о, век двадцатый, век ты мой жестокий

Зинаида Малыгина 2
   Строки заголовка взяты из стихотворении  Л. Шершевского ( 1959 год) о стройке №509  в моём городе на Кольском полуострове.
   На этой стойке работали заключённые из Соловецкого лагеря, с которым был заключён договор  в 1950  году  о пересылке рабочих  сюда для прокладки железной дороги в восточную часть полуострова.
   Условия их содержания в бараках, окружённых колючей проволокой и под конвоем, были неимоверно тяжёлыми. Умирали десятки и сотни  без имени, только с нашивками на рукаве. Здесь же похоронены  в безымянных могилах.
 Хибинское  общество «Мемориал» при посещении этой стройки, которая была остановлена после смерти Сталина в 1953 году, нашли остатки строений, ворота с обозначением номера стройки, сторожевые вышки, предметы быта.
  Некоторые из найденных предметов хранятся в музее « Мемориала».
  Строки из стихотворения:

      «Нас как бы нет  - и всё же мы повсюду:
        И в насыпях, и в рельсах, и мостах.
        Возносится строительное чудо
         На поглощённых тундрою костях…»

Температура в бараках, где жили заключённые, мало чем отличалась от  уличной.  Походных  кухонь не было, тёплых вещей не хватало. Отсутствовали сушилки и дезинфекционные  камеры.

 Мокрая одежда сушилась в жилых палатках, а пищу выдавали 2 раза в сутки. Хлеб выдавался часто сырой, ведь форму для выпечки мазали автолом. Эти факты известны из прокурорских проверок.

   И заключительные строки стихотворения:

«Текут людей сосчитанных потоки,
  Ворота запирают на засов.
   О, век двадцатый, век ты мой жестокий,
   Где милость к падшим?  Где свободы зов?»

"Хотелось бы всех поимённо назвать, да отняли список, и негде узнать". (Анна Ахматова)