Еврейская демография в 19 столетии

Александр Вишневецкий
                (сокращенный перевод с идиш)
Ниже приведена часть статьи Якова Лещинского  "Еврейская демография", представленная  в  «Пробной тетради всеобщей энциклопедии» ", изданной на языке идиш  в Берлине фондом  С. Дубнова в 1932 году, в процессе подготовки к изданию самой энциклопедии, работа над которой не была завешена из-за прихода в 1933 году нацистов к власти.
 
Около 1825 года евреев во всем мире было примерно 3,25 миллиона человек. В 1930 году, позднее на 105 лет евреев в мире уже было 15,8 миллиона человек. Такой рост  в численности еврейский народ в своей истории никогда не имел место.
Число евреев в различные исторические эпохи
Согласно оценкам, евреев к моменту разрушения второго храма было от 4,5 до 5 миллионов, в средние века, около 1300 года, оценочно во всем мире было около 2-х миллионов; позднее через пару столетий, после эпидемии черной оспы и больших разрушений и преследований евреев в эти страшные годы, число евреев в мире упало до примерно 1,5 миллиона; только около 1700 года достигло еще раз численности около 2-х миллионов. С того времени число евреев начинает расти. В течение 18 столетия этот процесс идет еще медленно, прибавляется примерно 500-600 тысяч.
 
                Рост еврейского народа в 19 столетии
В 19 столетии рост становится более интенсивным. Если в 1825 году численность еврейского населения составила 3.281.000 человек, то в 1930 году уже 15.800.000.
За 105 лет еврейский народ численно вырос почти  в 5 раз, в то время как все человечество за это же время несколько больше чем удвоилось, и европейское население, учитывая жителей  всех заселенных в 19 столетии территорий увеличилось немногим более чем в 3 раза.
Прирост у еврейского населения составил: С 1825 по 1850 годы 1.483.500 человек, за 1850-1880 соответственно 2.898.000, за 1880-1900 годы- 2.939.500 человек, и наконец, за 1900- 1930 годы -5.197.500 человек.
 
По максимуму можно считать годовой  прирост близким к 200 тысячам еврейских душ. Надо также признать, что евреи достигли этим числом высшего абсолютного прироста, и в ближайшие годы этот прирост начнет падать. Относительно, считая в процентах, уже начал падать  еврейский национальный прирост. До 1880 года этот рост составлял выше 2% или более 20 на тысячу, через 20 лет он упал на один пункт и в последние 30 лет еще на 3 пункта. Однако это средние коэффициенты прироста за весь рассматриваемый временной отрезок. Если взять конец каждого временного отрезка, то годовой прирост будет намного ниже. Так выглядит в разрезе прирост за последние 30 лет -16,3 на 1000 евреев, но в последние годы он уже составлял только 12-13 на 1000 в год.

               Причины большого естественного прироста у евреев
Большой рост еврейского народа в последнее столетие объясняется в основном тем, что у евреев во всех странах смертность упала намного раньше и сильнее, чем у не еврейского населения. И также у евреев почти везде была меньше рождаемость, чем у не евреев, но при этом смертность была у них намного меньше, и это не только покрывало недостаток в рождаемости, но также приводило  к естественному приросту в последующем, потому что у евреев  начала падать смертность уже в первой половине 19 столетия, в то время как у многих других народов коэффициент смертности напротив только нарастал, т.к. в первой половине  этого столетия из-за притока больших человеческих масс не еврейского сельского населения в города, этот процесс  сопровождался более высокими заболеваниями и смертностью.  Но также рождения начали у евреев падать раньше, чем у не евреев; у части еврейского народа - у западноевропейского еврейства этот процесс в последние годы принял такой катастрофический характер, что рождаемость уже не покрывает  смертность, которая в своем падении имеет естественные границы.
Примечание автора перевода: 1. Во введении к  аналитическому  словарю «Евреи и 20 век», изданном в Москве в 2004 году, Эли Барнави и Саул Фридлиндер, касаясь вопроса роста еврейского населения в 19 столетии, писали: «Если население Ев-ропы за столетие удвоилось (ок. 200 млн. в 1800 г. и более 400 млн. в 1900 г.), то еврейское население возросло пятикратно (соответственно ок. 2 млн. и 9 млн.). Столь большой прирост объясняется рядом взаимосвязанных причин: высокой рождаемостью в сочетании с относительно низкой смертностью; быстрым ростом городов; как правило, более высоким уровнем образования, нежели у нееврейской части населения, ведущей в своем большинстве сельский образ жизни; деятельностью общин, чрезвычайно заинтересованных в объединительных процессах и обеспечивавших хотя бы минимальную социальную защиту».

