Записки о фильме - Вещий Олег. Обретённая быль

Дмитрий Гаврилов
Чтобы не быть голословным, пересилил себя и посмотрел-таки ноября четвёртого дня года 2015 от Р.Х. по Рен-ТВ весь фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге и "обретённой были" – от начала и до конца.

Поскольку перлы сыпались с экрана с порядочной частотой, я у себя в блокноте сумел зафиксировать только пять десятков.

Эти моментальные заметки по ходу просмотра я и предлагаю ниже заинтересованному читателю.

Не скажу, что фильм настолько безнадёжен, как я ожидал. В ряду «фолк-хистори» от Рен-ТВ есть куда более неприличные кинопроизведения. Начну по порядку, по мере того, как гениальные идеи и открытия из уст рассказчика и его экспертов попадали мне в уши.

1) «У славян на Руси не было чумы» - рассуждения Задорнова о пользе бань и немытой Европе. Это точно не смешно. За недостатком места отправляю желающих почитать о чуме на Древней Руси и методах борьбы с ней (молитвы, пост, крестный ход, костры) к реферату на этот счёт:http://claw.ru/a-medic/mz_gu_206.htm Литература указана в конце.

2) Один из экспертов приравнял всех восточных славян к росам, поскольку «они заселили полностью всю Русскую равнину». Но будем считать, что я придираюсь, хотя именно новгородские словене ещё во времена Ивана IV Грозного именовали себя словенами, а уж про государство вятичей (территория нынешней Московской, Калужской, Тульской, Воронежской, Рязанской), окончательно покорённое Русью только в начале XIII века, наверное, и так известно. К русам и Руси оно никаким боком не относилось. Росами из восточных славян от силы согласен называть полян днепровских - во времена Олеговы.

3) Доктор химических наук Клёсов сообщил, что по его данным 5000 лет назад праславяне уж жили в Европе. Ох, кто в ней только не жил 5000 лет назад и все последующие тысячелетия. Наверное, и говорили они, а то и хуже – писали, на «праславянском», как прочие – на «прагреческом», «прагерманском» и так далее.

4) Про «писали». Я уже надеялся, что Задорнова понесёт после рассуждений о сакральном значении славянской «буквицы» 7 на 7, но он удержался от всеясветной грамоты в этот раз, лишь издали продемонстрировав таблицу буквиц, которую у славян якобы содрал Кирилл :-) . Не придираюсь даже к перевранному свидетельству Храбра Черноризца, который всего лишь говорил, что «прежде славяне не имели книг, но чертами и резами чертили и гадали, как язычники».

5) Особенно понравился другой эксперт Задорнова – «ведический психолог» Валерий Синельников. Тут я вспомнил кота Бегемота, который рассуждал, что "пачпорта ныне выдают кому попало". Ну, и дипломы «ведических психологов» в ту же лузу...

6) Хотелось бы всё же про Олега Вещего, подумал я, когда рассказчик вдруг сообщил, что «хазары были ненасытны в рабовладении». Ха! А то русы не приторговывали славянами, захваченными ими во время рейдов, и не стимулировали хазарскую и византийскую ненасытность, как и прочие ненасытности?

7) «Вот так здоровались древние славяне…» - сообщил Михаил Задорнов, подхватывая локоть вышедшего к нему навстречу реконструктора. – «Ныне так не здороваются, а это такое древнее рукопожатие». Я-то помню, как в начале 90-х   реконструктор славяно-горицкой борьбы Александр Белов (Селидор) первым ввёл это «особое» воинское (изначально, думаю, римское) рукопожатие!

8) «Это ложь, что Вещий Олег был скандинавом», - как молитву повторял в первых сериях «фильмы» рассказчик, но никаких доказательств, что это – ложь, не привёл. Потом он обрушился на шведов, почему-то уверенный в том, что Олега прочат как раз в шведы. Тут в доме Задорновых всё смешалось, поскольку Михаил Николаевич пребывал в твёрдой уверенности, что Скандинавия была населена викингами, и шведы – тоже викинги. То есть все повально занимались ремеслом разбойным, никто не рыбачил, не пас скот, не ковал, не возделывал землю и не обрабатывал шкуры, даже не охотился. Все были викингами поголовно и пороговно. К слову такая романтизация грабежа характерна и для наших дней, но с высоты советского инженерно-технического образования Михаил Задорнов должен был бы овладеть элементарной терминологией.

