Животворящая связь Данилевских

Александр Шуринов
«Животворящая» связь  в роду Данильченко-Данилевских.
 
Посвящается 120-летию со дня смерти русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского(28 ноября / 9 декабря 1822 – 7 / 19 ноября 1885)  и 70-летию со дня рождения его правнучки Валентины Яковлевны Данильченко-Данилевской(13 ноября 1935 – 25 января 2005). Памяти В.Я. Данильченко-Данилевской.


«…Без них наш тесный мир – пустыня,
      Душа – алтарь без Божества»
 
                А.С. Пушкин


Как известно, пути Господни неисповедимы. Готовясь к юбилею знаменитого прадеда, известного учёного-энциклопедиста Николая Яковлевича Данилевского, Валентина Яковлевна Данильченко-Данилевская пошла на «шунтирование». Сердце не выдерживало того темпа активной жизни, который она установила сама для себя в последние годы. А это и многочисленные выступления, и доклады на конференциях, и участие в презентации книг, подготовке и открытии памятников великому прадеду. Последнее, что более занимало её, это сбор средств на памятник Николаю Яковлевичу Данилевскому в Крыму, в его Форосской усадьбе, в Мшатке. Операция, а точнее послеоперационная реабилитация, закончилась печально – она ушла в мир иной со всеми своими чаяниями, заботами и надеждами. Вместе с тем, уход Валентины Яковлевны из жизни стал своеобразным уроком-наставлением для её сотоварищей по общественной деятельности. Оказалось, что «…смертию смерть поправ…» - это и о ней тоже.
Я виделся с Валентиной Яковлевной за несколько дней до операции. Она была весёлой. От неё веяло добротой и заботой. Она никак не выказывала волнения перед предстоящим испытанием. И в этом вся её внутренняя сила и характер жертвователя. Будучи правнучкой великого энциклопедиста, она внутренне ощущала своё «самостоянье» (как писал гениальный Пушкин) и свою силу. Наверное, эту «животворящую» силу она почувствовала не сразу. Разговоры с матерью – Ольгой Николаевной Данилевской (в замужестве – Васильевой, отец Валентины Яковлевны – Васильев Яков Яковлевич ушёл из жизни в самом начале блокады Ленинграда в 1941 году), совместные поездки в 50-ые годы в Форос на заасфальтированное место, где  находилась могила знаменитого прадеда, постепенное приобщение к трудам великого учёного, сопереживание бедам и надеждам России сделали своё дело.
А ведь в предыдущие годы мало что говорило о скрытых талантах и энергетике этой маленькой, безусловно симпатичной, жизнелюбивой женщины. Впрочем, родители Валентины Яковлевны были довольно творческие личности. Мать закончила биологический факультет Ленинградского университета и специализировалась на кафедре генетики. Отец закончил Лесотехническую академию и перед войной готовился защищать докторскую диссертацию. Она родилась 13 ноября 1935 года в Астрахани и долгое время воспитывалась там бабушкой и дедушкой, в то время как родители делали науку в Ленинграде. С 4-го по 10-ый класс Валентина Яковлевна уже училась в Ленинградской школе и проживала с матерью. По окончании школы она поступила в Ленинградский гидрометеорологический институт, который закончила только в 1959 году.  