Ванга. Феномен ясновидения

Вадим Гукало
                Ванга. Феномен ясновидения.

Иллюстрация: Фото Ванги во время транса.

 « Ванга – это самое невероятное, самое удивительное из того, что я знаю» -  болгарский поэт Любомир Левчев, который с ней общался 
"Кто же такая Ванга?..Эта особа лжепророк" - православный богослов Алексей Осипов, который с ней не общался.
 
 Сознание материалиста, скептика, атеиста-аналитика или богослова-догматика не способно к объективной оценки этого феномена, чуда, которое лежит за гранью понимания не только его невежественного, примитивного и приземленного разума, но достижений  разума объективного научного познания, которое имеет современное человечество в настоящее время. Малограмотные и предубежденные люди не смогут понять этот феномен.

    Ясновидящие, пророки, прорицатели, оракулы, волхвы, предсказатели жили во все времена истории человеческой цивилизации. Как от глубокой древности так и до наших дней люди всегда хотели знать, что будет впереди. Из глубины веков информация о таких людях сохранилась в священных писаниях и рукописях. Также как и в прошлом в настоящее  время люди, обладающие сверх естественными способностями, жили и живут среди нас. Однако ни в далеком прошлом, ни в настоящее  время мы не найдем  человека похожего на болгарскую ясновидящую Вангу. Феноменальный дар, которым она обладала, притягивает таинственностью, потрясает и шокирует сознание даже самых близких людей, которые знали и общались с ней; способности Ванги необъяснимы и настолько невероятны, что многие отказываются верить  в них; те же кто, поверил  и убедился в том, что они реально существуют,  остаются под  неизгладимым впечатлением от феномена Ванги.
  Сама Ванга не стремилась быть известной и популярной, но и не скрывала свой дар от людей. Бог прославил её. Слава о слепой деревенской женщине – лекарки, гадалке,  предсказательнице, ясновидящей, которая помогает людям в самых трудных и даже безнадежных случаях и ситуациях, сначала распространилась в Болгарии, а затем и во всем мире.
  Она так говорила о своей миссии: «Я оставлена именно здесь. Сюда должны приходить заблудшие, запутавшиеся и потерявшие надежду. Сюда они стремятся, подобно птицам, находя ориентир. Тем, кто приходит ко мне очень, и я должна им помочь. Я подаю руку заблудшим и отчаявшимся, указываю куда им идти. И еще: я должна не только прочесть вчерашнее и сегодняшнее, но и дать верное направление в завтрашнее.
Что нам известно о Ванге? Главным образом мы знаем о Ванге благодаря книгам её племянницы Красимиры Стояновой.
 Ванга родилась 31 января 1911 года в югославском городе Струмице в семье мелкого землевладельца. Девочка родилась недоношенной, была очень слаба, но выжила. Через два месяца девочку окрестили. Мать Ванги скончалась при вторых родах. Отец женился во второй раз, и на свет появилось еще трое детей. Семья жила в страшной нищете. Летом  с двенадцатилетней Вангой случилось несчастье. Она  ушла гулять с подругами, когда вдруг оказалась в центре большого смерча, который поднял ее хрупкое тело и отнес за 2 километра от селения. Её нашли через несколько часов в поле. Она была завалена палками, сетками, засыпана песком и землей. Она была вне себя от шока и боли. Её глаза были засыпаны песком. Их кололо и жгло как иглами. Она не могла их открыть. Вскоре Ванга полностью ослепла. Жизнь большой   семьи была очень тяжелой, часто они жили впроголодь.  Отец и братья уходили из дома батрачили за копейки.   В 1939 году Ванга тяжело заболела плевритом, ее жизнь висела на волоске.
В 1940 году отец Ванги в возрасте 54 года скончался. В начале 1941 года Ванга увидела странный сон:  « Красивый всадник в доспехах древнего воина вошел в ее комнату. Он излучал свет, так что в доме стало светло как днем. Он повернулся и сказал Ванге глубоким голосом: « Скоро все перевернется в этом мире. Ты останешься здесь и будешь вещать о живых и мертвых. Не бойся! Я буду рядом, и всегда помогу тебе».
С тех пор Ванга стала провидицей, начала советовать, предсказывать, лечить и помогать людям.
8 апреля 1941 началась война. Немецкие войска вошли в Струмице. В 1942  Ванга выходит замуж за солдата Димитра Гущерова и переезжает в дом мужа в город Петрич на юге Болгарии. Своих детей у них не было. Позже у Ванги были приемный сын и дочь.
Слава о Ванге распространилась сначала среди соседей в Петриче, а потом по всей округе. В 1962 от цирроза печени умер муж Ванги. Она остается в Петриче вместе с семьей младшей сестры Любки и продолжает служить людям. Каждый день десятки, сотни людей приезжают в Петрич, чтобы встретиться с Вангой. Она  не может принять всех посетителей, ожидающих ее у дверей дома. В 1967 году Ванга попросила помощи у местных властей для организации приема посетителей. Была создана специальная служба, ведущая учет и контроль всех желающих встретиться с Вангой.  Городская казна имела благодаря этому солидную прибыль в бюджет. Наплыв посетителей был так велик, что в провинциальном городе Петрич построили хорошую гостиницу. Власти стали выплачивать Ванге приличную пенсию, обеспечили охранником, сторожем, автомобилем с шофером. Когда Ванга построила себе загородный дом в местечке Рупите, туда проложили асфальтированную дорогу и провели телефон. Там Ванга построила церковь святой Петки. Церковь была освящена и открыта 14 октября 1994. на строительство церкви Ванга потратила много сил. Умерла Ванга в больнице в Софии 11 августа 1996 года. Похоронена в Рильской долине недалеко от церкви святой Петки.

На ее похоронах в Рупите рядом с ее церковью присутствовало большое количество людей - около 15тысяч человек. Ванга завещала свой дом в Петриче и Рупите фонду «Ванга». В настоящее время в Рупите находится туристический и паломнический центр. За дом в Петриче Красимира Стоянова судится с фондом «Ванга».  Красимиру Стоянову не была близка с Вангой в последние годы её жизни, мы ничего не знаем о том, как сама Ванга относилась к своей племяннице, о том, что написано в ее книгах.    
 После смерти Ванги было издано несколько книг, а также  снято несколько документальных фильмов и один художественный сериал «Ванга».
В 2011 журналисты нашли во Франции 7-летнюю девочку Каеде Убер, которую объявили наследницей дара Ванги. Её привезли в Москву девочке показали фото Ванги. Она честно ответила: "Не знаю". Потом фото ядерного взрыва и спросили: "Когда это будет?" Каеде ответила: " В 2012 году". Ясно, что девочку использовали в своих интересах некоторые люди.
Не исключено, появление других  лженаследниц  дара Ванги.

