Швейная машинка

Анири Томпсон
  Горный институт был эвакуирован из Ленинграда, и находился около Иркутска.  После снятия блокады был возвращён по распоряжению ГКО (Сталина) обратно в Ленинград. Зима после блокады была для горожан очень тяжёлой. Можно сказать, что в нашем общежитии на Малом 40 Васильевского острова в жилых комнатах отсутствовали рамы, полы, деревянная мебель, двери. В окнах вместо стекла  использовали ватман с чертежами из архива, благо их хватало. Студентам выдавались два матраца, один клали под себя, другим накрывались сверху. Спали  в верхней одежде, шапках, рукавицах. Тряпицы вешались в проёме, заменяя двери. А при порыве ветра  они колыхались,  пропуская в комнату холодный воздух. Морозы доходили до -20 градусов.  Когда настала весна в начале мая выходили греться на улицу. Электричество подавалось по два часа утром и вечером.
  В мае 1945 года по распоряжению Ленинградского Горсовета началось восстановление города. Создавались строительные бригады. Каждый  ленинградец, кроме  освобождённых по состоянию здоровья. Обязан, отработать два дня в неделю на восстановление жилья, не считая званий и должностей. Создавались краткосрочные курсы штукатуров, плотников, слесарей, стекольщиков и маляров. Город был  разрушен, кругом особенно по направлению на юг. Разрушенные здания вначале разбиралось, очищалось от всякого хлама, мусора, разбитых стен. Угловые здания на перекрёстках разбирались полностью. Через несколько лет на тех местах появились бульвары с деревьями.
  Это память о войне. При разборе зданий в мусоре находили домашнюю утварь, инвентарь. Студенты по несколько человек ходили по подъездам, проверяли все закоулки квартир. В разрушенных домах  многие квартиры пустовали, жильцы погибли в блокаду. И в домоуправлении не числились. Бесхозные, выброшенные вещи складывались накопительной кучей. И вот однажды Алексей с товарищами обнаружил швейную машинку. Это ценная  вещь после блокадного Ленинграда. Они принесли её к домоуправу. Женщина посмотрела на них, сняв очки, спросила:
- В какой квартире обнаружена вещь?
- Номер квартиры 38, – ответил Алексей.
Открыв домовую книгу, нашла номер квартиры, где было написано – жильцы умерли.
- Они все погибли в блокаду, – тихо проговорила домоуправ.
- Ну, что ребятки можете забрать себе или выкинуть в Фонтанку.
Недолго думая молодежь подхватила исправный инвентарь и поспешила в женское общежитие к знакомым девчатам.
И вот машинка находит себе новых хозяев, которые рады воспользоваться её услугами. Со временем состав молодежной бригады обеспечил девушек мебелью, стульями, люстрами и всякими нужными вещами, которые так необходимы в обиходе.
И нищие красавицы становятся принцессами с богатым приданым.

Этот рассказ написан со слов Алексея Ивановича Марамзина.
07.06.10 год.