Признаки героизма

Владислав Свещинский
Так и не научился распознавать с первого взгляда заслуженных людей, передовиков производства, героев и талантов.

Не скажу, чтобы это сокрушает мое сердце, но некоторый дискомфорт испытываю. Смотрю на человека и думаю: вроде бы ни то, ни се на первый взгляд, а вдруг – скрытый талант? Или – хуже того – герой? Или передовик?

Сам-то я – человек незаслуженный. Талантов за собой не наблюдаю, героизма ни капли, в передовиках сроду не бывал. Но я могу сочувствовать и  даже иногда сопереживать.

Я могу понять, что есть замечательные люди, которых гложет непросвещенность окружающих. Не знают окружающие, насколько эти люди замечательные. И, если не посеять в окружающих плоды просвещения, они - окружающие - так останутся темными.

Был недавно на выставке в славном городе Омске. Выставка официально затевалась на северную тематику: кто и что может предложить для освоения высоких широт. Про содержание фактическое выставки говорить не буду – это отдельная слеза. О другом хотел сказать. Был на выставке знаменитый человек, полярник, ученый, почти живой классик – академик Чилингаров. Впервые видел я его с близкого расстояния в режиме, так сказать on-line. Не знаю, полагается академикам особая форма или нет. На выставке был Чилингаров в обычном с виду пиджаке, но с двумя золотыми звездами на груди: одна еще советская, одна уже российская.

Смотрел я на академика и вспоминал детство. Помню хорошо длиннющие очереди в гастрономе за молоком и в кооперативном - за колбасой. Помню, как некоторые пожилые, но активные люди в скромных пиджаках с орденами Отечественной войны пробивались без очереди за этой самой мерзкой колбасой и за молоком в литровых бутылях, по народному - в "огнетушителях". Понимаю, что хотелось им колбасы с молоком. Понимаю и то, что право они имели вне очереди с продавцом общаться. Я не против орденов. Я против того, чтобы в них за колбасой ходить. Помню ведь еще, точно знаю: были такие фронтовики, которые ордена раз в году надевали и без очереди не лезли.

Смотрел я на замечательного академика и думал: выставка затрапезная. Сам он на ней – генерал свадебный. Зачем высшие знаки доблести надел? Как раз потому, что свадебный? Я не знаю, заслуженные это знаки или «по совокупности работ». Молчу на эту тему. Не об этом речь. Зачем на рядовой выставке сверкать золотыми звездами – вот, что интересует?

В «Гусарской балладе» герой Игоря Ильинского барышне крест Георгиевский вручает и строго говорит: «Заслужил, носи!» Может быть, этим руководствуемся?

Как верблюды говорят: взялся плевать, не останавливайся. Плюну заодно в некоторых соседей по литературному порталу. Откроешь, бывает, страничку и гордостью наполняешься: какой человек! Он тебе и номинант таких-то конкурсов, и член таких-то союзов, да еще отличник образования или заслуженный деятель искусств, или лауреат. Перечислено, сколько книг издал, в каких журналах печатался. Буквально, вся творческая биография. Страсть люблю звания почетные, награды и дипломы. Читаю длинные перечни и думаю: зачем? Зачем товарищ пишет о себе, как в анкете или некрологе? Для чего? Чтобы наверняка прочли все произведения на его странице? Если для другого, так, может, подождать письма-запроса от влюбленного читателя-поклонника и ответить развернуто: с полной анкетой, с пачкой фотографий 3х4 или даже 10х15, с образцами "печатной продукции"? Ась?

Что тут преобладает: недолюбленность с детства, желание просветить окружающих, какой я хороший, привычка анкеты заполнять или что? Почему же мы – такие проницательные и прозорливые, инженеры человеческих душ (по определению) не видим, что поступаем порой так нескромно, нелепо, смешно даже, если бы не было так грустно?..

P.S. Перечитал сам себя, как Леонид Ильич из анекдота и подумал: случись чудо, возникни замечательный портал Проза.ру двести лет назад или хотя бы сто пятьдесят-сто двадцать - неважно. Открыли бы тогдашние читатели света и полусвета нужные страницы сайта, а там - то некий Александр Сергеевич о себе живопишет, мол, камер-юнкер с некоторых пор. Или другой писатель так называемый, сообщает, что, дескать, книжицу издал недавно, название простенькое "Война и мир". И ссылочку дает: доступно для скачивания! А ему - ни одной рецензии. На портале-то привыкли мы только миниатюрки глотать. Куда он со своей "Войной" и со своим "миром". Чудак граф этот.

Прям, порадуешься порой, что это - только бред горячечный и не более того.

P.P.S Помню, шел однажды с завода вечером. От усталости отупел слегка и не заметил дорожный знак, который наклонился над тротуаром. Всю, как говорится морду лица ушиб и оцарапал. Этот горький катакализм, как в одном хорошем кинофильме сказано, вспоминаю к чему? К тому, что порой, бдительность потерявши, налетаю на знаки якобы культуры. Вот так же как-то и не раз налетал на Олега Газманова: поет он по телевизору и скачет там, а я сижу ушибленный. Потому как чую нутром, акробатику добавляет без меры исполнитель не только от избытка возможностей физических, но и с целью и этим тоже зрителя и слушателя привлечь и купить. Бог знает, может, клевещу я на него. И на тех слегка одетых самок, которые на тех же самых сценах звуки издают. Понимают ведь, не совсем же дуры, что слабы звуки и слова слабы, так хотя телом привлечь, пока еще возможность физическая есть.
И вот думаю, прямо сказать, вредничаю и злопыхаю: а нет ли сходства тут с некоторыми коллегами моими? Видел у одной дамы даже фото ее с орденом на странице одного рассказа. Для чего? Бог весть. Радуюсь одному: голых авторов и авторш пока не встречал. Не дошли, стало быть, по уровню падения нравственного инженеры душ до ударников эстрады. Или только догадаться не успели?