Воинская слава воронежа

Александр Николаевич Юрасов
Алик АББАСОВ,
Александр ЮРАСОВ










ВОИНСКАЯ СЛАВА
ВОРОНЕЖА



























ВОРОНЕЖ - 2009

ББК 63. 3 (2 РОС - 2) Вор.
         В 75
УДК 93/99

Серия: «Земля Воронежская. Страницы воинской славы Отечества». Серия основана в 1992г. Редактор и составитель серии к.и.н., профессор ВАИУ А.М. АББАСОВ.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР - Ю.Л. ПОЛЕВОЙ, директор издательского Дома «Кварта».
РЕДКОЛЛЕГИЯ:
А.М. Аббасов, председатель Союза военных писателей «Воинское содружество»,
А.Н. Ефимов, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, председатель РК ВВВС.
И.В. Заскалкин, кандидат педагогических наук, директор ЦПВГВО.
Ю.Л. Полевой, кандидат педагогических наук, профессор.
А.Н. Юрасов, председатель областного Комитета ветеранов войны и военной службы.

РЕЦЕНЗЕНТ - С.И. ФИЛОНЕНКО, доктор исторических наук, профессор, проректор по международным связям ВГАУ.

В книге «Воинская слава Воронежа» раскрыта роль и значение столицы  Центрального Черноземья в отечественной истории. Воронеж – древнейший город России. Слава о нём начинается в период великого переселения народов, когда велись войны с готами и гуннами. Ипатьевская летопись начинает историю с 1177г. На Воронеже набирались силы в 1237г. орды хана Батыя, перед походом на Северную Русь. После распада Золотой Орды наш регион стал колыбелью Донского казачества.
В петровскую эпоху сухопутный Воронеж стал столицей военно-морского и торгового флота, построив в 1694г. первое Адмиралтейство России. Советский период развития стал колыбелью Воздушно-десантных войск и становления космонавтики.
В годы Великой Отечественной войны Воронеж сыграл важнейшую роль в разгроме сателлитов, рвущихся к Волге и предгорьям Кавказа. Более 200 дней и ночей, неприступная крепость, стояла на Дону, на Воронеже, перемалывая живую силу и боевую технику противника, оттягивая свежие подкрепления, спешащие к Сталинграду и Кавказу.
Государство высоко оценила историческую и героическую роль присвоив высшее почётное звание «Город Воинской Славы».


   050 – 4000000 - 276               
В--------------------без объявл.               
    М 161 (03) – 2009               
               


© А.М. АББАСОВ, 2009 г.
© А.Н. ЮРАСОВ, 2009 г.
© Ю.Л. ПОЛЕВОЙ, 2009 г.






