ЕАК в борьбе с нацизмом и в нашей памяти

Александр Вишневецкий
12 августа 2015 года исполнилось 63 года с момента трагической гибели руководства Еврейского антифашистского комитета (ЕАК).

Комитет добился значительных успехов в организации моральной и материальной поддержки со стороны мирового сообщества и евреев мира в годы в годы героической борьбы советского народа с фашистской Германией. Одним из важнейших факторов этого успеха была умело организованная пропагандистская работа ЕАК в виде митингов и пленумов, транслируемых по радио, как в СССР, так и в странах антифашистской коалиции, а также разного рода публикации.   Необходимость  пропагандистской работы была осознана в первые же дни войны из-за тяжелых поражений на фронтах и быстрого продвижении фашистских войск вглубь территории СССР.
Уже в июле 1941 года началась, c целью пропаганды, подготовка и проведение митингов (с радиотрансляцией) ученых, женщин, славян, евреев, молодежи. Резолюции митингов представляли собой обращения к населению СССР и народам мира с призывами, соответствующими требованиям войны. Одновременно началась работа по созданию антифашистских комитетов: Еврейского антифашистского комитета, Антифашистского  комитета советских женщин, Антифашистского комитета советской молодёжи и других. Эта работа велась под руководством Советского информационного бюро (Совинформбюро), образованного при Народном комиссариате иностранных дел по распоряжению Сталина через два дня (24 июня 1941 года) после начала войны. Одна из главных целей этого бюро - активизация пропагандистской работы на Западные страны, в первую очередь в США и Англии. Работе немало способствовали ежедневные сводки с фронта, передаваемые по радио от имени Совинформбюро  диктором Всесоюзного радио Юрием Левитаном. В состав Совинформбюро вошли С.А.Лозовский, Я.С.Хавинсон, Д.А.Поликарпов и др. Антифашистские комитеты  проводили митинги, транслируемые за рубеж, причем все выступления на митингах и пленумах, как и встречи с иностранными представителями контролировались и утверждались через посредничество Совинформбюро Управлением пропаганды ЦК ВКП (большевиков).
Первое предложение "организовать еврейский митинг, адресованный евреям США, Великобритании, а также евреям других стран» поступило в  Совинформбюро в августе 1941 года. Его подписали С.Михоэлс, Д.Бергельсон. Л.Квитко, П.Маркиш, В.Зускин. С.Галкин, Ш. Эпштейн и И.Нусинов. Они считали, что «цель этого митинга - мобилизация общественного мнения евреев; всего мира на борьбу с фашизмом и на активную помощь Советскому Союзу в его великой отечественной, освободительной войне". Ими была также представлена программа митинга и список выступающих на предстоящем митинге. Правда, список ораторов был, затем, существенно подкорректирован. Так, фигурирующий в списке, генерал авиации Яков Смушкевич, дважды Герой Советского Союза,  прославленный летчик, в первых числах июня 1941 г. был вместе с множеством других советских военачальников арестован, а в октябре того же года расстрелян. Подавшие предложение, об аресте Смушкевича не знали, ведь такие аресты шли по надуманным предлогам и от общественности скрывались.
24 августа 1941 года в Москве в Парке культуры состоялся первый антифашистский радиомитинг представителей еврейского народа; он привлек тысячи людей и транслировался по радио за рубеж. На этом митинге впервые было заявлено о необходимости организации ЕАК.
А всего за годы войны ЕАК провел три митинга представителей еврейской общественности. Темы этих митингов касались Холокоста, еврейского сопротивления и солидарности евреев мира. Эти митинги широко освещались в советских и зарубежных СМИ. На первом митинге в Москве выступили актер и общественный деятель С. М. Михоэлс, кинорежиссер С.М.Эйзенштейн, поэты Перец Маркиш и С.Я.Маршак, писатели И.Эренбург и Д. Бергельсон, архитектор Б. М. Иофан, русский ученый, профессор П. Л. Капица, немецкий писатель Пливье. Все выступления на митинге транслировались в переводе на язык идиш, что привело потом к ложной версии многих людей о том, что Капица – еврей.
