9. Воспитанник интерната

Саша Пчелка
 Завод был большой,и цех,в котором я стал работать,тоже был большой. Цех был большой по своей площади: ширине,длине и высоте. В цехе под потолком ездил кран. В кабине этого крана,как в кабине машины,сидела крановщица. Когда надо было кому-то перетащить,перевезти какой-нибудь груз,ей снизу звонили, кричали или махали руками,и тогда она подъезжала на своем кране туда,куда ее просили подъехать,опускала вниз свой,висящий на мощных тросах,крюк,тоже крепкий,мощный,на этот крюк цеплялись тросы со струбцинами,которыми захватывались,зажимались,например,листы металла; затем крановщица эти металлические листы поднимала и,сигналя об опасности, перевозила на другое место,туда,куда ее просили перевезти. Этот кран под потолком часто ездил в пелене дыма,потому что в цехе кроме слесарей еще работали сварщики и газорезчики.

 Кроме крана еще в цехе были огромный станок- металлорежущий и станок такой- листогибочный,на котором металлические листы любой толщины сгибали так,как нужно было их согнуть. Еще в цехе стояли большие вальцы,на которых можно было металлический лист запросто закатать в цилиндр,в барабан,как об этом говорили в цехе.

 Я работал в бригаде Славина,-такая была фамилия у нашего бригадира. В бригаде я был подсобным рабочим,был,как говорили,на подхвате;но заработная ставка у меня была слесаря второго разряда. Так что я на заводе считался слесарем.

 Наш бригадир Славин был отличным бригадиром. Он был некурящим и непьющим. Он никогда не ругался,когда другие ругались,никогда не повышал голос до крика; всегда был спокойным и рассудительным,со всеми ладил и с мастером цеха тоже; наряды закрывал в конце каждого месяца вместе со всеми членами нашей бригады. Он работал больше всех,и был рассудительнее и умнее всех из членов нашей бригады. Для меня он стал первым человеком,который мне пришелся по душе.

 Когда-то он был заядлым книгочеем. В разговорах о книгах мы с ним и сошлись. Из разговоров с ним я узнал,что он хорошо учился в школе,что он о многом в молодости думал,мечтал. Он хотел в жизни стать каким-нибудь большим,значительным человеком. Он мечтал увидеть другие города. Он любил поговорить об освоении космоса. Он хотел многого,но-ничего определенного. Он даже поступил в местный университет. Но проучился он там недолго. Не было у него ясной цели. Притом же он рано женился; у него тогда уже было трое детей, и задача у него в жизни теперь была одна: растить детей,думать об их будущем;и думать о порядке в стране и мире,потому что от этого зависело и счастье его детей,-в общем,работать, выполнять свои обязанности...Да,он видел, искал счастье  в чем-то большом,а нашел его в самом  малом, простом,во всем известном...Но только ли счастья хотел он? "Ну, а у тебя какие в жизни цели?"-поинтересовался он один раз у меня. Я опешил: какие у меня могли быть цели? Никогда у меня не было каких-либо целей. Я просто читал книжки,работал,и ничего особенно большого никогда не хотел,да и чего такого особенно большого я мог хотеть? Я задумался тогда об этом. И не до чего не додумался: я ведь не из тех кто живет,ставя перед собой какие-то цели. Цели ставят перед собой люди высокообразованные,люди ищущие чего-то,люди что-то прозревающие впереди. А у меня что? Дом, работа,да книжки в моей комнате. И ничего больше.