Выйдя замуж в 1956 году за офицера советской армии - Данильченко Романа Николаевича, она вдосталь наездилась с ним по просторам Отечества, дальним точкам и гарнизонам, следуя за супругом   как верная жена и соратница. Родились дети – две чудесные дочурки Ирина и Ольга. Мама, как ответственный и активный человек, обращает все силы на их воспитание, сопровождает их в детских садах и школах. Музыкальный талант и полученное ещё в Ленинграде музыкальное образование, гармонично дополняющее высшее (она 7 лет училась в детской музыкальной школе и 4 года в школе им. Римского-Корсакова), позволили ей «служить» в детских садах и школах, одухотворять трудное детство маленьких дальневосточников. Её музыкальные дарования и жизнерадостная общительность, сопереживание и готовность помочь людям способствовали объединению вокруг семьи Данильченко однополчан и их семей, позволяли наладить душевные искренние отношения. Постепенно, но неизбежно, под надёжным приглядом матери, выросли дети, поднялся до полковника в служебном росте дорогой и нежный муж, появились внуки, которым, как в прежние времена детям, Валентина Яковлевна отдавала все свои творческие и физические силы. Внешне казалось бы, обычная судьба ординарного человека.
 Однако, всё далеко не так. Обуреваемая чувствами родительского долга, Валентина Яковлевна решается передать детям и внукам светлую память об их предках. Однако передать не сухие и во многом обрывочные сведения о них. А наполнить память сопереживанием и состраданием их судьбам. Начались посещения архивов, поездки в города и веси, участие в заседаниях Историко-Родословного Общества в Москве, Общества потомков дворянских родов (гордо именуемого сегодня Российским Дворянским Собранием), Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, Общества наследников Александра Невского и т.д. и т.п.. В результате Валентиной Яковлевной были собраны замечательные материалы о жизни и деятельности предшественников, отслежены родовые связи, раскрыто содержание семейно-родовой культуры предков. Среди которых, наряду с уникальным мыслителем Николаем Яковлевичем Данилевским, можно отметить и духовного писателя святителя Игнатия (Брянчанинова), и атамана Межакова, подававшего в 1613 году грамоту во время избрания на царство Романовых, и Якова Ивановича Данилевского – героя Отечественной войны и Зарубежного похода русской армии в 1812-1815 годах. Да и много других незаурядных личностей, не отметившихся столь ярко в истории.
Эта деятельность принесла Валентине Яковлевне заслуженное признание. Главным образом, конечно, среди русских патриотов-единомышленников, которые нашли в ней опору для своей полезной сегодня для России деятельности. В каких только мероприятиях с их подачи она не участвовала. Безусловно,  тому способствовала и обстановка в семье. Ровный спокойный характер мужа, лад и любовь в дружной семье способствовали и, можно сказать, обеспечивали творческую активность уже немолодой супруги, матери и бабушки. И это весьма многозначительный результат её серьёзной духовной деятельности по связи прошлого с настоящим. В семье постепенно, но неотвратимо происходило признание необходимости и полезности общественной деятельности Валентины Яковлевны, важности для семьи, казалось бы ушедшей в далёкое прошлое, семейно-родовой культуры и общественного признания предков.
Сегодня, в канун 120-летия со дня ухода из жизни Николая Яковлевича Данилевского (7 ноября 1885 года по ст. ст.) следует сказать, что потомки его не подвели. В роду мыслителя нашёлся тот уголёк, который, наконец, вспыхнул и осветил духовно-нравственные связи прошлого и настоящего, послужил основой для восприятия и, что очень важно, передачи духовного опыта от прошлого поколения к будущему.
Эту то способность русского человека к любви к прошлому, к памяти предков Пушкин назвал 175 лет назад «животворящей  святыней». Поэт знал, что говорил.