 В выступлении Михоэлса была раскрыта звериная суть фашизма, его стремление к полному уничтожению евреев мира. Он призывал евреев Англии, США, других стран Американского континента помочь в борьбе с немецким  фашизмом. В выступлении П.Л. Капицы было сказано:  «Мировая наука и искусство в своем развитии многим обязана еврейскому народу.… Теперь, когда весь культурный и демократический мир поднялся на решительную борьбу с фашизмом, мы твердо верим, что евреи - ученые всего мира тесно примкнут к этой борьбе и отдадут все свои силы и знания, чтобы избавить мир от гнета фашизма и противостоять стремлениям группы расистских идеологов задавить и уничтожить все остальные народы…». На этом митинге было принято воззвание «К братьям-евреям всего мира», где прозвучал призыв советских евреев к евреям всего мира развернуть кампанию помощи Красной Армии  вооружением и медикаментами. Помимо радиотрансляции, была опубликована стенограмма митинга в США на идиш и на английском языке по 50 тысяч экземпляров  на каждом из языков. Информация о митинге была также  опубликована во многих зарубежных газетах. Этот митинг получил широкий отклик во всех странах Запада, противостоящих фашистской Германии.  На призыв митинга о помощи откликнулись евреи разных  стран, особенно США, Англии и Палестины. В августе 1941 года  в США развернулась кампания сбора средств в помощь Красной Армии и гражданскому населению СССР. В Нью-Йорке был создан Американский комитет еврейских писателей, артистов и ученых, почетным  председателем которого  был избран Альберт Эйнштейн. Комитет провел ряд митингов, его действия  получили в США большой резонанс. С осени 1941 года в США начинаются первые пропагандистские шаги по сбору средств  для оказания помощи СССР в борьбе с фашистской Германией.  27 октября 23 тысячи  жителей Нью-Йорка, пришедшие в зал Мэдисон-Сквер Гарден, собрали 270 тыс. долларов.  Незамедлительно  после митинга 24 августа 1941 года на призыв советских евреев об оказании помощи СССР  откликнулась Всемирная сионистская организация во главе с ее президентом  Х. Вейцманом. Он заявил о поддержке инициативы советских евреев. Посол СССР в США  в 1939-1941 годах Уманский Константин Александрович писал, что все  эти действия - успех пропаганды, связанной с еврейским митингом в Москве  24 августа 1941 г.
О создании ЕАК было официально объявлено в феврале 1942 года. В 1942 году масштабы пропагандистской деятельности  расширяются благодаря активизации деятельности ЕАК и с началом издательства газеты «Эйникайт» (Единство) на языке идиш с 7 июня 1942 года. Из тиража газеты  в 10000 экземпляров газеты, 3000 поступало зарубежным читателям. Цель ЕАК на этом этапе – обеспечить более активное участие евреев Запада в борьбе с фашизмом. На втором митинге еврейской общественности, проходившем в Москве  24 мая 1942 года, прозвучал призывы к евреям мира  о вооруженной борьбе с фашизмом и о сборе денег. В обращение к мировому еврейству 24 мая 1942 года говорилось: «Евреи Великобритании и Америки! В этой войне нет места выжиданию.… Не щадите ваших жизней, вступайте в ряды армий антигитлеровской коалиции!.. Евреи всего мира! Соберем деньги, закупим тысячу танков, пятьсот самолетов и пошлем их Красной Армии!».
 Важную роль в усилении влияния ЕАК сыграли пленумы этой организации.  На заседании первого пленума ЕАК 28 мая 1942 года имели место те же призывы, что и на митинге 24 мая 1942 года. Так, И.М.Нусинов подчеркивал: «Не должно быть  ни одного еврея, который не принимает самого активного, самого боевого участия в войне всеми доступными мерами… Необходима предельная организация военных еврейских сил за пределами СССР». Ту же мысль  высказывала академик Лина Штерн:  «нужно указать в обращении, чтобы были созданы еврейские легионы, которые направились бы к нам. Указать на то, что в Советском Союзе, на советской территории решается весь вопрос. К нам посылают танки. Если бы появились добровольческие дивизии. Там могли бы быть и рядовые бойцы, там могли бы быть и медработники, т. е. участие не только деньгами, а всем, что можно дать». Эти призывы  привели к тому, что в США начали действовать  230 комитетов помощи Красной Армии, подобные организации были также созданы в странах Британской империи, в Канаде, Австралии, подмандатной Палестине.
