Новая звезда на татарской эстраде

Габдель Махмут
Джамиля - новое имя на татарской эстраде

Да, есть такой грех, я люблю талантливых людей.
Моими друзьями всегда были, о каких говорят, поцелованные боженькой. И вот недавно состоялось очередное открытие для меня.

…Я познакомился с Джамилей Рахимовой в микроавтобусе в последние минуты пребывания в Тюмени, по дороге на автовокзал. И дату эту помню хорошо, потому что был среди официально приглашенных - это было 29 мая 2014 года. Не запомнилась она мне вовсе, когда за день до этого регистрировала нас, участников научно-практической конференции «Сулеймановские чтения». А здесь обратила к себе внимание тем, что очень горячо и много говорила о проблемах областной Культурной автономии сибирских татар, в продолжение дискуссий на конференции. Расставаясь, Рахимова подарила среди других и мне свой CD-диск. Дома же, не придав значения, я отложил его в «долгий ящик», посчитал, что наверняка всего лишь исполнительский ее диск из песен неизвестных мне татарских авторов тюменщины.

Так минул почти год. А «время лечит». И вот, усовестившись наконец, 16 апреля 2015 года впервые вставляю этот ее подарок в дископриемник ноутбука…
И тут из динамиков полилось нечто невообразимое, досель мной не виденное, не слышанное!..

...На татарской эстраде в последнее время тоже пошла такая мода: кто поет, обязательно начинает сочинять песни… А среди поющих, как обычно, женщины бывают в большинстве. Но по силе воздействия своего искусства, профессионализму сочинений, и факту народного признания, среди композиторов-женщин у нас непревзойденным талантищем, настоящим эталоном номер один, до сих пор остается Сара Садыкова, наша татарская Пахмутова, как о ней говорили при жизни, и говорят сейчас. Если где-то услышишь вроде бы знакомые или малознакомые тебе татарские мотивы, и заинтересуешься, автором непременно окажется Сара Садыкова. Она никогда не теряла народной основы в своих песнях. Здесь я не говорю о композиторах, работающих в серьезных жанрах музыки, каких тоже порядком среди татарок, начиная с Губайдуллиной.

Нынешние авторы, особенно авторы-исполнители, и особенно - молодые, зачастую уходят от корней народности, сами того не осознавая. Вернее будет сказать, в силу бесталанности - при любом дипломе – ну не дал господь, и все тут. А это значит, что такая песня летит в пустоту. Такие песни не западают в душу, не запоминаются, и никогда не запоются народом. На такие песни запросто можно наложить русские или другие чужие слова, суть от этого ничуть не изменится, никто не скажет, что это татарского автора песня. Она так и останется обезличенной, серой попевочкой-однодневкой для одного исполнителя, то есть для пения самим автором. Будто вовсе не знают эти горе-творцы, что такое пентатоника, откуда и есть в наших песнях милое сердцу своеобразие, отличительная особенность от музыки других народов мира. Не зря же композиторы-классики подчеркивали значение фольклора в музыке: кто теряет эту связь, для своего народа как сочинитель не состоится никогда.

Со времени перестройки свою плодовитость, вкупе с невиданной активностью, проявляют эти самые средней руки сочинители, и такие же авторы-исполнители. Татарская эстрада, пусть и с небольшой задержкой, тоже не стала исключением, вовлеклась-таки в это веяние времени. Я знаю этих авторов, могу поспорить, подискутировать с ними при личной встрече, но здесь не о них разговор. Добавлю лишь, в подкрепление, слова работника ТНВ "Планета", известной в Татарстане поэтессы Шамсии Жихангировой, пригвоздившей таких бездарей словами "тремя пальцами пробежится по кнопкам, и утверждает без зазрения совести, что стал композитором"...

Не колыхнувшись, прослушал весь диск Рахимовой…
И возмущению самому себе в тот момент не было предела – человек проявил уважение, наверняка хотел как можно скорее услышать мнение, я же оказался ничтожной букой...
Песни зачаровали с первых же нот, прошлись по струнам-нервам, проникли глубоко в душу. Так, что уже не хотелось выпускать их из сердца...
В результате, решил реабилитироваться - по горячим следам засел писать автору. Вот это мое письмо, родившееся тут же:

Исэнмесез, якташым-карындашым Джамиля!
(«Здравствуйте, землячка-соплеменница..!») (В скобках будут переводы. Г.М.).

…Пишу, очарованный Вашей музыкой!
Наконец-то я добрался-таки до диска «Яна йорэк», то есть «Сердце горит», который Вы мне любезно подарили в дни Сулеймановских чтений в Тюмени. Специально выделил время, чтобы не дорогой длинной за рулем, не за какой-то другой работой, а за один присест прослушать его весь, чтобы затем написать отзыв.

