Поговорим о Востоке

Александр Алексеенко 2
           Вот интересное дело – Восток… Ага, дело тонкое… Кто бы спорил. И едем мы туда, ожидая, что окажемся в персидской сказке. Или в индийской. Путешествие в любую арабскую страну Средиземноморья, Турцию или Эмираты, а еще в Юго-Восточную Азию, где имеется куча своих стран - для нас это все путешествие на Восток.

           А еще есть страны бывшего Советского Союза из Средней Азии и Закавказья. Они теперь тоже заграница и тоже, сами понимаете кто… Да-да, Восток. И сколько их всех – не пересчитать, если это делать с помощью пальцев рук. Многоликое население, разнообразные по природе и климату страны, где есть религии, мироощущение и нравы всех мастей, а все равно для нас они  в общем и в целом - Восток.

           Примечательно то, что «наши» люди, там побывавшие, с удовольствием туда возвращаются. Никакого принципиального негатива, кроме как от иногда встречающихся бытовых неприятностей каких или от банального воровства, у наших путешественников не наблюдается.
           Более того, много таких любителей Востока, кто даже пропадает в этих странах на несколько лет, живет там и носа не кажет на свою историческую родину. И это я не о тех, кто вдруг захотел ментально прикипеть к Востоку, а только о сибаритах, у коих есть, за что себе создать условия и не думать о судьбах отечеств, оставленных за тысячи километров.

           Надеюсь вам понятно, что эти сибариты по своей сути интернациональны. Неважно, откуда они – из Польши или России, с Украины или Дании. Главное, есть, за что расслабляться, и есть то, о чем не хочется вспоминать.

           И вот на фоне всех блаженных ощущений, которые возникают у людей, что бывали, бывают и хотят еще раз окунуться в восточную жизнь, я предлагаю свою, явно нетипичную версию про отношение к Востоку…
           Откатимся во времени опять очень далеко назад и окажемся таки на Востоке, но что был в Советском Союзе.

           Туркмения… И славянский мальчик, раннее детство которого прошло на Украине, в совсем другом климате и природном естестве. В том смысле, что не барханы и не сорок градусов в тени, а зеленые луга, леса и прохладная речка.
           Но в школу Саша пошел здесь, следовательно, и формироваться как личность начал на Востоке.

           Впрочем, тогда не было никакого различия – в какой части громадной страны ты пошел в школу. Все вокруг максимально унифицировано: учебники, методика обучения и основы поведения. На то она и была, именно, что советская школа. Социализм…

           В первые годы, когда только что и учили как «Мама мыла раму» да тренировали руку в написании красивых букв, Саша как-то не задумывался о географических различиях мест нынешних и мест любимых.
           А детям ведь что главное? Общение, друзья, игры. Это есть всегда, где водятся дети, есть во все времена, какие эти времена не были бы, и присутствует в любом уголке земли. Без анализа окружающей действительности.

           Вернемся к школе. Подошло время, когда на уроках появились более занимательные предметы, чем язык, арифметика или чтение. Первым из них возникло природоведение, позже пошли ботаника, зоология… Не говоря уже про географию.

           Так вот, природоведение, значит. Такие милые картинки в учебнике, и все как на подбор связаны с природой средней полосы России или Украины. Лесок, речушка, родники, поля. Круговорот воды в природе – как наяву. Все так красиво, просто самому, без учительского глаза, хочется это изучать.

           А что же вокруг нас? Песок и горы неподалеку… Скучновато как-то. Дальше – больше. Ботаника. С каким удовольствием Саша рассматривал иллюстрации!
           Тут тебе береза, здесь дуб, а там строение какого-нибудь плода из тех краев, что были Саше известны с детства. Все эти наглядные примеры перемежались с рассказами и стихами о природе, которая опять-таки не из местного ареала.

           И вот, раздираемый противоречиями от несоответствия того, что учишь, с тем, что окружает, Саша в начале очередного учебного года получает небольшой учебник, посвященный флоре и фауне Средней Азии. И это мы будем изучать...
           Разговоры о том, что любое знание обогащает человека, будь-то какой новый предмет, а тем более еще один язык, который никогда лишним не станет, - обычных детей не убеждают. А тут еще и не своя флора с фауной.

           В то время как все ученики северной стороны страны изучали привычную для себя природу, Саша должен был учить строение хлопчатника. Где растет, как он цветет, что из него вырабатывают. Да и вообще, вместо леса изучаем пустыню.