18–20 февраля 1943 года состоялся Второй пленум ЕАК. Пленум выявил разногласия в руководстве АЕК по поводу дальнейшей деятельности комитета. Эпштейн, Фефер и Заславский требовали ограничить задачи комитета  адресуемой за рубеж пропагандой, тогда как Нусинов, Маркиш и Эренбург настаивали на том, чтобы комитет  включил в сферу своей деятельности широкий круг проблем еврейского  населения страны. На  этом пленуме И.Эренбург выступил с большой речью, где настаивал на необходимости более подробного освещения вопроса еврейского героизма на фронтах в СМИ, он предлагал издать книгу об участии евреев в войне. Выступление Эренбурга было напечатано в газете "Эйникайт", но в прессе на русском языке эта тема оставалась запретной, что вело к распространению слухов о трусости евреев и их нежелании участвовать  в военных действиях.  Поэт П.Маркиш предлагал на этом пленуме «сформировать отдельные еврейские соединения» в Красной Армии.
Особенно большую роль сыграла семимесячная пропагандистская поездка во второй половине 1943 года руководителей ЕАК С.Михоэлса и И.Фефера в США, Канаду, Мексику и Англию. При содействии Еврейского совета помощи России, возглавляемого А.Эйнштейном, и Комитета еврейских писателей, ученых и художников 8 июля 1943 года в Нью-Йорке состоялся 47-тысячный митинг, на котором выступали - С.Михоэлс и И.Фефер. Позднее И.Фефер вспоминал, как в 1943 году ему и Михоэлсу в одной из крупнейших нью-йоркских синагог дали  держать за концы талит, куда евреи бросали свои сбережения. Это произошло после того, как  Михоэлс обратился к присутствующим: «Братья-евреи, помогите Красной Армии разгромить злейшего врага нашего народа - гитлеризм. Спасайте себя и свои семьи от уничтожения»! Михоэлс и Фефер выступали также на многочисленных митингах  в Мексике и Канаде, где их тепло принимали. Еврейскими  организациями  были собраны средства, достаточные для приобретения 1000 самолетов, 500 танков, продовольствия, одежды, обуви медикаментов для Красной Армии и населения Советского Союза. Всего евреями мира было передано в фонд Красной Армии 45 миллионов долларов.
Михоэлс и Фефер провели несколько недель в Англии, где встречались с членами британской секции Всемирного еврейского конгресса. Беспрецедентная миссия  продемонстрировала глубокое чувство международной еврейской солидарности.
 Обратно в Москву Михоэлс и Фефер вернулись только  в начале декабря 1943 года. Газета "Эйникайт" в редакционной статье писала об их поездке, как очень успешной.  Этот визит обеспечил не только огромную помощь армии и населению СССР, но также способствовал открытию второго фронта. На этом этапе войны руководство СССР было заинтересовано в  еврейской международной помощи не только для фронта, но и восстановления экономики в освобождаемых от немцев территориях.
На состоявшихся в апреле 1944 года 3-м пленуме ЕАК и  на третьем митинге представителей еврейского народа в Москве Михоэлс и Фефер говорили о скором получении помощи от зарубежных еврейских организаций. На митинге Илья Эренбург и Перец Маркиш затронули вопрос об антисемитизме в СССР. На митинге и пленуме также выступил поэт и партизан Аврам Суцкевер. Он был доставлен специальным самолетом через линию  фронта в Москву в марте 1944 года из еврейского партизанского отряда под Вильнюсом. Его выступление об уничтожении евреев Литвы и Польши стало известно всему мировому сообществу. Он также рассказал о гибели 80 тысяч евреев Вильнюса, из которых в живых осталась небольшая группа молодых людей. Эти люди (среди них был и Суцкевер) с оружием в руках по трубам канализации вырвались из гетто, чтобы сражаться с фашистами. Выступление Суцкевера заканчивалось призывом к мести. На Третьем пленуме ЕАК 2 апреля 1944 года было принято обращение «К евреям всего мира» и  приветствие товарищу Сталину. В приветствии  были следующие строки: «…Примите, дорогой Иосиф Виссарионович, чувства глубочайшей любви и благодарности еврейского народа, который в Советском Союзе возродился к новой свободной жизни, обрёл неограниченные возможности для развития своей национальной культуры и строительства своей советской государственности, как полноправный член великой семьи братских народов…”. Читаешь  это приветствие и поражаешься его фальши и лицемерию, особенно в свете той страшной трагедии еврейского народа, связанной с Катастрофой, о которой даже нет упоминания в приветствии. Но, вряд ли, можно винить в этом членов ЕАК и его руководство, учитывая ту обстановку, в которой комитет функционировал.  На третьем Пленуме ЕАК был избран Президиум ЕАК. В него вошли С.Михоэлс, Ш.Эпштейн, И.Фисанович, Я.Крейзер, Л.Штерн, Л.Гонор, И.Фефер, Д.Бергельсон, А.Фрумкин, Л.Квитко, Б.Зускин, Б.Шимелевич, Г.Наглер, П.Маркиш, С.Галкин.
