Эхо глубокой древности ч. 1

Галина Кошель
               
Волонтёры Иван Ёлшин и Игорь Ананьев во время отдыха. ФОТО АВТОРА.


                Уже который год в районе поселка Бугры Рубцовского района на Алтае работает археологическая экспедиция из Государственного Эрмитажа. Прошлой осенью мне не довелось встретиться с её участниками. Когда мы впервые приехали на место раскопок, курган уже был законсервирован до следующего сезона. Большое желание воочию увидеть раскопки и пообщаться с археологами не оставляло меня. Наступило лето. Июль. Связавшись с директором Бугринского сельского клуба Ириной Першиной, я узнала, что экспедиция из Петербурга уже прибыла и приступила к исследованиям.

                Ехать к месту раскопок нужно в сухую погоду. Иначе сложно будет добраться к курганам из-за бездорожья.  Выбрав один из солнечных дней, мы отправились в Бугры. Не прошло и часа, как подъехали к поселку. Умиротворяющая картинка сельской жизни предстала перед нами. В низине расположились крестьянские усадьбы, утопающие в зелени деревьев. Неподалеку паслись лошади, телята. Будто соревнуясь между собой, мимо нас промчались два жеребёнка. С поля в сторону села пылил трактор «Кировец», тяжело груженный прессованными рулонами сена. Июль - время заготовки кормов для скота.

                Направляемся по проселочной дороге вверх, в сторону древних насыпей. Справа – бескрайние поля пока ещё зеленеющей пшеницы. Вот и самый большой курган. Никого не видно, только невысокий земляной холм. Идем к нему по тропинке. Нашему взору предстает огромная расчищенная площадка, окруженная земляным валом высотой 4-6 метров, с несколькими большими ямами. В первой яме глубиной в человеческий рост работает несколько человек. Невдалеке, у свеженасыпанной кучи влажной глины, сидит паренек лет четырнадцатити и руками перетирает каждый её комочек.
                Проходим дальше и видим яму центрального погребения около шести метров глубиной. Туда ведут земляные ступени. В самом низу просматриваются крепежные доски, удерживающие грунт, чтобы не осыпался. Там же стоят ведерки с веревками, с помощью которых земля из погребальной камеры поднимается наверх.
 
                На дворе 21-й век, а здесь, на этой площадке время будто остановилось. Как и много лет назад археологи используют одни и те же орудия труда – лопаты, ножички, кисточки. И самое главное – свои руки.

                Начальник экспедиции Константин Чугунов кратко рассказывает о том, чем они в настоящее время занимаются. Поскольку сильный ветер мешает нашему разговору, Константин Владимирович предлагает продолжить беседу в лагере, который разбит неподалёку.

                ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
                Константин Владимирович Чугунов - старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, хранитель коллекций Сибири. Учёный, исследователь-практик. Широко известен в научных кругах археологов нашей страны и за рубежом. Член-корреспондент Германского археологического института, получивший это звание за исследование царского кургана Аржан-2 в Туве. Выступал с лекциями в отечественных и зарубежных вузах, в частности – в Краковском  Ягеллонском университете, в Томском государственном университете и др. Основные научные интересы – археология эпохи поздней бронзы, предскифского и скифского времени Центральной Азии и Южной Сибири.


                Прежде чем уйти с рабочей площадки, я знакомлюсь с некоторыми археологами. Мне интересно, кто они и что для них раскопки – зов души, образ жизни или высокая оплата их труда…   
                - Я каждое лето езжу в экспедиции, - говорит  Иван Ёлшин, преподаватель истории одной из школ Петербурга. - С этой экспедицией приезжаю второй год. Раньше никогда не бывал на Алтае, было интересно съездить, поработать, увидеть новые места. Мы все здесь – волонтёры, нам ничего не платят. 

                - Я тоже уже много лет езжу на раскопки, - улыбается Игорь Ананьев, преподаватель изобразительного искусства художественной школы северной столицы. – Мы с Константином Чугуновым знакомы с 2008 года и с тех пор в свой отпуск езжу с ним. Мне это интересно. Получаю новые впечатления. Пишу здесь небольшие этюды, чтобы дома работать над картинами. Кроме того, на основе материалов раскопок по окончании полевого сезона делаю различные реконструкции – на основании чертежей, выполненных при раскопках, графически показываю, как мог выглядеть погребальный памятник на разных этапах его строительства.

                - В экспедиции езжу уже 4 года, - сообщает Дмитрий Волжин, учащийся 11 класса, гимназии № 166 Санкт-Петербурга. – Хочется отдохнуть от городской суеты. На Алтае - впервые. Мне здесь очень интересно. Дома я занимаюсь в кружке археологии, в будущем хочу связать свою жизнь с этим направлением.

                По словам руководителя, в экспедиции нет случайных людей, все они увлечены общим делом. Здесь, за исключением нескольких человек –  работников Эрмитажа, – все волонтёры.  Это люди разных возрастов и профессий. Есть даже театральный режиссер. Они проводят свой отпуск не на пляжах заморских курортов, а работая, знакомясь с новыми местами и узнавая что-то новое из древней истории нашей страны.

                Мы отправляемся с Константином Чугуновым вниз к пруду, на берегу которого под раскидистыми березами расположился лагерь археологов. Здесь развернуто много разноцветных палаток, в которых они живут. Под навесом установлен большой самодельный стол с лавками, за которым участники экспедиции собираются, чтобы посидеть, поесть, поговорить…. Всё предусмотрено для минимального удобства походной жизни – есть газовая плита для приготовления пищи, генератор электроэнергии...

                Ветер с силой треплет углы палатки, служащей рабочим кабинетом начальника экспедиции. Здесь стоит стол. Есть возможность поработать на ноутбуке, чтобы систематизировать результаты исследований.
               
                В лагере мы встретились с реставратором секции стекла и фарфора Эрмитажа Баженой Кутергиной.
                - Это моя первая экспедиция, - призналась Бажена Александровна. - Дело в том, что в прошлом году с этого раскопа поступило в нашу лабораторию много фрагментов керамического сосуда. Я его собирала, реставрировала. Приехала нынче сюда искать оставшиеся фрагменты, чтобы полностью восстановить сосуд. Правда, пока от него ничего не нашли, но есть другие находки. Археология мне интересна тем, что позволяет понять, как развивалась культура, как развивались отношения между Востоком и Западом, поскольку Россия – это некая связующая страна между этими двумя мирами.


Продолжение http://www.proza.ru/2015/11/15/513