9) Дальше я узнал, что Хельги – это "уменьшительное скандинавское имя», типа Вовы, Митьки, Олежки,.. это случилось в тот момент, когда Задорнов разоблачал происхождение имени светлого князя, производя его от былинно-летописного Вольга. Простите мне мой шведский, как говорится. С учётом того, что Ольга, которая княгиня, тоже иногда именуется в летописях Вольгой, с тем же успехом предположить, что имя Олег произошло от женского Ольга


10) Я по наивности думал, что Задорнов-таки предположит наличие нескольких имён у одного и того же персонажа, как на старонорвежском, например – Одд, так и на славянском – Олег. Но этого не случилось, поскольку Задорнов не только ни разу за весь фильм не упомянул «Сагу об Одде Стреле», но и даже имени народа Норвегии. Со ссылкой на «старинные этимологические словари», к которым он почему-то отнёс словарь Даля (да-да, того самого норманна-датчанина Валдамара Дала), рассказчик объявил, что слово «урманин», применимое к Олегу «в ряде летописцев» означало «житель очищенного от леса места», и что «нурманин, мурманин - это норманн, то есть северный человек, а надо одно от другого отличать».

Лезем в Даля:

УРМАН м. в тоб. произнс. урман, татр, лес, особенно хвойный; дремучие, обширные леса по болоту; в зпд-сиб. урман, что в вост. тайга, дикие, необитаемые леса, на огромном просторе: ель, сосна, пихта, кедр и пр. Урманный, к лесу относящс. | Тоб. медведь. Урма ж. костр. зверок белка, векша.

Тобольские и западно-сибирские диалекты 19-го века, конечно, были в ходу на Древней Руси времён Лаврентьевской летописи, где в знаменитом перечне варяжских народов фигурируют УРМАНЕ, среди руси, свеев, англов, готов и т.д. Урмане – норвежцы. Что у специалиста по древнерусским источникам Измаила Срезневского, что у Макса Фасмера.


11) Лично Задорнов не понимает, как именование Олега воеводой в Новгородских летописях мешает тому, что он – князь по Лаврентьевской или Ипатьевской летописи. Популярно. Князь обладал высшей управленческой и судебной властью, чего не имел воевода. Князь, если он был – воеводу назначал, чтобы тот выполнял и часть военных функций, тоже свойственных князю. Воеводу могло избрать и вече, если находилось в противостоянии к князю, или если князя вовсе не было. Князьями становились по крови (хотя были случаи, что князей избирали), кровь воеводы мало кого интересовала, «был бы мужик умелый».;

12) Рюриково городище Задорнов разместил под Изборском. Я бывал в Старом Изборске и точно знаю, что Рюриково городище – это место в двух километрах к югу от центра Великого Новгорода. Можно было бы оставить этот нонсенс в числе оговорок, если бы при этом рассказчик не распинался бы о необычайной древности Изборска.

13) Перуна Задорнов обозвал кузнецом, который был вынужден взяться за оружие, оставив ремесло. Аффтор не знает разницы между богами Сварог-Гефест-Вулкан (Велханс)-Тваштар и Перун-Зевс-Юпитер-Парджанья (Индра). Есть тот, кто молнии куёт, а есть тот, кто их метает. И «это две большие разницы».

14) Общее замечание. «Народным артистам России» Безрукову и Певцову грешно, да просто стыдно и непозволительно(!), весь фильм читать стихи Пушкина и Лермонтова по бумажке.

15). Общее место, на котором спотыкаются такого вот «любители старины», каким является Михаил Задорнов, это приписывание историческим деятелям весьма далёкой эпохи современных популистских мотиваций. Из перлов: «Олег хотел защищить весь славянский мир» (ясное дело от пархатых и ненасытных в рабовладении хазаров). А существовал ли он, это славянский мир как единое в понимании современников Олега и его самого? Разумеется, нет! Даже самых выдающихся деятелей 9-10 века едва ли беспокоили и гуманные соображения панславянства XIX века.

16). Снова борьба с ветряными мельницами, мы уже давно поняли, товарищч режиссер, что Олег – не швед, потому что он не швед. Не надо делать вид, что это не очевидно. Но если под таким предлогом захотелось сгонять в Стокгольм, так мы-то, зрители, тут причём?