ПРЕДИСЛОВИЕ

Полнее осознавая прошедшее,
мы уясняем современность,
глубже опускаясь в смысл былого, -
раскрываем смысл будущего.
Глядя назад – шагаем вперёд!
             А.И. Герцен
Города, как и люди, рождаются, живут и погибают, порой даже не оставляя видимых следов на земной тверди. Но есть города, которые,  если и «умирают», то вновь и вновь возрождаются, сверкая своей ратной и трудовой славой. К таким городам относится и наш родной Воронеж.
…Благословенный центр Центрального Черноземья… Сколько разнообразных героических событий произошло здесь в прошлом. Эта земля отцов, дедов и наших пращуров полита обильным потом и кровью предков и знать её – наша главная задача. Таит она в себе множество тайн.
Красив и разнообразен ландшафт этого региона, особенно воронежского края: темные и прохладные леса, прозрачные озёра, ручьи и реки. Лесная зона, соприкасаясь со степными просторами края невольно порождает своеобразную ауру этой уникальной территории, в  которой сконцентрированы героизм и деяния живших до нас людей. Именно по этой степи непрерывным потоком, сменяя друг друга, в седой дымке минувших веков, двигались авары, обры, готы, гунны, хазары, печенеги, половцы, орды татар и монголов. Оставался на местах лишь земледельческий элемент: скифы, сарматы, славяне.
В годы великого передвижения народов на этой земле происходили кровопролитные войны, и, глубоко изучая их, сквозь века мы отчётливо видим как сражались с непрошенными пришельцами пахари – земледельцы, как они ласково встречали тех, кто шел к ним с миром и добром. И каждая встреча оставляла в сердцах и памяти потомков тот или иной след.
Шелест листвы зелёных дубрав перемешан был перемешан с горьким запахом полыни, так называемой травы емшан. И в момент непрошенных встреч с кочевниками на просторах чернозёмного центра вспыхивали боевые схватки. Слышался отзвук сабельных ударов о железные кольчуги, пронзительно, словно иволга,  свистела вражеская стрела, поражая воина в сердце. Битвы эти не приносили добра и в след за поражением на невольничьи базары уводили пленников, где их продавали в чужие стран.
Но вслед за поражением, собрав силы, славянский этнос давал пришельцам такой отпор, после которого враг не смел идти на эту землю. Достоверно было отмечено новгородским князем Александром Невским: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. На том стояла и будет стоять Русь!»
Героические деяния наших предков и ныне прочной нитью вплетаются в повседневные дела и поступки современников. Благодатный наш край вобрал в себя все богатства и особенности чернозёмной территории: природу, животный, растительный мир, мягкий климат, географические, топонимические, ландшафтоведческие, исторические и другие местные прелести.
О том, как и по каким канонам и путям шло развитие данной чернозёмной земли нам показывает историческое краеведение. Если задать себе вопрос: «Откуда есть и пошла земля русская?» Положа руку на сердце мы честно должны сказать, с нашего края. Это признали даже американские археологи, побывав на раскопах села Костёнки, показав, что человек современного вида «пошел» заселять Европу отсюда.
Но мы ещё до конца не разобрались, что до появления Киева существовал «Воронжец», современный Воронеж, где процветала достойная славянская цивилизация. Если археологам по настоящему «копнуть» чернозёмную» землицу, то она выдаст не одну сотню открытий. Раскопки «Частых курганов» в северном районе города, лишь только начало таких открытий. Еще не было Киева, а на месте современного города уже существовал Воронеж, жители которого сражались с готами, гуннами и другими кочевыми народами.
Затем сюда пришли иные завоеватель и вместо славянских топонимов – Чертовицкое, Животинное, Излегоща, Нелжа, Рамонь, Червлёный Яр и др. оставили топонимы – Битюг, Еманча, Усмань, Карачун, Коротояк, Карасу, Онуза и др.
Но прочный земледельческий элемент, давший этой земле коренное название: «Воронеж» («Воръ» - ограда, забор; «Онеж» - вода, текущий поток), что означало в дословном переводе – «ограда водой», был, есть и останется на века. От самого слова «Воронеж» веет былинной стариной, его главный трудяга Микула Селянинович, оратай – оратаюшко.
Как не говорите, а в душе каждого из нас живет прошлое, и мерилом его является совесть. Но мы порой не слывшим его, а напрасно! Если разбудить прошлое и соразмерить оное с совестью, то не было бы многих ошибок современности, которые мы сами же творим. И прав наш земляк, один из лучших поэтов России, легендарный генерал Василий Алексеевич Ставицкий, сказавший:
«Прошлое. Оно мне не приснилось,
Прожил все ушедшие века.
Колесом душа моя катилась,
Покидая тело старика.

Если я живу, мой дед не умер,
Если будет внук, я не умру.
Кто-то мудрый тайну ту придумал:
В будущем, я прошлое найду…»
Но эту дефиницию надобно услышать, но для этого следует приложить волевые усилия и умственные способности к поиску фактов, событий, явлений «давно минувших дней», тогда и настоящее проясниться.
В многовековой истории Отечества край воронежский сыграл важную роль. На крутых её поворотах жители края были в центре событий, участвовали в переменах, творили добро, жили одной жизнь с Родиной. Так это было и в древние и летописные времена, так было и в период смутного времени, так было в новое и новейшее время. Многие исследователи ищут корни зарождения казачества, а оно взросло на этой чернозёмной почве. Именно отсюда идёт тот героический порыв в годы наполеоновского нашествия. Когда дивизию графа Воронцова полегла на бородинском поле, а раненого графа на носилках вынесли в безопасное место и спросили:
- Где же ваша дивизия?
 Он, не моргнув глазом, ответил:
- Мои воины, словно пахари, отдыхают на поле брани…
Затем дал указание собрать раненых и отвёз их на лечение в своё родовое имение в Воронцовку под Бутурлиновку, где подлечил, укрепил и догнав армию Кутузова, продолжил боевые дела, с победой войдя в Берлин, а затем и в Париж…
Такова вот сила русского характера. Это были, есть и будут непобедимые воины, которые во имя Отечества готовы идти на любые жертвы.
Военный историк, генерал царской армии Антон Антонович Керсновский в своём четырехтомном труде «История русской армии» верно подметил, что 40 князей, царей императоров в тысячу лет создали Россию… Все вместе создали нашу Родину, её мощь и красоту, её культуру и величие – и мы, Русские, навсегда останемся их неоплатными должниками. За всё время существования России приходилось отбиваться от двух врагов.
Первый враг – враг восточный – приходил к нам из глубины азиатских степей, сперва в образе обров и хазар, печенегов и половцев, затем монголов и татар и, наконец, турок…
Второй враг – враг западный. Имя ему было и осталось – немец. Враг упорный и беспощадный, хитрый и бездушный, коварный и бесчестный. На протяжении семисот лет – от Ледового побоища до Берст-Литовска – враг традиционный, но не раз по капризу истории надевавший личину «традиционной дружбы» - всякий раз всё к больше своей выгоде и всё к большей беде России» (Керсновский А.А. История русской армии. в 4т, т.1. М., 1992, с. 11).
Генерал сказал точно, будто смотрел в зеркало будущего. А разве в нынешнее время НАТО в лице второго недоброжелателя не выполняет прежнюю политику – «Drang nah Osten!» Есть над, чем задуматься, господа!
Много интересного можно сказать о петровских временах, о советском периоде, о битве под Москвой в 1941, сражениях на Дону в 1942-43 годах и других деяниях воронежцев. Указом Президента Российской Федерации в 1908 году Воронежу присвоено почётное звание – город воинской славы.
Обо всём этом читатель прочтёт в представленной его вниманию книге «ВОИНСКАЯ СЛАВА ВОРОНЕЖА»

