Каттаткурган

Ралот
               
               
                Взрывоопасная смесь.

В в долине реки  Зеравшан, как  раз на пол пути из Самарканда в Навои  расположился уютный городок с  гулким именем -  Каттаткурган.
 Город как город, ничего особенного, если бы не тамошняя мельница.
Это удивительное чудо  переработки зерна построили во время второй мировой войны используя для изготовления ситовых полотен зерноочистительных  машин - рояльные, гитарные и прочие струны. Работала, это создание рук человеческих в нарушение всех норм, правил и технических регламентов.
И вот  наконец пришло время мельницу  закрыть, снести и построить на ее  месте новую, современную. Ну, а кому как  не мне - начальнику отдела Перспективного развития  Главмуки этим делом заниматься.
            Поезд  Ташкент- Волгоград  прибыл на станцию Каттакурган  строго по расписанию, а именно в четыре часа утра. Ну и куда  бедному командировочному податься. Если ты дорогой читатель обратил внимание,
то наверное знаешь, что  почти все  объекты системы Хлебопродуктов -  элеваторы, мельницы, зерносклады расположены рядом с железнодорожными станциями. Это делается для того, что бы вагоны — зерновозы подавать и забирать с наших предприятий без большого пробега. Вот и моя мельница  светила  тусклыми  оконцами  сразу за перроном.
  Делать нечего, подхватил свой старенький  командировочный  портфель и пошел знакомиться с объектом.
  В  плотной мучной пыли  занимающей  почти все пространство  мельницы  сидели  бело - серые  личности и курили  самокрутки.
Хочу  пояснить тебе, дорогой мой читатель. Что  мельницы  сами по себе  более чем  взрывоопасны. Если муку как следует потрусить, то есть создать взвешенную в воздухе смесь с кислородом,   малейшей искры будет достаточно для чудовищного взрыва.
   Первая мысль пронесшаяся в моей голове -немедленно  бросить мой портфель и рвануть отсюда, что есть сил. Однако перед моими глазами  почему-то, в тот момент,  не пронеслась вся моя жизнь. Вместо этого предательские капли холодного пота выступили  повсеместно и мгновенно смешались с  мучной пылью. Я мгновенно покрылся   толстым слоем соленого теста.
- Салям аллейкум начальник. Давай  садись, чай пей. Табак,  самосад курить будешь - раздалось откуда — то из  мучного тумана.
- Они там ничего не боятся, а я  что труса им  показывать буду. Как же мне с ними работать — размышлял я. Затем  достал платок,  кое - как  протер стекла очков и сел рядом с мельником. Скрывая предательскую дрожь в голосе, проглотил комок  в образовавшийся в горле,  произнес.
- Не страшно то,  в  такой пыли  цигарку  курить.
- Нет, мы здесь  уже совсем давно привыкли. Мы тут,  вон там в углу,  когда зимой совсем холодно, еще и костер  разводим. Греться всем надо, иначе совсем до утра замерзнешь.
- Может не надо  эту мельницу закрывать. Может здесь надо организовать атракцион невиданного бесстрашия и этих людей за деньги показывать - подумал я.  А следом за этой мыслью  уже неслась другая,  всплывшая откуда -то из глубин  моей памяти. Передо мной как-бы открылся конспект лекций по «Технике безопасности мукомольно — крупяных предприятий».
- Вам необходимо знать особенности смешивания  горючих веществ с воздухом. Для возможности воспламенения и взрыва пыли исключительно большую роль играет количество кислорода и  концентрация  пыли в воздухе.  Если в смеси образовалось очень большое количество пыли и не достаточно кислорода, то не только взрыв, но и воспламенение такого состава — невозможно.

                Команда — газы.
 