17). Вроде бы неплохой историк Назаренко отмочил, что в 882 году «Олег взял Смоленск». В русском языке есть большая разница между словами «взять» и «принять». Так вот Смоленск Олег принял, а Любеч как раз взял.Это означает, что Смоленск сам перешёл под руку Олега , а Любеч сопротивлялся. Ниже ещё упомяну об этом.

18). Всё же я рано похвалил Задорнова, что он от лингвофричества удержался. Кривичи у него стали "к-РА-вичами", потому что поклонялись богу солнца РА, приехали. Мужественно смотрю дальше,  спрятав пульт, дабы не прервать просмотра на самом интересном месте. За всю эту муру с "саяно-австралийским" богом Ра уже расплачивается религиозная секта "инглингов-староверов", к которой, похоже, и тяготеют лингвистические открытия режиссёра-сатирика.

19). «Кривичи жили западнее всех славян, потому много воевали с германцами, викингами и хазарами». Кривичам надо было сильно постараться, чтобы воевать с германцами, поскольку в понимании Задорнова, как видно из этого перечня народов и ремёсел, скандинавы – это не германцы, а викинги = все скандинавы. Как западное расположение кривичей помогло им воевать с хазарами – тоже не ясно.

20). Дальше просто фэнтези. «княжеская верхушка Смоленска была против Олега, хотя за него был народ». Вот самое подробное описание того, как было дело. Cогласно Архангелогородскому своду Олег в 881 г. мирно принял под свою руку кривический Смоленск:

«…налезоста Днепр реку, и приидоста под Смоленск, и сташа выше города и шатры иставиша многи разноличны цветы. Уведавше же смольняне, и изыдоша старейшины их к шатром и спросиша единого человека: «кто сей прииде, царь ли или князь в велицеи славе?» И изыде из шатра Ольг, имыи на руках у себя Игоря, и рече смольняном: «сей есть Игорь, князь Игоревич рускии». И нарекоша его смольняне государем, и вдася весь град за Игоря».

Оборот «царь ли или князь в велицеи славе» выдаёт своё позднее происхождение и следы позднейшей редактуры, но сам рассказ о мирном вокняжении Олега в Смоленске и о решающей роли в этом старейшин как бы объясняет краткое сообщение ПВЛ, согласно которому Олег принял Смоленск, но взял Любеч, показывая, как происходил сам процесс «принятия» города князем. Судя по этому известию, старейшины представляли собой правящую верхушку Смоленска, ведущую с князем переговоры от имени всего города. Это вполне согласуется с другими летописными данными об этой социальной категории. Старейшины здесь не названы прямо градскими, но по факту являются таковыми, будучи старейшинами города Смоленска.

Устюжский летописный свод. М.; Л., 1950. С. 21.
Мавродин В.В., Фроянов И.Я. «Старцы градские» на Руси Х в. // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 30.
ПСРЛ. Т. I. Стб. 23; Т. II. Стб. 15.

21). Киев, к которому подходит Олег, описан Задорновым как богатейший славянский город. Интересно, откуда он это взял – «холмы с теремами»? По археологическим данным зрелище было прозаичное, а не как в фильмах-сказках Птушко. Едва ли был даже крепкий деревянный детинец (если учесть, что город подвергался нашествию тех же угров).

22). «По данным непризнанной Велесовой Книги Киев основан до Рождества Христова». Уже прогресс, хотя бы сообщено, что источник не относится к научным.

23). О «матери городов». Принятую в науке версию о том, что «матерь» - калька с «метрополис», Задорнов отбрасывает. Начинается снова лингвовричество. Появляется какое-то «славяно-арийское ведическое понятие» матка, и эта матка защищает своих детей. Надеюсь, что не пчёл. Про матку я тоже много чего подумал в этот момент в силу своей испорченности.

24). Далее отличился доктор исторических наук Сахаров, который сообщил, что Олег оставил Север из-за его малочисленности по населению. И как же это малочисленному хилому Северу столь многочисленный Юг удалось подчинить?  Если начало эпохи викингов уж связывают с относительной перенаселённостью Скандинавии, в то время умеренной по климату, то что же говорить о Приильменье? Плотность населения тут явно не относится к делу.