ГЛАВА ПЕРВАЯ
 «СКРЫТЫЙ ВОРОНЕЖ»
(IV – X вв.)

БОРЬБА С ГОТАМИ

Известно, что историю России н6ачинают с IX-X вв., то есть с момента образования государственности, появления письменности и культуры. Это «норманнская « теория образования русского государства. «Норманисты» полагают, что с призванием на княжения в русские города Рюрика, Синеуса, Трувора и Олега было положено начало «Земли Русской, именно с того момента началось погодное исчесление событий российской истории. Но так ли это?
Выход славян на мировую арену и появление их письменных источников многие учёные  относят к VI в. н.э. Археологическим эквивалентом их появления считалась культура «пражского типа», которая характеризовалась единым семейным укладом, единой общностью людей, концентрирующей в себя единый язык народа, психические особенности, бытовые условия жизни и территориальное расселение. Появление государственных форм появилось не сразу и не вдруг. Этапами формирования государственности восточных славян являются:
— 1-й этап VI в. н.э. в среднем Поднепровье сложился союз нескольких славянских племен, принявших на себя имя одного из них («Рус»), племени проживающего на реке Рось.
— 2-й этап – превращение Приднепровского союза славянских племён  (при главенствующей роли полян) в мощный союз (полян, уличей, тиверцев, хорватов, вятичей, кривечей, радимичей и др.)
— 3-й этап – становление государства Киевской Руси было связано с интенсивным товаро - денежными отношениями, развитием ремесел, сельского хозяйства (этому способствовал путь «из варяг в греки», «шелковый путь» и др.)
Развитие государственности Киевской Руси прошло также несколько этапов. В итоге кризиса власти в Киевской Руси, она переместилась к северо-восточной окраинам Руси.
Если вторая половина IX в. – начало X в. [при правлении князей Рюрика Варяжского (862-879), Олега «Вещего» (879-912), Игоре Рюриковича (912-945), княгине Ольге «Святой» (945-966), Святославе Игоревиче (966-972)] была периодом укрепления государственности и расширения древней Руси, то её расцвет падает на конец X в.- начало XI в. на период княжения Великих князей Владимира Святославовича «Красное солнышко» и Ярослава I Владимировича «Мудрого», то упадок Киевской Руси и мощные феодальные распри возникают на рубеже XII в. при правлении князей Всеволода I Ярославовича (1070-1093), Святополке II Изяславовиче (1093-1113), Владимире Всеволодовиче «Мономахе» (1113-1125) и др. правителя.
После смерти Юрия Долгорукого центр государственности постепенно стал перемещаться к Владимирскому княжеству и был тесно связан с деятельностью Андрея Боголюбского, сына Юрия Догорукого. При нём во Владимире, Суздале, Ростове пышным цветом стали развиваться ремесла, градостроительство, культура, письменность.
Традиционная точка зрения появление письменности на Руси связывает  с официальным принятием христианства и литературы на болгарском языке около 988 года. Но ведь задолго до этого на Руси уже пользовались письмом «черт и риз». Об этом свидетельствуют и надписи на берестяных грамотах, надписи на цилиндрах, найденных в Новгороде и т.д.