         Распределение между Западным  и Восточноевропейским еврейством
Неизбежный путь расселения  прошел раньше в Западной Европе и позднее в Восточной Европе. Но интенсивность развития этих процессов происходит в восточноевропейских странах медленнее, из-за того что они оставались  аграрными. Страны с  низким числом больших капиталистических городов развиваются иначе, чем  в индустриализованных и сильно урбанистских западноевропейских странах. Еще глубже различие в интенсивности этих процессов между восточноевропейскими массами еврейства с их пролетарскими и пролетаризированными массами и малочисленным западноевропейским еврейством  с его высоким процентом состоятельных и средних по состоянию гражданских элементов, профессиональной и духовной интеллигенцией, с ее высоким всеобщим материальным и культурным положением. На такой основе получилось, что когда у западноевропейского еврейства народ уже численностью рождений далек от того, чтобы перегнать численность смертностей в народе, то у восточноевропейского еврейства еще была очень высокой квота рождаемости, так что их прирост тогда достиг своей высшей ступени от 20 и выше на 1000 человек; и уже в самые последние годы, когда западноевропейское еврейство уже повсеместно стало минусом  в распределении  между рождаемостью и смертностью, то у восточноевропейского еврейства прирост составлял от 12 до 15 на 1000.

                Евреи в странах переселения
Новый тип представляет собой еврейство в странах эмиграции. Здесь получилось переплетение западноевропейских евреев и восточноевропейских евреев, в результате чего были созданы  для больших еврейских масс совсем новые экономические  и культурные жизненные условия. Эти новые  лучшие  жизненные условия  уже в первые годы много способствовали к уменьшению смертности почти у трети еврейского населения, которое поселились в  новых странах; они, однако, не подняли большую эмиграционную еврейскую массу к тому культурному состоянию, которое приносит с собой народ с рождаемостью, хотя начальные следы этого неизбежного процесса уже дают себя чувствовать; поэтому до последнего времени естественный прирост во всех странах переселения был очень высоким, даже выше чем у восточно-европейских евреев.
Колоссальный естественный рост  еврейского народа определенно был одним из важнейших факторов, который гнал еврейские массы в последнее столетие к большим массовым  переселениям. В границах государств с компактными еврейскими массами происходила большая  внутренняя перекомпоновка  густо населенных мест и редко обсиженных мест или из аграрных  районов в индустриальные районы - из Литвы, Белоруссии,  Западной Украины и частично из части Польши в составе Российской империи в течение 19 столетия переехали в новые русские и левобережные украинские губернии несколько сот тысяч евреев;  в последние годы войны (1917) переехали из бывшей черты оседлости в центральную Россию близко к полмиллиона евреев. В бывшей Австро-Венгрии многие  десятки тысяч  евреев переехали из Венгрии и Галиции в Вену и из Галиции в Буковину, в Германии почти все еврейство Познани перебралось в индустриальные центры, преимущественно в Берлин.
Еще важнее и значительнее  были переселения из одной страны в другую в рамках одного и того же континента и еще важнее переселения  через океан, которые кардинально изменили разделение еврейского народа по миру в его распределении по разным странам.
Примечание 2 автора перевода: В том же аналитическом  словаре  »Евреи и 20 век», Эли Барнави и Саул Фридлиндер, касаясь вопроса расселения  еврейского населения в 19 столетии, писали: «Между тем рост населения в трех главных ветвях еврейского народа — западной, восточноевропейской и восточной — не одинаков. Разница особенно заметна в сравнении с огромной все возрастающей плотностью еврейского населения Восточной Европы; последствия этого процесса катастрофичны. В то время, когда индустриализация разрушает привычные еврейские промыслы, рост рождаемости влечет за собой безработицу, а то и нищету, нищета же вынуждает людей покидать родные места... У евреев есть особая, настоятельная причина к миграции: в Европе свирепствует погромный антисемитизм. Начиная с рокового 1881 г. миллионы евреев, в большинстве подданные русского царя, вливаются в поток отъезжающих в другие края».

 
Разделение еврейского народа по континентам
Перемены  в разделении  еврейского народа в различных частях земли: В 1825 году в основном еврейское население проживало в Европе- 2.730.000 тысяч человек, а в США всего 10.000, то в 1930 году в Европе 9.560.000 и в США-5.000.000. С 540 тысяч евреев до 1 миллиона 200 тысяч возросло еврейское население Азии и Африки.
 
Ясно, что значительная часть евреев  переместилась на континент  с властвующей английской культурой. Но все значение переселения через океан и переселения из отдельных европейских стран в другие европейские страны станет нам понятным, когда мы разделим Европу на две большие части: Восточную Европу со славянской культурой и Западную Европу с властвующей немецко-английской  культурой. Мы получим следующие данные в процентах за 100 лет проживания евреев: В Восточной Европе в 1825 году 69,2%, в 1930 году- 49,6%. В Западной Европе соответственно 14% и 11%.Примечание-за 100% принималось все население Восточной и Западной Европы, Америки, Азии, Австралии и Африки в соответствующем году.

Перемещение производства, политической и культурной  жизни из  отсталых стран в развитые страны было весьма значительным. Сто лет тому назад более 85% евреев  жили в странах с отсталой культурой, теперь не более 57%. В странах с развитой индустрией и высокой политической и духовной  культурой жили сто лет назад только 1/7 всех евреев, а теперь больше 2/5.