23 июля 1993г. по туристическому ваучеру я на поезде Москва-София пересек границу Болгарии. Из Софии по дороге из Благоевграда я заехал еще в знаменитый православный Рильский монастырь и вскоре  оказался  в Петриче – небольшом провинциальном городке на юге страны. Было очень жарко. Я остановился в гостинице. Из гостиницы я пошел искать дом Ванги в Петриче. Когда я стал расспрашивать людей на рынке, то одна русская женщина-торговк   сказала мне, что Ванга принимает в своем загородном доме в долине Рупите. Это 3км от города. Она попросила своего мужа-болгарина показать мне это место. На его мотоцикле мы прокатились по долине Рупите до дома Ванги. Дом располагался у подножия невысокой, но заметной горы Кожух.
На следующий день я рано утром встал, собрался и добежал до домика Ванги.  Там уже были две болгарские женщины, я  занял очередь к Ванге. До начала приема еще оставалась два часа. Это время я решил потратить, чтобы осмотреть все в округе. Дом Ванги был окружен прекрасным садом. Здесь чувствовалось, что кто-то с любовью относится к растениям, заботится и ухаживает за ними. Возле дома я зашел в строящуюся церковь, а затем взошел на вершину Кожуха, чтобы помолиться. Когда я вернулся к дому, оказалось, что Ванга  уже начала прием.
Я был у дома Ванги, но у меня была проблема с переводом с болгарского языка.  Однако все очень удачно сошлось в тот день. Одновременно со мной приехала женщина из Нижнего Новгорода. Она приехала с переводчиком.  Я пропустил ее вперед себя женщину  с переводчиком, который согласился помочь мне, так как Ванга говорила только на болгарском. В очереди были в основном болгарские женщины, они очень доброжелательно к нам россиянам отнеслись.
Перед входом я заплатил 100 левов как иностранец и прошел к столику, где сидела Ванга и охранник. Я очень волновался. Для меня встреча с Вангой была как воплощение заветной мечты.
 Она была одета в черное платье. Ее голова с редкими седыми волосами была покрыта темно-коричневым  платком. На столике стоял цветочный горшок с комнатным растением – аспарагус. Время от времени Ванга проводила рукой по растению, как бы лаская его.
Я сел напротив ее и страшно волновался. Возникла пауза. Она первая спросила: «Что ты хочешь?»
Ее голос прозвучал громко и уверенно, а ведь Ванге было тогда 82 года! Я ответил, что моя мама болеет. Я ей по утрам растираю пальцы рук, ее мучают боли в суставах и позвоночнике. Остеохондроз, полиартрит. Она ответила, почти не раздумывая: «Мама будет долго болеть. Сделай, вот что – перед новолунием выкопай  корень березы. Ошпарь кипятком, почисти и мелко поруби. Сделай настойку на водке. Пусть пьет по рюмке перед едой. Это поможет ей».
Вновь пауза. «Что ты хочешь для себя?» - спросила Ванга.
Признаюсь,  этот вопрос застал меня врасплох. Наконец, я спросил: «Девушка, которую я люблю, выйдет за меня замуж?»
Она протянула руку, и я передал ей кубики сахара. Я знал, что  к Ванге нужно идти с сахаром. Некоторое время она перебирала его в руках, затем решительно положила на стол и сказала: «Нет. Этого не будет!» Конечно, я хотел услышать другой ответ и громко выкрикнул: «Нет! Она будет со мной!»  Ванга спросила переводчика: «Что он кричит?», а потом спокойно сказала: «Зовите следующего». На прощание я подарил ей красивый кусок янтаря размером со спичечный коробок. Она взяла его в руки и удивленно спросила: «Что это?» 
  Тут и я удивился, что она удивилась! Никак не ожидал, что всемирно-известную ясновидящую можно чем-то удивить!
 Я успел сказать: « Это янтарь – подарок Балтийского моря» и уступил место за столиком следующему посетителю.
 В последствии, я сделал настойку для мамы по рецепту Ванги. Примерно через месяц, это лекарство помогло ей, и я больше ей не растирал пальцы рук, но хронические болезни остались. И сейчас она по прежнему болеет… то одно, то другое, то третье…
А девушка вскоре вышла замуж за другого парня, который раньше меня сделал ей предложение. Я очень сильно переживал... но  судьба есть судьба.
 Изменить  судьбу мы не властны. Только изменяя себя в настоящем, мы можем в какой-то мере изменить будущее. Сложный вопрос причинно-следственной  связи событий в жизни.
 А мне она написала в письме: « Я согласна с твоим убеждением: «Главное не обманывать себя, не пытаться жить вопреки своему сердцу» Но я не могу тебе и себе объяснить, почему у меня кошки на душе скребут? Может быть, когда-нибудь через много лет я сейчас разберусь в своих чувствах, но только не сейчас…»
Встреча с Вангой продолжалась несколько минут, но запомнилась на всю жизнь.
Многие известные люди были посетителями у Ванги.
О визите к Ванге в мае 1981 года рассказывает известный советский журналист журнала «Огонек» Сергей Власов: «... Мне помог встретиться с Вангой ее хороший знакомый болгарский писатель Серафим Северняк.
Перед домом Ванги толпа народа. На воротах табличка: « Запись на текущий год закончена». Люди чинно стоят в очереди. Отдают квитанции, предварительно оплаченные в кассе (10 левов за визит), по одному проходят в дом , минуты через 2-3 выходят. В день Ванга принимает человек 60. Раньше 5 лет назад, принимала вдвое больше.
...Мы сидим с Серафимом в углу небольшой комнаты. Заходит очередной посетитель, подает Ванге кусок сахара. Она кладет его на левую ладонь и слегка прихлопывая по ней правой, отвечает на вопросы.
- У меня два года назад как исчез муж. Ванга, скажи, где он? – спрашивает молодая женщина.
- Он жив, но сбежал к другой, к тебе не вернется, выходи замуж снова, с ним ты не была счастлива и не будешь, даже если найдешь его, - монотонно проговаривает Ванга. Женщина уходит, заходит другая:
- Где мне лучше сделать операцию?
- Поезжай в Благоевград, - и Ванга  называет фамилию хирурга.
Один югослав хочет узнать, где потерял партбилет. Ищи дома между книгами – отвечает Ванга.
Так продолжается около часа. Вдруг Ванга показывает на меня рукой и говорит:
- Кто там сидит? Он приехал издалека. Пусть подойдет. Сахара у него нет. Пусть снимет часы.
Ничего не зная обо мне, она стала рассказывать – как зовут мать и кем она хотела когда-то быть, какой характер у отца, какая у него хроническая болезнь, когда мне лучше пишется, где я живу, где работаю...Все совпало!
Её нервные руки во время сеанса постоянно в движении: теребят и пощипывают подол фартука, поглаживают стул, слегка похлопывают мои часы, лежащие на столе.
- Кто-то у тебя в семье глухой на левое ухо? – переводит мне Серафим.
- Да, мой тесть
- Большую награду ему недавно вручили в Кремле ( Три года назад стал Героем Соцтруда. ) У твоей тещи астма, долго она не проживет...( Увы, так и случилось) Обо мне ты напишешь по-русски в конце следующего года. ( Журнал «Огни Болгарии» на русском языке вышел в ноябре 82-го)
И вдруг без всякого перехода Серафиму:
- Кто этот Стефан у тебя, которому обожгло руку.
Серафим хоть и знает Вангу давно, а все равно изумился, что она видит его двоюродного брата, который сейчас лежит в Софии в больнице после аварии на электростанции.
- Отрежут ему руку, - говорит Ванга.
И потом без всякой связи и логики она обращается ко мне:
- а ты два раза должен был умереть: один раз чуть не утонул и второй – едва не разбился на вертолете.
Я эти два случая знаю, но как узнала она?
Спрашиваю Вангу, как она все видит.
- Не вижу, а слышу. Как по телефону. Чужой далекий голос. Когда громче, когда тише. Иногда ничего не слышу...
- А вы отличаете мертвого человека от живого?
- Да, отличаю – говорит Ванга, - мертвые у меня чуть над землей висят.
50 минут беседы с нею пролетели как 50 секунд. Когда мы стали с Серафимом собираться, Ванга обратилась к сестре:
- Люба, скажи там у входа косоглазой женщине в белой шляпе, чтобы она не ругалась.
Пройдя двое дверей, мы увидели именно эту женщину, которая гневалась больше других, что мы пробыли у Ванги так долго...
По приезде в Москву довелось говорить о Ванге с писателем Леонидом Леоновым, который неоднократно встречался с ней. Ванга многое ему предсказала в свое время, в том числе смерть жены, пожар  в его библиотеке...
- Это высшее проявление человеческой гениальности, - сказал Леонов. – Вангу объяснить нашими сегодняшними понятиями нельзя.»

