Венская бронза

Леонид Бурдо
       В России частное коллекционирование имеет давние традиции. В XVIII веке частных собирателей, а иными словами коллекционеров называли забытым сегодня словом -«curieux» что означало в переводе с французского – “любопытный”. Иногда наряду с серьезными и редкими вещами внимание коллекционера привлекали забавные, шутливые, или с неожиданным подвохом (секретом) творения художественного ремесла, которые звались на немецкий лад «кунштюками» В конце XIX-начале XX века в разряд таких вещей, которые охотно коллекционировались, попала так называемая «Венская бронза», выпускаемая австрийской художественной промышленностью. Ее «изюминкой» стали ярко раскрашенные и бесконечно  занимательные по художественной интриге фигурки животных, людей, птиц, пресмыкающихся, насекомых, растений  и эпатажная в своей эротике камерная скульптура из патинированной бронзы, в т.ч. и с «рискованными сюжетами», чрезвычайно популярная в чисто мужской среде. Бронзовая «кабинетная» скульптура и предметы прикладного искусства из полихромно патинированной и раскрашенной  латуни были хорошо знакомы российскому покупателю и, возможно поэтому, многие австрийские вещи являлись предметом коллекционирования.

       Миниатюрные фигурки анималистического жанра собирали русский писатель и публицист Максим Горький (1868-1936) и композитор, один из авторов первых советских массовых песен, народный артист СССР Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899-1978). Из западных знаменитостей с большим почтением и любовью относился к венской миниатюре знаменитый американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899-1961). Все они были коллекционерами и ярыми поклонниками маленьких металлических фигурок ,утверждая, что не возможно не восхищаться этими необыкновенными по своей внешней привлекательности вещичками.

       Знаменитая во всем мире, несмотря на свой малый размер, не дешевая, венская мелкая пластика часто преподносится в качестве дорогого и престижного подарка. Особенно ценятся подписные изделия «Венской бронзы» - с авторской подписью и клеймами известных австрийских производств, таких как Берман и Бергман. Естественно предположить, что после 1945 года из Австрии была вывезена какая-то часть старых предметов «Венской бронзы», которые позднее появились на прилавках российских комиссионных магазинов и пробудили интерес коллекционеров к тем или иным интересным миниатюрным вещичкам. Так как в продаже были в основном маленькие скульптурки животных и иногда «человечков» под «Венской бронзой» стали понимать полихромно раскрашенные фигурки исключительно миниатюрного размера. В большинстве случаев они были отлиты из латуни.

       Старое понятие «Венская бронза» из-за незнания большинством коллекционеров широты ее ассортиментного диапазона в конце XIX-начале XX века, существенно сузилось и стало соотноситься, исключительно с настольной, весело раскрашенной мелкой анималистической пластикой, фигурками людей и небольшими скульптурными композициями, условно названными «вещами марокканской тематики» (всевозможные изображения  арабов-бедуинов Северной Африки). Нарядно раскрашенные латунные фигурки сохранили свой универсальный подарочно-сувенирный характер – их можно было, как  в старые добрые времена, использовать для украшения обстановки жилища, покупать в коллекцию, преподносить детям и взрослым в качестве сувениров на Рождество, Пасху или Новый Год. Иногда в таких миниатюрных изображениях видели олицетворение  символов китайского лунного календаря. Это качество мелкой анималистики «Венской бронзы» было открыто еще в эпоху модерна, в начале XX века, когда европейцами была признана культурная ценность восточного искусства, и широко распространилось увлечение философией, астрологией и мистикой этого региона .

       Однако, среди безобидной и совершенно невинной на первый взгляд «Венской бронзы» существовала специфическая категория предметов эротического и откровенно порнографического характера, часто имеющая скрытый механизм, позволяющий имитировать некоторые движения человека или животного. Эти «механические забавы», которые можно отнести к своеобразным игрушкам-сувенирам для взрослых людей, редко появлялись в антикварных магазинах и поэтому всегда являлись объектом особого поиска коллекционеров.

       В начале XXI века в Западной Европе и Америке мелкая пластика «Венской бронзы» приобрела почетный статус антиквариата, рассматриваемого современниками как часть наследия духовной и материальной культуры европейского искусства. В наши дни «Венская бронза» - это не только декоративные миниатюрные скульптурки (фигурки-сувениры и фигурки-игрушки) из латуни, но и «кабинетная» скульптура, комнатные осветительные приборы (ночники, лампы, низкие подсвечники) и самые разные бытовые вещицы со скульптурным декором из латуни и бронзы. В венской камерной пластике наиболее ценятся вещи не столько в стилевой манере европейской «натуралистической школы», сколько предметы в духе Ар Нуво и Ар Деко, которые, несмотря, на сильную конкуренцию со стороны «французской бронзы», имеют на мировом рынке достаточно высокий ценовой рейтинг.

