Обнажённая муза Владимира Высоцкого

Константин Семынин
                Саван сдернули - как я обужен,-
                Нате смерьте! -
                Неужели такой я вам нужен
                После смерти?!
                В. Высоцкий, 1973 г.


          «Не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот»,  - не без сарказма заметил в одной из своих ранних песен Владимир Высоцкий. К счастью, пророчество Владимира Семёновича оказалось неверным. Именно у Петровских ворот 25 июля 1995 года, в день пятнадцатой годовщины со дня смерти поэта и актёра, Высоцкому был открыт памятник работы скульптора Геннадия Распопова. С тех пор прошло уже два десятка лет. За минувшие годы бронзовые статуи, бюсты и мемориальные доски увековечили память Владимира Высоцкого по всей нашей необъятной родине и даже за её пределами. Среди них много, несомненно,  талантливых проектов.  Хватает, к сожалению, посредственных и даже неудачных скульптур. Но только один из этих памятников, и по сей день,  вызывает у поклонников Владимира Высоцкого по-настоящему неоднозначные и противоречивые чувства.

          Мало кто знает, что на могиле поэта могла быть установлена совершенно другая скульптура. История её началась в 1982 году, когда Театр на Таганке выступил в качестве организатора конкурса на лучший проект надгробного памятника Владимиру Высоцкому. В то время говорить об открытости такого конкурса было просто невозможно, и актёрам легендарной  Таганки пришлось лично обзванивать знакомых художников и скульпторов. Стоит отметить, что их труды оказались не напрасными, и на призыв откликнулись не только начинающие ваятели, но и именитые скульпторы Леонид Бренер, Вячеслав Клыков, архитектор Анатолий Игнащенко. Участвовал со своим проектом и художник Театра драмы и комедии на Таганке Давид Боровский. В итоге получилась выставка памятников, выполненных в самых разных решениях и формах: от абстрактных композиций и аллегорий до простеньких фигур и бюстов.

          На протяжении всего конкурса было огромное количество горячих споров и дискуссий, так как обстоятельства сложились таким образом, что в первые ряды выдвинулось сразу несколько фаворитов. В числе лидеров показа оказались работы и молодого скульптора Александра Рукавишникова, выбравшего лейтмотивом памятника Высоцкому исповедальных «Коней привередливых», и статуя «Бард» известного ваятеля Леонида Берлина. Но если монумент Рукавишникова сейчас, в наше время, хорошо известен всем почитателям таланта Владимира Семёновича, то на описании скульптуры, выполненной Леонидом Львовичем Берлиным, мне бы хотелось остановиться особо. Автор памятника, по-видимому, довольно буквально воспринял определение Высоцкого как человека с обнажённой душой и изобразил его в натуральную величину, с гитарой в руках и... совершенно обнажённым. Даже без фигового листочка на причинном месте! Не удивительно, что с того самого времени в народной памяти накрепко засело «альтернативное» название голого «Барда» - «Призывник перед медкомиссией». Стоит ли говорить, что в СССР подобные авангардные произведения никогда не приветствовались, поэтому ни Марине Влади, ни тем более родителям покойного эпатажный памятник не пришёлся по душе.

          Всеволод Абдулов: «Марина выбрала проект Давида Боровского: настоящий небесный метеорит, вправленный в строгий земной камень. Мы даже ходили к академику Яншину – с просьбой к Академии наук выделить метеорит для памятника Высоцкому. Яншин прочитал и ни слова не говоря написал на прошении «Выдать»(*1).

          Родители же Высоцкого были изначально против всевозможных аллегорий и символов на надгробии. Они хотели видеть своего сына «как живого», видимо, поэтому они отдали свои голоса работе Александра Рукавишникова. К тому же проект молодого ваятеля поддержал и близкий друг Владимира Высоцкого золотопромышленник Вадим Туманов, который всё время восхищался представленной скульптурой и её портретным сходством с покойным поэтом. Марина Влади и другие сторонники памятника-метеорита художника Давида Боровского оказались не согласны с выбором родителей, посчитав, что это изваяние мало соответствует тому Высоцкому, которого они знали и любили, но чашу весов в свою сторону уже склонить не смогли.

          В итоге окончательный выбор был остановлен на работе Александра Рукавишникова. Надгробный памятник Владимиру Высоцкому по его проекту был открыт 12 октября 1985 года на Ваганьковском кладбище. Скандальной же работе Леонида Берлина было дипломатично отдано почётное 3-е место. После конкурсной выставки в Театре на Таганке голого «Барда» вернули обратно в художественную мастерскую Леонида Львовича, но уже в скором времени изваяние был стыдливо укрыто от посторонних глаз в Музее скульптуры под открытым небом «Музеон», что на задворках Центрального дома художников на Крымском Валу. Это тихое местечко получило свою "минуту славы" гораздо позднее - после того, как туда был «сослан» в вечную ссылку с Лубянки памятник Железному Феликсу. Поэтому и цветов по юбилейным и памятным датам обнажённому «Барду» никто никогда не приносил, так как для подавляющего большинства поклонников Высоцкого работа Берлина так и осталась неизвестной.

          Гендиректор «Музеона» Михаил Пукемо: «В 70-х годах я работал в Театре на Таганке техническим директором, лично знал Владимира Семёновича... К памятнику Берлина актёры отнеслись по-разному: кто-то ругал, кто-то, напротив, хвалил. Лично я думаю, что такой памятник вполне имеет место быть! Скульптор считал, что истинный художник в своём творчестве обнажён перед людьми. Нагота символизирует ранимость поэта, его обнажённую душу!»(*2)

          К сожалению, узнать из первых уст о том, что подвигло скульптора на создание такого противоречивого памятника, уже не удастся: Леонид Львович Берлин скончался в 2001 году. Но, так или иначе, фигура обнажённого Владимира Высоцкого стала одной из самых значительных работ мастера. В связи с этим было небезынтересно узнать, что некоторое время назад о легендарном памятнике вспомнили столичные власти, и обнажённая скульптура  поэта поменяла  место своей постоянной прописки. Теперь все желающие могут увидеть эпатажного «Барда» Леонида Берлина во дворе дома-усадьбы Зубовых, расположенного в Москве по улице Александра Солженицына (бывшей Большой Коммунистической) в районе Таганки.

______________________________________

          Используемая литература:

        *1. Виктор Бакин «Неизвестный Высоцкий. Жизнь после смерти». – М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. – с. 197.
        *2. Газета «Спид-инфо» (Москва), 2007, № 15, июль, с. 3.

          На фотографиях, взятых из открытых источников интернета:

        1. Скульптор Леонид Львович Берлин (1925 - 2001) - автор памятника «Бард», посвящённого Владимиру Высоцкому.
        2. Памятник Владимиру Высоцкому «Бард» во дворе дома-усадьбы Зубовых, расположенного в Москве по улице Александра Солженицына (бывшей Большой Коммунистической) в районе Таганки.