Не ходите в россгострах

Алина Тарская
        Зима в России и, в том числе  в Московском регионе, в сезоне 2012-2013 гг. была долгой, очень холодной и удивительно многоснежной.  Поэтому мы, горожане, ожидали прихода  весны с особенным нетерпением, надеясь  с лихвой возместить все перенесённые холодной зимой испытания. Особенно это ожидание касается дачников, такого особого  племени -  влюбленных в природу и в свои драгоценные кусочки земли - людей. Они готовы ради процветания своих дачных участков на любые моральные, физические и даже материальные  жертвы и затраты. При этом следует учитывать ничем  неистребимый дух соревнования, который присутствует в каждом дачном кооперативе или посёлке, когда становится совершенно невыносимо пережить, если у твоих соседей появятся какие-нибудь новые необыкновенные  цветы, или раньше распустится сирень, или на огороде вырастет необыкновенных размеров тыква или какие-нибудь  заморские фрукты  или овощи.
         Одним из важных вопросов, которые тщательно обдумывают и горячо обсуждают дачники весенней порой, является определение оптимальной  даты выезда на дачу. При этом важно решить сразу несколько задач:
 - своевременность выезда с учётом нестабильной подмосковной погоды, что особенно проявляется весной;  апрель может быть не просто тёплым, но даже жарким, а дальше наступит резкое похолодание;
- успешное преодоление  автомобильных пробок на дорогах, когда все москвичи одновременно тронутся в путь по ведущим из города трассам;
- решение проблемы с работой, так как  большинство работодателей не желают считаться с запросами и интересами сумасшедших любителей дачного отдыха (или труда?).
       Правда, справедливости ради, следует отметить, что в  этом году не только работодатели, но и наше дорогое  Правительство, видимо устав от бесполезной борьбы с любителями дачной жизни,  решило вернуться к той, исторически сложившейся в Советском Союзе практике, когда на Первомайские праздники и  День Победы праздничные и выходные дни суммируются таким образом, чтобы позволить дачникам  выполнить основные весенние работы: убрать скопившийся за зиму мусор, обрезать кусты и деревья, вскопать и засадить свои столь любимые грядки.
        Это тем более оправданно, что, несмотря на перестройку и переход к новому экономическому порядку в нашей стране, Правительству  так и не удалось, как было обещано ранее, значительно поднять  уровень жизни  большинства россиян.  Как-то само собой, совершенно непонятным образом,  в России за сравнительно короткий период времени образовалась кучка предприимчивых миллионеров и даже миллиардеров  (скорее всего за наш счёт, путём незаконного отъёма и присвоения национальных богатств),  а остальные граждане продолжают жить также, как и раньше, очень скромно, на небольшие зарплаты и пенсии, а многие не имеют даже и этого.  Поэтому   урожай  фруктов и овощей с дачного или подсобного участка, по-прежнему, играет важную роль в семейном бюджете россиян. Хорошо, что наше Правительство, наконец-то, это поняло  и перестало  хотя бы мешать народу выживать за счёт своего труда на дачных участках, если оно не в состоянии само накормить его.
         Итак, отвлекаясь от рассуждений на политические темы, которые являются столь же бесконечными, как и бесполезными, я с удовольствием   возвращаюсь к дачным проблемам. Обычно мы с отцом выезжаем на дачу 26-27 апреля, чтобы избежать многокилометровых автомобильных пробок накануне первомайских  праздников. Однако, из-за холодной зимы и обильных снегопадов многие дачные участки, особенно на севере Московской области, в апреле этого года всё ещё не были готовы к приезду хозяев, и я со своими знакомыми дачниками также обсуждала эту проблему. Земля только что освободилась от снега и была очень влажной, кое-где ещё стояла вода. Наша дача расположена на Юго-Западе области, в Наро-Фоминском районе, недалеко от городка  Верея, поэтому я надеялась, что наши участки уже просохли. 