Ученые профессор В.С. Момат и И. М. Братищев считали, что «... русская история берет свое начало, по меньшей мере, за 5000 лет до нашей эры. Источники неопровержимо свидетельствуют, что уже тогда существовало «праславянское этническое единство».
В этом плане появившиеся многочисленные сообщения о находках и материалах «Влесовой книги» утверждают нас в этой мысли. Текст книги позволяет нам сопоставить мифологические русские сюжеты с реальными событиями II тысячелетия до н.э. - I тысячелетия нашей эры в регионе проживания древних славян.
«Велесова книга» написана на деревянных дощечках и ее алфавит профессором С. Парамоновым назван «влесовицей». Он состоит из 25 букв, плюс три звука: jou - ja, что передавалось как - оi - iа. В связи с этим невольно возникает вопрос - как могло случиться, что Кирилл и Мефодий прошли мимо «влесовицы» (языческого алфавита славян)? А если использовали, то в какой мере? То, что до кириллицы славяне владели письменностью факт бесспорный (это была письменность «черт и рез»).
Одни исследователи считают «Велесову книгу» находкой подобной «Слово о полку Игореве» Мусина-Пушкина; другие - полагают этот документ искусной подделкой. Еще бы, дошедшая до нас на деревянных табличках летопись представляет историю Руси за 1500 лет до IX века. «Наш народ выступил к Карпатским горам, где жил на протяжении 500 лет, а потом вернулся на берега реки Непра (Днепра), где жил 300 лет до прихода готов», - так повествуется в этой  книге.
Общий анализ содержания надписей на табличках позволяет сделать вывод, что составлены они были в конце IX века, до принятия христианства. Как это было уже в прошлом столетии (времена находки «Слово о полку Игореве») так и сейчас 60 страниц текста «Велесовой книги» подвергаются перекрестной критике. Те, кто подвергает сомнению подлинность «Влесовой книги» порой забывают, или же умышленно замалчивают, что есть ошибки перевода, письма, неверной трактовки подлинника. Всё это они мешают с общей оценкой документа и тем самым дают повод для сомнения. Скорее всего нас  должен волновать вопрос - как мог длительное время лежать в тайниках помещичьей библиотеки такой фолиант? И почему для этого потребовался деникинский офицер полковник Изенбек (умерший в 1941 г. при загадочных обстоятельствах), чтобы впоследствии ученый Ю. Миролюбов и др. смогли работать над расшифровкой тайн этого уникального документа. Вот этот, пожалуй, более всего настораживает и уводит от научной истины.
Ученый Г.С. Гриневич в своей книге «Праславянская письменность (результаты дешифровки)». Т. II. М. 1993, заметил, что письмена «Велесовой книги» имеют сходство со слоговым письмом типа «черт и резов» и, видимо, представляют собой переходную форму от слогового к буквенному» (2). Для доказательства этой мысли ему пришлось проанализировать надписи на керамических сосудах из Белой Вежи, исполненных в стиле «черт и резов» и указать на сходство «влесовицы» с древнеславянскими письменами.
«Если допустить, что «Велесова книга не подделка; остается одно и, кажется, единственное предположение, что знаки дощечек озвучены неверно, что и привело, в конечном итоге, к столь плачевному результату» (3).
V-й Международный съезд славистов, проходивший в Софии в 1963 году заинтересовался «Велесовой книгой» и стал ратовать за признание ее подлинности.
Слоговое письмо «черт и резов», зафиксированное в археологическом раскопе Белой Вежи, созвучно с археологическими находками в Воронежском крае на городище Титчиха (Боршевская культура). Здесь также были найдены на глиняных черепках следы письменных знаков типа «черт и рез». Находки эти датируются VIII-IX вв.
Нечто подобное встречали археологи в ходе раскопок Маяцкого городища близ города Лисок Воронежской области. Возможно, что это реликтовые остатки славянской письменности в форме «черт и резов», существовавших до появления кириллицы. Завершая анализ «Велесовой книги» Г. С. Гриневич пришел таки к мысли, что «дощечки» не подделка, а «страницы» подлинной книги - образца книжного дела IX века» (4).
Содержание «Велесовой книги» уводит нас к более отдаленным временам и дает пищу для новых сюжетов древнейшей истории края (борьбы с готами, сожжение города и возведение его на пепелище). Конечно же, если бы заговорили могилы древних славян, расположенные в окрестностях города, они о многом могли поведать нам о начальных страницах истории. Но письменных источников о тех временах не сохранилось, «Велесова книга» подвергается сомнению. Где же выход?
Академик Б.А. Рыбаков Воронежский регион в археологическом отношении называл «воронежским узлом», ибо здесь были взаимосвязаны памятники археологии разных эпох. Академик В. П. Алексеев считал его исключительно богатым «остатками древних памятников, ... настоящее Эльдорадо для археологов». Ему вторил археолог А. В. Арциховский: «Бассейн Дона и Воронежа богат памятниками палеолита (Костенки), медного, бронзового, железного веков, скифской, сарматской, славянской и древнерусской культурой».
Имея такое обилие памятников археологии, местные ученые до сих пор не «раскопали» городища, которое соответствовало бы летописному Воронежу. Видимо они полагают, что найдут останки прошлых эпох, где черным по белому будет написано - «Здесь был Воронеж!» Этого они не дождутся. Древний город Воронеж следует искать от устья реки Воронеж до санатория им. М. Горького на правобережье реки. Это была та область, которая в летописных сводах именовалась городами Червленого Яра (да и ныне крутой берег реки Воронеж носит название – «Червленый Яр»).
В этом подлунном мире ничто не исчезает бесследно. Доказательством Воронежа до готских времен, как ни странно,  являются - клады и находки монет в нашем крае. Известно, что любой клад, зарытый в землю, являются надежным и объективным критерием для хронологической систематизации исторических событий. Они выступают своеобразной «металлической летописью» данного региона. Клады и находки монет являются большой ценностью, чем сама монета. Они вскрывают совокупность тех товаро-денежных отношений, которые сложились в тот момент на период закрытия клада в землю. Здесь важную роль играет и топография находок монет, так вскрывают степень концентрации богатств в руках зажиточных слоев населения (5).
О чем же свидетельствует «металлическая летопись» Воронежа? В 1904 г. на берегу реки Воронеж близ села Шилово весенней полой водой был вымыт денарий времен древнеримского императора Траяна чеканки 103 г.  (6). В 1914 г. в самом городе Воронеже была также найдена серебряная монета Траяна, а чуть позже при рытье городской канавы также найдена монета Антония Пия. В селе Девице Семилукского района (недалеко от Воронежа) обнаружен денарий Антония Пия (7).
Как интерпретировать эти находки? Не подкрепляют ли они сведения «Велесовой книги», что здесь задолго до нашествия готов имелось крупное поселение. Денежный знак императора Траяна (53-117 гг.) из династии Антониев попал в наши края после 103 г. нашей эры. Это был золотой век Римской империи. В 106 году завоевание Дакии помогло римлянам усилить влияние в Северном Причерноморье и развернуть оживленную торговлю с народами, проживающими в бассейне Дона (Танаиса). бассейном Понта (Черным морем) в то время управлял сподвижник Траяна - Плиний Младший (8). Римские купцы на судах поднимались вверх по Дону и вели со славянами взаимовыгодную торговлю. Эти отношения всемерно поддерживал и другой римский император Адриан Пий Антонин (138-161 гг.), который победил в Причерноморье аланов, содействовал украшению Ольвии и строительству других городов  на побережье Черного моря. В те годы славянские купцы вели торг мехами, воском, пенькой, льном, кожей, медом, рыбой, продавали они и рабов.
В «Велесовой книге» более десятка раз упоминается город-крепость «Воронежец и борьба жителей края с готами. О том, что гунны и готы в причерноморских степях длительное время воевали со славянами – сомнений нет. Об этом упоминают и греческие и римские источники. Но «Велесова книга» детализирует эту борьбу, раскрывает многие подробности.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЕ
1.
2. Гриневич Г.С. Праславянская письменность (результаты дешифровки). Т. I. М., 1993, с. 80.
3. Гриневич Г.С. Праславянская письменность (результаты дешифровки). Т. I. М., 1993, с. 79.
4. Там же, с. 81.
5. Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория. Киев, 1988, с. 153-155.
6. Серебряная римская монета - денарий (1 денарий = 10 ассам) чеканилась с 269 года до новой эры.
7. Петин В. М., Фролова Н. В. Монетные находки в Воронежском крае. - Записки Воронежских краеведов. Воронеж, 1987, с. 115-116.
8. Машкин Н. А. История древнего Рима. М., 1956, с. 421.

