Великий фальсификатор

Леонид Бурдо
        Голландский художник Хан Антониус Ван Меегерен сидел в тюремной камере и ждал приговора. Ему инкриминировались коллаборационизм и продажа нацистам национального достояния Голландии – бесценной картины Яна Вермеера “Христос и грешница”.
 
        Как известно, Герман Геринг был страстным коллекционером и владел второй по величине коллекцией произведений искусства, естественно, после Адольфа Гитлера. В коллекции Геринга основной акцент делался на живопись эпохи Возрождения, голландских и фламандских старых мастеров. Когда была оккупирована Голландия, главным смотрителем амстердамского музея был Хан Ван Меегерен. Он сопровождал Геринга, когда тот осматривал музей, и согласился продать понравившуюся ему бесценную картину Яна Вермеера. Герингу очень хотелось ее купить. Сам Гитлер восторгался Вермеером и даже повесил у себя в кабинете его картину “Искусство живописи”. За это государственное преступление Ван Меегерену грозила смертная казнь. 

        А начиналось все так хорошо. Увлечение живописью пришло к нему в раннем возрасте, и мальчик все свободное время проводил в мастерской учителя Кортелинга, который развил в нем вкус к старинной манере письма. В восемнадцать лет (в 1907г.) Ван Меегерен поступил в Дельфтский технологический институт, чтобы прослушать там курс архитектуры. Одновременно он учился в "Школе изящных искусств". Тогда же Хан начал писать и продавать свои первые картины. На конкурсе в Дельфте за написанную им акварель «Интерьер церкви Сен-Лоран», выполненной в хорошей традиционной манере, Ван Меегерен получил первую премию. После окончания академии изящных искусств в Гааге ему присвоили звание мастера искусств. Человек не без таланта, он быстро достиг высот профессионального мастерства. Однако послевоенные годы не очень способствовали материальному благополучию даже талантливых молодых дарований, и  Меегерену пришла мысль взяться за реставрацию тогда не представляющих большой ценности полотен XVII и XVIII веков. Прекрасное владение техникой позволяло ему придать этим картинам достоинство настоящих произведений искусства. Эта деятельность оказалась весьма доходной. Но, несмотря на материальное благополучие, честолюбие Ван Меегерена не было удовлетворено. Ему хотелось, чтобы его картины висели в лучших национальных музеях. И он начал писать картины в духе старых мастеров и выдавать их за творения великих художников.

        В 1935 году Ван Меегерен написал в стиле Франса Хальса ”Смеющегося кавалера”, “Пьющую женщину” и немного позже в стиле Тербоха “Мужской портрет”. Продажи картин были настолько удачны, что уровень притязаний Меегерена повысился, и он решил взяться за фальсификацию гениального Вермеера.

        Дело все в том, что творчество этого гения средневековья в те годы было изучено недостаточно, да и фактического материала для исследования особенно раннего периода творчества Вермеера не хватало, на родине его картин было мало. Художник оставил очень скромное наследие, им были созданы около 40 картин. Картины мастера рассредоточены по разным музеям и частным коллекциям, поэтому возможность более полно изучить и оценить его творчество появилась только в последнее время, в эпоху современных коммуникационных технологий. В первые годы его профессиональной деятельности им были написаны  «Христос в доме Марии и Марфы», «Диана со спутницами» и две, не дошедших до нас картины- «Посещение могилы» и «Юпитер, Венера и Марс». Но затем по неизвестным причинам он отступает от описания в своих картинах сюжетов на библейскую тематику, и обращается к изображению сцен из повседневной жизни. Любимыми сюжетами его небольших по размеру картин стали дом и женщина, воплощающая дух дома. Домашние женские заботы постоянно присутствуют в произведениях художника.

        Фальсификации Ван Меегерена это новое направление в “искусстве” подделок.  Изучив манеру письма Вермеера, её характер, он смог “продолжить” его работу, восполняя малоизученный период раннего творчества Вермеера. Ван Меегерен не копирует тривиально известные работы мастера, а создает “новые” произведения - именно новые, в стиле раннего Вермеера. Первой картиной лже-Вермеера стало полотно “Христос в Эммаусе”. Появление картины на публике было встречено всеобщим ажиотажем. Критики единодушно идентифицировали полотно как оригинальное, о технических методах экспертизы мало кто вспоминал, да и были они, к слову сказать, в то время весьма несовершенны. И вскоре “Христос в Эммаусе” был куплен за  $2 млн. (в современных ценах) и помещен в один из музеев Роттердама. Затем Ван Меегерен пишет несколько работ в стиле других художников этого же периода. Дело его разрастается и приносит огромные барыши. К концу 30-х годов на свет появилось еще пять полотен Вермеера, естественно, написанных на библейскую тематику. Крах ИЧП Меегерена наступил в 1945г., когда в коллекции Геринга была найдена картина Яна Вермеера “Христос и грешница”, вывезенная из Голландии. За сотрудничество с нацистами и продажу национального достояния полагался расстрел.

        Меегерен не выдержал долгого пребывания в одиночной камере, через три месяца он сознался во всех своих проделках, признался он и в том, что картина “Христос и грешница” написана его рукой. Чтобы доказать что он продал нацистам подделку, а не оригинал, Меегерен дома, под наблюдением представителей полиции, пишет свою последнюю картину  “Христос среди учителей”. Эксперты не смогли отличить ее от настоящих работ великого Вермеера. Обвинения в коллаборационизме с Меегерена были сняты, но он был осужден на один год за изготовление фальсификатов. Тем не менее, за обман самого Геринга, этот великий пройдоха на многие годы  стал национальным героем Голландии.
     Умер Ван Меегерен в 1947г.