        Для того, чтобы уточнить этот вопрос, я позвонила соседям по даче, которые живут там круглогодично, и наш кассир, собирающая взносы,  заверила меня, что земля уже просохла и можно приезжать и начинать работать на ней. Ещё я позвонила   сторожу нашего дачного кооператива  Андрею, который часто бывает там. Андрей также подтвердил, что земля уже вполне готова к обработке, но при этом сказал, что меня ожидают на даче крупные неприятности, так как у большого дома (у нас на дачном участке имеется два дома) из-за обильного снегопада  обвалилась терраса.
        Вначале я подумала, что это шутка или какой-то розыгрыш, но Андрей заверил меня, что это правда. Он наблюдал, как терраса зимой  постепенно отходила от стены дома, а потом вдруг под давлением большого объёма снега, съехавшего с высокой крыши дома, полностью упала на землю. Мой дом из бруса размером 6х6 метров,  с мансардой и железной крышей был построен в 2006 году, на следующий год к нему была пристроена терраса 3х1,5 метра, и до этого несчастливого 2013 года всё с ним  было благополучно. Сообщение Андрея повергло меня в совершеннейший шок, затем, помолчав немного,  я спросила, а почему же  он раньше не позвонил мне и не сообщил, о том, что с домом у меня не всё благополучно?
            Ведь это одна из главных  обязанностей сторожа  садового товарищества – делать регулярно обход территории, наблюдать за строениями и участками и при обнаружении неполадок  или несанкционированного проникновения посторонних лиц, сообщать об этом владельцам участков. В ответ на мой вопрос – почему он этого не сделал - Андрей не смог мне ничего внятно объяснить.  Он сказал, что из-за обильного снегопада к дому нельзя было подойти и что-либо поправить было нельзя. Но решать это должен был не он, а мы с сыном Дмитрием, а Андрей обязан был сразу  поставить нас в известность.  Мы с сыном   подумали над полученной информацией и решили, что вначале  он  поедет на участок первого мая с женой,  осмотрит упавшую террасу,  и сообщит мне о том, что можно  и нужно будет делать.
          Таким образом, новый дачный сезон начался для нашей семьи  не очень  удачно. Я вспомнила, что я страховала  мой дом в течение многих лет и позвонила в страховую компанию «Росгосстрах»  в Верею, откуда к нам всегда приезжала страховой агент. Она   объяснила мне, какие документы  я должна взять с собой  из дома, и  посоветовала по приезде на дачу сразу обратиться к ним. Я попросила сына до моего приезда на дачу не трогать рухнувшую террасу, так как из страховой компании должны будут приехать специалисты,  чтобы осмотреть упавшую  террасу  на месте и оценить величину ущерба и размеры возможной компенсации.
          Радостное весеннее  настроение моё, конечно, было  значительным образом  испорчено произошедшим   несчастным случаем с моей любимой  террасой,  но в страховой компании мне объяснили, что этой зимой  в Московской области было много подобных происшествий, что жизнь продолжается, и надо исправлять сложившуюся ситуацию, в чём мне помогут страховые выплаты. Гораздо  хуже положение  тех дачников, у которых произошли разные неприятности из-за разгула снежной стихии, но дома которых  не были  застрахованы.
          Я решила поехать  на дачу седьмого мая, когда установится  хорошая погода. Я специально выбрала рабочий день, чтобы не попасть в автомобильные пробки, пребывание в которых я переношу очень плохо. Выехала я из дома в семь утра, чтобы до восьми часов пересечь Москву и выехать за пределы МКАД, так как с восьми часов в Москве начинаются пробки, поскольку  многие ездят на работу на своих машинах.  Сложность ситуации была ещё в том, что Москва в это время готовилась к параду Победы, шли сложные репетиции, дороги постоянно перекрывались для прохождения военной техники. Сын говорил мне, что с шести утра будет перекрыто Садовое кольцо, о чём сообщали в новостях по телевизору,  и я не смогу выехать на Минское шоссе.  Однако, я рискнула и поехала своим обычным маршрутом – с Открытого шоссе по набережной Яузы-реки, потом свернула на Площадь трёх вокзалов, проехала мимо Казанского вокзала,  затем повернула на Садовое кольцо, доехала  до Американского посольства, а дальше я выехала через Новый Арбат на Кутузовский проспект и на Минское шоссе, то есть я практически проехала через весь центр готовившегося к большому празднику города. Всё прошло удачно, нигде меня не остановили и не помешали.
