На одной из страниц замечательной книги Генри В. Мортона "Лондон. Прогулки по столице мира", написано, что Лондон является "ловушкой для туристов", которые по аналогии с другими городами ошибочно считают, что в британской столице есть главные достопримечательности, а есть и второстепенные.
На самом деле, говорит писатель, в этом гигантском городе с более чем двух тысячелетней историей всё настолько связано и переплетено, что никаких второстепенных деталей в нём нет.
В этом мне тоже неоднократно пришлось убедиться.
Вот один из многих примеров.
Как-то поздним вечером ходили мы с нашим гидом Анной Горен по району бывших доков и грузовых причалов.
Сначала она показала нам несколько известных пабов; после весьма скромной дегустации мы пошли безлюдными тёмными переулками в сторону Темзы.
Надо сказать, что тёмные переулки они и в Лондоне тёмные – в одном из них нашу небольшую группу чуть не сбил огромный чёрный внедорожник, мчавшийся со скоростью, явно превышавшей разрешенные 47 км\ч.
Сбить не сбил, но своё боковое зеркало со стуком сложил о предплечье одного из нас и даже не притормозив, промчался мимо. Так как случилось это хоть и на перекрёстке, но не на "зебре", шум мы поднимать не стали…
Вышли на набережную где-то между Тауэрским мостом и крейсером-музеем "Белфаст". Несмотря на поздний час, было многолюдно. В нескольких местах рядом с набережной играла музыка, в открытом амфитеатре шёл какой-то бесплатный спектакль для всех желающих.
Мы зашли в очень высокую галерею, походившую на большой крытый вокзал викторианской эпохи. На металлической доске перед входом прочли: "Hay's Galleria" - Галерея Хэя.
-Как вы уже знаете, - сказала Анна, - здесь раньше были доки, причалы и склады.
Но как раз на этом месте в XVII веке была пивоварня.
Сохранились документы о том, что в 1651 году её приобрёл купец Александр Хэй.
Почти через две сотни лет, примерно в 1840 году некий Джон Хэмфри-младший арендовал пивоварню с прилегающим участком и построил док, который по старой памяти назвали "Причалом Хэя".
Скоро этот причал и прилегающие пакгаузы прозвали кладовой Лондона, поскольку более двух третей сухих товаров стали доставлять сюда.
Практически весь чай поступал в город через этот причал.
Здесь в 1867 году впервые в Англии применили холодильники для хранения импортного сливочного масла.
Во время второй мировой гитлеровцы беспощадно бомбили Лондон, много доков и причалов были разрушены, но на причале Хэя пострадали только фасады, поэтому он продолжал работать и в войну, и после её окончания.
"Убили" причал, как и всё портовое хозяйство Лондона, контейнерные перевозки и огромные контейнеровозы, которые порт уже не мог принимать.
Жизнь на нём остановилась, оставив почти всех здесь работавших без будущего…
Однако правительству "Железной Леди" удалось вдохнуть новую жизнь в Докленд, в том числе и в Причал Хэя: чтобы заинтересовать инвесторов Маргарет Тэтчер освободила на 10 лет от уплаты налогов все фирмы, участвовавшие в строительстве и реконструкции на этой территории.
Док Хэя засыпали и залили бетоном, здания пакгаузов переделали в офисные помещения, магазины, рестораны и кафе; над зданиями построили огромную остеклённую крышу, превратив бывший док в красивый пассаж.
При этом архитектор Боб Клементс (Bob Clements) не хотел лишать бывший док и бывший причал их славной истории, оставляя его совсем уж сухим.
Поэтому он предусмотрел в новом бетонном полу бассейн, предполагая разместить в нём какую-нибудь скульптуру, которая напоминала бы посетителям галереи о "морях и кораллах".
Для создания скульптуры Клементс пригласил скульптора Давида Кемпа (David Kemp), известного своими оригинальными композициями, в которых он использовал необычные материалы и конструкции. Например, ставшую известной скульптуру акулы Кемп выполнил из старых лодок.
Идея создать своеобразный художественный мост между прошлым и настоящим бывшего дока очень вдохновила Давида Кемпа.
По словам скульптора, он хотел соединить в своей работе историю мореплавания, борьбу человека со стихией и его связь с морем и его обитателями, мечту о необычайных кораблях, способных преодолевать штормы, тайфуны и ледяные поля, но похожих при этом на сказочных рыб.
В то же время в скульптуре должна была чувствоваться и славная викторианская эпоха Объединённого Королевства.
Давид решил, что лучше всего его замысел выразит не обычная, а кинетическая скульптура, все детали которой будут находиться в движении.
Свою работу скульптор назвал "Навигаторы".