25). «Олег хотел объединить весь род славяно-руссов…. Выручать надо было братьев славян» - это он о том, как Олег стал брать дань со славян вместо хазаров :-) Прям щаз…

Гей, славяне, наше слово
Песней гойкой льётся,
И не смолкнет, пока сердце
За народ свой бьётся.
Дух Славянский жив навеки,
В нас он не угаснет,
Беснованье силы вражьей
Против нас напрасно.
Аминь!

26.) «Хазарская армия считалась непобедимой до Олега…» сообщает рассказчик. Это не так. В 737 году Марван ибн Мухаммад ибн Марван (Мерван Глухой) прошёл огнём и мечом по всей Хазарии, разгромив противника. Двадцать лет хазары не могли оправиться от такого погрома.

27.) «Бюджет хазаров был основан на работорговле…» Да он по тем временам у половины мира был на этом основан! И русы в том не исключение. В чём пафос?

28). «Все народы мира сначала поклонялись солнцу…» Я-то грешным делом думал, что Огню они начали поклоняться ещё в каменном веке :-) Всё-таки ночью Огонь горел, а солнце – не светило :-)

29). Тут из рукава аффтора, наконец, появились … нет, не буковые и не золотые дощечки, а некие «Апокрифы». Так вот, оказывается в этих «Апокрифах» описано подробно сражение Олега с неразумными хазарами, и неразумны они потому, согласно Пушкину, что приняли иудаизм. Он де точно пошёл на хазаров согласно этим «Апокрифам» в 895 году.

30).  Тут мало того, что исполнитель русского шансона Трофим оказался экспертом по оружию и фехтованию, но следы сражений Олега с хазарами столь ярко «обнаружились в дружинном и народном эпосах», что Задорнов даже изобразил схему мнимого сражения. «Вот тут у нас было особенно тяжело» (Бургомистр, «Убить дракона»).

31). Схема неизвестного историкам, но известного Задорнову по каким-то «Апокрифам», сражения объединённого войска славян под руководством князя Олега и непобедимой прежде хазарской армии почему-то 895 года нелепа уже хотя бы потому, что ничтожная часть славян и русов в совершенстве владела верховой ездой, да просто владела в то время лошадьми и конями. Дорогое по тем временам было дело для русов и славян, малознакомое. Для большей частью тюрков-кочевников – хазаров – управление лошадьми было в крови. Сошедшиеся в чистом поле пешая армия Олега и почти конная армия степняков-хазаров на мультяшной схеме Задорнова, где пешие «славяно-руссы» обтекают по правому и левому флангам конную армию хазаров на ровной местности – бред сумасшедших. А ведь Олег был Вещим, а не Дураком! Он знал, что такое пересечённая местность, что такое засады и умелое использование кораблей на реках и морях. И в страшном сне в степях донских не мог состояться этот бой, как его рисует Задорнов.

Между тем в некоторых реальных летописных списках есть косвенные указание на боевые действия русов Олега против хазаров. Но до них пытливая рука сатирика не дотянулась.

32). Но перейдём к самому сладкому. Походу Олега на Царьград. Задорнов может получить нобелевскую премию за открытие! «В одном греческом источнике названо число кораблей Олега – 20000 судов» - говорит Задорнов в фильме. И сетует, что у страха глаза велики, что, конечно, судов было с 2000 всего, как это в наших летописях.

Ну и в каком же греческом источнике он изыскал такое? Ведь напрямую ни один греческий источник ничего не говорит о походе Олега на Византию в 907 году. Есть смутные указания на более раннюю дату, но лишь смутные. Да и как бы Олег накормил 80 000 воинов, сидящих на 2000 кораблях? А ещё смешнее, как бы он управлял даже этими 2000-ми без спутникового навигатора и мобильной связи? А представляет ли себе автор общую численность населения хотя бы Киева образца начала 900-х годов? Да под Геленджиком эти 80 000 человек на сухарях (яблоках) и воде давно бы по ходу подготовки к нападению на Царьград "копыта отбросили"!

33). Костя Багрянов, то есть Константин Порфирородный, живший полувеком позже Олега, конечно, врал, подробно описывая, каким образом суда русов попадают в Чёрное море. Зато сатирик Задорнов знает, где должен был строить первый русский флот князь Олег – в Крыму или Геленджике даже. А чего? Там тепло! Там яблоки!

