Несколько дней из жизни Софьи Сергеевны 3

Жанна Светлова
                1 мая 1942г.

    В жизни все когда-нибудь кончается и хорошее, и плохое.
    Закончилась и самая тяжелая в истории Ленинграда зима 1941-1942 года.
    В этот солнечный, теплый, почти летний день 1 мая 1942 года город ощутимо изменился, став совсем не таким, каким был еще в марте.
    Изможденный холодом, голодом, постоянными бомбежками и обстрелами город уже в марте ленинградцы начали чистить и обустраивать, несмотря на все тяготы блокады.
12 апреля в Ленинграде был пущен трамвай. Это стало для жителей города настоящим праздником. И хотя интервалы между рейсами еще были  большие, и много было людей, висящих, цепляющихся за любой выступ вагона с внешней стороны, но слабых женщин, стариков и детей всегда пропускают без очереди. Все веселы, вежливы и дружелюбны, рады трамваю, как дети.
    И вот идет трамвай по родному городу, звенит на ленинградских улицах и этот звон отдается веселой песней надежды на  скорое освобождение в сердцах измученных и уставших от блокады ленинградцев.
    Город, омытый весенними дождями, легкими ветрами, прогретый солнцем гордо и торжественно встречает праздник 1 мая, хотя дни 1 и 2 мая объявлены рабочими.
    В городе нет парадов и демонстраций, люди на рабочих местах всеми силами стараются приблизить час полного разгрома ненавистного врага.
    Враг не дремлет и весь день обстреливает город с особой яростью.
    В небе дежурят, охраняя Ленинград, наши самолеты. Именно они не допустили до города немецкую авиацию, намеревавшуюся в  день 1 мая  бомбить город беспрерывно и беспощадно.
    И хотя обстрел длится весь день, на улицах появились просто прогуливающиеся люди, которых еще совсем недавно встретить было невозможно.
    И в этом тоже проявляется непоколебимая уверенность в победе, горделивая поступь Великого города.
    По радио выступает командующий Ленинградским фронтом. Он говорит: «Войска ленинградского фронта отметили революционный международный праздник мощными артиллерийскими залпами, обрушив тысячи снарядов на головы фашистских мерзавцев... Только за март и апрель противник потерял на ленинградском фронте убитыми и ранеными 58000 солдат и офицеров, сбито 240 и подбито 48 самолетов противника.» (см.Павел Лукницкий: «Ленинград действует», Советский писатель, Москва, 1971год.).
    Ленинградцы внимательно слушают командующего, собравшись возле громкоговорителей на улицах города, в домах и на предприятиях. Многие плачут от радости, обнимают совершенно незнакомых людей, поздравляют друг друга с праздником. Горе объединило людей, и все вместе они чувствуют прилив новых сил и веры в Победу.
    Софья Сергеевна проснулась с мечтой о скорой победе. С утра перед уходом на работу она поздравила всех своих соседей, подобрав каждому небольшой, но от души сделанный подарок. Без ее внимания  не остался не один малыш,  не одна соседка.            Она перерыла все свои закрома, извлекая детям старинные, еще ей принадлежавшие игрушки, молодежи - Нине и Зое - преподнесла чудесные шифоновые шарфики, обнаруженные французские духи подарила Елене и Вере. Это напомнило всем  прежнюю жизнь, настроение у всех поднялось, и было решено вечером, после возвращения с работы устроить скромный совместный ужин.
    Софья, предвидя это событие, совместно с Ниной и Еленой, подготовили маленькую концертную программу.
    Сегодня  Софье  Сергеевне предстояла небольшая поездка на линию фронта. В машине все были веселы, рассказывали анекдоты, шутили, кокетничали друг с другом. Настроение было приподнятым. Всю дорогу хором пели военные и революционные песни.
    Буквально в сотне метров от цели поездки машину стали обстреливать. Как оказалось позже, они нарвались на немецких диверсантов, непонятно каким образом просочившихся на окраину города.