До чего же проникновенными, волнующими сердце «до горения», если следовать логике названия, оказались все представленные песни  - ни одной не нашел, чтобы была рядовой проходной песенкой, типа послушал и забыл. Если б кто-то позвонил мне в это время, ей богу выключил бы мобильник, чтобы не нарушить это свое восприятие. Как же все-таки приятно бывает на душе, когда рядом обнаруживаешь истинное сокровище!

Первые мотивы в первых же прослушанных песнях так меня очаровали и заворожили, что невольно вдруг подумалось: такие задушевные песни - до колыхания всех потаенных уголков сердца - может сочинять только очень одаренный, умный, мудрый, и прошедший большую жизненную школу человек. Слушая песни, одновременно листал Вашу книгу с тем же названием, желая зрительно углубиться в их тексты, но, оказалось, диск не дублирует содержание книги. Зато прочел там о Вашей биографии. И нашел объяснение тому, о чем подумалось. Оказывается, действительно так и есть: матушка-жизнь помотала Вас изрядно, ведь становление свое, как личности и творца, Вы прошли вдали от родных мест, причем в самые трудные по времени перестроечные и реформенные годы. Вот оно откуда это высокочувственное «волнение в груди», легко передающееся слушателям – от тоски по Родине, в болях за нее.

Вторая мысль, что нечаянно пришла, пугая меня: что жаль будет, если последующие произведения моей землячки в этом популярном у народа жанре, не дай бог, окажутся полу-копией «а-ля под кого-то», то есть повтором уже избитых песенных мотивов, какие мы наблюдаем даже на татарстанской эстраде последних лет. Или же, паче чаяния, вдруг разочарует землячка, если через песню она, как автор, начнет «топтаться» в одной и той же своей клише-находке, как это часто проявляется у многих бесталанных авторов-исполнителей с их серятинами в три аккорда...
И как же я был рад обмануться - ничего такого не обнаружил!
 
Каждое Ваше творенье – это свой неповторимый мир, потому как каждая новая песня оказалась продуктом весьма изобретательного и очень грамотного в музыке автора. Очень вдумчиво, в тему подобрана вся мелодика к текстам в каждой из представленных в диске песен. Здесь в полном своем наборе присутствует индивидуальный музыкальный подход с подобающей к теме стиха музыкальной линией, и своей же темпо-ритмикой. К гражданским по содержанию текстам соответствует строгая своя мелодическая линия. Патриотика на сибирско-татарскую тему, к примеру, в песне «Изге Сузге» ("Святая Сузге". Сузге – по тексту песни - невеста Кучума) подкреплена присущей по настроению, по исполнению, по манере сопровождения и аранжировке - музыкой с фольклорными элементами.

Где надо, включили чисто восточные, я бы сказал, узбекско-таджикские, мотивы, умело Вами найденные к балладе по известной легенде «Тахир и Зухра», что и просилось по теме. В свою очередь песня «Вагай буе» ("У Вагай-реки") (Эта река течет через весь мой Вагайский район) взволновало своим ностальгическим зовом на далекую родину, и я, одинокий Ваш слушатель в чужом краю, чуть было не прослезился от нахлынувших чувств. А сочинения о любви оказались настолько задушевны, что легко унесли меня на своих крыльях в годы юношеской влюбленности.

И вот что еще очень важно. Многие сочинители-песенники обычно крутятся вокруг одной темы - любовной лирики, темы легкой и доступной, что всегда найдется в любом поэтическом сборнике под рукой. У Вас же – каждая песня раскрывает новую. Это говорит о богатой фантазии у Вас, высокой требовательности к себе, как автору.

И вдвойне вызывает уважения тот автор, кто сам пишет хорошие тексты к своим сочинениям, причем, как видно, они у Вас тоже высокого качества, подстать яркой музыке. Жаль только, что в диске таких, с Вашими текстами песен, не так много, как представлены в книге, что опять-таки говорит о Вашей требовательности и избирательности, заботе о цельности восприятия диска, поэтому и не стали включать туда все подряд из творческого багажа.

Главное, у Вас, Джамиля-ханым, есть свой оригинальный татарский музыкальный почерк(!), не повторяющий других, чем по праву можно гордиться. Ведь самое губительное в творчестве, это плагиатство. А Вас, что было приятно обнаружить, в грехе таком обвинить никак не получится. И смею утверждать снова и снова, что большинство из Ваших творений на уровне, вернее, лучше(!) многих тех, что мы слушаем в последнее время. Потому что есть в них только Ваша уникальная самобытность, кого ни с кем не сравнишь, не спутаешь, а это есть основа любого искусства.

