Инсбрук. Творение Захи Хадид

Борис Готман
Boris Gotman, Ph.D

   Первый раз мы приехали в Инсбрук в августе 2009 года по дороге из Мюнхена в  небольшой поселок Альпендорф – в переводе -  Альпийская деревня – где нам предстояло жить в  Австрии.

   У нас был почти целый день и в числе прочих мест, которые хотелось посмотреть в Инсбруке, был и новый фуникулёр Хунгербургбан  (Hungerburgbahn).

   Мы слышали самые восторженные отклики о нём как о чуде и архитектуры, и инженерии.

   Понятно, что окруженный горами Инсбрук просто обязан быть опоясан фуникулёрами и подвесными канатными дорогами. Тем более, что часть его городских районов расположена на склонах гор и фуникулёр обслуживает не только гостей, но и коренных его жителей.

   Сразу хочу уточнить, в статьях интернета об этом фуникулёре и вообще  о подъёмниках много путаницы. Смешивают вместе и фуникулёры, и подвесные канатные дороги.
 
   Поэтому часто можно прочесть: "фуникулёром поднимаемся до самого верха, до станции Хафелекаршпитце (Hafelekarspitze) до отметки 2334 метра над уровнем моря".

   На самом деле  верхняя – последняя, четвёртая станция фуникулёра, называемая  Хунгербург  (Hungerburg) – "Голодная крепость" в переводе,  расположена на отметке 857 метров над уровнем моря. Чтобы достичь её, вагон фуникулёра должен подняться на 288 метров над центром  Инсбрука.

   На моём снимке, являющемся фоном коллажа,  виден жилой квартал, почти скрытый пышной зеленью.

   Станция  Хунгербург  расположена как раз на его уровне.

   На снимке она скрыта расстоянием,  но если фотографировать это место ближе, не поместится самое главное – великолепные горы.

   А так на нём хорошо видно, как меняется альпийский ландшафт при подъёме.

   Кстати, снимок сделан с моста через Инн и на нём виден следующий мост, а за ним  – мост, по которому движется вагон фуникулёра.

   А сам этот великолепно выгнутый  вантовый мост "о двух мачтах"  виден на маленьком снимке, который я поместил над водами Инн.

   Снимок моста сделан с высокого левого берега. Если присмотреться к снимку, увидите перед мостом стеклянную крышу станции, которая называется Левенхаус (Lowenhaus) – "Дом льва", по названию расположенной там гостиницы.
   
   Левенхаус является второй станцией маршрута, до которой вагон проходит в подземном туннеле Реннвегтуннел (Rennwegtunnel) длиной  371.5 метров - как в заправском метро.
   
   Под землёй находится и его первая - нижняя станция Конгресс.
   
   Теперь, прежде чем отправиться в путь, ещё несколько слов.
 
   Во-первых, архитектором этого, наверно, самого необычного в мире фуникулёра  является  госпожа Заха Хадид, британский архитектор иракского происхождения.

   О её таланте – применительно к этому фуникулёру – мы ещё поговорим. О её проектах, в том числе и в России, написано много. Так же, как  о её  высоких наградах и премиях.

   Прежде всего, поздравим её с днём Рождения. Буквально на днях она отпраздновала своё …летие. Пожелаем ей новых выдающихся достижений!

   В свой коллаж я поместил фотографию, сделанную во время одной из встреч прославленного архитектора с Маргарет Тетчер, что тоже красноречиво свидетельствует об  уровне её признания.

   Во-вторых, вернёмся к вопросу о том, как попасть на вершину Хафелекаршпитце  (Hafelekarspitze), которую читатель видит на моём снимке.

   Для этого надо сначала доехать вагоном метро-фуникулёра до  той самой "Голодной крепости" -  Хунгербург  (Hungerburg),  расположенной, как мы уже знаем, на отметке 857 метров. Билет туда и обратно стоит около 7 евро.

   В  Хунгербург надо перейти на канатную дорогу,  поднимающую на отметку 1905 метров на станцию Зеегрюбе (Seegrub).  Билет на фуникулёр и на эту канатку обойдётся примерно в 26 евро в оба конца.

   В Зеегрюбе надо пересесть в гондолу следующей канатной дороги, идущей под углом почти 90 градусов по отношению к предыдущей.

   За подъём  до станции Хафелекаршпитце (Hafelekarspitze) и обратную дорогу надо заплатить около 30 евро.

   Всё. Дальше только о самом фуникулёре Хунгербургбан  (Hungerburgbahn).

   Нынешний фуникулёр заменил своего предшественника, который прослужил с 1906 по 2005 год.

   Старый поднимался примерно на ту же высоту и, как и все подобные фуникулёры,  перемещался только по наклонному пути, не имея технической возможности перейти на движение в горизонтальном режиме, чтобы перевозить своих пассажиров по городу тоже.

   Поэтому  протяженность его трассы была почти на километр меньше – 839 метров, тогда как длина новой трассы, охватывающей бОльшую территорию, составляет 1838 метров или  1.14 мили.

   И это принципиальная "фишка" нового Хунгербургбана.

   Читатель уже понял, что для фуникулёров традиционной конструкции требуется  примерно одинаковый уклон по всей трассе. Их вагоны не могут приноравливаться к резким изменениям уклона.
 
   Новый  Хунгербургбан укомплектован необычными вагонами на 130 человек каждый.  Вагон состоит из четырёх отсеков, которые могут изменять угол наклона к рельсовому пути почти на 60 градусов, что и обеспечивает их пассажирам комфортные условия  при  движении поезда как по очень крутым участкам, так и по горизонтальным.
 
   Теперь почти полкилометра вагон идёт в туннеле по горизонтальному пути  как в обычном метро.

   И  на горе тоже появилась возможность изменить старый  маршрут, чтобы  построить промежуточную станцию в более удобном для пассажиров месте и улучшить условия обзора.

   Мы подошли к станции Конгресс.

   Пока некогда разглядывать великолепную стеклянную крышу станции, о ней, как и крышах остальных трёх станций, поговорим потом.

   Спускаемся по ступеням эскалатора, ведь  станция Конгресс это, по сути,  станция метро.
 
   Кстати, она в двух шагах от знаменитого дома с золотой крышей (можете прочесть о нём в моей заметке "Пожарная свадьба").
 
   Естественно, качество покрытия ступеней и полов на всех станциях соответствует требованиям "антислип" – они не должны быть скользкими даже "в мокром виде".
 
   Вагон будет через несколько минут. Между небольшим перроном и рельсами возвышается сплошное ограждение. Для чего оно – понятно, но и в нём есть особые "фишки"…
 
   В туннеле показался свет фар…
 
    Продолжение следует