Еврейские партизаны

Александр Вишневецкий
 
«Евреи оккупированных фашистами стран, ломайте стены зловонного гетто! Берите в руки оружие! Вступайте в партизанские отряды! Вредите гитлеровцам на каждом шагу!» (Из обращения к евреям мира участников митинга еврейской общественности Москвы  24 мая 1942 г.)
 
«Евреев в партизаны не брать!». Распоряжение начальника Центрального штаба партизанского движения П.Пономаренко (сентябрь 1943 года).

  Когда, в You Tube  появился видеоклип на языке идиш, составленный мной и моим сыном,»Я – еврей» на слова Ицика Фефера и музыку Дмитрия Якиревича (электронный адрес клипа
http://www.youtube.com/watch?v=6xl9zaIBSIc&feature=channel_page ,то трудно было себе представить, что эта песня привлечет к себе столь пристальное внимание. Наряду с посещением десятков тысяч  человек и десятками высоких оценок, вызвали удивление комментарии к песне. Их уже набралось более 300, и многие из них с выражениями открытой ненависти к евреям, с не признаниями Катастрофы, с игнорированием участия евреев в борьбе с фашистской чумой в годы 2-й мировой войны.  Понятно, что  такие высказывания принадлежат  антисемитам, которые совершенно не понимают языка песни, но  их не устраивает ни само название песни, ни фотографии и видео там выставленные. И моей реакций на эти выпады стала не текстовая перепалка с антисемитами - таких людей, готовых им противостоять и не только евреев, нашлось достаточно в комментариях к данной песне! Вместо этого я представил на You Tube ряд песен по теме Катастрофы и еврейского сопротивления с архивными фотографиями, документально подтверждающими массовый характер героизма участников еврейского сопротивления, с этим материалом особенно не поспоришь!
Более углубленное знакомство с еврейским  партизанским движением во времена второй мировой войны свидетельствует, что такое движение  имело  место во всех захваченных фашистами странах Европы, от Италии и Франции на западе до Польши, Литвы, Беларуси, Украины, России на востоке. Поражает значительное число песен того времени на языке идиш, песен трагических и зовущих к борьбе, песен написанных в гетто, в  концлагерях и в партизанских отрядах. Каким важным фактором духовного и культурного противостояния с убийцами-фашистами становились эти песни, и  какова должна была быть сила духа, чтобы в условиях грозящей неминуемой гибели и опасности сочинять и петь эти песни. Особенно впечатляют  стихи и песни Гирша Глика, Шмерко Кочергинского, Авраама Суцкевера, Аббы Ковнера - представителей Вильнюсского гетто, партизан. Привожу электронные адреса двух таких песен этих поэтов-партизан с архивными снимками, представленные мною в You Tube:
Из довоенной еврейской общины Литвы численностью в 220 тысяч человек выжило только несколько тысяч, и это преступление  на совести местного литовского  населения в большей мере, чем немецких фашистов. Их «стараниями» Вильнюс – «Иерусалим в Литве», как с гордостью евреи называли этот город, город в котором  проживало 57 тысяч евреев до войны, был практически превращен в еврейскую пустыню. Несколько сот евреев-партизан, бежавших из гетто и выживших в боях с фашистами, участвовали в освобождении города вместе с Красной Армией. Что должны были чувствовать и пережить эти люди, входя в обезлюдевшие и разрушенные кварталы еврейского Вильно?
Вспомним, что партизаны-евреи были в России и в войне 1812 года, а еврейская самооборона существовала с  начала погромов в Российской империи (1980 год) и  героически себя показала в годы 1-й и 2-й русской революции. До революции 1917 года во всех городах и местечках Российской империи имело место автономное еврейское самоуправление с еврейскими культурными,  религиозными и даже партийными организациями.  Советская власть разрушила эти структуры еврейских общин. Поэтому еврейское  сопротивление общин Польши и Прибалтики носило более организованный характер, чем сопротивление евреев на оккупированной территории Советского Союза, а что касается проявлений еврейского  героизма и сопротивления, то на  территории оккупированных Украины и Белоруссии их было не меньше, чем в Прибалтике и Польше.
 Начиная с 1941 года, в приказах немецкого командования, в пропагандистских материалах отмечалось, что партизанские отряды создают евреи. Это было действительно так, но фашисты  использовали этот факт и   для того, чтобы оправдать повсеместное уничтожение евреев.