 Одним из самых удивительных качеств её дара была способность видеть и общаться с умершими людьми. 
Народная целительница Людмила Ким была частым гостем и близкой подругой Ванги. Она рассказывает об одном случае поразившем её: « Сколько раз я бы не виделась  с Вангой, каждая встреча становилась праздником и загадкой. Как-то Ванга спросила меня:
- Твоя мама жива?
- Да.
- А кто же тогда пришел с тобой сегодня? И Ванга подробно описала лицо, одежду и руки женщины, которая стояла, как она уточнила за моим плечом.
- Так это же бабушка моя!
О ней я никогда Ванге не рассказывала и тем не менее Ванга описала мою незримую провожатую.
Поэт, писатель Валентин Сидоров встречался и высоко ценил дар Ванги: « Никому из ныне широко известных и популярных экстрасенсов и целителей я не доверил бы здоровье мое и своих близких, никогда не ориентировался на их астральную информацию, и лишь Ванга не вызывала у меня н малейшего сомнения.
Как-то в разговоре с писателем Ванга сказала:
«Иногда сплю всего час в сутки. Духи не дают покоя, тормошат, будят, говорят: «Вставай! Пора работать!»

Болгарский поэт Любомир Любчев спросил у Ванги:
«Как с такой точностью вы отличаете имена живых от имен умерших?»
Ванга ответила: «Я вижу мертвых парящих над землею».
Ясновидящая никогда не скрывала, что ранее неизвестные сведения о незнакомом человеке она получала из общения с загробным миром.
При этом она или называла или описывала умершего человека.
Она говорила: «Как только человек встанет передо мной вокруг собираются его почившие родственники, задают мне вопросы и отвечают на мои, а я передаю услышанное живым».
Ванга не любила говорить о себе, о тайнах своего феномена. Она говорила: «Мой дар от Бога. Он лишил меня зрения, но дал мне другие глаза, которыми я вижу мир, - и видимый, и невидимый...»

Красимира Стоянова – племянница Ванги и автор нескольких книг о Ванге,  приводит слова ясновидящей в ответ на главный вопрос: «Как она видит?»:
 «Когда передо мной стоит человек, в моей голове точно открывается окошко, через которое я наблюдаю картины, и жизнь человека протекает как на киноленте, а над собой слышу голос, который говорит мне, что предсказывать людям».