           Вот саксаул, например. Ну, неинтересно было тогда Саше знать, что он имеет корни иногда до двадцати метров и что он такой необычный, и что долгожитель, и кормилец стольких пустынных животных.
           Кстати, о животном мире. Ну как можно жить, когда вокруг змеи, ящерицы, тушканчики какие-то. А пауки чего стоят!.. Мало того, что не симпатично, так еще и жутковато.

           Да, тогда ему это было непривлекательно. Хотя сейчас этим чувством бывшему мальчику гордиться не приходится. Просто у этого мальчика подспудно была какая-то неосознанная мысль, что его искусственно оторвали от чего-то своего, что это все временно, что его насильно удерживают здесь. И даже считают, что все окружающее его здесь – это родное и навсегда. А ведь не все мило…
           Получается, что все нарисованное и излагаемое в общих учебниках - будь то природа и фауна, будь то история или культура - все это к Саше не имеет никакого отношения. Он должен любить Среднюю Азию и никак иначе.

           Особенно все это несоответствие усугублялось перед новогодними праздниками. С каким удовольствием и трепетом он вместе с братьями снимал с антресолей искусственную елку, доставал елочные игрушки, с увлечением развешивал их, подключал электрическую гирлянду и обкладывал ватой ветки, что должно было имитировать снежок. Ну, а где же настоящие снег, мороз, метели… Где это все??..

           А ведь кругом - и в книгах, и по телевизору, и в кинофильмах - так все живописно представляется. Как славно встречать Новый год среди искрящегося снега под ослепительно звездным небом! Да еще при наличии приятного морозца.
           Снег в Туркмении все-таки выпадал, но не часто. С морозами было еще скучнее. В общем, мало было романтики в среднеазиатских новогодних ночах.

           Пройдет много лет и наступит время, когда Саша будет с нетерпением ждать окончания опостылевшей зимы, проклиная морозы и надоевший гололед. И при этом думать о том, что все-таки он вырос на юге, любит теплый климат и с неприязнью относится к пронизывающим холодам. Вот оказывается, какие мы непостоянные.

           Но в принципе его новое знание ничего не изменило в понимании того, что жизнь на Востоке не была для него естественной. Он был там в гостях, и хорошо, что все-таки из гостей вернулся домой. А то, что Саша ругал что-то домашнее, так это все по-свойски, по-родственному.

           Хотел этого Саша, или не хотел, но проведенное детство в Туркмении наложило на него свой отпечаток.
           Хотя никакого восторга, преклонения или наоборот, непонимания этой жизни, у него не наблюдалось. Но пропитался он этим духом на всю оставшуюся жизнь. Получается, что действительно Саша в какой-то степени сроднился с этим краем.

           Попадая теперь в какую-нибудь восточную страну или общаясь с восточными людьми, он не испытывал удивления от разговора и манер собеседников. Для него их поведение было естественным и не обескураживающим.
           Более того, иногда и он, сам того не замечая, мог в пылу полемики выкинуть какой-нибудь фортель, который больше соответствовал восточному человеку.

           - Э-э-э…, - произносил он с характерным цоканьем языком и «специальным» жестом правой руки, что означало или высшую степень недовольства, или абсолютно обратное, то есть превосходную оценку.
           А что вы хотели? Стаж…

           Приближается момент, когда я все-таки должен озвучить, что же я хотел такого необычного сказать «про Восток».
           А мысль одна – не люб он мне, не лежит к нему душа, хотя я там время от времени бываю и даже получаю удовольствие.

           Главное, что меня связывает с ним – это мои воспоминания о проведенном там детстве и юности, о друзьях и просто знакомых, которые мне там встретились и которые были мне любезны. То время не вернешь, людей близких почти не осталось, а нравы и жизнь там круто изменились. Хотя своей сути восточная жизнь не поменяла.
 
           Есть люди, которых восточный пряный аромат влечет, они находят в той жизни что-то свое, только им приятное. Но это больше исключение, чем правило. И пусть они живут в мире и согласии и с собой, и с окружающими.
           Я в их число не вхожу, но жизнь ту вовсе не отвергаю, а просто считаю, что не надо людей менять и перестраивать их и общество, и законы, и мироощущение.

           Если бы было понимание этого, то не происходило столько межнациональных войн, конфликтов и даже геноцида. Каждый народ по своей сути незлобив, только не надо вмешиваться в его жизнь.
           Лучше давайте ездить в гости!