       История «Венской бронзы» как определенного вида австрийской художественной промышленности началась в буквальном смысле с малого – с фабричного производства из латуни миниатюрных фигурок животных, ярко и красочно раскрашенных вручную, которые были предназначены для обычного среднестатистического бюргера. Эти симпатичные металлические скульптурки появились как попытка альтернативы существующему в Вене эксклюзивному производству очень дорогих заказных предметов из позолоченной бронзы.- мебели, осветительной арматуры, декоративным изделиям и т. д, используемых для императорских резиденций и аристократических жилищ.

       «Венскую бронзу» и, прежде всего, ее скульптурную миниатюру (анималистику), небольшого размера жанровые композиции в духе «ориенталь», «кабинетную» эротическую бронзу «с секретом» искренне любили, обожали и коллекционировали самые широкие слои населения. Именно эти наиболее коммерческие направления в «Венской бронзе» были knoy-hoy ее художественной промышленности, они не имели конкурентов на мировом рынке и составляли важную статью государственного экспорта. Пик популярности «Венской бронзы» не спадал во всем мире почти три десятилетия  и пришелся на 1900-1920-е годы. Высокое художественное качество изделий обеспечивалось с помощью нескольких приемов - “формовки в песке”, по глиняной или гипсовой модели (sand-casting), и литья по “выплавляемой восковой модели”, известной под французским термином «cire perdue» .Отлитые фигурки затем грунтовались и шлифовались. В арсенале мастеров так же имелся широкий спектр технических приемов, позволяющих получить максимальный эффект и на финишном этапе обработки изделий. Это - чеканка, разноцветное патинирование, а в отдельных случаях и золочение, полихромная раскраска и т.д.

       «Венская бронза» как новый вид изделий австрийской художественной промышленности ведет свою историю с середины XIX века. Раскрашенные латунные скульптурки зверей, людей, растений и даже бабочек, жуков, мушек или кузнечиков - все эти сувенирного характера предметы, из которых можно было составить очень потешные жанровые сценки, являлись во второй половине XIX века актуальными предметами украшения домашнего быта. В начале XX века большой популярностью пользовались электрифицированные ночники и настольные лампы со сложной скульптурной декорацией. Например, прикроватный ночник мог иметь конструкцию в виде  фасада средневекового дома из нескольких этажей, на первом из которых размещалась мастерская сапожника, наполненная почти микроскопическими предметами быта и орудиями труда. Часто такие осветительные приборы имели вид скульптурной композиции, детально воспроизводящей интерьер и экстерьер шатра бедуина в пустыне. Можно было до бесконечности рассматривать и удивляться фигуркам маленьких человечков, занятых повседневными хлопотами, птицам, сидящим возле источника воды, лениво лежащему верблюду и колоритному погонщику в чалме, натуралистично выполненным пальмам, дающих тень и прохладу и пр. Волшебный, сказочный и манящий таинственной экзотикой мир Востока представал взору европейского покупателя. Подобного рода курьезные вещи будоражили воображение обывателя и заставляли зажиточного горожанина покупать столь необычные и диковинные предметы.

       У истоков промышленного производства «Венской бронзы» стояло, основанное в 1850 г. в Вене, небольшое предприятие мелкого венского предпринимателя Матиаса Бермана (Mathias Bermann), занимавшегося выпуском металлических украшений для музыкальных инструментов. Именно он первым стал изготавливать на своей фабрике в технике литья маленькие латунные раскрашенные фигурки животных. Совершенно очевидно, что к мысли изготовления подобного рода миниатюрных изделий М. Берман пришел под влиянием знакомства с французской анималистической скульптуры из бронзы, т.к. первыми фигурками  стали изображения животных. Креативность его идеи, обеспечившей быстрый коммерческий успех его начинанию, заключалась в том, что в отличие от дорогой и элитарной «кабинетной» бронзы парижских анималистов он стал производить очень внешне симпатичную и доступную по ценам декоративную скульптуру, уменьшенную до игрушечных размеров. Новым был не только непривычно миниатюрный размер таких изделий, но и яркая ручная полихромная раскраска.