 Из этого списка к началу арестов членов ЕАК в ноябре 1948 года Михоэлса, Эпштейна и Героя Советского Союза Фисановича уже не было в живых. Арестам не подверглись академик А.Фрумкин, Герой Советского Союза Я.Крейзер,  директор оборонного завода Л.Гонор. Судьба остальных членов комитета была трагичной. За годы войны комитет подготовил к печати в западных средствах массовой информации  около 20000 материалов, преимущественно о еврейском героизме и Холокосте. Отчет о третьем пленуме ЕАК вместе с материалами третьего антифашистского митинга представителей еврейского народа был опубликован отдельной книгой на русском языке в 1945 году тиражом в 7000 экземпляров. («Еврейский народ в борьбе против фашизма». Материалы 3-го антифашистского митинга представителей еврейского народа и 3-го пленума Еврейского антифашистского комитета в СССР, Москва, издательство «Дер Эмес», 1945).
 На этом история успешного использования митингов и пленумов ЕАК в пропагандистской работе Совинформбюро в годы войны заканчивается. Когда осенью 1944 года член ЕАК поэт Давид Гофштейн (также расстрелянный  12 августа 1952 года) попытался организовать в Киеве митинг в Бабьем Яру, по случаю 3-й годовщины массового расстрела евреев, то партийные власти не дали это сделать.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что достижение высокой эффективности пропаганды ЕАК было связано с целым рядом факторов. Была четкая и осознанная идея противостояния фашистской угрозе во всем мире. Ведущей идеологической силой, противостоящей этой угрозе, стала еврейская интеллигенция СССР, представляющая население, понесшее огромные, невиданные потери. Во главе ЕАК стояли лидеры, пользующиеся максимальным уважением и доверием, как в СССР, так и в мире. Их честность и бескорыстность способствовали тому, что ЕАК были переданы для Красной Армии огромные материальные средства. Контакты с массами людей на митингах, в общении, при частных контактах, в передачах по радио устанавливались выдающимися ораторами и интеллектуалами, какими являлись Михоэлс, Эренбург, Левитан, Маркиш и многие другие представители советского еврейства. Никакой контроль и давление со стороны властей не способны были остановить или опорочить их деятельность. Уничтожение ведущих лидеров ЕАК сталинским режимом было во многом обусловлено тем весом и популярностью, которые обрели эти люди в годы войны. Представляется, что нашему еврейскому государству в его пропагандистском противостоянии с исламскими фундаменталистами и антисемитами можно было бы многое перенять у ЕАК.
Традиционные встречи в сквере "Ташив" в Иерусалиме у памятника расстрелянным деятелям ЕАК, на которые приезжали сотни людей со всего Израиля, после 2007 года не проводились. Причина - в прекращении государственного финансирования. В следующие два года все ограничивалось небольшими вечерами памяти в Иерусалимском общинном доме. Но в 2010 году, в день очередной годовщины расстрела деятелей ЕАК (12 августа 1952 года) удалось  существенно расширить рамки мемориального мероприятия.
 Любители  идиша и еврейства обязаны этим, прежде всего, упорной деятельности руководителя Иерусалимского дома технологий Авраама Шарнопольского, профессора Федора Лясса, композитора и поэта Дмитрия Якиревича. А также активному содействию муниципалитета Иерусалима, парламентского лобби в защиту культуры на языке идиш во главе с депутатом Кнессета Леей Шемтов, комиссии Кнессета по алие и абсорбции.
  В сквере "Ташив" в 4 часа дня 12 августа этого года прошел митинг, на котором к собравшимся обратились Авраам Шарнопольскй и бывший посол Израиля в Белоруссии Эли Валк. Авраам рассказал о намеченных мероприятиях, в выступлении Эли Валка на идише прозвучали не только добрые слова о  погибших еврейских деятелях, но и напоминание о советской власти, уничтоживших элиту еврейских интеллектуалов, лишившей наш народ его родного языка идиш и культуры на нем. Это привело к тому, что большинство из нас ныне воспринимает русский язык как родной, а идиш уходит в небытие. Нужно прививать  нашим детям наряду с уважением к ивриту и любовь к родному языку идиш - языку, виднейшие представители культуры на котором были расстреляны в 1952 году сталинскими палачами.
