1906 год в еврейской истории

Александр Вишневецкий
Это - "жидов"
за бунты карая
тешилась пуля и плеть царева.
Как будто бы
у крови стока -
стоишь у столбца
статистических выкладок.
И липнет пух из перин Белостока
к лежащим глазам, которые выколоты.
Владимир Маяковский "Еврей", 1926 г.

 Нынешняя ситуация для Израиля и всего еврейского мира, как и всегда, представляется тяжелой и чреватой негативными последствиями. Нам, евреям, вообще трудно позавидовать, рассматривая историю на протяжении последних двух тысячелетий. Но, для этого и существует история, чтобы мы могли периодически возвращаться к прошлому и сопоставлять события нынешние и давно минувшие. С этой точки зрения вернемся более, чем на сто лет назад и посмотрим, что происходило в еврейском мире и в первую очередь у евреев России в 1906 году. Этот год был насыщен многими событиями, повлиявшими на дальнейшую судьбу евреев и мирового сообщества в целом. В июле 1906 года Альфред Дрейфус, бывший капитан французского Генштаба, обвиненный в шпионаже в пользу Германии в 1894 году, был признан полностью невиновным. Дело Дрейфуса по причине чудовищной несправедливости и ненависти к евреям в диаспоре побудили понимание Теодора Герцеля и многих других еврейских интеллектуалов о невозможности и бессмысленности ассимиляции, и необходимости создания собственного государства. Процесс, затеянный против Дрейфуса, способствовал, в конечном итоге, созданию Всемирного сионистского конгресса и затем государства Израиль. Летом 1906 году Владимир Жаботинский и ряд других сионистских деятелей в Гельсинфорсе (Хельсинки) разрабатывали подробный план осуществления идей сионизма и создания еврейского государства. В этом же году был учреждён Комитет американских евреев в США с целью оказать давление на царскую Россию, где существование евреев было поставлено под угрозу уничтожения, а также в целях борьбы с антисемитизмом в мире. В настоящее время более ста тысяч евреев по всему миру являются членами Комитета американских евреев, одной из крупнейших еврейских организаций в США. Эта организация и сейчас играет большую роль в содействии Израилю и еврейству мира. Путеводитель по Палестине и Сирии, выпущенный в 1906 году свидетельствует о том, что к 1906 году население Иерусалима составляло 60 тысяч человек, из которых шесть тысяч были мусульманами, 13 тысяч христианами, а сорок тысяч, большинство его населения, были евреями. «Численность еврейского населения заметно выросла за последние десятилетия, несмотря на то, что евреям запрещено иммигрировать и обладать земельными участками" - сообщает путеводитель. В Иерусалиме в 1906 году была открыта под руководством Бориса Шаца академия искусств "Бецалель", где представители еврейской молодежи приступили к занятиям живописью. Поражение в русско-японской войне 1904 года, тяжелая экономическая ситуация в условиях финансового кризиса привели к революции в России в 1905- 1907 годах. Вопрос о зарубежных кредитах приобрел первостепенную важность. С.Ю. Витте, тогдашний председатель Совета министров России, надеялся получить громадный финансовый заем за границей, чтобы преодолеть последствия кризиса и справиться с революцией. Он попытался получить финансовую помощь у западных евреев-банкиров (в США и Франции), но получил отказ, который мотивировался антисемитской политикой России. В частности, еврейские банкиры добивались немедленного решения еврейского вопроса с предоставлением евреям России равных прав с другими народами этой страны. 16 апреля 1906 года, уже после ухода Витте в отставку с поста председателя Совета министров, в Париже был подписан контракт о займе, но с группой христианских банков. Еврейские банкиры так и не приняли в этом контракте никакого участия, демонстрируя свою солидарность с евреями России. Правительство России получило тогда от Франции 850 миллионов рублей, которые были использованы для подавления русской революции. М.Горький по поводу этой сделки напечатал в немецкой газете "Vorwаrts" ("Вперед") обращение, в котором выразил свое негодование Франции за то, что она своими капиталами поддержала в России режим, обреченный на неизбежную смерть, ненавистный всем друзьям свободы, мира и справедливости. Недовольство населения, складывающееся тяжелой экономической ситуацией, реакционные силы России попытались перенаправить против евреев, мотивируя на этот раз тем, что именно они являются вдохновителями, организаторами и основными участниками революции. Погромы были спровоцированы с целью отвлечь внимание народа от истинных виновников сложившейся ситуации. Направляющей силой погромов и провокаций стал »Союз русского народа», более известный под названием "Черная сотня".