Уже три десятка лет гости Галереи Хэя с интересом рассматривают эту гигантскую – высотой 18 метров – сложную, с претензией на величие, и в то же время забавную конструкцию-композицию.
Шлёпают по воде колёса рыбы-парохода.
Колёсам "помогают" три пары вёсел, размещённых за ними.
По команде боцманских дудок поворачиваются за кормой то ли рули, то ли хвост огромной рыбы.
Зорко вглядываются вдаль стальные моряки – те самые навигаторы.
На них из труб, похожих на переговорные между капитанским мостиком и машинным отделением, льются потоки воды.
Крутятся на мачтах замысловатые армиллярные сферы, флюгеры и локаторы.
Рыба-пароход ещё и вооружена до зубов, точнее, до распахнутой пасти-тарана: кроме самой этой огромной, но совсем не пугающей пасти, тут и гарпуны, и пики, и абордажные багры. Между трубами вентиляции ощетинились и загадочные трубы то ли торпедных аппаратов, то ли "хеджехогов" для метания глубинных бомб…
Моё внимание особо привлекли сами навигаторы, напомнившие героев нашего детства Винтика и Шпунтика, да и Мастера-Самоделкина из "Юного Техника". Вглядитесь в их мужественные лица под железными шляпами-треуголками – вот они на верхнем левом снимке.
Рыба-пароход изобилует находками её создателя. Конечно, чтобы полностью оценить мягкую иронию скульптора, надо разбираться в технике. К примеру, посмотрите на голову стальной рыбы: на верхней её челюсти увидите коллектор, напоминающий автомобильный...
Но ничто человеческое не чуждо и лондонцам.
Скульптура была установлена в Галерее в 1985 году. Несколько лет назад скульптор посетил своё творение. Попытаюсь передать в своём переводе его впечатления от поездки, которые он разместил в блоге:
"Много воды утекло под мостом (видимо, Лондонским – Б.Г.) за 27 лет, прошедших с тех пор, как я установил скульптуру.
Руководители Галереи и обслуживающий персонал поменялись, и я потерял контакт с проектом.
Хотя "Навигаторы" обслуживаются регулярно, однако в недавнем времени были внесены несколько изменений в их механику, изменивших критическим образом атмосферу моих оригинальных конструкций и намерений.
В недавнем повторном приступе рвения (обслуживающего персонала – Б.Г.) бронзовые детали были очищены от морской соли и патины, от инкрустаций моллюсков…
Сильнее всего изменили бассейн, который окрасили в … ярко-синий цвет!
Это лишило бассейн его таинственности и его связи с глубокими задумчивыми водами текущей рядом Темзы.
Вместо этого железная Рыба-Утюг купается под яркими лучами прожекторов, что несвойственно для такого монстра.
Может быть, теперь на "лицо" этой рыбы наденут солнцезащитные очки?"
Вот так. Оказывается, "отъявленные работники" есть и в Лондоне…
Но вернёмся к тому, что в Лондоне нет второстепенных достопримечательностей.
"Навигаторы" буквально напичканы стилизованными и не очень деталями оружия.
Понятное дело - никакие путешествия и торговля без оружия не обходились. Однако, думаю, дело не только в этом.
Немногие знают, что в этом районе в средние века располагались и оружейные мастерские.
Именно в Лондоне 14 марта 1637 года король Карл I (как известно, сами британцы вместо Карл употребляют имя Чарльз) утвердил первый в мире устав «Мастера, старшин и сообщества оружейных мастеров г. Лондона».
Благодаря этому через двадцать лет неподалёку – через мост – открылся знаменитый лондонский Пруф Хаус (Proof House), в котором проверяли оружие и ставили на него королевские клейма.
В 1741 году открылась первая испытательная станция оружия в Сент-Этьене.
А через каких-нибудь двести лет после открытия Пруф Хауса лесковский Левша так и не смог донести до государя страшную тайну, что англичане свои ружья тёртым кирпичом не чистят…
Вот как много можно узнать на небольшой вечерней экскурсии по британской столице.
Мы покидаем Галерею Хэйга – блистательный пример того, как мудрая власть, инженерный и художественный талант могут превратить заброшенную промзону в красивое и притягательное место.
На фотографиях:
вверху справа – главный фасад Галереи, снятый из Тауэра. На фоне Галереи виден линкор "Белфаст";
вверху слева – "Навигаторы" – фрагмент, на котором видны их лица;
в средней строке – "Навигаторы" на фоне интерьеров Галереи. Раньше это были фасады пакгаузов у причала;
внизу справа – Галерея и "Белфаст" на фоне самого высокого на сей день лондонского небоскрёба "Осколок" (309 метров, 72 этажа).