       Сюжеты для мелкой скульптурной пластики и миниатюрных многофигурных композиций брались прямо из жизни. Например, строительство Суэцкого канала в Египте, построенного в 1869 году, сделало модной ориентальную тематику. Большое количество скульптурок арабов в яркой этнографически точно воспроизведенной одежде и скульптурных композиций в виде арабского чаепития, или натуралистично воспроизведенных бытовых сцен из жизни Арабского Востока (например, отдыха бедуинов в пустынном оазисе) заполнили дома любителей романтики. Зарисовки с натуры, удачная фотография красивого и крупного животного, домашние питомцы – все служило источником идей для работавших на фабрике М. Бермана скульпторов и мастеров-ремесленников, создававших для литья перспективные модели.

       В фабричных моделях М.Бермана хорошо проглядываются контуры насекомых, эскизы небольшой скульптуры (в духе академических купальщиц-ню), настольные женские бюстики, жанровые миниатюры на восточный сюжет, слоники, различные пород собак, сценки охоты, лошади, олени, орлы, петухи и всякая домашняя птица. Но среди них можно встретить и изделия утилитарно-бытового плана – прессы для бумаг, пепельницы, печати, подставки для спичек и т.д. Персонажи самых известных детских книг, которые восхищали  детей и взрослых во всех европейских странах, такие как, например, «Кот в сапогах» Шарля Перро или «Бременские музыканты» братьев Гримм служили образцами для расширения модельного парка «Венской бронзы». Например, в 1857 г. было осуществлено последнее прижизненное издание сказок братьев Гримм, в частности чрезвычайно популярных «Бременских музыкантов». Сказочные герои упомянутых книг нашли свое воплощение в выпуске целой серии реалистически раскрашенных миниатюрных фигурок животных-музыкантов, в которых любой  покупатель мог угадать полюбившиеся с детства образы. Популярность миниатюрных скульптурных изображений, которые первой начала выпускать фабрика Бермана, была чрезвычайно  высокой.

       Открытие в 1856 году близ Дюссельдорфа останков первобытного человека и выход в свет фундаментального труда Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.), в котором он обосновал свою гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка, послужили поводом для появления и впоследствии неоднократно повторяемого тиража миниатюрных фигурок неандертальцев. В художественной отделке «древних человечков» - неандертальца с дубинкой, сидящего на ящере, ящера схватившего за ногу убегающего неандертальца или ползущего на четвереньках ребенка ,кроме реалистической полихромной раскраски, находчиво использованы кусочки меха, что делает их уморительно забавными, заставляет пристально рассматривать и удивляться микроскопическому латунному литью.

       Сын Матиаса Бермана, Франц Берман, художник по образованию, также во многом способствовал процветанию семейного бизнеса. Он внес свою существенную лепту не  только, как талантливый  управляющий делами фабрики, но и созданием авторских моделей «кабинетной» малой пластики в новом стиле Ар Нуво. Кроме этого он отливал по моделям скульптора К. Каубы жанровую миниатюру с изображением застывших в разных позах пеших и конных индейцев. Возможно, Франц Берман сотрудничал с П. Терещуком, который мог предложить фабриканту для отливки  оригинальные модели самых разных типов. В 1902 г. была впервые издана одна из самых знаменитых детских книг «Сказки кролика Питера» английской писательницы Беатрис Поттер. Ее рисунки к этой и другим книгам стали настоящим кладезем сокровищ для венских художников, которые произвели настоящий бум в промышленном производстве венской миниатюры. На фабрике Бергмана-сына по мотивам иллюстраций произведений Б. Поттер было изготовлено множество фигурок животных и разнообразных сюжетных композиций. Главными героями реалистически раскрашенных скульптурок стали кот, гусыня, волк, кролик, мышь и лягушка, заслужившие восхищение детей и взрослых во всем англоязычном мире. Волшебные герои английских книг легко узнавались и в шахматных фигурках, которые так же изготавливались на фабрике Бермана.

       Среди самих австрийцев в начале XX века наибольшей любовью пользовались жанровые сценки, показывающие домашних животных в типичных для самих горожан повседневных жизненных ситуациях, например, за дружеским обедом в кафе, в магазине, в школе, дома за рукоделием, в больнице или на концерте. Так появились миниатюры, изображающие собачью трапезу в знаменитых в Австрии местных винарнях («хойригене»), бокс и «скорую помощь» лягушек, игру в бильярд кошек и собак, оркестры музыкантов из собак, кошек и обезьян, или фигурки увлеченно вальсирующих животных и т.д.