   Первоначально мое понимание феномена Ванги было  связано с изучением другого всемирноизвестного феномена посмертного опыта, получившего название NDE ( Near Death Experience).
Впервые о нем стало известно в США в 1975 году после выхода в свет книги доктора Раймонда Моуди « Жизнь после жизни».  В основу книги легли более сотни рассказов и письменных отчетов пациентов, свидетельства людей, переживших  клиническую смерть и сохранивших воспоминание о том, что происходило во время ее.
Рассказы людей выдержали серьезную проверку. Вот несколько случаев: «Пятилетнему ребенку была сделана операция по установке искусственного клапана сердца. По свидетельству матери и дежурной санитарки, ребенок проснулся от наркоза с одним навязчивым вопросом: «Мама, почему доктора не отвечали мне, когда клали в меня эту штуку? Я был на потолке и смотрел».
Мальчик описал не только процедуру операции, но и искусственный клапан.
Рассказывает Питер Ли: «Я был в Германии, поднимался по склону горы. Со мной было еще несколько человек. Вдруг я почувствовал, как сотни камешков катятся под моим телом. Я почувствовал, что если не ухвачусь за что-нибудь, то пропал. Дотянувшись, я крепко ухватил глыбу и успокоился. Затем она подалась... Когда я упал передо мной пронеслась вся жизнь как на кинофильме. Затем я увидел, как передо мной тянется светлый туннель. Инстинктивно  я понял, что это был туннель жизни, а не смерти. Когда я плыл по нему, то встречал и узнавал умерших. Внезапно я вылетел из туннеля...и ощутил, что все еще живой и нахожусь на склоне горы».
Во время войны во Вьетнаме с американским офицером произошло следующее: 22-летний парень наступил на мину, его швырнуло наземь. На какой-то миг ему удалось сесть, и он увидел, что у него нет руки и ноги. Он почувствовал, что умирает и потерял сознание. Затем сознание вернулось. Он ничего не понял, только знал, что парит в воздухе и смотрит сверху на свое тело. Сопровождая свое тело в госпиталь, он чувствовал себя совершенно спокойно, даже счастливо. Он вновь очутился на поле боя. Все 13 парней, убитые за день были здесь. Убитые солдаты уговаривали его остаться с ними навсегда. Но офицер не успел ничего ответить им потому, что опять оказался в госпитале возле своего изуродованного тела. Врачи о чем-то переговаривались между собой. В следующий миг он вернулся в собственное тело».
 Сводя воедино рассказы, Раймонд Моуди выводит общую схему: человек умирает, в этот момент его физические страдания доходят до предела. Он слышит, как врач объявляет о его кончине. Вся жизнь проносится у него перед глазами как на киноленте только в обратном порядке. Затем он слышит шумы и чувствует, что с огромной скоростью движется сквозь туннель. После этого он неожиданно обнаруживает, что он находится вне своего тела, но все еще рядом с ним, видит свое тело, как посторонний наблюдатель. Он видит попытки вернуть его к жизни и пребывает в состоянии эмоционального шока. Несмотря на это, человек через некоторое время овладевает собой и начинает осваиваться в необычной ситуации. Он замечает, что имеет тело совсем иной природы. Вскоре он становится участником, новых событий. Другие люди приближаются к нему, чтобы встретить его и помочь. Перед ним появляются души умерших родственников и друзей. Перед внутренним взором, как на киноленте  проходит вся его жизнь. Затем появляется совсем незнакомый дух, источник яркого света, сердечный и ласковый, - существо мира света.  Не пользуясь речью, он задает человеку вопросы, предлагает оценить свою жизнь и помогает ему в этом, показывая панорамные картины ее главных событий. В определенный момент человек обнаруживает, что приближается к какому-то барьеру или рубежу, очевидно, представляющую границу между земной и последующими жизнями. Однако, он не желает возвращаться, опьяненный ощущениями этой новой жизни. Его переполняют сильные чувства – радость, любовь, умиротворенность. Однако, несмотря на его желание, он каким-то образом воссоединяется со своим физическим телом и оживает.
Позже человек пытается рассказать другим людям, но это дается ему с огромным трудом. Прежде всего он не может подобрать слова для описания неземного мира, в котором он побывал. Он также замечает, что люди посмеиваются над ним и прекращает свои рассказы. Тем не менее опыт оказывает глубокое влияние на его жизнь, особенно на его представления о смерти и ее связи с жизнью.
  Как оказалось, систематизированные Моуди показания пациентов не являются уникальными. Напротив, речь идет о распространенном феномене. Обнаружилось, что другие врачи вели собственные исследования в этой области, независимо друг от друга.  Это Элизабет Каблер-Росс и Джордж Ричи, опубликовавшие свои материалы.
 Все это дало толчок новым исследованиям. Доктор психологии Кеннет Ринг вместе с группой людей провел исследования по многим клиникам. Эти исследования убедительно показали: феномен существует и не связан с какой-то патологией. Гипотеза, объясняющая сущность феномена галлюцинациями, была полностью исключена. Во время галлюцинации должна наблюдаться электрическая активность в головном мозгу. Но когда энцефалограмма показывает прямую линию, мозг определен как мертвый, и галлюцинации теоретически невозможны.
Было проанализировано 102 случая, которые полностью подтвердили сказанное Моуди. Затем в 1982 году был проведен опрос Гэллапа по всем штатам США. В результате опроса обнаружено, что около 8 миллионов людей испытали клиническую смерть. Опрос показал, что феномен распространен больше, чем считалось ранее и подтвердил выводы Моуди.
«Поэтому сейчас наша задача состоит, чтобы наметить пути осмысления вне телесного существования» - считает доктор Моуди.
  Мое внимание привлек один случай, приведенный шведским психиатром Элизабет Каблер-Росс. Случай поразителен и уникален. Слепая женщина пережила состояние клинической смерти, во время которой она почувствовала, что парит над своим телом и может видеть.Она точно указала даже такую мелочь как цвет галстука у хирурга. Вернувшись в тело, женщина потеряла способность видеть и вновь ослепла.
Также как Ванга, слепая видела. 
Данный случай позволил мне предположить, что феномен Ванги и феномен  опыта вне тела аналогичны, объективны и связаны друг с другом.
Также как слепая женщина, способность Ванги видеть обусловлено способностью души выходить из тела и совершать астральные путешествия, то есть покидать свое тело, находясь в определенном трансе.
Фотография, где Ванга находится в  состоянии  транса хорошо известна и растиражирована.
Красимира Стоянова пишет об этом: « Мы отходим от Ванги, которая запрокинула лицо к небу и замкнулась в себе, ни один мускул не дрогнет, волос не шевельнется. В сосредоточенности она как бы окаменевает, и благоговейный ужас наполняет наши сердца. Где она сейчас? А вдруг ее душа отлетела ненадолго, чтобы поговорить с Богом?»
Как-то Ванга сказала в кругу своих родных: « Я присутствую во всех горячих точках планеты, вижу военные столкновения, являюсь свидетелем страшных кровопролитий, предвижу природные катаклизмы и бедствия. Вы спите, а я ночью перелистываю страницы человеческого бытия и переживаю трагедии многих и многих людей».
Тайной феномена Ванги была способность ясно видеть прошлое, настоящее и будущее совершенно незнакомого человека.
«Все происходит само собой и довольно просто – говорила Ванга – Ко мне приходит человек, а с ним в мою жизнь врывается его жизнь, со всеми радостями и страстями, неудачами и болью. У меня в мозгу открывается окно, через которое я наблюдаю жизнь своего гостя. Неважно говорит он или молчит. Лучше даже если молчит потому, что картины его жизни сопровождаются подробным рассказом, я слышу явственно неслышимые тебе или кому-либо слова.»
Как на киноленте проходила жизнь гостя перед внутренним взором Ванги. Это происходило помимо воли как самой Ванги, так и ее посетителя.
Я обнаружил, что немецкий писатель Цшокке обладал тем же даром.
  В своей автобиографии он написал: «Иногда со мной бывало так, что при первой встрече с совершенно незнакомым человеком, когда я молча прислушивался к его разговору, вся его жизнь, вплоть до настоящего момента, со многими мелкими подробностями, относящимися к тому или другому событию этой жизни доходила до меня как сон, но явственно; это делалось помимо моей воли и желания и продолжалось несколько минут. Долго я был склонен смотреть на эти явления, как на обман воображения тем более, что мне виделись одежды и движения действующих лиц, комнаты, обстановка, мебель и прочие подробности сцены. Но однажды находясь в шутливом расположении духа, я рассказал своей семье тайную историю швеи, которая только что вышла из комнаты. Я до этого никогда не видел этой особы. Слушатели были удивлены, смеялись и не хотели верить, что я ничего не знал о прошлом этой швеи, так как всё, что я говорил, было совершенно верно. Я был не менее удивлен найдя, что мои видения соответствовали действительности. Тогда я стал обращать на них внимание, и всякий раз, когда позволяло приличие, я рассказывал тем людям, чьи жизни проходили передо мною, для того, чтобы получить от них опровержение или подтверждение. И каждый раз следовало подтверждение не без удивления со стороны тех, которые принуждены давать его».
Генрих Цшокке красноречиво свидетельствует об объективности этих феноменальных видений. Суть этого феномена Ванга и Цшокке описывают одинаково.   
 Неожиданно для себя я обнаружил еще одно свидетельство этого феномена в тексте Евангелия от Иоанна: « Надлежало же Ему походить через Самарию. Итак, приходит Он в город самарийский, называемый Сихарь, близ участка данного Иаковым сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Иисус, утрудившись в пути, сел у колодца. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить.» Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина говорит Ему: «Как ты будучи иудей просишь пить у меня самарянки?» Ибо иудеи с самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: « Если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: Дай Мне пить,то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина говорит Ему: « Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок, откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего, который сам пил из него, и дети его, и скот его?»
Иисус сказал ей в ответ: «Всякий пьющий воду сию возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
Женщина говорит Ему в ответ: «Господин, дай мне воды этой, чтобы не иметь жажды и приходить черпать сюда». Иисус говорит: «Пойди и позови мужа твоего и приходи сюда». Женщина сказала Ему в ответ: « у меня нет мужа». Иисус говорит ей: « Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей и тот, которого ныне имеешь не муж тебе, это ты справедливо сказала». Женщина говорит Ему: «Господин! Вижу Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.» Иисус говорит ей: « Поверь Мне, что наступает время и настало уже, когда не на горе сей, не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев. Но истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны  поклоняться в духе и истине». Женщина говорит Ему: « Знаю, что придет Мессия,то есть Христос, когда Он придет, то возвестит нам всё». Иисус говорит ей: «Это Я, который говорит с тобой» (Ин.4.4-27)
 Из текста Евангелия однозначно следует вывод, что Иисус Христос обладал такой же феноменальной сверхестественной способностью наблюдения или просмотра киноленты жизни незнакомого человека как Ванга и Цшокке. 
Феномен Ванги и NDE объединяет независимые друг от друга слова и свидетельства  о Боге, о  Христе, о Высшем Божественном мире.
Из книги Красимиры Стояновой: « Ванга была глубоко религиозным человеком. На вопрос журналиста К.К.(у меня сохранилась магнитофонная запись разговора в 1983 году) – видела ли она Иисуса Христа, Ванга ответила так: «Да, видела. Но он вовсе не такой, как изображен на иконах. Христос – огромный огненный шар, на который невозможно смотреть, настолько он ярко светел. Только свет и ничего другого. Если кто-нибудь скажет тебе, что видел Бога, и был он подобен внешне человеку, знай, тут сокрыта неправда».
Некоторые люди, пережившие клиническую смерть, независимо друг от друга говорят о том, что когда человеческая душа  проходит или проносится через туннель, в конце которого она встречает яркосветящийся дух,  дух  Высшего мира света, который излучает любовь, сердечность и спокойствие. Некоторые люди называют этот дух Иисусом Христом или просто Богом.
На основании этих слов Ванги и свидетельских показаний можно утверждать об объективности и реальности Высшего Божественного Мира.
Об этой истине, о глубокой вере и высшем познании часто говорила Ванга: « Сколько книг написано, но никто не даст окончательного ответа, если не поймет и не признает, что существует духовный мир и физический, и верховная сила, называйте ее как хотите, которая нас создала... Бог существует. И если замолчите, камни скажут, что Он есть. Как незрячие знают, что есть свет, как хромым известно, что есть здоровые, так и здоровые должны знать, что есть Бог!»
Ванга говорит, что над нами есть огромный глаз, который следит за нашими деяниями. «Никто от него не может укрыться. Не думайте, что вы свободны делать, что вам вздумается. Нет никто не свободен».
Виталий и Мария Стойковы в своей книге «Так говорила Ванга» пишут: « Ванга велела нам постоянно ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, соблюдать посты и постные дни. Тоже она рекомендовала и всем своим посетителям. Частно она в нашем присутствии спрашивала у людей: « А в Бога веришь? Нет, что ли? Почему же ты думаешь, что тебе поможет баба Ванга, а не Господь и Богоматерь? Или ты думаешь, что я сильнее Его? Посмотри на меня: что ты видишь? Я старая слепая баба. Как на меня уповаешь? Что я тебе скажу? Чем помогу? Что тебе с меня взять? Каких  советов ищешь? Молись, проси Господа, чтобы по милосердию Своему явил тебе через меня свою волю. А если хочет, пусть не через меня. Помни, что все – от Него, все – по Его, весь мир – Его, и мы – люди Его.  Если в твоем сердце нет сокрушения по грехам твоим и нет благодарности ко Господу за то, что Он тебя такого нечистого призирает, не лишает жизни и сил, то как ты можешь уповать на изменения к лучшему? В кротости, в самоуничижении все. У человека одна судьба, одно право веровать и молить. А все решает Господь».
 Другой тайной феномена Ванги является телепатия.
 Чтение мыслей известно с давних пор. В нашем веке  публичные выступления польского ясновидящего Вольф Мессинга стали ярчайшим примером демонстрации сверхъестественных телепатических способностей человека. Ванга говорила, что способна читать мысли людей не только на болгарском, но на любом языке.
 Телепатические способности Ванги были исследованы болгарским профессором Величко Добрияновым, написавшим книгу «Количественные исследования феномена Ванги» Автор анализирует протоколы и магнитофонные записи. Всего с 18 посетителями зафиксировано 823 сообщения и только 90 из них ошибочных, то есть примерно 11% от общего числа. Интересны беседы с лгунами-людьми, которых профессор сознательно готовил, чтобы ввести в заблуждение. Во всех случаях Ванга уверенно и быстро разоблачала их.
Вот окончательный вывод профессора Добриянова: « Ванга может осуществлять телепатическую коммуникацию и без наводящих вопросов, ее верные телепатические сообщения не являются просто продуктом комбинации вопросов».
По свидетельству Кирсана Илюмжинова Ванга начинала отвечать на вопрос ее иностранного гостя, прежде чем переводчик успевал перевести на болгарский язык.
« С бабушкой мы общались своеобразно. – пишет президент Калмыкии о своих визитах к Ванге в 1993-94годах– По русски она не говорила. Но едва я раскрывал рот, чтобы произнести вопрос, а она уже отвечала. Требовался перевод ее слов только для меня. Помню я присутствовал на приеме богатого арабского шейха. Посетитель рассказывал о болезни жены, переводчица перевела первую фразу, а Ванга уже начинает подробно излагать характер болезни и почему она появилась...Языкового барьера для нее не существовало.
Ванга никогда не приезжала в Калмыкию. И уж точно не читала книг по истории калмыков. И во однажды она говорит: « Твой народ перенес много испытаний, три переселения, но еще придет к калмыкам время расцвета...В 94-м году за особые заслуги перед республикой Илюмжинов Ванге присвоил звание почетного гражданина Калмыкии, хотя это звание ей было безразлично. Видимо, президент Калмыкии подарил Ванге достаточно большую сумму денег на строительство церкви. Это было действительно важно для ясновидящей.
Ванга точно указала на карте нефтяное месторождение в Черноземельном районе недалеко от Каспийского моря...  Еще об одном предсказании бабушки могу рассказать. Летом 93-го она сказала мне: « Вижу двух президентов, Кирсан». Я страшно удивился. Все разъяснилось в ноябре, когда меня избрали президентом шахматной федерации...
Денег она никогда не брала, только если в виде пожертвований, которые направляла на строительство церкви. Удивительно, но бабушка самолично руководила постройкой церкви. Я был свидетелем того, как она выговаривала прорабу за неправильно расположенную балку. Да и дизайн церкви Ванга полностью придумывала сама...»
Другим удивительным качеством её феномена была способность  видеть, как бы перемещаясь в пространстве и времени.
Красимира Стоянова пишет: « Среди знаменитостей высокого класса бывали  в гостях у Ванги и художники. Как-то встретила я здесь Святослава Рериха. Он был в Болгарии проездом – из Индии ехал,кажется, в Амстердам. Он молча сел напротив Ванги, а тетя говорила ровным спокойным голосом без интонаций и даже как бы без эмоций. Она видела рабочий кабинет Рериха, видела большую керамическую вазу с хорошо заботливо обработанной землей, а в ней цветок –белая алебастровая, как символ небесно чистой красоты. Ванга сказала: « Это самое большое духовное  украшение твоего дома.  Прекрасная лилия блестит для меня серебром вечных поднебесных снегов Тибета и Гималаев. Оттуда, с Тибета началась история человечества, там следует искать корни, там – объяснение многих удивительных и загадочных вещей.
 Твой отец, - продолжала Ванга, обращаясь к Рериху, - был не просто художником, а и вдохновленным пророком. Все его картины -прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное и чуткое сердце подскажет шифр, и смысл полотен прояснится.Ты должен со всем усердием продолжить дело отца. Так предначертано».
Ванга несколько раз встречалась с поэтом и писателем Валентином Сидоровым, который был также другом и единомышленником Людмилы Живковой.
 Об этих встречах рассказал сам Сидоров в книге «Людмила и Вангелия».
 Вот, что он пишет: « У меня сложилась гипотеза, которая, как мне казалось, давала ключ к разгадке феномена Ванги. Суть её состояла в следующем... поэтому я не удивлялся, когда Ванга называла имена моих родственников, эффектно угадывала некоторые эпизоды прошлого, была точна, это всегда поражает воображение, в самых незначительных деталях: говорила, например, что я живу на шестом этаже, описывала болезнь матери – отложение солей в ногах – и рекомендовала весьма нетрадиционные методы лечения, опережая вопрос, который я собирался, но не успел задать.
Момент удивления пришел позже, когда моя стройно-логическая концепция развеялась как дым. Вот как это произошло.
Ванга спрашивает:
- А где живут твои родители? Где они сейчас?
Я отвечаю живут в Воронеже, там сейчас и находятся.
На несколько мгновений Ванга отключается от разговора и вдруг решительно и убежденно восклицает:
- Не, не. Их сейчас нет в Воронеже, они у тебя в Москве.
На другой день я не поленился звоню к себе. И что же к телефону подходит мать. По каким-то делам они с отцом неожиданно приехали в Москву. Поездка не планировалась, я ничего не знал о ней и потому никакой информации на этот счет ни в моем сознании, ни в моем подсознании не имелось».
Феноменальная способность Ванги видеть, как бы перемещаясь в пространстве и времени в режиме он-лайн, не может не удивлять.
Ванга не держала в себе в своей голове информацию, которую приходила к ней неведомым и невероятным путем, благодаря сообщениям свыше и прямой духовной связи с потусторонним миром. Она тут же говорила, то что слышала и видела своим внутренним зрением. 
Контакты с незримым миром для Ванги были рутиной работой, повседневной реальностью.
Она часто спрашивала человека: «Здесь –  называлось имя - Кто он?  Кто это с тобой пришел? »
Она коротко обрисовывала образ умершего человека, которого она видела, а потом говорила от его имени и передавала слова от умершего к живому человеку.
Это было неожиданно, ошеломляюще, совершенно поразительно для посетителя, смущало и производило сильное впечатление
Люди  были часто потрясены и просто не готовы к такому спиритическому сеансу. Слова Ванги от имени умершего родственника  у многих вызывал трепет, страх, оцепенение и мурашки. Некоторые люди  отказывались верить в этот невероятный факт общения с потусторонним миром. 
« Я для них – врата»  - говорила Ванга.
Рассказывает журналистка Елена Андреева о своей встрече с Вангой в 1963 году:
 « Ванга усадила меня напротив себя и, перебирая пальцами сахар, стала задавать вопросы.
- Кто такой Александр?
- Так звали моего брата, он погиб на фронте.
- Он здесь и спрашивает о Марии.
Я пришла в замешательство, так как не знала, кто такая Мария. Через много лет, собирая материалы о судьбе старшего брата, обнаружила, что у Саши была другая мать – Мария. Первая жена моего отца. Это была в нашем доме запретная тема.
- Здесь Николай. Кто он? – задавала вопросы Ванга.
- Брат моей матери. Пропал без вести.
- Хочешь поговорить с отцом? – вдруг спросила Ванга.- Он здесь.
Не знаю, то ли от ее слов, то ли от безусловной веры в ее возможности, то и впрямь от того, что за моей спиной стоял призрак, но я стала покрываться холодным потом.
- Не надо о мертвых. – цепенея от ужаса выдавила я. Разговор продолжался на другую тему.»
Уникальность феномена Ванги состоит также в том, что ясновидящая не сама стремилась к контакту и связи с умершими людьми, а они приходили к ней и вступали в разговор с ней. Она не только слышала, видела, общалась, называла имена умерших людей, но и могла как-то повлиять на иной мир, а иной мир влиял на нее, когда Ванга впадала в транс.
« Часто Ванга не объясняет сказанное ею, особенно, если это касается больших и судьбоносных событий. От нее можно было услышать, что и сама она не очень понимает, что говорит. Её дело передать услышанное. Как и от кого услышано – всё тот же вопрос». – пишет Красимира Стоянова.
Как и от кого говорила Ванга? Ответа нет. Это за гранью нашего понимания, поэтому неопределенность  смущает умы простых людей. И так как авторитет Ванги, которая утверждала, что я её дар от Бога, многие  церковные служители не признают, а многие слова Ванги идут вразрез с православными консервативными канонами, которые являются фундаментальными устоями Церкви, то Церковь решила повесить на Вангу старый фарисейский ярлык – служительница темных сил. Церковь утверждает, что Ванга – ведьма, колдунья, источником вдохновения и пророчеств были бесы, враги Бога и человечества, темные, демонические силы.
Демонизация личности – довольно старый, испытанный прием идеологической войны.
В связи с публикациями статей о Ванге в газете «Комсомольская правда» и выходом в свет большого сериала «Вангелия»  популяризация Ванги стала в России еще большей.

