Необыкновенный кот

Анна Ершова
   
  Был у нас кот, обыкновенный, серый с полосками, как говорили знатоки – буланой масти. Имя у него было простое – Кыса. Все знают, что кошки могут лечить человека, например, снижать давление. Наш, несомненно, обладал этим свойством. Заноет печень, приляжешь, а Кыса тут же вскакивает на кровать и ложится  к правому боку. Сердце заколет, он слева прижимается. И ведь всегда точно определяет, что болит: голова (в этом случае громоздится на голову), поясница или колени. Настоящий лечебный кот.

 Кроме этой способности была у него ещё одна. Сейчас расскажу.  Летом мы увозили Кысу на дачу. Конечно, там котам раздолье. Как только мы подъезжали к даче, он первым выскакивал из машины и в огород по своим делам. Приходил только поесть. Однажды, когда надо было уехать домой на три дня, мы никак не могли  найти кота и уехали без него. Все три дня беспокоились, как он там без еды. Когда вернулись, Кыса выскочил навстречу, довольный, и вовсе не измождённый от голода. В этот же день пришлось наблюдать, где наш кот питался.
 
     Рядом у соседей жила всё лето маленькая собачка. Такая была злющая, на всех прохожих визгливо и противно лаяла, а могла и за ногу цапнуть. Все боялись этой маленькой собачки с совсем неподходящей кличкой Дружок. Хозяева приезжали на выходные, в остальные дни собачка жила одна. Ей оставляли на неделю много корма. Так вот: мы увидели, что наш кот перелез через забор и спокойно направился к собачьей будке, а Дружок, к нашему изумлению, не бросился на Кысу, а, наоборот, завилял хвостом. Кот подошел к миске и начал есть.

   А Дружок гостеприимно подлаивал, дескать, ешь, приятель, мне не жалко. Наелся наш кот и улегся около будки, как у себя дома. И, наверно, долго бы лежал, но подъехали хозяева собачки. Кыса встал, потянулся и пошёл домой.
 Как сумели подружиться непримиримые враги? Есть случаи, когда с малых лет дружат кошки и собаки. А наши приятели были взрослые, и раньше такой привязанности между ними не наблюдалось. Скорее всего, оставшись без хозяев, прибились животные друг к другу. Как написано у Киплинга: « Мы с тобой одной крови»…
 
   Но самое интересное было дальше. Через несколько дней из окна веранды наблюдаем такую картину: в щель внизу калитки проходит наш кот, за ним, протискивается соседская собачка…   Но это ещё не всё! За ними пролезает чужой лохматый кот, - и вся процессия направляется к нашему крыльцу, где стоит Кысина миска с только что насыпанным кормом. И дружно начинают обедать! Вот так! Долг платежом красен. Мы и не думали, что наш кот такой гостеприимный, а главное хороший друг. Сам поел – накорми товарища.      

   Мы пошли в отпуск и всей семьёй кроме мужа переселились на дачу.  Он ещё дорабатывал неделю и жил в городе. Кот был с ним. В пятницу вечером они поехали на дачу. По дороге отец, проезжая по посёлку леспромхоза, остановился у конторы, куда зашёл заказать доски.
-  А где Кыса? – спросили соскучившиеся по коту дети, когда он приехал на дачу. Муж оглянулся:

-   Наверно, успел выскочить, как всегда.
    Действительно, кот иногда незаметно выскакивал из машины и прятался в огороде. Дети покликали его – не идёт. Поискали, не нашли.
-    Захочет есть – придёт, - уверенно сказал отец.
    Назавтра кот не появился. Мы обошли ближайшие улицы, даже Дружка спросили о Кысе. Ничего. Загулял кот.
 
   В понедельник муж поехал в посёлок узнать насчёт досок. Возвращается, открывает дверцу машины, и оттуда выскакивает наш Кыса!
-     Ты его нашёл! – обрадовались дети, и кинулись к любимцу. Но тот, увернувшись, побежал к своей миске и начал жадно есть.
-     Думаете, где он был? – спросил отец. И рассказал.