                «Животворящая святыня!
                Земля была б без них мертва.
                Без них наш тесный мир – пустыня.
                Душа – алтарь без Божества»

- писал он в замечательном эссе, посвящённом, по сути, животворящему мироощущению русского общества в 30-ые годы XIX века, основанном на традиционном уважении к семейно-родовому укладу, ритуалам, обычаям.
     Возрождение и новое развитие  этого  чувствования говорит о том, что мы стоим на пороге возрождения как своего семейно-родового мировосприятия так и национального мироощущения русского народа в целом - носителя этих замечательных и, очевидно, неистребимых традиционных качеств. 
 Надо отметить, что сегодня в обществе во многом стихийно, но активно  формируются силы, направленные на восстановление престижа  семейно-родовой культурной традиции. Характерными являются массовые попытки наших граждан восстановить родословия своих  семей и родов, желание сопереживать непростым судьбам предков. Государственные архивы переполнены такого рода энтузиастами. Это является обнадёживающим знаком наличия внутренних механизмов самовосстановления семейно-родового уклада и духовности общества.
 К месту будет сказано, русский мыслитель Н.Я. Данилевский, поставивший духовность в основу взаимодействия всех членов социума, в своём фундаментальном труде "Россия и Европа" показал, что в наиболее трудные времена славяне, русские умели обнаружить свои духовные качества и духовной силой, подчас откровенным самопожертвованием, останавливали врага и побеждали его. Анализируя эти периоды отечественной истории, нетрудно обнаружить, что семейно-родовой уклад православного христианина (и воспитываемая в нём готовность к защите отечества) определял итоги очередного вражеского нашествия. Как писал Н.Я.Данилевский: «…карлы, фридрихи и наполеоны были нещадно биты».
Сегодня, надо признать, мы лишены той семейно-родовой связи, которая прежде объединяла народ и делала его неуязвимым. Не будем тут анализировать как и почему это произошло. Необходимо признать плачевный результат наших необоснованных мировоззренческих концепций, исключающих семью из решающих факторов общественной жизни и техногенно-экономической деятельности, где упор делался и делается на индивидуальные действия и инициативы, на производственную функцию человека-винтика. Фактически без серьёзных научных  обоснований в общественных процессах не учитывается определяющее действие института семьи, несмотря на его фактическое наличие и безусловное влияние на все процессы жизнедеятельности общества. Во всяком случае, без семейно-родовой связи, без воспитанной в семье души и сформированного в семье разума говорить о любом человеке - это значит обкрадывать его личность, выхолащивать самое главное, что связывает его с обществом и даёт право на самовыражение, на «самостоянье», как говорил незабвенный Александр Сергеевич ещё 175 лет назад.
Валентина Яковлевна Данильченко-Данилевская  была из  числа первопроходцев по этому тернистому и многотрудному пути. Именно в этом контексте, на наш взгляд, деятельность Валентины Яковлевны Данильченко-Данилевской следует признать наиболее плодотворной и важной сегодня. Она приложила немало усилий, чтобы собрать сведения о своих замечательных предках. Её активность была признана – она была Действительным членом Российского Дворянского Собрания, неоднократно избиралась Ответственным секретарём Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, была признана научной общественностью как биограф Николая Яковлевича Данилевского. Её энергичная деятельность, сама по себе безотносительно к полученным ею результатам, безусловно, ещё будет исследоваться благодарными потомками и общественностью. Вечная ей память!


Руководитель Центра "Родовая семья", член Совета Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, Действительный член Историко-Родословного общества и Общества потомков дворянских родов (РДС), член Философского Общества РАН и т.д.
Шуринов Александр Сергеевич, адрес для писем: 127591, Москва, ул. Дубнинская, д.50, кв.80. тел. для связи:(095) 485-21-82 или 8.916.424-47-48 (моб.)



Далее предлагается к публикации небольшой очерк В.Я. Данильченко-Данилевской о прадеде Николае Яковлевиче Данилевском.