ВАНТИТ – СРЕДИННЫЙ ГОРОД НА ПУТИ ДВИЖЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ КУПЦОВ
После ухода готов и гуннов в причерноморских степях стали  господствовать хазары, наложившие дань на сла¬вянские племена. На верхнем и среднем Дону располагали славянские племена «вантитров», недалеко от них находилась группа славян под именем «слъиюн». По этому поводу видный историк В. В. Седов замечал, что славяне бассейна Дона не были ни северянами, ни вятичами, а принадлежали к особой территориальной племенной группировке, имя которой не попало в «По-весть временных лет». Возможно, это и были те русы, которые бились с готами в 370 году (1).
В тот период хазары установили над жителями края жесткий контроль, особенно над торговыми пу¬тями, проложенными в этих местах (через реку Воро¬неж пролегала переправа возле нынешнего са¬натория им. М. Горького, так называемый «хазарский брод»). С проходивших здесь купеческих караванов взималась пошлина. Здесь же, рядом с бродом , на правом берегу реки Воронеж находился и славянский го¬род (в районе Кузнецовской дачи).
Более подробный рассказ о городе «Вантит», лежащем на середине пути из Булгар в Куябу («шелковый путь» от Камы до Днепра), ведется в арабских источниках. В городе «Вантит» купцы останавливались  на торг, проводили здесь два - три дня и с караваном шли далее на запад к Киеву. Жизнь вантитров более подробно описывали хазары. Они указывали, что те живут в лесах, имеют своего князя, собирают мед, возделывают  поля. С них хазары имели пошлины «по белке от дыма», или «по шелягу от рала». Лишь в 964-965 гг. киевский князь Святослав освободил вятичей от хазарской дани. Жители этих мест стали платить дань киевскому князю. Но после смерти Святослава об этой дани киевляне «забыли». Слишком далек был путь до верхнего Дона.
Разрушив Хазарский каганат, уничтожив их города Саркел, Семендер, возведя город Белая Вежа, киевский князь освободил место в причерноморских степи для новых кочевых народов – половцам и печенегам
Движение венгров с востока на запад (с берегов Камы в Паннонию) также коснулся жизни и деятельности Вантита. Во время длительного  стояния мадьяр в Леведии, а затем в Ателькузе, древние венгры частенько нападали на этот город. Вскрытие могилы древнего венгерского воины, знатного происхождения в 1895 году возле села Воробьевки, при прокладке железнодорожной ветки, свидетельствовало о пребывании в регионе мадьяр в VIII-IX вв.
Ранняя история края – это накопление и сведение воедино новых фактов и событий древнейшей истории. Вполне естественно, время утаило от нас многие детали прошлого. Но ведь были же люди, они жили, действовали, преследовали свои конкретные цели. Точно так же как и сегодня, в те далекие времена кипели страсти, люди жили, любили, рожали детей, производили материальные блага, вели войны, захватывали чужие территории. Они не думали о будущем. Они просто жили своей жизнью.
Брод в районе железнодорожного моста через реку Воронеж у нынешней Отрожки, был в средние века важным географическим ориентиром на торговом, военно-поли¬тическом караванном пути из Булгар в Киев. Он про¬ходил по строго выверенному маршруту, освоенному еще в эпоху энеолита и бронзы, раннего железа и раннего средневековья. Этот путь знали древние венгры, болгары, восточные путешественники и конечно же русские. Однако летописи почему-то умалчивали о нем. Но арабские источники оставили нам описание этого пути. Выхо¬дящий из города Булгар купеческий караван следовал на юг, затем в районе города Сувар (в устье реки Самары) переплавлялся через реку Итиль (Волгу) и по «пус¬тыням и бездорожным землям, через ручьи и дремучие леса, двигался на запад (примерно по территории современным Пензенской, Тамбовской и Воронежской областям). На середине этого пути находилась граница Руси. Академик Б. А. Рыбаков определил эту середину пути в районе современного Воронежа.
В 1989 году Институт археологии АН УССР и Ин¬ститут языка, литературы  и  истории Казанского филиала АН СССР провели совместную экспедицию по данному пути и подтвердили его.
От Волжской Болгарии до Киева купцы проходили за два месяца (60 дней) с 40 дневными пере¬ходами и 20 дневными дневками - манзилями. Путешествие разделялось на  две части: киевскую, подчиненную и охраня-емую древнерусским княжеством, и болгарскую, на¬ходящуюся под протекторатом Волжской Болгарии. Эта экспедиция в районе современного города Эртиля у села Щучьего нашла городище, место расположения десятого манзиля (остановки купеческого каравана). То и была граница древнерусского государства. Недалеко от нее находился город Вантит, где купцы делали ос¬тановку для длительного отдыха и торга. Академик Б.А. Рыбаков считал, что город этот находился на реке Воронеже на современном городище Михайловский Кордон. Академик писал: «...этот город лежит не на самой границе, а недалеко от нее, а сама граница русских владений, очевидно, проходила где-то восточнее Дона, например, по Усмани или... Битюгу».