Наши мука, крупы и отруби просто «манна небесная»  простите за тавталогию, для всякого рода жучков, червячков и прочих зерновых вредителей поэтому согласно «Правил» и прочих должностных  инструкций  раз  в год здание  мельницы требуется газировать. Проводится эта операция довольно просто. Все щели в мельнице как следует конопатят, окна заклеивают, двери закрывают и пускают во внутрь газ. Через день - другой, люди в противогазах, все  что можно открывают. После  чего все помещения еще денек проветривают, потом  выметают всякую  откинувшую  лапки мелкую нечисть и вперед станки запускаются и мука «мололится».  Вам наверное понятно, что  люди занимающиеся такой сложной и ответственной операцией, как  пускание газа, трезвыми по определению быть не могут. Приезжая на объект, они  мгновенно  находят кучу не заклеенных дырок и грозятся уехать надолго, вместе со своим  газом. Директор тут же просит их остаться, немного подождать в местной гостинице или доме отдыха конечно по системе «ин клюзив».
  Зная эту уловку «газовиков» я сделал все возможное, что бы на каттакурганской мельнице  никаких щелей не осталось. Прибывшие на место «газовые» товарищи, еще не заходя на территорию заявили, что здание мельницы к приёму газа не готово. Пришлось мне их переубедить и тем самым лишить  пары - тройки  дней заслуженного отдыха с обильным возлиянием. В отместку на такое моё коварство « газовики» заявили, что и они, в свою очередь,  все сделают по правилам и газа пустят сколько надо и даже много больше. А по сему на территории завода три дня не должно быть не единой живой души включая собак и кошек. Сказано — сделано. Отправляемся дружным коллективом на живописный остров расположенный по середине  местного водохранилища. Рыбалка, уха, выпивка, закуска. В общем  трехдневный отдых и весьма приятное времяпрепровождение.
 И вдруг вечером первого дня, после очередного стакана с напитком, крайне не рекомендуемым, одной религиозной книгой я вдруг понимаю, что не все  дырки я на этой мельнице законопатил. Оставил  несколько не просто дыр, а можно сказать — дырищ. Дело в том, что на мельнице полным полно всякого рода вентиляторов, так вот трубы от них идущие наружу, мы заклеить и забыли. Следовательно  через них уже почти  сутки смертоносный газ  идет в сторону многолюдной  станции Каттакурган.
 Организм мой мгновенно нейтрализовал  находящийся в нем алкоголь.
 Как  выбраться из острова. Кругом вода, заказанный катер приедет за нами только после завтра, когда на станции  уже не останется ни одной живой души. Как я махал всем проплывающим мимо острова плавсредствам, как добирался до станции в  плавках и рубахе, как  меня  местный милиционер  не пускал в кабинет начальника станции, как я убеждал  срочно эвакуировать всех из вокзала и не останавливать поезда - то отдельная история. Скажу лишь, что у этой истории вышел прекрасный (для меня)  Хеппиэнд. «Газовики»,  сильно обидевшись на меня,  вкатили на мельницу действительно тройное количество газа. Его на самом деле вполне хватило не только на мошек, жучков и их прожорливых личинок. Но этот газ на моё счастье оказался легче воздуха да и ветер  в тот день дул исключительно  от станции!

                Алаверды заведующего  складом.

Как говорил небезызвестный чебурашка- «Мы строили, строили и наконец построили».  И мы наконец -то  построили новую мельницу, блестящую и современную. По  сему  поводу, как полагается был организован грандиозный банкет. Согласно традициям восточного гостеприимства стол ломился от  различных явств. Начальник Главка выступил с большой, пространной речью, в конце которой, в свете требований  партии и правительства отметил, что можно было бы как-то и по скромнее, мол на народные средства гуляем и в целом это не порядок. Ответное слово  взял заведующий складом готовой продукции. Так сказать - алаверды.
-Пейте, ешьте дорогие наши гости, весь этот дастархан стоит  много меньше одного дня моей работы на складе.
 Все дружно переглянулись, но следуя тем же традициям гостеприимства  ОБХСС  вызывать не стали.
    Мне  вручили Почетную грамоту и предложили на выбор один из двух  материальных подарков.  Ковер  хивинской работы или новейший стереомагнитофон «Эльфа» с двумя спаренными микрофонами и  табличкой - гравировкой на нем. Как вы думаете, что я выбрал. Правильно. Теперь, по прошествии многих лет у меня под стеклом лежит  эта табличка, а сам «Эльфа» сгинул на всегда где-то в пустыне Гоби.  Хивинский ковер до сих пор  украшает стену квартиры моего друга и коллеги, с каждым годом становясь всё ценнее и дороже.