Твой Иван Костин

Василий Насонов
 

«Заинтересовало твое сообщение, что ты работаешь над повестью о леспромхозе. Даже заканчиваешь. Тема что надо, но и нелёгкая, с учётом особой роли партийных руководителей сегодня. Но главное, чтобы были проблемы:нравственные, экономические, социальные. Что тебе посоветовать? Гусаров/ главный редактор журнала «Север» Д. Я. Гусаров-В.Н./ читает  только спорные вещи. Мою повесть он прочёл первым потому, что сам несколько  лет назад после публикации очерка об  «Ирине»/И.А. Федосова – В.Н./ «спровоцировал» меня на повесть. Обычно вначале читают  в отделе прозы – пока Сергин Виктор и его помощник Александр Дороган. При журнале сейчас работает студия молодых литераторов. Это на несколько ступенек выше литобъединений. На этой студии обсудились уже все, кто выступил в журнале впервые. Думаю, что и тебе вначале следует обсудиться на студии. Когда вещь закончишь, напиши мне, я устрою обсуждение на студии. Тут-то и сам Гусаров прочтёт. После обсуждения тебе будет ясно, над чем работать и как дорабатывать. С первого захода обычно вещь не получается. Я сам «Ирину» переделывал 4 раза! И ещё раз-другой для журнального варианта придётся переписывать. Но не пугайся – смелые города берут!
                С Новым годом! Всего доброго, успехов!
                Твой Иван Костин.
                23 декабря 1985 г.»   

                Это письмо моего литературного наставника И. Костина и стало предисловием к моей первой повести «Доверие» , о которой идёт речь в данном письме. Повесть вышла в Карельском издательстве «Скандинавия» в 2008 году. Иван Алексеевич приложил руку к её изданию, можно даже сказать, благословил. Один из экземпляров с дарственной надписью я подарил своему литературному учителю, с которым нас связывали личные и литературные отношения в течении почти сорока лет.
                А познакомило нас и подружило литературное объединение «Над Водлой – рекой» при Пудожской районной газете «Знамя труда», где я уже работал литературным сотрудником, а потом и заместителем редактора газеты. В то время И.А.Костин возглавлял комиссию по работе с молодыми литераторами Союза писателей Карелии, оказывал повседневную помощь нашему литературному объединению, не раз сам принимал активное участие в его заседаниях. Естественно, как литсотруднику редакции, мне приходилось активно участвовать в организации заседаний литературного объединения и выпуске Литературной страницы газеты «Знамя труда».
                Руководителями литературного объединения были А.Ф.Курносов,В.Г.Опарин,который работал журналистом республиканской газеты "Ленинская правда" и выпустил несколько книг,в том числе и о Пудожском районе.Эти книги с дарственным автографом автора хранятся у меня в качестве реликвий. Нашему пудожскому литобъединению была даже посвящена специальная передача на Карельском республиканском телевидении,в которой я и В.Г.Опарин принимали участие.Подготовил и вёл данную передачу И.А.Костин. 
                Как член литературного объединения  я принимал участие в съездах писателей Карелии, совещаниях молодых литераторов Карелии и других литературных мероприятиях  республиканского значения. Познакомился со многими профессиональными писателями и поэтами Карелии, в том числе с А.М.Линевским, А.Н.Тимонен, Юрием Линником. И не только Карелии. Довелось, например, участвовать в республиканском литературном семинаре, который проводил В. С. Шефнер.
                Писатели и поэты Карелии были частыми гостями нашей газеты, принимали непосредственное участие в заседаниях литературного объединения. Печатались на страницах районной газеты «Знамя труда». Кстати, в своё время на страницах нашей газеты печатался и Роберт Рождественский, который  с благодарностью потом вспоминал об этом. Таким образом, у литературного объединения была очень тесная и плодотворная связь с Союзом писателей Карелии.
                28 октября 2015 года не стало моего друга, литературного учителя и наставника Ивана Алексеевича Костина. А 4 ноября – день его рождения. Никто уже мне больше по- дружески не скажет и не напишет:твой Иван Костин. Осталось духовное творческое наследие публициста, писателя и поэта земли Карельской, Олонецкой и,разумеется,Заонежья И.А.Костина. Он - автор более 20 сборников  стихов и очерков, соавтор текста Государственного гимна Республики Карелия, член Союза писателей России с 1971 года.
                В русскую советскую поэзию певец Заонежья Иван Костин пришёл не из городского изящного литературного салона, а из села, от земли,от станка. Вся его жизнь тесно была связана с Заонежьем, которое он воспевал в своем литературном творчестве. А начинал  нелёгкую трудовую жизнь токарем  в Сегеже, после окончания местного ремесленного училища. Там же, где родился  и поэт Геннадий Шпаликов.Кстати,рядом, в Кеми,родился кинорежиссёр С.Соловьёв. Высшее образование Иван Костин уже получил в Литературном институте им. А. М. Горького.Но настоящим университетом его жизни было и осталось - родное Заонежье. Малая родина.
                И закончить некролог мне бы хотелось моим любимым стихотворением Ивана Костина, которое  я использовал в своей первой повести «Доверие».
                Кстати,обратите внимание на созвучие названия данного стихотворения и названия Пудожской районной газеты "Знамя труда",где я работал и получил наряду с коллегами почётное журналистское звание"знамятрудовца".Объединяет названия газеты и стихотворения слово:труд!Владыка - труд.

                Азбука труда.

                Мне старший брат служил примером.
                Он принят был в шестнадцать лет
                В колхоз работать землемером,
                С высоким именем «Рассвет».

                В глухой деревне, где соседка
                Трубы архангела ждала,
                В то время даже семилетка
                Учёной степенью была.

                Заря лишь-помню- по простенку
                Скользнёт, войдёт в свои права.-
                Он брал подмышку двухсаженку,
                Похожую на букву « А ».

                И я нередко – с тайной дрожью
                В душе – вставал за ним чуть свет.
                И босиком по бездорожью
                Шёл походить за буквой вслед.

                Когда ж садился брат проверить
                В тетрадке цифры не спеша,
                И доверял мне клин измерить –
                От счастья прыгала душа.

                Всё замеряли мы. Межа ли,
                Пустырь ли – он твердил: «Добро!»
                Затем делили, умножали,-
                Выходит, что приумножали
                И мы колхозное добро.

                И коль подумать хорошенько,
                Понять прошедшие года,
                То послужила двухсаженка
                Мне первой буквою труда. 


                P.S.Лично для меня это стихотворение ещё и связано с классикой американской литературы-романом Н.Готорна "Алая буква"