 Многие стали задавать вопрос: Как относится церковь к Ванге и ее феномену?
Признать феномен Ванги от Бога как для Болгарской так и Русской Православной Церкви было, есть и будет практически невозможно  в силу многочисленных теоретических разногласий догматики с  её мировоззрением и словами.
РПЦ и Болгарская Церковь сначала молча завидовали и не замечали, а потом стали вести с Вангой идеологическую войну с целью очернить ее имя, так как под угрозой стоит монополия на истину и авторитет. При этом  на идеологической войне умело применяется клевета, двойные стандарты, замалчивание ненужных фактов или их искажение,  с упором на авторитет Библии и церковных соборов.
После смерти Ванги  мировая известность болгарской ясновидящей еще более возросла. Особенно после трагической гибели атомной подводной лодки «Курск», когда вспомнили пророчество Ванги: «Курск уйдет под воду, и весь мир будет оплакивать его».
Раньше никто не мог предположить, что это пророчество было сказано  подводной лодке.
Церковь утверждает: Общение Ванги с умершими – это общение  с бесами, темными духами, падшими ангелами, стремящимися к гибели людей.  Ничего нового в этом нет.
Церковные ревнители как и всегда ссылаются  на Библию.
В Библии написано: Не обращайтесь к вызывающим мертвых. (Лв. 19-31)
Однако забывается, что Ванга сама никогда не занималась спиритизмом и не вызывала мертвых, наоборот  умершие люди приходили  и общались с ней. Это происходило естественно и  ежедневно. Не она вызывала иной мир к себе, а духи к ней приходили.
Об этой феноменальной способности ничего не сказано в Библии. 

