-что из китайской культуры. В частности, возделывание плантаций чая. Многие пытались вырастить чай, саженцы которого привозили из Поднебесной в Россию. Но все старания заканчивались неудачей. Принц Александр Петрович Ольденбургский тоже решил устроить чайные плантации в своих абхазских владениях. Но его агроном, как и другие, не добился успеха. Тогда Ольденбург пригласил на работу  китайского специалиста по выращиванию чая. И дело пошло.
В 1917 году чайные плантации Ольденбурга было решено национализировать. Однако Ленин лично подписал охранительный указ. Теперь этот самый чай мы знаем как «Краснодарский»...

Отношения России и Китая – это четыре века без войны. Четыре века взаимодействия - торгового и культурного. И – русское выражение «китайская грамота», которое означает что-то неразборчивое, неведомое, но всё-таки доступное изучению и пониманию…