    В.Я. Данильченко-Данилевская

Н.Я. Данилевский. Биографический очерк

             Имя Н.Я. Данилевского становится все шире известно мыслящей России.   В некрологе о Н.Я. Данилевском Петр Семенович Семенов писал «Это был энциклопедически образованный, глубоко ученый и самобытный мыслитель, и натуралист, и цельный, необыкновенно симпатичный, до глубины души русский человек…Он принадлежал к числу тех редких людей, которых можно было бы назвать  «искателями  истины», которой он … служил всеми своими трудами, всею душою и всеми своими помыслами», он был «не только глубоким мыслителем, но и горячим патриотом и ученым теологом, высоко держащим знамя Православия». Говоря о  судьбе  творческого наследия великого ученого России,  исследователь  трудов Данилевского  С.Н. Киселев  отмечает, что «лишь немногие провидцы оказались способны возвысить свой голос против духовно-нравственного разложения общества. Всякого, кто призывал к защите вековых устоев национальной культуры от разрушительного влияния чуждых идей, либерально демократическая журналистика причисляла к апологетам реакционности, обрекая на забвение» (Крымский архив №4, 1999). 
Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (по ст. стилю) 1822 г. в самом центре России, в Орловской губернии, Ливенском уезде, в селе Оберец (с 1954 года – Липецкая область, Измалковский район). Там прошло его раннее детство.  Николай  был крещен в Покровской церкви села Остров, где стоял эскадрон его отца Якова Ивановича Данилевского (1789-1855), генерала,  участника Отечественной и Крымской   войн, награжденного за  службу Отечеству многими орденами и медалями. Его мать – Дарья Ивановна Мишина (1800-1852) - дочь местного помещика.  Брат Александр посвятил себя военной службе, сестра  Елена  окончила  Екатерининский институт в Петербурге. Сказки крепостной няни, общение с простым народом уже в раннем детстве формировали представления мальчика о нравственных ценностях, христианских идеалах.  Образование Николай получил в пансионе Шварца в Дерпте (ныне Тарту), затем  в московских пансионах Павлова и Боргардта. К четырнадцати годам он уже свободно владел французским, немецким, английским и латинским языками.  С 1836 по 1842 г.г. Николай учился в Царскосельском лицее, куда одним из лучших  претендентов сдал вступительные экзамены. Здесь завязалась его дружба с Николаем Петровичем Семеновым, будущим государственным деятелем, а затем и его братом – известным путешественником Петром Петровичем Тян-Шанским.  Получив три университетских образования – филологическое, историко-философское, юридическое и  поступив на службу в канцелярию Министерства иностранных дел, он одновременно   стал вольным слушателем  естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета, где приобрел специальность ботаника. Петр Петрович Семенов вспоминал: «Данилевский обладал огромной эрудицией: перечитали мы с ним кроме книг, относящихся к нашей специальности – естествознанию, целую массу книг по общей истории, социологии  и политической экономике». (Русские  мемуары. М., 1990, с. 477.)   
Весной 1848 года  Николай Яковлевич вместе с Петром Петровичем  Семеновым совершили свою первую пешую экспедицию из Петербурга в Москву, а в мае следующего года по поручению Вольного экономического общества - экспедицию по исследованию черноземного пространства России  в хозяйственном и естественно-историческом отношении.  Готовясь к профессорской деятельности, Данилевский сдал магистерский  экзамен, подготовил диссертацию «Орловская флора». Однако  защита диссертации   не состоялась. 12 июня 1849 г. на реке Красивая Меча в Тульской губернии он был арестован и четыре с половиной месяца находился в каземате Петропавловской крепости. Причиной ареста стали его посещения в 1845г. кружка  М.В.Петрашевского, где  он  выступал с реферативными докладами  по  экономической теории французского социалиста Шарля Фурье. Военно-судебная комиссия признав, что ничего революционного и противорелигиозного в теории Фурье и докладах  Николая Яковлевича не содержалось, освободила его из-под ареста и направила  на службу к вологодскому губернатору под «строгий секретный надзор». 