       Большого успеха во второй половине XIX века в венской мелкой пластике добилось производство фабриканта Франца Бергмана (Franz Bergmann), который стал не только серьезным конкурентом Матиасу Берману, но и приобрел не меньшую славу. Основанная им фабрика по производству изделий из бронзы работала почти 100 лет, до 1954 года. Скульптура с «секретом» («мужские игрушки»), тиражируемая в больших объемах Бергманом обычно представляла собой замаскированную эротическую сценку, скрытую от непосвященного за какой-нибудь безобидной внешней деталью, которая с помощью незаметного для глаза рычага или кнопки раздвигалась или смещалась в сторону, представляя удивленному взору совершенно иную редакцию скульптурного решения. Часто автор модели такой вещицы конструировал ее «эротический дизайн» за счет простого механического разъединения двух деталей, позволявших скульптуре иметь другую, откровенно эротическую версию. Для большего эффекта в таких раскрашенных или просто коричнево патинированных скульптурах отдельные ее детали или части вызолачивались.

       С эффектом «эротической неожиданности» в предметах-кунштюках европейская публика была давно знакома. У многих любителей пикантных вещиц имелись в быту такого рода статуэтки и безделушки. Например, в мужском кабинете могли находиться - немецкие эмалевые или из папье-маше табакерки с двойной крышкой, скрывающей внутри «непристойные изображения», французская фарфоровая скульптура в виде чопорных дам с разъёмными кринолиновыми юбками или русские фарфоровые пепельницы и чернильницы с фигурой спящей под плотной накидкой красавицы, которая легким движением руки превращалась в «отдыхающую Венеру» и т.д. Однако в изделиях из бронзы таких «фокусов» раньше не было и честь введения эротических предметов «с подвижным дизайном» в практику художественного литья принадлежит австрийскому художнику Ф.Й. Стареку. Камерная подписная эротическая пластика и предметы-игрушки с эротическим «движением» или «секретом». в наши дни очень редкими и являются наиболее коллекционными. В случае удачи коллекционерам на этих вещах могут встретиться факсимиле венских художников или производственные клейма фабрикантов - К. Каубы (Кauba), Х. Бергмана-младшего (NAMGREB), А. Титца (Titze), Т. Куртца (Curts), Тена (Thenn), А. Рубинштейна, Ф.-А. Сотнера (Sautner) и Бесердича (Besserdich).

       Несмотря на неприличие некоторых бронзовых изделий (отдельные предметы изображали фаллические символы или порнографические сцены), эти вещи рассматривались в мужском обществе того времени как приятные аксессуары письменного стола. Подтверждением этому обстоятельству является сохранившаяся камерная скульптура с эротическими сюжетами из собрания музея-заповедника «Царское село», входившая в состав личной коллекции владельцев Екатерининского дворца. Известным является и факт, что любителями и коллекционерами всевозможных предметов с эротическим содержанием во второй половине XIX века были русские императоры и великие князья, в частности Александр П и Александр Ш.

       Чрезвычайно плодовитым и успешным венским виртуозом, широко использовавшим в своих скульптурных работах хрисоэлефантинную технику, был Петр Терещук (Peter Tereszczuk, 1875-1963). Он является сегодня одним из самых ярких представителей мастеров первой трети XX века, работающих в описываемой области. Его имя широко известно не только узким специалистам, коллекционерам, но и многим любителям искусства. Удачный старт профессиональной деятельности, во многом благодаря совместной работе с венским литейщиком, владельцем художественной студии-мастерской У. Ульрихом, быстро сделал П. Терещука известным мастером – художником по производству «Венской бронзы». Работы П. Терещука просты по содержанию и ясны по манере. исполнения. Предпочтение он отдает  стилю модерн или стилю Ар Деко. Антикварный рынок довольно высоко ценит его работы.

       К сожалению, на отечественном рынке изделий «Венской бронзы» не так уж и много. Цены на «Венку» на российском антикварном рынке практически равны мировым, а часто и превышают их, но дерзайте отдельные достойные кунштюки еще можно приобрести в магазинах старого Арбата, Измайловском пассаже и других известных коллекционерам местах Москвы и Санкт – Петербурга.

Статья написана по материалам Малаевой З.А.