Ванга утверждала, что всемирноизвестный русский художник Николай Рерих –  вдохновленный Свыше пророк.
Эти слова Ванги полностью противоречат мнению РПЦ дьякона Андрея Кураева, ортодоксального защитника догматов православия, объявившего войну инакомыслию и назвав Николая Рериха - " сатанистом от интеллигенции" .
Архиерейский церковный собор 2000 года объявил Николая Рериха  – лжепророком,  отлучил его и его последователей от церкви. Причина идеологической войны православных теологов с Учением Живая Этика или Агни Йога   – её  несовместимость  с православной догматикой.   
 На Николая Рериха и его семью, также как и на Вангу Церковь церковь навесила ярлыки бесов и служителей темных сил.  Вангу пока еще не успели объявить лжепророком и отлучить от церкви, но скорее всего это дело времени.
Ванга утверждала, что Землю посещают инопланетяне, но Церковь считает, что это опять же проявление сатанинских, темных, демонических сил. 
Ванга не особенно жаловала экстрасенсов, называла многих шарлатанами, в характерном для нее манере общения резко и прямо  обличила Григория Грабового, но хорошо отзывалась о целительнице Джуне Давиташвили, а вот по мнению церкви – все экстрасенсы - это служители дьявола.
В церковной идеологии нет других альтернативных приемов, поэтому на все сверх естественные явления, на все, что выходит  рамки догм и канонов православные церковные консерваторы традиционно навешивают общий  ярлык – бесы.
Церковь учит: Общение с экстрасенсами, как и с бесами вредно и губительно для человека и его души.