Эта антисемитская организация, созданная в конце ноября 1905 года, поддерживалась царем и его окружением и финансировалась со стороны государства. Погромы 1906 года имели ту особенность, что они проводились организованными войсками, полицией, черносотенцами, казаками с привлечением населения. Таким погромам малочисленная еврейская самооборона мало что могла противопоставить. Надежда на демократический исход революции падала, хотя интенсивность выступлений рабочих и крестьян в 1906 году была все еще очень высокой. Эмиграция из страны стала своеобразной формой еврейского протеста. Вот характерная для того времени информация из газеты «Русское слово» (Москва) от 30(17) июня 1906 года: «Газеты переполнены известиями о готовящихся погромах. Со всех концов России несутся одни и те же вести о черносотенной агитации, о панике, охватившей население, и о повальном бегстве евреев из городов и местечек, куда глаза глядят. Никакие увещевания властей, никакие ни циркулярные, ни отдельные телеграммы министра внутренних дел о принятии строгих, строжайших и экстренных мер не действуют. Население верит в погромы, и не верит властям». И эти страхи не были случайными. Всего за 1906 год имели место три крупных еврейских погрома: 28-30 (14-16) января произведен погром в Гомеле, 14-16 (1-3) июня погром в Белостоке, 8-10 сентября (26-28 августа) погром в Седлеце. Последние два погрома произошли на окраине Российской империи - в Польше. Небольшое число погромов 1906 года по сравнению с 1905 годом объясняется желанием царя и властей получить финансовую и моральную поддержку за рубежом. Первый из погромов 1906 года произошел в Гомеле. По сообщениям из газеты "Русское Слово" можно судить о характере и масштабах погрома: «Залпами удалось очистить Румянцевскую улицу от грабившей и поджигавшей толпы. Город был охвачен огнем от поджогов. Пожар прекращен лишь сегодня, в четыре часа дня. По улицам непрерывная пальба. Запрещено выходить позже пяти часов вечера. Жители бегут. Есть убитые и раненые» (сообщение от 14 января). «Пожар продолжается. Вольная и городская команда бездействовали, опасаясь выстрелов. В погроме участвовали казаки и хулиганы. Число убитых и сгоревших пока неизвестно. Нужда вопиющая» (сообщение от 16 января). Беспорядки осуществлялись под руководством местного жандармского ротмистра. Чтобы снизить накал выступлений в конце марта 1906 года впервые проводились выборы в Думу. Миллионы бесправных евреев получили возможность выбирать своих представителей в важнейший государственный орган России. Возникшая на попытке ослабить накал революции, Дума подняла «еврейский вопрос» до уровня важнейших проблем Российской империи. В Думу было избрано 12 евреев (из 450 депутатов), среди них 5 сионистов, которые добивались создания отдельной еврейской фракции. Но сделать это не удалось из-за разногласий еврейских депутатов. Все еврейские депутаты были людьми с высшим образованием, пять из них были выкрестами. Тогда в Думе полагали что, придав евреям равные права с другими народами России, можно решить еврейский вопрос. Однако сионистские депутаты считали, что возможным единственным решением для евреев является создание собственного государства на территории земли Израиля. Они выступали за создание в России демократического государства как хорошей основы для будущей свободной эмиграции евреев в свою страну. Но эта цепь разговоров закончилась новым погромом, а Дума была распущена. 72 дня работы первой государственной Думы в мае-июне 1906 года стали частью не только российской, но и еврейской истории. Погром в Белостоке в июне 1906 года имел ту особенность, что здесь против евреев были брошены регулярные войска и полиция, вооруженные артиллерией и пулеметами. Вот содержание телеграммы депутату Думы – еврею Моисею Острогорскому (он был депутатом от Гродненской губернии, куда входил и Белосток): «Провокацией вызван погром евреев, продолжающийся вторые сутки. Полиция участвует в погроме, войска активно содействуют хулиганам. Пытающиеся уехать убиваются на вокзале. На спасающихся за городом во ржи охотятся драгуны. Надежды на прекращение никакой. Жертв много. Под звуки несмолкаемых залпов взываем о спасении». Телеграммы из газет тех дней отражают страшную реальность событий: «Белосток, 1 июня. Во время крестного хода неизвестными лицами произведено несколько выстрелов, послуживших сигналом к возникновению беспорядков. Несколько магазинов разгромлено, есть убитые и раненые. Центральные улицы заняты войсками. Слышится пальба. Экстренно прибыл сюда гродненский губернатор. Варшава, 2 июня. Прибывающие из Белостока передают ужасающие подробности еврейского погрома. Разбито и разграблено более 200 лавок и частных квартир; разгромлены сплошь целые улицы. Убитых евреев насчитывают десятками. <...