На правобережье Воронежа городище Михайловский Кордон — одно из самых крупных славянские поселений в бассейне Дона (его площадь - 9 гектаров, оно имеет около 600 западин — остатков жилищ) Вокруг него археологи выявили мощные оборонительные сооружения. Городище это по периметру схоже с одним из крупнейших городов Волжской Болгарии—:Суваром. «Такой город, расположенный среди курганов вятичей, вполне мог носить имя «Вантит», т.е. «вятичский». Впрочем, восточные географы часто употребляли одно и то же слово для обозначения города, и страны. Они отмечали смешанный состав населения города Вантит. Данные археологических находок подтверждали это, в раскопах Михайловского городища находя «смесь славянских и салтовских признаков». (Б. А. Рыбаков).
Если учесть, что путь этот функционировал с древ¬ности (с эпохи энеолита), а описание его арабские куп¬цы и путешественники дали в 1154 году и позже, то вполне возможно, что в период раннего владычества хазар этот путь мог пролегать через Средний Дон. Ведь недаром же хазары для его контроля поставили поблизости город-крепость у Лыски — нынешнее Маяцкое городище. Но со времени захвата донских степей сначала болгарами, затем венграми (2), купцы вынужде¬ны были передвигаться севернее, подходя вплотную к лесным массивам и выходя, вполне естественно, в район современного Воронежа. Вероятно, в этот период арабские авторы проходили по этому маршруту и позднее составили его описание.
Венгры жили в союзе с хазарами. Они грабили купцов и нападали на рус¬ские города, как правило, зимой. Об этом сообщал арабский автор: «Зимой на них нападают венгры, и как результат взаимных, набегов у них много рабов», которых они продавали на черноморском побережье. От мадьяр до славян было два дня пути. Место сторо¬жевых станиц в XVI в. находилось у Богатого 'За¬тона (ныне город Лиски), до Воронежа от Богатого 'Затона было «два днища» пути. Следовательно, место обитания древних мадьяр — от Лисок на юг примерно до Богучара. Область их проживания и была той за¬гадочной Леведии, которую венгры ищут и поныне. Об этой области стало известно из трудов византийского импе-ратора Константина Багрянородного «Об управлении государством». Он писал, что после ухода венгров из Приуралья в течение трех лет они жили «вблизи Хазарии, в местности, называемой Леведией» (названной так по имени их воеводы). Они вели кочевой об¬раз жизни  и в этих местах оставили  немало    следов пребывания.
Ещё в 1895 году при прокладке полотна железной дороги вблизи села Воробьева (Богучарского уезда Воронежской губернии, современный райцентр Воробьевского района) было обнаружено захоронение богатого воина (3) вместе с боевым конём. В могиле «при человеческом скелете находились кости коня и типично древневенгерский набор: сабля с рукоятью, украшенная серебряными оковками, вложенная в ножны, также украшенные серебром, железные нако¬нечники стрел, пояс с серебряными накладками, по¬крытые растительным орнаментом, стремена и удила».
Константин Багрянородный сообщил также, что мадь¬яры, теснимые печенегами, ушли западнее в Ателькузу. В 897 году они ушли в длительный поход, а печенеги напали на их кочевья и поголовно вырезали всех оставшихся жителей. Возвратившись из похода, мадь¬яры были сильно опечалены и навсегда покинули эти места, уйдя в Паннонию, где в 899 году основали государство мадьяр (Венгрию). При этом они просили киевского князя Олега пропустить их через днепровский брод, заявив, что никакого вреда его владениям не принесут. Князь Олег дал им «добро».
Славянский город Вантит располагался в черте со¬временного Воронежа (в северной его части по право¬му берегу реки). Здесь, на правобережье реки, раз¬личные городища отстояли друг от друга на расстоя¬нии до одного километра (от устья реки и выше). Меж¬дуречье Воронеж—Дон представляло собой водную ограду, клином выступающую далеко в при¬донские степи. Эта естественная преграда и породила само название «Воронеж». Чтобы раскрыть этимологию этого слова, необходимо обратиться к истории.
Описывая жизнь скифов-землепашцев, Геродот вы¬делял одно из этих племён  под названием сколоты. До наших дней имя данного племенного союза топонимически сохранилось в названиях таких рек, как Оскол, Ворскла и др. «В XII веке название реки, — говоря о Ворскле, замечал академик Б.А. Рыбаков, — писа¬лась «Воръсколъ», что очень хорошо этимологизируется («воръ» — ограда), как «ограда сколотов», славянского племени. Река Ворскла, является левым притоком Днепра. Она была южной границей славянского племени, отделяла их от враждебной степи.