Какой же вред принесла Ванга людям?  Есть ли хоть один человек на земле, которому бы Ванга причинила вред? Слова Ванги были не всегда приятны, и часто она не говорила правду людям, если предвидела близко неминуемую смерть: И тогда она говорила: приходи ко мне позже.
Феноменальный дар Ванги не укладывается в рамки церковных правил и консервативных догм, канонов, а некоторые из  слов, пророчества, её феномен прямо противоречат постановлениям архиерейских соборов.
 Это значит, что у людей может сложиться мнение, что церковная догматика и идеология в чем-то ошибочна. Авторитет церкви может быть унижен. Церковь может потерять власть над душами людей. Это допустить нельзя ни в коем случае.
Отношение церкви к Ванги носило характер в большей степени молчаливого отчуждения и было  неопределенно при жизни, но после ее смерти церковь объявила ей идеологическую войну.
 Сама Ванга при жизни была глубоко и искренно верующей.
Красимира Стоянова пишет: « Вера Ванги  в Бога была истинная, и можно сказать, что она одна из самых ревностных христианок. Подобного уважения к религии она требовала от всех своих близких. Когда мы были маленькими, то посещали все церкви города и окрестных сел, побывали во всевозможных монастырях.
Ванга знала все литургии и выстаивала службу до конца. Она говорила, что если посещаешь храм, то нужно соблюдать все обряды, иначе все это не имеет смысла. Помню, она часто делала замечания молящимся рядом с нею, если те шушукались и слушали, что говорит священник.  Она урезонивала их словами: « Женщины, почему вы не остались дома, чтобы готовить, а стоите здесь и мешаете людям, которые хотят услышать слово Божие». Когда мы возвращались домой после службы, часть послеобеденного времени посвящали чтению Библии. Пока мы спали, наша мама выразительно читала, а Ванга увлеченно слушала.
Затем обе долго комментировали прочитанное. Ванга говорила: «Не ропщите по поводу страдания, которое переносите. Страдание – очищающее средство, как одежда, которая не чистая, пока ее не выстираешь».
Каждый день Ванга начинала с того, что просила Бога послать ей силы и вдохновения, чтобы она могла помочь всем страждущим. Это трогательная картина, достойная кисти большого художника. Я не видела человека, который бы молился с таким усердием и от всей души. Лицо ее как-будто озаряется светом, а губы шепчут молитвы, идущие от сердца. Иногда в такие самые интимные минуты ее общения с Богом я даже слышала, как она плачет – настолько искренняя ее просьба о помощи, вдохновении и силе. Иной раз ее молитвы завершаются вопросом, идущим из глубины души: «Какова моя участь, Господи, кому и для чего я служу? Для назидания миру или для укрепления веры?»
Ванга говорила: «Когда после сильной бури я ослепла, то денно и нощно плакала и молила Бога не оставлять меня такой беспомощной, в тягость нашему бедному семейству. Он услышал мои мольбы. Этот дар мне послан Богом! Он лишил меня человеческого зрения, но дал мне другие глаза, которыми я окидываю весь зримый и незримый мир. И получилось так, что я – инвалид, остро нуждающийся в помощи, начала помогать всем страдающим и стала для них надеждой и верой».
Цитата из книги Виталия и Марии Стойковых « Так говорила Ванга»:
« Ванга прекрасно понимала, что её феномен интересует людей и будет интересовать впредь. Сама она полагала всегда, что с ней говорит сам Господь и Его ангелы. Но уже при жизни многие думали, что она бесом одержима, что колдует, знается с нечистой силой, что дар ее – от диавола, поэтому и помощь, полученная от нее обращается для людей несчастьями.
  Естественно, после смерти нашей великой учительницы расплодилось огромное число домыслов о ней. В свет вышло несметное количество оккультных книжек, авторы которых приписывали и приписывают Ванге магические способности, умение лечить заговорами, экстрасенсорные способности  и т.д. Все это весьма далеко от истины. Прочитав высказывания Ванги, вы ведь убедились, что она постоянно уповала на Бога, была глубоко верующим человеком, призывала молиться и спасать свои души.
При жизни Ванга собрала средства на строительство храма во имя святой Петки, которую она особо почитала.
Теперь же, как она и предполагала, ей приписывают разнообразные оккультные подвиги и знания. Ванга стала для многих чуть ли не синонимом колдовства и магии. Это очень грустно и совсем не совпадает с истиной. Наша учительница предупреждала нас об этом и просила сделать все, чтобы опровергнуть такое мнение о ней.
Ванга предвидела, что ее имя, ее авторитет грешные люди будут использовать  в своих корыстных целях.
 Она говорила:
« Когда я умру, станут говорить, что я все видела наперед и предсказывала множество событий, которых я не предсказывала.
Найдутся многие люди, которые станут рассказывать, как меня посещали, и я их научила всяким чудодейственным способам лечения болезней, притяжения денег и пр.
Будут говорить, что я разгадывала сны, будут издавать даже сонники Ванги.
 ( Сейчас такие сонники распространены в интернете)
Расскажут миру, что я заговорила воду, травы, раны, что у меня были специальные магические рецепты и снадобья.
 Вы не судите тех врунов, потому что сказано: не суди.
Будут говорить, что я боялась креста, и  икон, и мощей святых. «Забудут», что я построила  храм.
( Сейчас русская православная церковь утверждает, что оказавшись рядом с крестом, имевшим частицу Честного и Животворящего Креста Господня, Ванга потребовала, чтобы его от нее удалили, так как она не может прорицать. Это, по мнению Церкви, вполне убедительным является доказательством ее сатанинской сущности)
Пусть люди говорят все, что хотят. Я буду держать ответ перед Господом, и если грешна, Он осудит меня. Я не стану, оправдываться, потому что Он обо мне все знает, как знает о каждой твари, созданной Им и живущей в мире, который Он сотворил».
О церкви святой Петки (Пятницы) в долине Рупите.
Из книги Красимиры Стояновой «Истината Ванга»:
«Закладной камень церкви был освящен и положен 20 августа 1992 года Невокопским митрополитом Пименом. Весь ритуал освящения проходил с подобающей торжественностью в присутствии большого числа верующих, сопровождался, как полагается, закланием жертвенного ягненка, чтобы попросить землю разрешить  возвести храм на этом месте»
Церковь Святой Петки построена по оригинальному проекту архитекторов Богдан Томалевский и Лозан Лозанов.
После долгих, атакующих и резких диалогов и дискуссий между духовенством  Болгарской Православной Церкви, Вангой, архитекторами, строителями из «Фонда Ванги» и художником Светлином Русевым не  удалось достичь взаимопонимания.
«Если, как вы уверяете, алтарь не может быть расписан в соответствии с канонами, то мы не будем этого делать, если нельзя, то и священника не будет в храме» - говорил Светлин Русев.
« В таком случае устройте здесь дискотеку, - ответил один из священников. – Вы явно стремитесь не к созданию православного храма, а некоего пантеона с целью увековечить себя. Мы не можем признать такое сооружение православным храмом и освятить его».
Тем не менее алтарь церкви святой Петки был освящен 14 октября 1994 года Невокопским митрополитом Нафанаилом. Освящение церкви шло в прямой трансляции национального телевидения и в присутствии приглашенных официальных лиц.
Оригинальные, но спорные художественные фрески художника Русева на фронтоне церкви не вызывали восхищения, многим людям они не понравились.
 Фрески были не восприняты, не поняты и не приняты. Уникальная церковь Ванги  уникальна как и сама Ванга и имеет уникальный фронтон.
 Ванга помогала всем людям независимо от национальности и вероисповедания при своей жизни, также она помогает всем кто к ней обращается за помощью после смерти.
Ее много осуждали, критиковали люди: « Поскольку Ванга не разбирается в этих вещах, она была обманута горсткой людей, которые реализовали собственные представления о православной церкви. Зачем? Да затем, чтобы увековечить себя с помощью Ванги. Где в другом месте они нашли столько денег, чтобы делать все, что им вздумается? Но они должны объяснить всему этому люду, почему был изменен первоначальный замысел. Мы хотим молиться в православном храме, а не в некоем «общечеловеческом храме». Что означает он,  - мне не понятно. И все, сделанное здесь мне чуждо. Я болгарин, православный христианин, и хочу молиться в православной церкви, подобно тем, что существуют у нас, а не в каком-то европейском сооружении. Меня смущают эти росписи и даже раздражают. Представим себе, как бы воздействовал на нас Рильский монастырь, если бы там не было присущей ему гаммы и библейских сюжетов, а на нас со стен смотрели серо-желтые уроды. Может быть, все это современно и даже хорошо, но этого я не понимаю и не приемлю. Жаль денег труда и обманутых надежд!»   
Этот человек выразил мнение большинства местных жителей. Люди отрицали понятие моды применительно к Церкви, выстоявшей в течении тысячелетий именно благодаря консерватизму и сохранению в неприкосновенности всего того, что ей было дано ее основателем – Господом Иисусом Христом.
В подобной ситуации существовала единственная альтернатива, которую поддержала Ванга, после освящения церкви сформировать новое настоятельство с участием всех священников и архитекторов, задачей которого будет придать церкви вид православного храма.
 Во время открытия церкви 14 октября 1994  года Светлин Русев сказал:
« Что Ванга – храм, а храм – это Ванга, - истина, которая не вмещается ни в писанные, ни в неписанные каноны. Тысячи людей, прикоснувшись к ее духовности, унесли с собой частицы ее энергии и силы. Храм был воздвигнут не во имя церковных догм, а для спасения людей, он должен быть в нас, в противном случае мы окажемся вне его. То, что должно было быть миссией каждого церковнослужителя, для Ванги стало суровым и тяжким ежедневным испытанием...Ванга для меня – ожившая святая Петка, продолжательница  миссии добра и исцеления. Не случайно она построила храм и освятила его во имя святой Петки».
« Перед близкими к ней людьми Ванга не раз говорила: « У меня три имени. Одно из них – Ванга, другое – Петка, а третье еще никому неизвестно».