          Раньше я и представить себе не могла, что  буду вести машину самостоятельно по такому сложному,  огромному городу, как наша прекрасная столица Москва. Но когда моему отцу, ветерану ВОВ Тарасову В.В., дали дачный участок в Подмосковье, мне пришлось в шестьдесят лет впервые сесть за руль и учиться ездить по огромной и загруженной автомобилями Москве, что делать не очень просто. Сейчас моего дорогого  отца - ветерана  уже нет в живых, и сын помогает мне справляться с дачей.  Дима живёт с семьей недалеко от меня, и он  пришёл рано утром в день моего отъезда - в шесть часов, чтобы помочь мне загрузить мой «Москвич»  вещами и продуктами, подготовленными заранее для длительного  проживания на даче, а сам отправился на работу. Я  доехала до дачи в  тот день довольно быстро -  за два часа пятнадцать минут, это был мой личный рекорд (обычно я трачу на эту дорогу три с половиной часа),  а сын  первого мая   был в пути  пять часов из-за огромных пробок на дорогах.
         Приехав на дачу, я осмотрела горестную картину моего дома  с упавшей террасой, сфотографировала её новым сотовым телефоном для страховой компании, а  прежнюю фотографию террасы, сделанную в прошлом году, я взяла для сравнения из домашнего альбома. К счастью, я очень люблю фотографировать, поэтому нужная  фотография  большого дома с красивой террасой, сделанная до аварии,  у меня была. Затем я   разгрузила машину, отдохнула после тяжёлой дороги (накануне от волнения  перед поездкой я почти не спала), а на следующий день поехала  за двенадцать километров в  страховую компанию в г. Верею, где завела страховое выплатное дело. Через пару дней  сын взял на работе  один свободный день за свой счёт, и  нам  пришлось  ехать за семьдесят километров в страховую компанию в  районный центр г. Наро-Фоминск , где начались хлопоты  для получения страховки за разрушенную упавшим снегом  террасу.  Нас сразу предупредили, что выплаты  по данному страховому случаю будут небольшими, так как наш дом был застрахован на недостаточно высокую сумму.
          Нам назначали  на следующий понедельник   выезд специалиста страховой компании для осмотра места происшествия, попросили пока ничего не убирать во дворе дачи, и ещё отправили в отделение МЧС  для получения справки об обильных снегопадах, бывших в марте этого года, когда произошло  обрушение  нашей террасы. Вернувшись на дачу после всех этих мало приятных хлопот, я обратилась к председателю нашего кооператива с жалобой на сторожа, который видел, как разрушается наша терраса, но не позвонил нам и не сообщил об этой опасности, хотя мы могли приехать и предпринять какие-то  меры, необходимые для предотвращения падения террасы.
           Председатель принялась защищать сторожа и  заявила, что он получает маленькую зарплату и поэтому не был обязан  звонить мне о происшествии на моём участке, а когда я попросила показать мне  его должностную инструкцию, таковой в наличии у неё не оказалось.  Этот случай показывает лишний раз, как халатно относятся наши люди повсеместно к своим обязанностям, что и приводит  нередко к печальным последствиям. Я написала заявление  на её имя и попросила разобрать этот случай на правлении кооператива и на общем собрании, чтобы  такое не произошло  в будущем с кем-то ещё из наших дачников.  Кроме того, я попросила, чтобы сторож возместил мне моральный и материальный ущерб, понесённый мною из-за невыполнения им своих  прямых должностных обязанностей, так как выплаты по страховке ожидаются  небольшими и могут оказаться недостаточными для восстановления террасы. Но он отказался делать это.
            После того, как мы с сыном съездили в страховую компанию в Наро-Фоминск  и оформили нужные документы, к нам прислан был страховой агент, который осмотрел нашу упавшую террасу, сделал фотографии,  заполнил соответствующие бумаги и отвёз их в Москву. Он сообщил нам, что в течение этой суровой зимы произошло много разных неприятных происшествий на дачных участках, сначала из-за обилия выпавшего снега, затем из-за последовавших наводнений, подтопления дачных участков и других частных домов. Но, к сожалению, не все строения у жителей Подмосковья были застрахованы, поэтому многие не получили  никакой денежной помощи в этой сложной жизненной ситуации. Я порадовалась своей предусмотрительности, но как оказалось вскоре, радовалась я рано.