В тот же день, в шесть  часов в Иерусалимском культурном центре на улице Гилеля начался мемориальный вечер. Зал "Гармония", где прошел этот вечер, был переполнен. Это красочное действо (художественный руководитель и ведущий - Дмитрий Якиревич) вылилось  в настоящий смотр культуры на идише.
В начале прозвучала аудиозапись исполнения поминальной молитвы в память о погибших в Катастрофе в исполнении знаменитого певца Михаила Александровича, исполненная им в Московской хоральной синагоге в сопровождении хора. На сцене выступили молодые певцы из вокального ансамбля "Идишланд" - Нонна Зальцман, Леонид Аксельруд и Ирина Миндлин, исполнившие  песню на идише "12 августа" на стихи Иосифа Керлера и музыку Дмитрия Якиревича.   В этом же исполнении прозвучала песня на идише "Я – еврей" на стихи Ицика Фефера (одного из расстрелянных членов руководства ЕАК), на музыку Дмитрия Якиревича. А перед этим  был  прочитан отрывок из стихотворения "Я – еврей" в переводе на русский язык. Выступления ансамбля "Идишланд"  стало украшением  вечера, им был исполнен ряд песен на идише, включая народные.
Профессор Авраам Шарнопольский обратился к присутствующим на иврите и русском языке. Он напомнил, что после 12 августа 1952 года антисемитская компания нарастала и привела к "Делу врачей". По сути действия советских властей были продолжением политики фашистской Германии, направленной на уничтожение еврейского народа. Нынешняя политика Ирана имеет ту же направленность, поэтому молодежь надо знакомить с уроками истории, чтобы цепочка памяти не прерывалась. Шарнопольский зачитал письмо Нины Михоэлс, дочери выдающегося актера и руководителя ЕАК. Она считает, что делается недостаточно для того, чтобы сохранить память о виднейших представителях нашего народа - ведь остается все меньше свидетелей трагедии 12 августа.
Депутат Кнессета Лея Шемтов говорила о безвинно осужденных еврейских общественных деятелях в СССР сразу после Катастрофы. ЕАК был создан в пропагандистских целях для получения моральной и материальной поддержки Запада. И в благодарность за огромную работу, проделанную ЕАК для этой цели, последовал расстрел. Были убиты видные писатели, артисты, общественные деятели. Их единственная "вина" заключалась в том, что они были евреями и делали все для блага своей страны. Наша задача - не предать их забвению, чтобы память о них передавалась из поколения в поколение. Она выразила благодарность организаторам мероприятий дня памяти, а закончила свое выступление чтением отрывка из стихотворения Переца Маркиша, одного из расстрелянных 12 августа 1952 года. Затем выступила актриса Перл Каушанская, выпускница Московского Государственного Еврейского театрального училища. Она прочитала на идиш стихотворение "Зимние вечера" видного еврейского поэта Давида Гофштейна,  также расстрелянного в тот роковой день.
В своем выступлении профессор Федор Лясс отметил: несмотря на почти четырехлетнее пребывание в тюрьмах,  издевательства и оскорбления, не удалось организовать показательный судебный процесс над руководителями ЕАК, не признавшими свою вину. Не оставалось ничего другого, как втайне их расстрелять. Но первый удар принял на себя лидер ЕАК Соломон Михоэлс,  убитый еще в 1948 году. Еще одна попытка провести показательный процесс по делу врачей - евреев не дала ожидаемого результата, поскольку они также не согласились взять на себя вину за несуществующие преступления. Оставалась последняя возможность в виде  признательного письма со стороны еврейских интеллектуалов. Но многие из них отказались подписать, навязываемый сталинским диктатом пасквиль, очерняющий еврейский народ, который мог привести к тотальному уничтожению евреев СССР. Тактика переделки письма видными представителями еврейского народа привела к таким его изменениям, что не было никакого смысла в дальнейших планах суда и уничтожения евреев СССР. К счастью, смерть Сталина привела к отказу от попытки организации новой Катастрофы