 Из книги «Ванга» Жени Костадиновой:
«Ванга очень спешила достроить храм. Спешила освятить его и официально открыть, увидеть, как он начнет «жить»...Спешила, так как чувствовала, что недалек час, когда она и церковь сольются в одно целое".
«Эта церковь стоила мне много сил...Моя душа плачет» - незадолго до освящения храма призналась Ванга в телевизионном интервью.
В то же время Ванга произнесла перед журналистами в день освящения храма 14 октября 1994 года.
« ...Те, что сейчас злословят, не сказали в свое время, когда я начала строить: «Погоди! А деньги у тебя есть, чтобы построить храм, знаешь ли ты, как это делается? Деньги просто так не даются, их в банки кладут...»
«...Я сказала, что церковь будет готова к этом дню (14 октября). Ты себе гараж не можешь построить, а я Божьей помощью церковь воздвигла!
И теперь люди приходят и поклоняются Богу, и крестятся, и молятся, а иные вместо того, чтобы радоваться...Какие-то догмы не соблюдены, видите ли... Приехал владыка, оперся о свой посох и закричал: « Это против церковных канонов!» Вместо того, чтобы поздороваться и поздравить нас с завершением строительства храма, сказать что есть какие-то недоделки, но со временем все образуется.
Ты епископ, ты – главный. Ты должен источать мед и благость, вместо того чтобы кричать, подпершись посохом.
Он понял, что был  не прав. Ну и что, что в церкви не было воды для омовения рук священников? Но я сказала: «Церковь святого Воскресения в Софии больше ста лет стоит, а все еще в ведре руки моют. Ну, скажи, разве я не права?»
Все пройдет – сменятся цари, министры уйдут в отставку...Но почему свои бьют больнее? Пусть бы чужие, а то свои.
Господи, Господи! В Петриче не нашлось никого, кто дал бы хотя 200 или 1000 левов. Никто ни копейки не дал. А сейчас распространяют слухи, будто деньги краденые. Да у меня документы в порядке, вот они, целая куча бумаг, все до копейки записано. Ладно, пусть ругаются, ведь все зло из-за денег, из-за этих проклятых денег...»
  Алтарь церкви святой Петки был освящен Неврокопским митрополитом Нафанаилом. Этот же епископ потом стал утверждать, что Ванга боялась частичек креста Господня, которые он ей привез. Это мнение церковь растиражировала, чтобы осудить Вангу.
 Ванга говорила об этом, что больнее всего бьют близкие.
Роспись фронтона храма вызвала много споров и принадлежит хорошему другу Ванги, известному болгарскому художнику Светлину Русеву, который был поклонником Учения Николая Рериха. На фронтоне церкви он пытался изобразить святых и ангелов, Тонкий мир.
В храме слева от алтаря находится изображение Ванги  как святой.
 Эта роспись и  икона вызвали много споров и непонимания у ортодоксальных верующих, так как многие люди не хотят и не признают авторитет, святость Ванги и ее феномен, прямую связь со Христом.
 Ванга прекрасно понимала, что ее феномен интересует людей и будет интересовать в будущем. Сама она говорила, что видела и говорила с Господом, со святыми служителями Его и с ангелами. Общение с иным миром было для нее ежедневной реальностью.
 Но при жизни простые обыватели клеветали на нее, что она одержима бесом, общается с нечистой силой, что ее дар от дьявола. Эту позицию заняла и православная церковь, обращая внимания не на ее дела, а на некоторые слова Ванги, которые расходятся с ортодоксальными догматами и канонами.
  Ванга знала, что о ней в будущем сложится противоречивое и превратное мнение, в ее адрес будет много наветов, клеветы и лжи. Многие люди будут использовать её имя в своих корыстных интересах ради славы и денег. Многие люди будут домысливать, приписывать ей то, что она не говорила и разные пророчества, завидовать и осуждать Вангу; будут слепо верить тем, кто  ее порочит или использует ее имя.
Она говорила:
 Когда я умру, станут говорить, что я все видела наперед и предсказала множество событий, которых я не предсказывала.
Найдутся многие люди, которые станут рассказывать, как меня посещали и я их научила чудодейственным способом лечения болезней, притяжения денег и пр.
Будут говорить, что я разгадывала сны, будут издавать даже сонники Ванги.
Расскажут миру, что я заговаривала воду, травы, раны, что у меня были специальные магические рецепты и снадобья.
Вы не судите тех врунов, потому что сказано: НЕ СУДИ.
Будут говорить, что я боялась креста Господа, и икон, и мощей святых. "Забудут", что я построила храм.
Пусть люди говорят все, что хотят.  Я буду держать ответ перед Господом, и если грешна. Он осудит меня. Я не стану оправдываться, потому что Он обо мне знает, как знает о каждой твари, созданной Им и живущей в мире, который, Он сотворил.

Завещание Ванги.
« Не думайте, что будете счастливы, пользуясь моими вещами, моим именем, авторитетом и даром, ведь они связаны с людскими горестями, и тот, кто приходит ко мне с нечистыми помыслами и корыстью, будет жестоко наказан, ибо человеческие несчастья будут его преследовать. Приходите ко мне как друзья, ради меня самой, чтобы и я могла ответить вам дружбой.
А вы приходите и спрашиваете, спрашиваете...Но никто не спросит, как я себя чувствую, тяжек ли мой крест, каковы мои желания. Где я возьму все то, о чем вы просите? У меня же ничего нет только я сама. Что я могу вам дать? Совет, поучение, но вы не внемлете советам и не нуждаетесь в поучениях. Взять что-либо от вас – но у вас ничего нет. Я нуждаюсь только в духовной пище, а ее могут дать только немногие, ибо вы бедны духом.
 Перестаньте ненавидеть друг друга и ссориться. Любите друг друга, ведь вы все – мои дети!»

P.s. Спустя 30 лет: Моей маме недавно исполнилось 81 лет,и она по прежнему часто болеет.
 Та самая девушка - моя первая любовь, о которой я спрашивал у Ванги. Судьба нас развела... Вдруг она меня вспомнила и  нашла меня сама в соцсети одноклассники. Мы переписываемся.  Она замужем и у нее растут двое детей. У нее все хорошо.