          Через три недели нам сообщили, что наш случай не подлежит страховой компенсации, и что  о причине такого решения нам написали в письме, которое было послано на адрес нашей московской квартиры. Мы были, конечно, очень разочарованы таким решением страховой компании, ведь мы исправно платили страховые взносы почти двадцать лет и впервые обратились за помощью в страховую компанию.
          А пока мы ждали обещанной страховой компенсации, мы начали работы по ликвидации последствий стихийного бедствия. Мой сын с трудом оформил отпуск на две недели, так как большинство сотрудников желают  пойти в отпуск именно в летнее время, и посвятил большую  часть небольшого и столь долгожданного отпуска строительным работам. Вначале он разобрал рухнувшую террасу, затем мы осмотрели оставшиеся целыми строительные материалы, и выяснили, что большую часть их можно использовать повторно для восстановления рухнувшей террасы.
         Недостающие материалы мы купили  в замечательном комплексе «Строительный двор», расположенном недалеко от нас в деревне «Борисово». Это частное предприятие расцвело и благоденствует благодаря строительному буму, имеющему место  на дачных участках в Подмосковье. Мировой экономический кризис у нас совершенно не ощущается. В поисках работы в летнее время к нам съезжаются  жители из всех соседних областей, и даже бывших союзных республик.  Мы съездили с сыном в село «Борисово»  на моей старой машине «Москвич» и смогли увезти купленные доски в его багажнике, выгадав  таким образом, ещё немного и на доставке. На восстановление  террасы ушло около недели, кое-что мы видоизменили и даже усовершенствовали, после чего я  покрасила террасу, и она стала лучше прежней.
              Вернувшись осенью в Москву, мы открыли письмо, полученное из «Росгосстраха», и прочли, что там было написано:  наше несчастье с террасой дачного дома нельзя считать страховым случаем, так как сильные снегопады наблюдались в Подмосковье  два месяца, а вот если бы обильный снег шёл только один день, и после этого обрушилась наша терраса, тогда это был бы страховой случай и нам была бы оказана материальная помощь. Довольно странная логика, не правда ли? В конце письма  эти оригиналы приписали ещё, что они надеются на продолжение нашего сотрудничества, но я после всего пережитого не захотела иметь больше никаких дел со страховой компанией «Росгосстрах».
        Я и раньше слышала плохие отзывы о работе этой компании, о том, что они стараются с помощью любых отговорок уклониться от страховых выплат населению и по жилью, и по автомобильным авариям, а  теперь убедилась в этом на своём личном опыте. Поэтому я прислушалась к совету моей племянницы Юлии и оформила следующую страховку на свой дом в страховой компании «РЕСО». Я рассказала об этом случае на собрании дачников нашего кооператива, предупредив всех о нечестном поведении страховщиков от «Росгосстраха». Года два назад до этого случая я тоже обращалась в «Росгосстрах» по поводу помощи в оформлении страховки на автомобиль моего отца, Тарасова В.В., инвалида ВОВ, но также  получила отказ с какой-то ничтожной отговоркой. Ещё тогда я написала сатирическое стихотворение  про эту компанию и поместила его в интернет:

Не ходите в Росгосстрах

Росгосстрах – не друг, а враг, не ходите в Росгосстрах,
Вас обманут, предадут, отговорок сто найдут!
Наживаясь на страховках, строят дачи и дворцы,
Выше нас себя считают,  выше - только лучше ли?

Ветеранов обижают, потеряли стыд совсем,
Расплодили дармоедов,  не пора ль спросить со всех?
Человеку в этом мире   помощи, защиты нет -
От чиновников засилья  и от разных прочих бед!

От пожаров, наводнений, от аварий, долгих зим,
От воров и от болезней - сам спасайся, будешь жив!
Не ходите в Росгосстрах,  Росгосстрах - не друг, а враг,
Не поможет, оттолкнёт, отговорок сто найдёт!