Новые игры для ума развиваем логику нестандартно

Виктор Медведев
Информационный авторский обзор

В 2015 году в ростовском издательстве «Феникс» вышла третья книга Виктора Медведева. Она называется «Новые игры для ума» (1). Ниже представлен краткий информационный обзор ее содержания.

* * *

Книга «Новые игры для ума» рассказывает о новых настольных логических играх, придуманных В. Медведевым. Фактически она является самоучителем по данным играм:  в ней имеются не только описания правил новых игр, но и многочисленные иллюстрации с наглядными пояснениями правил, ориентированные на широкий круг заинтересованных читателей.

* * *

Особенно стоит подчеркнуть следующую уникальную особенность книги: ее читатели получают возможность не только играть в различные настольные игры, описанные в книге, но и создавать собственные варианты данных игр на основе предлагаемых автором изобретательских решений.


* * *

Структурно книга состоит из четырнадцати глав и описывает три самостоятельных типа настольных игр. Объединяет  их то, что все они основаны на так называемом «принципе играющего поля» (когда суть игры определяют преимущественно свойства игрового поля).

* * *

Первая глава «От автора» выступает вместо краткого введения. В этой небольшой главе раскрыта роль настольных логических игр в современном мире, обосновывается их полезность для тренировки человеческого интеллекта.

* * *

Вторая глава книги посвящена семейству «машечных игр» («машек»). Название «машки» – сокращение русского словосочетания «магические шашки». Машки относятся к категории шашечных игр: их отличительная особенность – игровые свойства фишки зависят не от нее самой, а от свойств игрового поля, которое она занимает. Во второй главе книги представлены три игры данного типа – «машки», «машечные поддавки» и «машечные уголки».

* * *

Третья глава книги посвящена семейству «матовых игр» («матов»). Название «маты» – сокращение русского словосочетания «магические шахматы». Маты относятся к категории шахматных игр: как и в машках, их отличительная особенность – в том, что игровые свойства фишки зависят не от нее самой, а от свойств игрового поля, которое она занимает. В третьей главе книги представлены четыре игры данного типа – «классические маты», «матовые поддавки», «матовые уголки» и «сказочные маты».

* * *

Все последующие главы книги посвящены т. н. «векторным играм». Векторные игры – это новый тип настольных логических игр, основанный на принципе борьбы за игровое пространство. Борьба за пространство ведется с помощью специальных игровых карточек с векторами, которые указывают направление ходов.   

В четвертой главе рассказывается об уникальных особенностях векторных игр и о необходимом игровом инвентаре (различных видах карточек, досках и игровых фишках). Дается совет, как проще изучить данные игры (по принципу «от простого – к сложному»). 

Пятая глава посвящена т. н. «детским векторным играм». Все игры данного семейства основываются на факторе случайности, не требуют серьезных интеллектуальных размышлений,  доступны и понятны маленьким детям, поэтому и называются детскими. В главе представлены четыре игры данного типа – «двухсторонние детские векторы», «односторонние детские векторы», «смешанная игра» и «детский пасьянс».

Шестая глава рассматривает т. н. «взрослые» игры с использованием векторных карточек, для которых не требуется создания специального игрового поля. Описаны правила четырех игр данного типа: это «двухсторонние векторы», «односторонние векторы», «разнонаправленные векторы» и «безбонусные векторы».

В седьмой главе рассмотрены разнообразные «векторные гандикапы». Гандикапом называется такая игра, в которой один из игроков заранее получает  определенное преимущество. В книге описываются три вида таких гандикапов – «простой векторный гандикап», «сложный векторный гандикап», «односторонние векторы против двухсторонних», а также «командная» и «одиночная» игра – способы играть в векторы командой и в одиночку.

Восьмая глава посвящена векторным играм на специальной векторной доске (При определенных условиях в качестве таковой могут быть использованы стандартные шашечная и шахматная доски). Рассматриваются пять таких игр – «полевые векторы», самостоятельный вариант «одиночной» игры, «полевые безбонусные векторы», «векторные линии» и «векторная цепь».

Девятая глава посвящена векторным играм на поле свободной геометрической формы. В ней говорится о возможных вариантах подобного игрового поля и рассматривается одна такая игра – «полевые векторы с запретом ходов на крайних игровых полях».

* * *

Оставшиеся пять глав посвящены векторным играм с использованием игровых фишек. Векторные карточки позволяют получить не только новые разновидности старых настольных логических игр с фишками, но и новые игры нестандартного типа. Так, в десятой главе книги рассматривается одна такая новая игра – «векторашки».

Одиннадцатая глава книги посвящена векторным шашкам. В ней описаны правила шести шашечных игр на векторном поле: описываются «двунаправленные векторные шашки», «русские векторные шашки», «турецкие векторные шашки», «геодезические шашки», «головинские шашки», и «однонаправленные векторные шашки».

В двенадцатой главе описываются семь разновидностей векторных шахмат. Описываются «однонаправленные векторные шахматы», «двунаправленные векторные шахматы», «векторные шахматы с дополнительными карточками», «русские векторные шахматы», «турецкие векторные шахматы», «векторные шахматы с несколькими королевскими шашками», «векторные шахматы с дамками».

В тринадцатой главе описываются правила векторных игр шашечного типа. Читатели узнают, как играть в такие игры, как «векторное реверси», «векторное рэндзю», «векторная пента», «японская векторная пента» и «векторное го».

В последней – четырнадцатой главе описываются правила векторных игр с измененной игровой целью. Изменение игровой цели на обратную порождает многочисленные варианты векторных поддавков. В данной главе рассматриваются: «детские векторные поддавки», «односторонние, двухсторонние и смешанные векторные поддавки», «безбонусные векторные поддавки», «полевые векторные поддавки», «чужие линии», «порванная цепь», «векторашки-поддавки», «векторно-шашечные поддавки», «векторные шахматы-поддавки», «векторное антиреверси по правилам поддавков», «векторное антирэндзю», «векторная антипента», «японская  векторная антипента», «векторное го по правилам поддавков».


1. Медведев В. «Новые игры для ума: развиваем логику нестандартно» / Медведев В. – Ростов н/Д.: Феникс. 2016. – 110 с.
http://www.phoenixrostov.ru/topics/book/?id=O0072186