    Видимо, фашистам очень захотелось уничтожить мчавшуюся с большой скоростью  машину, и они обрушили на нее шквал огня. В итоге, буквально в первые секунды погибли шофер, руководитель группы майор Смирнов и майор Трушин.
    Из автобуса смогли выбраться Софья, ее подчиненная Наталья и лейтенант Розов, вооруженный автоматом. У женщин было по гранате в кармане, у Софьи - еще пистолет.
    Софья первой нырнула в кювет, достав пистолет, улеглась, прикрытая корпусом машины. Рядом, застонав, свалился лейтенант Розов. Он получил ранение, но не выпускал из рук автомата. Софья попросила отдать его ей, понимая, что в таком состоянии он вряд ли сможет воспользоваться оружием. Взамен она вытащила и положила перед раненым свой пистолет.
    В Смольном все знали о том, что Софья Сергеевна отличный стрелок. Не зря же она была дочерью боевого адмирала, который воспитывал дочь без матери, частенько брал ее на военные учения, на стрельбище и даже сам поражался точности ее стрельбы.
    Сергей Александрович частенько шутил, что его дочь может стать лучшим стрелком,  или даже снайпером, хотя знал, что Софья вряд ли сможет стрелять по живым мишеням. Но война диктует свои законы.
    И уже в условиях Первой мировой войны, выполняя обязанности сестры милосердия, совсем еще молоденькая  Софья, когда госпиталь попал в окружение, принимала участие в прорыве и спасении раненых, где показала себя настоящим снайпером, за что получила награду из рук самого императора.
    Когда перед Великой Отечественной  войной всех служащих Смольного заставляли сдавать нормы ГТО, Софья никогда не отлынивала от этих занятий, она с удовольствием участвовала в них и добивалась самых высоких результатов. Она и здесь, как на службе, как дома, как везде, выполняла работу с вниманием, старательно и с душой. Пройдя испытание в военных условиях, Софья понимала, что эти знания и умения никогда не могут быть лишними.
    На просьбу Софьи отдать ей оружие Розов ответил отказом, прося ее и Наташу отступать под его прикрытием, но рана мешала ему стрелять с нужной точностью и ему все же пришлось отдать автомат Софье, взяв взамен ее пистолет.
    Пока Наталья перевязывала лейтенанта, Софья засекла точку, откуда шел обстрел и, хорошо присмотревшись, различила троих диверсантов. Однако огонь первым открыл враг, и Наташа, перевязывающая  раненого, была убита.
    Софья отметила этот момент краем зрения, и такая ярость охватила ее, что в следующую минуту от ее выстрелов трое противников выбыли из боя.
    «Но сколько их?» - спрашивала себя Софья и пока не могла ответить на этот вопрос точно.
    Враг замер на какое-то время.
    Но вскоре, снова обрушил огонь на машину, и Софья смогла засечь его. Она била прицельно, как натянутая струна ощущая свои попадания. Враг опять затих, но Софья нутром чувствовала, что на противоположной стороне дороги еще есть живые и не ошиблась. Заметив мелькнувшую тень одного из автоматчиков, она точно послала свою пулю, заставив его успокоиться навсегда.
    «Господи, сколько же их?» - не переставала спрашивать  Софья, как- будто кто-то мог ответить ей. Вот что-то хрустнуло под сапогом  врага, Софья нажала на курок, но автомат дал сбой, патроны кончились.
    Софья нащупала в кармане  гранату и, стараясь не производить шума, извлекла ее, мгновенно вскочив  на ноги, чтобы добросить гранату до врага с максимальной точностью. Она подняла руку с гранатой и ощутила пронзившую все тело боль. Рука повисла, как плеть, не помогая, а мешая ей.
    Противник, не таясь выскочил из-за кустов, и Софья поняла, что он знает о ее ранении и приготовилась к самому худшему. «Но живой я тебе не дамся! - превозмогая страшную боль, подумала она, глядя прямо в лицо своему противнику.
Внезапно позади нее раздался выстрел, за ним еще и еще, и враг рухнул на землю, а Софья, теряя сознание, вздохнула всей грудью и прошептала:
    - Свои! Слава тебе, Господи!
    Очнулась она на белых простынях в госпитальной палате только 3 мая.

                Ноябрь 2015г.