В Вологде  завязалась его дружба с сыном губернского предводителя дворянства Павла Александровича Межакова  (1788-1865) Александром Павловичем Межаковым (1812-1859),  членом Русского Географического общества, ученым-орнитологом. В личном фонде А.П.Межакова сохранились письма Н.Я.Данилевского (Государственный архив Вологодской области, ф.    оп.1,  д.    ).  В  Вологде он плодотворно работает в области статистики и климатологии. Его статьи: «О движении народонаселения в России за 1846 год» и «Климат Вологодской губернии» были удостоены большой Премии Жукова и малой Золотой медали.  Многие свои научные статьи он  регулярно печатал в «Вологодских губернских ведомостях». Здесь же в Вологде  29 сентября 1852г. состоялась  его свадьба с Верой Николаевной Лавровой.  Познакомился он с ней  в 1843 году у сестры Елены.   Вера Николаевна - вдова генерала А.Н.Беклемишева (1792-1840) не сразу приняла его предложение, не желая мешать  научной деятельности. Вкоре после свадьбы по  просьбе самарского генерал-губернатора   Данилевские переезжают  в Самару, где от холеры Вера Николаевна скоропостижно умирает. Об этом в конце июня 1853 г. он писал Александру Межакову: «По характеру я не способен к отчаянию, и теперь, когда все прошло, скажу Вам искренне, что как любовь моя, так и горе мое при всей силе их – оставались всегда сознательными и обдуманными. Поэтому прошедшее  ручается у меня за будущее, да и я желаю, чтоб было так. Понесенная мною потеря вполне  показала мне тщету всего, кроме христианских убеждений, ибо они одни, когда все потеряно здесь, дают надежду на возвращение всего там  в лучшем и совершеннейшем виде».
По просьбе Русского Географического общества  и самарского генерал-губернатора опального Данилевского направили в экспедицию Карла Бэра по изучению рыболовства в Каспийском море и бассейне реки Волги. В течение трех с половиной лет экспедиция  проводила изучение биологии рыб,  природы Каспийского моря и прилегающих к нему районов,  рыбные промыслы у Персидских берегов, на озере Гогча (Севан). Внедрение рекомендаций научной экспедиции имело большое  практические  значение для  увеличения улова рыбы, сохранения природных богатств Каспийского бассейна.  К этому же времени относится знакомство Данилевского  с Тарасом Григорьевичем Шевченко, который отбывал  семилетнюю ссылку в Новопетровской крепости. В письме к Брониславу Залесскому   Т. Шевченко в 1854 году писал: «Почти вместе с твоим письмом прибыла к нам экспедиция Бэра, а в этой экспедиции (как я тебе и прошлый год писал) находится и твой знакомый Н.Данилевский (который помнит и кланяется тебе), а такое явление, как Данилевский… может вскружить и не мою голову. В продолжение его пребывания здесь я почти с ним не разлучался. Он своим присутствием оживил во мне,  одиноком,  давно прожитые прекрасные дни» (Т.Шевченко..  Дневник поэта).  По просьбе Данилевского с помощью Бэра    Т.Г.Шевченко был уволен от солдатской службы.
В экспедиции Николай Яковлевич занимался и геологией, и археологией, и палеонтологией, этнографией и историей, переводами трудов Бэра.          В краеведческом музее г. Астрахани сохранились материалы о династии Данилевских: отце Николае Яковлевиче, который занялся организацией астраханского ботанического сада,  его сыне Николае и внуке Сергее,  продолживших их дело. 
26 августа 1856 г. при короновании Александра II. Николай Яковлевич был официально освобожден от полицейского надзора (см. Б.П. Балуев «Споры о судьбах России») и  зачислен чиновником при департаменте сельского хозяйства Министерства гражданских имуществ, где и прослужил до конца своей жизни.  В 1862г. он  стал членом ученого комитета, с 1871г. - входил в состав Совета Министерства, с 1884г. он - тайный советник в  должности генерал-лейтенанта. В 1858 г. Данилевский был принят в члены Русского географического общества.