На территории Европы действовало около  сотни еврейских партизанских отрядов. По разным оценкам и документам всего в этих  партизанских отрядах и группах порабощенной Европы принимали участие от 30 до 50 тысяч евреев - партизан, из них примерно половина на территории бывшего СССР. Скорей всего, эти данные по численности евреев-партизан занижены, т.к. местные партизаны относились к евреям без доверия и даже враждебно, что  вело к тому, что многие евреи не только скрывали кто они, но и меняли свои фамилии и имена, чтобы принять участие в борьбе против фашистов в нееврейских отрядах. В ряде мест единственной возможностью выжить и мстить немцам,  в силу такого к ним отношения, было формирование полностью еврейских отрядов и групп, как это имело место в Литве и Польше. Еврейским партизанам не откуда было ждать помощи, скорей их ждало негативное, а порой и враждебное отношение местного населения. Главная задача формируемых в этих случаях чисто еврейских отрядов  была -  спасти мирное еврейское население  и мстить оккупантам и местным националистам - предателям. Только из Минского гетто еврейские подпольщики смогли отправить в леса несколько тысяч человек, и из этих людей были сформированы 9 партизанских отрядов. В Польше в 1942-1944 годах действовало 27 еврейских партизанских отрядов, в Литве были первоначально 7 еврейских партизанских отрядов. К моменту освобождения число таких отрядов значительно сократилось: часть отрядов  была уничтожена фашистами, ряд отрядов вошел затем в интернациональные партизанские группы и объединения. В Беларуси число евреев-партизан составляло примерно 6000 человек, а на Украине 4000. Даже в Италии число партизан - евреев достигло 2000 человек.
 В отдельных местах, например, на территории Беларуси возникали целые семейные еврейские партизанские лагеря. К ним относится семейный лагерь братьев Бельских, где находилось 1200 человек и отряд Зорина (800 человек) с детьми, женщинами, стариками. Проблем здесь было множество, ведь надо было не только сражаться, но и защищать и кормить этих людей. Еврейские партизаны этих семейных лагерей создавали в лесных условиях целые производства, чтобы их продукцию менять на продовольствие у местных крестьян. Само собой понятно, что существование таких крупных, тем более, еврейских  отрядов и семейных лагерей было возможно только там, где находились большие лесные массивы, непроходимые болота и трясины, либо недоступная горная местность, как это имело место в Словакии и Югославии. Когда немцы бросали против партизан крупные силы, многократно превосходящие партизан по численности и вооружению, то помимо открытого противостояния возможным последующим спасением оставались болота и трясины или соответствующие горные районы. Так было, например, с семейным отрядом Бельского, который около недели скрывался внутри непроходимых трясин и болот. Чтобы не создавалось впечатления о боевом бездействии еврейских партизан можно указать на огромное количество диверсий и уничтоженных железнодорожных составов, немецких гарнизонов, выполненных этими отрядами и группами.
Например, только одним из партизан из Вильнюса, Исааком Рудницким,  были подорваны  15 немецких эшелонов. Не надо также забывать и о той огромной роли, которую сыграли еврейские врачи, инженеры, переводчики, журналисты, кадровые военные, попадавшие к партизанам.
Тема геройского участия евреев в партизанском движении была много лет запретной в странах социалистического лагеря. Правда, на языке идиш издательством «Эмес» в 1947 году была издана небольшая книга Григория Смоляра «Мстители гетто», и в 1948 году еще одна книга «Партизанская дружба. Воспоминания  о боевых действиях партизан-евреев, участников ВОВ». Польский партизан-еврей Шломо Штраус-Марко собрал и обобщил  материл о партизанах в 3-х томном издании, которое были напечатано в Варшаве, но сразу после выхода из печати это издание было конфисковано из-за опасения властей, что миру станет известна подлинная картина о еврейском партизанском движении на территории Польши и СССР и о предательском отношении местного населения к евреям во многих случаях. И только значительно позднее (1983 год) материал этот был издан на языке идиш в Израиле. Эти документальные книги, как и многие другие, изданные сначала на Западе и в Израиле, а затем и в России, после развала СССР, свидетельствуют, что евреи достойно и геройски  сражались. Известен и бесспорен тот огромный вклад, который внесли  в дело Победы еврейские воины армий антигитлеровской коалиции и евреи - труженики тыла.
В заключение  назовем только имя одного из партизан, Аббу Ковнера (1918-1987), возглавлявшего еврейский партизанский отряд «Некома» (Месть), в который входили 300 бойцов из Вильнюсского гетто. Он один из тех, кто уже в первые месяцы немецкой оккупации Вильнюса призвал к организованному сопротивлению фашистам. Знание русского языка дало ему возможность познакомить молодых еврейских партизан с инструкциями по использованию советского оружия, попавшего в руки к партизанам. Его отряд принимал участие в освобождении Вильнюса. От немецкого фельдфебеля Антона Шмидта, помогавшего евреям, он впервые услышал о роли Эйхмана в уничтожении евреев. Во главе группы евреев, бывших партизан, создавших «Бригаду мстителей»  он после войны в 1945 году  разыскивал Эйхмана в Германии, где его группе удалось уничтожить до 400 нацистов. Он также принимал участие в отправке евреев в Палестину. Затем, находясь в Израиле, сражался в бригаде «Гивати» с 1947 по1949 годы. Выступал как свидетель на процессе Эйхмана в Иерусалиме 10 апреля 1951 года. В Израиле издал 2 тома своих стихов на языке идиш и книгу прозы »Книга свидетельств». Очень бы хотелось видеть в Израиле улицы городов и поселков, названных в честь еврейских партизан Европы, число достойных имен среди них огромно и они заслуживают увековечивания!