 ...На заводе работали насколько девушек глухонемых. Все они работали в штамповочном цехе; в этом цехе от работающих штамповочных станков всегда стоял сильный грохот. Но одна такая не разговаривающая девушка работала в нашем цехе. Она работала электросварщиком. Работая,она всегда опускала на лицо защитную, с черным стеклышком, маску,щиток,но все равно лицо у нее часто было в копоти. Она была очень красивой. Лицо у нее всегда было серьезным и строгим. Мне она казалась какой-то героиней из художественного фильма,в начале которого она простая работница,но с определенной целью в жизни,а в конце фильма добившаяся наконец своего женщина. Она в цехе многим нравилась,но все ее боялись,потому что она была слишком красивая и слишком на вид строгая. Она мне тоже очень нравилась. Но,конечно же,подходить к ней я и не думал: я себя всегда оценивал, да и до сих пор оцениваю, не очень высоко. Вот если бы я был человеком значительным,тогда можно было бы решиться подойти...

 Однажды наш бригадир Славин заговорил со мной об этой сварщице. Он сказал,что она не замужем. Что она работает в цехе давно,но никто с ней так и не завел отношения: замуж она выйти не против,а вот легкие отношения ей ни к чему; такая вот она девушка; славная,но несчастливая. И Славин меня огорошил предложением меня с ней познакомит. Он не шутил,но я заметил,что он все же про себя немного надо мной смеется: и в самом деле,можно ли было поверить,что такая девушка обратит на меня свое внимание.притом же с ясной для обоих целью. Разумеется,я от такого предложения отказался,но подумал тогда об этой красивой девушке с сочувствием; мне не представимо было:такая замечательная,и вдруг  рядом с ней я,ее муж! Выходило,что не один я был в жизни не счастливый человек.


 ...На заводе был красильный цех. Рабочие этот цех называли по-простому-красильней. В этой красильне стояли бочки с краской. У всех там работавших спецовки всегда были в краске. Так вот,в этой красильне произошел пожар. Как в кино. Дым валил из этой красильни черный и едкий. До приезда городских пожарников в тушении огня приняла участие заводская пожарная команда. Ее членом,оказалось,был и Славин. Я видел как он с другими ребятами,принявших участие в ликвидации пожара,разматывал пожарные рукава,как он,грязный и мокрый,выходил из дыма,чтобы вдохнуть свежего воздуха. Еще я видел как,прибывшие на машинах,городские пожарники выводили из задымленного помещения Савина и его товарищей,и как им оказывали медицинскую помощь. А я все это время стоял на заводском дворе среди столпившихся там людей,и жалел,что у меня не получилось принять участие в этом тушении пожара,потому что,когда я уже было решился примкнуть к Савину,во двор заехали пожарные машины, и городские пожарники все взяли под свой жесткий контроль. Так я ничем не проявил себя в возникшей на заводе опасной ситуации.

 На следующий день на общем заводском собрании сам директор завода объявил всем, принявшим участие в тушении пожара, благодарность, и еще всем им  вручил  ценные подарки. Среди поощренных был и Славин.

 ...В тот же день ночью я тоже потушил множество страшных пожаров. Да,пожары эти были страшные. С обвалами и взрывами.  С ликвидацией этих пожаров я боролся с невообразимым мужеством. Я погибал в огне. Я вырывался из пламени,когда меня все уже считали погибшим. Я спас от огня целый завод. А когда мне показалось этого мало,я защищал от пламени и защитил целый город. Да,такой смелости город еще не видел. От переполнявшего меня мужества,от торжества во мне, несравнимого ни с чем, героизма,я даже тогда соскочил с постели,чтобы посмотреть в окно и убедиться,что страшный пожар в городе мной потушен и что город наш спит спокойно. Убедившись,что в городе тихо,что на улице горят только ночные фонари,я вернулся в постель,и уже спал до утра спокойно, без больших происшествий.


 На заводе я проработал два года. Работа была с металлом,для меня нелегкой. Заработок был хороший,но душу мою стали все чаще посещать негативные,даже можно прямо сказать,плохие настроения. В общем я стал тяготиться своей работой. Я даже стал жалеть,что бросил работу дворника. В конечном счете,я ушел с завода. Бригадир Савин просил меня остаться. Он даже обещал повысить мне зарплату. Но я сказал ему,что дело тут не в зарплате, и он меня понял.