Взглавив экспедицию на Белое море и Ледовитый океан, он  побывал в Норвегии, где впервые   познакомился с трудом Дарвина, изданным в 1859 г.
15 октября 1861 года состоялся его второй брак с  Ольгой Межаковой, дочерью его друга (1838-1910). В 1862 году в с. Никольском Вологодской губернии  у Данилевских родилась дочь, В честь Веры Николаевны ее назвали Верой. Вскоре семья переехала в Крым, куда  Николай Яковлевич был назачен для исследования рыболовства в  Черном и Азовском морях.  За работу «Исследование Кубанской дельты» (1869г.) он получил высшую награду Географического общества – большую Константиновскую  медаль. Прожив недолгое время в Феодосии, потом в Мисхоре, где родился сын Григорий (умер в семилетнем возрасте), Данилевские в 1867 году купили  имение Мшатка в двух километрах от Фороса. Там в 1868 г. родилась дочь Варя, названная в честь первой владелицы этой усадьбы Варвары Аркадьевны Башмаковой, внучки великого полководца А.В.Суворова.
С конца 1864г.  по 1867г. Николай Яковлевич работал над большим трудом «Россия и Европа», который впервые был опубликован в журнале «Заря» в 1869 году отдельными главами.  Данилевские переезжают в Петербург, где поселяются в квартире Страхова на Васильевском острове в доме Стерлигова.  На полях книги “Россия и Европа” (издание 1888г.) современником, очевидно, хорошо знавшим Николая Яковлевича, были сделаны пометки, характеризующие его облик: “Блондин с темно - русыми волосами и серыми глазами, высокого роста и ровной полнотой (развитая мускулатура на крупном скелете), напоминающий атлета, с размашистыми манерами и могучим голосом – он, таким оброзом, представлял редкий тип русского богатыря духа и тела, натура идейная и самобытная. Говорил всегда хорошо, сильно и одушевленно. При этих свойствах чисто русского таланта он соединял трудолюбие и немецкую усидчивость и добросовестность изучения. Феноменальной личностью был он и в нравственном отношении”.(Макуха П.П. Крымская газета, 27.03.1997.)
В июле 1871 года  родился сын Николай (мой дед – В.Я.)  - Николай Николаевич Данилевский (1871- 1844). В 1874 году – сын Сергей, в 1877 г. – Иван.  В семье Данилевских проживали  мальчик-сирота. Алеша (А.И.Зреляков), которому Данилевские дали возможность окончить Петербургскую Академию художеств, воспитанница  Лиза и  сводная сестра Ольги Александровны Мария Александровна Межакова. Постоянно в гостях у Данилевских бывали А.Майков, братья Семеновы, И.С.Аксаков, Л.Н.Толстой, Н.Н.Страхов, академик живописи И.Келер и  многие другие. Близко знаком был Николай Яковлевич и с Ф.М.Достоевским, который назвал книгу «Россия и Европа»  «будущей настольной книгой всех русских».
          В 1871 году Николай Яковлевич стал почетным членом Петербургского славянского благотворительного общества, которое оказывало поддержку славянам и развивало связи России с другими славянскими странами. В 1872г. Министерство государственных имуществ  назначило Данилевского председателем комиссии для составления правил «О  пользовании проточными водами в Крыму».  Им был составлен проект этих правил.        В 1876 году Николай Яковлевич был избран членом “Московского общества любителей Российской словестности” за большое количество филологических статей.
       Во время войны с Турцией 1877-1878гг. в Мшатке Николаем Яковлевичем написаны политические статьи: “Конференция или даже конгресс” и “Общеевропейские интересы”, проникнутые патриотизмом и обнаруживающие глубокое знание истории.  Примечательно, что эти труды написаны при отсутствии каких-либо справочных пособий, библиотека  была эвакуирована в горы.
          В 1879-1880гг. Данилевский исполнял обязанности директора Никитского ботанического сада. В октябре 1880г. по решению Министерства Николай Яковлевич был назначен председателем комиссии по борьбе с филлоксерой – бичем виноградников. Изучив опыт Швейцарии и южной Франции, Данилевский добился быстрых успехов в этом деле. Страхов писал 5 ноября 1882г. Николаю Яковлевичу: «Я всем рассказываю, с каким почтением смотрел на Вас, как Вы в одно время победили филлоксеру и сами разорились».