На юго-восточное территории Среднерусской возвышенности такой рекой, впадающей в Дон, была «Воръонега». В соответствии с древнеславянской транскрипцией имя реки писалось «Воръ-онега». «Ворь» — «ограда», «забор», а гидронимический формант «онега», «еньга», «era» -  доктор географических наук Э.М. Мурзаев рас¬крыл как «вода, текущий поток, река». В полном переводе название этой реки переводилось, как «ограда водой», «огра¬да рекой». Следовательно, слово «Воръонежъ»-есть не что иное как трансформированное временем имя реки Воронеги. Эта трансформация хорошо прослеживаемся в русских летописях, где летописный город назывался «Вороножь», «Вороняж», лишь впоследствии - Воронеж.
Для коренных обитателей этих мест город на дан¬ной реке назывался по имени реки — Воронеж. Но для приезжих арабских купцов он был «Ваит». Вчитываясь в это название, можно предположить, что путешествен¬ники называли город по сокращению двух слов: «Вятичская итиль». Древнеславянское написание слова «вятичи» — «ватичи» — могло дать первое сокраще¬ние — «Ва» (от слова «ватич»), второе образовалось от тюркского назва¬ния реки Итиль — «Ит». Эта особенность в названиях города, стоящего на юго-восточных границах, просле¬живается и в других названиях того же Воронежа— «Вабнит», «Вантит». По поводу города Вантит академик Б. А. Рыбаков высказывается несколько иначе. Он говорил: «На пол¬пути между Булгаром и Киевом действительно встре¬чены с востока славянские городища IX—X вв. племе¬ни вятичей, отлаженные в имени «вантит» (это до¬вольно точно соответствует форме «Ватич»).
В этих краях население занималось пашенным зем¬леделием, охотой, рыбной ловлей, бортничеством, ре¬меслами. Археологи при раскопках находили в доста¬точном количестве железную крицу, горны, кузнечные мастерские. Изделия выплавлялись из руды, выходы которой были обнаружены возле Кузнецовского горо¬дища и в других местах. Местные мастера изготавли¬вали сельскохозяйственный инвентарь, оружие, предметы повседнев¬ного обихода. Ремесленники умело обрабатывали и цветные металлы, создавая женские украшения — перстни, браслеты, застежки и другие изделия. Свою продукцию они сбывали приезжим купцам и населению округи.
Арабские купцы и путешественники в своих записках  дали описание не только первых городов на этом пути, но и той округи  («мадины»), где им приходилось останавливаться (4). На месте современного Воронежа в те далёкие времена было несколько поселений. Как правило возле поселений находились и могильники, захоронения людей (см. могильники на Лысой горе, возле Белой горы, у Шилова, у  Староживотинного городища и др. местах).
Авторы описаний первого славянского города знали о нём не понаслышке, некоторые из них даже проживали здесь длительное время. Они наблюдали местное население проводят зиму и лето, дали описание языческого обряда во время жатвы, похороны и ежегодные поминки, раскрыли структуру их хозяйства, указали на имущественное расслоение жителей, выделение зажиточной верхушки. Они писали, что среди жителей имеются люди, которые имеют до ста бочонков мёда и большие запасы зерна. Единичные находки монет римского происхождения и арабских дирхем в черте современного города Воронежа красноречиво свидетельствуют о развитии торговли в этих местах в древнейшие времена.
«У них есть обычай строить крепости, — писали арабские купцы. — Несколько человек объединяются, чтобы строить укрепления, так как мадьяры на них постоянно совершают нападения и грабят их. Мадьяры приходят, а славяне запираются в эти укрепления, которые построили. Зимой большей частью они находятся в замках и крепостях, а летом — в лесах»
Восточные авторы дали описание их внешнего вида. Одежда их — рубаха до лодыжек и высокие сапоги. Из вооружения у них имелись кроме меча, стрел, лука, копий и щитов прочные боевые топоры. «Русы мужественны и храбры, — отмечали авторы. — Когда они нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожают его… Ростом они высоки, красивы собою и смелы в нападениях. Но смелости этой… не обнаруживают».
Вокруг городов на реке Воронеж славяне организовывали сторожевую службу в виде конных разъездов, выступающих на два-три дня пути далеко в степь. Данная предосторожность не была излишней, ибо после ухода мадьяр сюда перекочевали другие орды печенегов, половцев. Вот так в постоянных битвах с кочевыми народами жили, творили свою историю жители Воронеж-реки и Подонья.