Основанием для этого утверждения послужило сообщение о якобы найденных там – в Геленджике – «откопанных 12-ти воинов-скифов». Синие трупы, разумеется, тут же скрыли от заинтересованной общественности и увезли в неизвестном направлении. Злые происки врагов! Ну, и каким же образом такая находка, даже если она была в наше время, может опровергнуть слова византийского императора? Никаким.

34). ««Повесть временных лет» - основная наша летопись»» - сообщает автор, хотя, мне так представляется что ПВЛ такой же кабинетный термин, как и Киевская Русь. И та книжица, что заботливо листают народные артисты и Задорнов на экране, ну, в лучшем случае, это адаптированный для современного слушателя перевод академика Лихачёва по Радзивиловскому списку. А куда деть Новгородские летописи, Лаврентьевскую, Ипатьевскую, Воскресенскую и ещё десятки прочих?

35). «Издревле, в 8-9 веках арабские летописи называли Чёрное море Русским», - патриотически сообщает Задорнов и выпускает для подтверждения своих слов Льва Прозорова, который следом ссылается на Аль-Массуди (896-956) и Ибн-Русте. Оба писали в первой половине 10-го века. С математикой явно что-то не так!

- - - - - - - - -  мелочи, как то подсолнухи в "художественно-документальных кадрах Древней Руси", завезённые к нам лишь при Петре Первом, пропустим за недостатком места и времени - - - - - -

44). «Но Олег знал, что вино отравлено и никому не дал его пить», - сообщает Михаил Задорнов, словно был сам очевидцем. Хотя летопись утверждает лишь о том, что сам Олег отказался от вина и еды. Но это вовсе не значит, что он не накормил послов, и тогда все убедились, что вино и еда отравлены. А так, сказал бы он, не хочу, вино-то у вас отравлено. А ему – «Поклёп! А докажи!»

45). «Сели русы с греками и подписали прямо тут же договор с множеством пунктов…». Ага, прямо щаз! Чуть ли не расписка у стен Царьграда вылилась в полноценный договор спустя годы, и был этот договор подписан 2 сентября 912 года.

46). «А после подписания договора Олег приказал прибить щит к Золотым вратам Царьграда, воротам имени императора Константина…» Практически нигде не сообщается, к каким вратам был прибит щит. Лишь один Мацей Стрыйковский самолично видел изображение Олегова щита в 1575 году почему-то на Галатских воротах (проездные ворота золоторожского участка морских стен). (Мацей Стрыйковский. "Хроника..." т.I, кн. IV, гл. 3), но Задорнов съездил в Стамбул и нашёл какие-то свои ворота 440 лет спустя)

47). «Вече было несогласно с передачей Олегом власти возмужавшему Игорю…». Дело тут даже не в том, что возмужавшему шёл 46 год, а в том, что никакое вече князю Олегу было не указ, кому он должен, а кому не должен передавать власть. Вече тут никто ни о чём не спрашивал. И нечего либеральную демократию разводить! Впрочем, о вече том киевском в памятном 913-ом году (когда Игорь и начал править), конечно, ни в каких источниках не сказано, разве лишь в задорновских апокрифах.

48). Я благодарен Задорнову за то, что он не стал устраивать обычный спектакль с эпической смертью Олега от укуса змеи, на Рен-ТВ это много раз уже обыгрывали в передачах попроще. Но идея о том, что «князь Олег ушёл в леса и стал волхвом» ничем, кроме личного мнения автора сценария, не подтверждена.

49). «Мне почему-то кажется, что Олегов холм под Ладогой и есть то место, где Олег погребён», - сообщает Михаил Задорнов. На что хочется сообщить, что, если кажется, то надо креститься, а не "неоязычествовать"! Археологами установлено гораздо более раннее происхождение известной группы курганов. И хотя один из них известен, как Олегова могила, это может в таком свете означать лишь проведение на кургане поминальных обрядов по Олегу в оные века, как и на Щековице, но не само захоронение.

50). Уже пошли титры, когда Михаил Задорнов произнёс фразу о великой роли интернационализма, проводником которого и был Олег Вещий. "Василий Иванович, а ты за какой Интернационал, за первый или за второй?"

Словом, ребята, давайте жить дружно! Аминь.