В течение четырех лет, начиная с 1879г.,   Данилевский писал свой труд по дарвинизму, первым доказав ложность эволюционного процесса по принципу естественного отбора. В 1879г. Николай Яковлевич принимал участие в VI съезде русских врачей и естествоиспытателей, выступив с критикой учения Дарвина.  Убежденный дарвинист Северцев,  посетив Данилевского,  “горячо проспорил с ним целую ночь на пролет к немалому ужасу хозяйки дома - Данилевский курил трубку на длинном черешневом чубуке, а Северцев папиросы... Столкновение двух выдающихся умов оставило  след в памяти этого научного турнира” (Райков Б.Е. Русские иследователи до Дарвина. М.1959, с.68). Данилевский умел отстаивать свою точку зрения: “При глубоком знании естественных наук, при громадной эрудиции вообще, он выдавался логичностью мышления и был силен в диалектике. В споре с другими он всегда брал вверх, иначе и быть не могло: его светлый ум, обогащенный реальными знаниями, продуманными самостоятельно, имел свойство быстро схватывать и почти в то же время обнимать предметы со всех сторон; убеждение, одушевление и громкий голос помогали ему заявлять с ним согласие”... (Макуха П.П. Крымская газета,  27.03.1997г.).
Весной 1884г. Николай Яковлевич опять приезжал в Петербург на “Всемирную выставку садоводства” как эксперт, а в апреле 1885г. присутствовал на филлоксерном съезде в Тифлисе.         Тридцать лет Николай Яковлевич провел в командировках и экспедициях. Все законодательство по рыболовству в водных бассейнах Европейской части России принадлежит перу Данилевского. Это был его практический вклад в улучшение экономики страны. Н.Я.Данилевский писал: «Красота есть единственная духовная сторона материи – следовательно, красота есть единственная связь двух основных начал мира… Бог пожелал создать красоту – и для этого создал материю» (с.ХХХ11).
         Умер Николай Яковлевич 7 ноября (по ст.стилю) 1885г. от сердечного приступа в гостинице Тифлиса, где остановился на отдых, возвращаясь из своей последней командировки на озеро Гогчу. Он очень беспокоился за состояние рыболовства на озере, последними словами его были: «Испортят они нашу Гогчу».  В момент смерти Николая Яковлевича Ольге Александровне пришло видение. Об этом писал Н.Н. Страхов в письме к Л.Н. Толстому 13 июня 1886 года: «В самый день и час смерти Ольга Александровна не спала… и не думала о муже в эту минуту. Вдруг ей явилась его голова на подушках с болезненным выражением, она дважды провела рукой по его щеке, говоря: «Милый мой, дорогой!». Но все исчезло, и она вскочила, не понимая и удивляясь тому, что было… На другой день весть о смерти была для нее совершенно неожиданной… и теперь она твердо уверена, что он «приходил проститься»… Почему не предположить, что связь между близкими душами сохраняется и на большом пространстве».
Его похоронили в Мшатке 16 ноября (по ст. стилю). При обряде присутствовал сосед по именью будущий генерал-фельдмаршал граф Д.А.Милютин, сподвижник Государя Александра II по его реформам. В своем дневнике он записал: “Вдова, предпологая проживать и впредь в своем безмятежном затишье, к которому так был привязан покойный Николай Яковлевич, пожелала и тело его удержать при себе в Мшатке. Оно было погребено сегодня, с обычным обрядом, в саду, посреди площадки, окруженной кипарисами, где покойный намеревался построить небольшую беседку для своих ученых занятий”. Позже рядом с его могилой были похоронены его жена и другие близкие ему люди. В 1891г. над усадьбой Мшатка на скале ниже Байдарских ворот была построена церковь Воскресения Христова. В советское время  захоронение Данилевских было заасфальтировано.


Ныне эти места вновь - “колыбель Духа”.  22 мая 1997г. рядом с восстановленной могилой Н.Я.Данилевского, был заложен камень в фундамент будущей часовни Николаю Чудотворцу. Н.Б.Дискин, бывший в то время мэром Ялты,  зачитал письмо-покаяние от современного поколения за совершенное надругательством над могилой великого ученого и  длительное забвение его имени.