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1.
2.
3.
4. Заходер Б.Н. «Каспийский свод сведений о Восточной Европе». Т.2.  М., 1967, с.


ГЛАВА ВТОРАЯ

ЛЕТОПИСНЫЙ ВОРОНЕЖ
(XI – XIV вв.)

Во втором тысячелетии от Рождества Христова Воронеж начинает вырисовываться в творениях летописцев, появляться на географических картах, о нем вспоминают  князья, феодалы в своих беспрестанных междуусобицах.
«Либо сам Святослав, княживший до 1034 года, либо его племянник Ярослав князь Тмутораканский, княживший до 1054 г. построил Воронеж», - свидетельствует В.Н. Татаищев в «Лексиконе Российской истории». Ч.1. СПб., 1793, с. 287.
Упоминался Воронеж и на карте немецкого картографа  Шпруннера  под 1125 годом, а под 1148 годом Никоновская  летопись сообщает, что Глеб Юрьевич, сын Долгорукого со своей дружиной проследовал от Переяславля через Курск в города «Червленого Яра вплоть до Великой Вороны». Сюда он прибыл чтобы набрать свежих воинов для битвы с черниговскими князьями.
Первое упоминание о города Воронежа (именно городе!) в летописных сводах находим под 1177 г.  Событие это связано с трагическими фактами общероссийской истории,  феодальными распрями за обладание престолом во Владимирско-Суздальском княжестве.  Возвышение этого княжества  и многоплановая деятельность сына Юрия Долгорукого - Андрея Боголюбского (1) по укреплению северо-восточных земель пришлась не  по  душе многим киевским и черниговским князьям. Они приняли все меры для удаления его  с политической арены, вплоть до физического уничтожения. Был составлен заговор,  в состав которого вошли его ближнее окружение, друзья и родственники князя. Они осуществили убийство князя и на престолы во Владимир, Ростов, Суздаль пригласили  родственников убиенного.