-     Подъезжаю я к конторе, останавливаюсь. И вдруг из палисадника, из кустов вырывается наш Кыса с таким жутким воем, что я испугался. Кидается мне на грудь, в лицо тычется, вцепился в меня – не оторвать. Я и понял, что он ещё с пятницы был там, около конторы. Когда я остановился, он решил, что мы уже приехали на дачу и бросился в кусты. Представляю, чего он там натерпелся. Ведь три ночи просидел в кустах. А сторож там держит собак. Как они его не учуяли? А, главное, как он меня вычислил, там же много машин останавливается. Нет, он только к моей машине выскочил. Скорей всего на звук, а может запах. В общем, как-то узнал. И ведь ждал, никуда не убегал, как чувствовал, что за ним вернутся.
    Кот всё ел и ел, и дети пошли в дом поискать ещё чего-нибудь вкусненького для такого верного кота.
               
   А вот этот случай про Кысу совершенно уникальный. Рано утром мы проснулись от грохота. Как будто по крыше сарая, пристроенного к даче, конь проскакал. И тут же мы услышали яростный лай собак. Выглянули в окно: там две овчарки сторожа, упираясь лапами в стену сарая, лаяли и даже пытались запрыгнуть на крышу. Подошёл сторож  и увёл собак. Ясно было, что гнались они за нашим котом, и он запрыгнул на крышу. Но где же кот?  Нигде не было видно нашего Кысу. И тут дочь закричала: « Да вот же он!» - и показала наверх.
 
  Кот сидел на столбе, стоящем на границе участка. Его зачем-то давно вкопали, но провода не повесили. Был он очень высокий, вверху затесанный под конус. Почти каждый день прилетала стая ворон, одна из них садилась на столб, остальные на забор. Та, что наверху, начинала каркать, как будто с трибуны выступала. Другие вороны время от времени поддерживали её. Так и шли эти переговоры, пока мы не разгоняли это собрание. Тогда птицы с недовольным криком улетали.

   Мы бросились к столбу и стали звать Кысу. Он как будто не слышал, видимо, так был напуган громадными собаками, что со страху сумел взобраться так высоко. Раньше он такого не делал.
   Наверху было холодно, был конец августа, ветер ворошил у кота шерсть. Он крепко вцепился в верхушку столба и боялся пошевелиться.

  Как только мы не пытались снять кота. Лестница доставала только до середины. Длинный шест тоже был бесполезен. Кот не обращал на него внимания, как мы не размахивали им. Попробовали привязать к концу шеста мясо – всё напрасно!
  Проснулись соседи и посыпались разные советы: привязать петлю к шесту и захватить кота,  постучать молотком по столбу, может, напугается и слезет. Предлагали также выкопать столб. Старик-сосед вышел на крыльцо и крикнул:

-  Пожарных надо вызывать! -
 Может, правда, вызвать? Но ближайший телефон был далеко. Мимо шла компания подростков.
-   Давайте, мы его камнями сшибём! – предложил один из них.
-   Иди отсюда, снайпер! – рассердился муж.
   
  Постепенно все советчики разошлись.
-  Вот что, - сказал муж. - Я думаю, он сам слезет, когда придёт в себя. Сколько раз видел, как кошки с деревьев спускались сами. Он же не котёнок.
       Мы пошли в дом. Во время завтрака поглядывали на столб. Кот сидел.
 
  Пригрело солнце, стало спокойнее на душе. Теперь кот на столбе не замёрзнет. Мы вышли в огород, снова попытались выманить его, но он не реагировал. « Хоть бы помяукал», - вздохнула дочка.
  И вдруг мы увидели, что к столбу летит знакомая стая ворон. Ещё не хватало! С другой стороны, они могут согнать кота вниз.

  Передовая ворона, подлетев к столбу, увидела, что её место занято. И кем? Первым врагом! Ворона возмущённо закаркала, села на забор, остальные расположились рядом. Началось заседание вороньей думы. Совещались они недолго.

  Вдруг все быстро поднялись и начали кружиться над котом. Кот продолжал сидеть. Мы ждали, что будет. Поняв, что врага им не согнать с трибуны, птицы отлетели подальше и вдруг начали сверху по очереди пикировать на кота, стараясь клюнуть его в голову. Кыса завертел головой, оберегая глаза. Тут уж мы не вытерпели, подбежали и разогнали ворон. Но кот всё ещё не хотел спускаться. Мы не знали, что и делать. Потом занялись огородными делами. Отвлеклись от кота. И тут дочка закричала:

-  Он спускается!
  Наш Кыса, не спеша, слезал со столба. Когда он оказался внизу, дочка подхватила его: « Замёрз, бедненький», - и понесла его в дом.
-  Что я говорил! – сказал отец, - кошки сами знают, что и когда им делать.