>Сюда прибывает много евреев-беглецов из Белостока; вид их ужасен; рассказы о белостокских ужасах потрясают до глубины души. По их словам, цель погрома, организованного полицией при посредстве черной сотни, была кровавая месть всему белостокскому еврейству за политические покушения нескольких революционеров на чинов местной полиции». В Белостокском погроме погибло около ста евреев, и несколько сот были ранены. Применялись ужасающие зверства, людям вспаривали животы, выкалывали глаза. Погром в Белостоке изменил ход работы Думы, вынужденной заняться расследованием. Еще до этого погрома, 8 мая Дума начала обсуждение вопроса о черносотенных погромах. Еврейский депутат Максим Винавер сообщил депутатам Думы, что в Департаменте полиции имеется типография, где печатаются антисемитские листовки. Вот текст одной из них: «Жиды хотят нашу матушку Русь сделать царством еврейским или сионским. Долой красные знамена, долой красную жидовскую свободу! Вставай, русский народ, на врага!». Эти материалы рассылались по всем губерниям, где проживали евреи, разжигая ненависть к евреям. Докладчик из следственной комиссии депутат Владимир Якобсон по результату расследования погрома в Белостоке обвинил правительство России в организации погрома, выступая на заседании Думы. Это выступление прозвучало 20 июня, а уже 8 июля Дума была распущена манифестом царя. Через 10 дней после роспуска Думы ее депутат еврейского происхождения Герценштейн был застрелен черносотенцами. Начиная с середины июля, царские власти усилили меры борьбы с революцией; были созданы полевые суды, усилены гарнизоны, запрещены собрания, проводилась большая пропагандистская работа антисемитского плана в листовках и в ряде газет. Были закрыты профсоюзные организации и прогрессивные газеты, проводились аресты представителей левых партий. Волна реакции прокатилась по всей России. Репрессии начались по распоряжению нового председателя Совета Министров и министра внутренних дел Столыпина. Одновременно с этим имели место крупные провокации против евреев в Одессе и Екатеринославле: «Одесса, 11 июля. Вчера вечером, даже ночью, было несколько неудачных попыток начать еврейский погром на окраинах города с преобладающим населением из бедноты. Из одного трактира двинулась небольшая группа, разбрасывая по пути воззвания с призывом избивать евреев. Толпу удалось разогнать. Разбито четыре лавки. Во время беспорядков громилы, выхватив у воинского патруля винтовку, произвели несколько выстрелов. Еврейская самооборона отстреливалась. Из числа самообороны убито двое, ранено четверо. Во время давки, вызванной паникой среди еврейского населения, в местах, где происходили беспорядки, задавлены женщина и ребенок.
Одесса,12 июля. Сегодня сравнительно спокойнее, хотя тревога еврейского населения продолжатся. Местная прогрессивная печать поставлена в невозможность осветить события в истинном свете; в то же время черносотенная "Русская Речь" открыто провоцирует и разжигает низменные страсти черни». И как следствие, еще одно сообщение: «Одесса, 18 июля. Последнее время на пароходах русского общества пароходства и торговли, отправляющихся в заграничные рейсы, ежедневно уезжают из Одессы в Палестину до ста еврейских семейств». По сообщению из Екатеринослава (Днепропетровск) от 18июля: «Местной интеллигенции разосланы прокламации образовавшейся группы "активной борьбы с крамолой". Группа обещает при помощи террора расправляться за каждое политическое убийство. Угрозы главным образом направлены по адресу евреев, редакций газет…. В прокламации объявляется, что за убийство городового  будут убиты два "жида", за пристава - пять, за губернатора - двенадцать. Группа обещает в скором времени "сделать опыт". Примерно через месяц в Седлеце, проведен погром, организованный подполковником Тихановским. Драгуны врывались в квартиры, требовали денег, насиловали и убивали и, затем поджигали дома. Командующий войсками Варшавского округа генерал Скалон в особом приказе поблагодарил Тихановского за энергию и распорядительность. Даже нынешний характер антисемитизма в мире несопоставим с тем, что происходило тогда в России. В пик погромов - с середины 1905 до середины 1906 года из России выехало 200 тысяч евреев. Из них 154 тысячи беженцев осели в США, а в Палестину прибыло всего 3,5 тысячи евреев.
 На этом фоне совершенно иным выглядит прибытие 20 октября 1906 года, впервые, в США знаменитого еврейского писателя Шолом-Алейхема. Материалы о его приезде и встречах публиковала популярная (и ныне функционирующая) газета на идиш «Форвертс». Писателя бурно приветствовали представители сионистских и других еврейских организаций, лучшие представители еврейской интеллигенции. Прошли вечера, банкеты, театральные выступления Шолом-Алейхема с огромным и восторженным количеством почитателей великого писателя. Эмиграция Шолом-Алейхема в США последовала после пережитого писателем и его семьей погрома в Киеве в сентябре 1905 года.
 Таким был 1906 год. Его итоги и уроки поучительны. Россия так и не попыталась перенять опыт других стран, где пребывание евреев обусловило расцвет экономики и подъем благосостояния этих стран в обмен на предоставление евреям равных прав и возможностей с коренными жителями этих стран. Так было в Испании до инквизиции, в средневековой Польше и Голландии, в довоенной Европе. Попав в США в результате гонений и погромов в Российской империи, евреи превратили эту страну в крупнейший еврейский мировой центр, благодаря предоставленным им возможностям и правам. Уже к 1906 году, спустя примерно 25 лет после начала погромов в Российской империи и исхода евреев из этой страны, еврейские эмигранты добились выдающихся успехов во всех сферах жизни в США. Они способствовали и продолжают способствовать процветанию этой страны. И вовсе не случайными были факты посещения Вите США в 1906 году с целью получения финансовой помощи у еврейских банкиров, как и создания Комитета американских евреев и восторженного приема евреями США Шолом-Алейхема. Они являлись свидетельством того, на что способны евреи в благоприятных условиях.