Да сильным плюсом для Вас, диск, включивший богатую песенную палитру, достойно дополняется личным талантливым исполнением. Мне кажется, любому меломану будет хорошо заметна богатая за плечами вокальная школа и большая практическая работа, видать, с рожденья сам бог повёл Вас по этому пути. Красивый, приятный по тембру Ваш голос захватывает внимание и держит слушателя весьма своеобразным, едва-едва уловимым, как легкий акварельный мазок, таджикско-татарским, я бы сказал, оттенком, проявляющимся в пении. Невольно подумалось, что отразилась-таки на Вас жизнь в Средней Азии. И это восточное вкрапление придает песням, так и Вашему голосу, особого шарма неповторимости, поэтому Вас можно слушать и слушать, не уставая.

А еще мне подумалось: может, этот Ваш авторский музыкальный штрих и есть чисто наш сибирско-татарский, то есть отличающий нас от других народов, узор? Должно же быть у нас свое лицо и в музыке, отличное от других, не так ли? Не зря же по географии наш народ занимает промежуточное положение между этими двумя – урало-волжским и среднеазиатским - народами и их культурами? Этот факт заставляет о многом задуматься... И Вы по праву можете стать родоначальником нового стиля в татарской музыке, который я, для себя, обозначил, как «восточно-татарский» ...

Дослушав диск до последней песни, Джамиля-ханым, я с радостью воскликнул про себя: так вот же она, елы-палы, и у нас, сибиряков-татар появилась своя Сара Садыкова! Будь я продюсером, или даже просто богатым Вашим слушателем, все бы предпринял для того, чтобы как можно больше пропагандировать Ваше творчество. И популяризировать эти песни, записав Ваше живое исполнение в студии ТНВ (спутниковый ТВ канал «Татарстан – новый век»), и чтобы затем шли они клипами, концертами в их эфире до тех пор, пока не запоет их весь подлунный татарский мир. А это непременно может случиться, да что там говорить – когда нибудь да случится обязательно…

И еще. Осознаете это Вы сами, или нет, но должны знать, уважаемая моя соплеменница, что Вы стали первой в истории сибиртатар женщиной-композитором (мужчины-то уже есть), и это - факт свершившийся. Других, равных Вам по таланту композиторов-песенников из женщин, в Сибири я пока не знаю, и даже в Татарстане такого уровня сочинителей прекрасного полу по пальцам перечесть. А это, имейте в виду, и почетно, и обязывает одновременно. Так что не уроните, кадерле якташым (дорогая землячка), высоко взятую Вами планку профессионального композитора-песенника.
Остается только пожелать: дай Вам Аллах долгих лет творческой жизни для того, чтобы радовали нас новыми - все красивей и красивей – творениями!
С глубоким уважением, очарованием, Ваш земляк - Г. Махмут.
Подмосковье, 17 апреля 2015 г.

...Вот такое письмо у меня родилось тут же, под впечатлением от прослушанного.
Она мне ответила, и началась наша переписка. По письмам заметно, что Рахимова  - человек весьма скромный, адекватный. Таких я очень уважаю. Думаю, мы даже подружимся как два художника-земляка, пусть даже работающие в разных областях творчества. По крайней мере, надеюсь…

Другое письмо я отправил руководству Всемирного конгресса татар. Где просил помочь Рахимовой. Ведь она, как и я, нигде не работает, чтобы кто-то мог походатайствовать за нее. Кто-то же должен официально признать факт таланта, поспособствовать ее продвижению. Как бы не запоздало всенародное признание ее таланта.

А сам задумался вот о чем.
Что не может талантливое так просто залеживаться без движения, ведь в Сибири-то песни Рахимовой знают и любят. Задал «Поиск» в разделе "Музыка" в сайте «Одноклассники», и точно: на экране вмиг отразились шесть ее песен, где тут же видны имена тех, кто поместил их в инете!
Нажимаю на «Пуск»…
И тут полились!.. Нет, не просто песни, а полный вселенский кайф из родных, греющих душу напевов!..
Нет, недолго осталось ей быть незамеченной Казанским каналом ТНВ…

P.S.  В эти дни Джамиля Рахимова подготовила к выпуску очередной сборник, куда вошли как широко известные ее творенья, так и новые песни. Особо можно отметить в этом списке - это фортепианные сочинения, коих я еще не слышал, к сожалению, но, по всему, тоже должны быть достойного уровня, потому что Рахимова - композитор от бога…

По подсказке коллег из Проза ру даю ссылки, где можно послушать Джамилю Рахимову: http://muzofon.com/search/
http://freemuzichka.com/tunes/