Апостол Иван

Юрий Шмелев
    Иисус Христос взошел на эшафот в тридцать три года, Иван помер в пятьдесят три. Оба окончили свой путь земной в муках телесных. Один принял мученическую смерть от рук человеческих, другой, напротив, как кару божью за дела его. Речь идет о делах, которые они свершили и которые перевернули судьбы целых народов. Я не собираюсь сравнивать этих двух персонажей: Сына Божьего и простого смертного (Боже, упаси). Но их деяния имеют много общего. Оба оказались одновременно и разрушителями, и созидателями. Поэтому я и осмеливаюсь писать здесь об их сходстве именно по делам их. Как говорится, все познается в сравнении, как сходство, так и различие.
   Мы знаем, что Иисус Христос пришел в наш мир  чуть более двух тысяч лет назад в Иудее, которая была в то время под протекторатом Римской империи. Рим был лидером, так называемого античного мира, рабовладельческих государств Средиземноморья. Люди жили тогда в своем стабильном и понятном им окружении, по своим, устоявшимся правилам, поклонялись целому сонму Богов, живших на Олимпе, в облаках и небе, в лесах и горах. Духовным лидером и первопроходчиком этого мира была Греция. Даже  Римская империя, давшая современному миру почти все, от римского права до основ государственного строительства, опиралась на достижения своей соседки древней Греции. И действительно, мы до сих пор восхищаемся подвигами Геракла, странствиями Одиссея, сравниваем таланты современных певцов с легендарным Орфеем. Античный мир не был, конечно, идеальным. Чего только стоит развитая система рабовладения. Но этот мир был естественным наследником еще более древних великих цивилизаций Ближнего Востока и уже только поэтому имел право на существование. Но ничто не вечно. С течением времени и этот, по своему гармоничный мир, стал испытывать различные проблемы из за греховного поведения людей. Самым главным грехом было их многобожие. И в мир пришел Спаситель. Сын человеческий и сын Божий, плод непорочного зачатия девы Марии.   
     Античному миру был подписан смертный приговор. Проповедуя любовь, Иисус Христос достиг многого, чего не смогли сделать другие люди с помощью меча. Мир постепенно, но неумолимо стал кардинально меняться. Но изменяя мир людей, он одновременно разрушил и античный мир. Конечно, этот мир сопротивлялся, в результате полилась кровь. Поначалу это была кровь первохристианских мучеников и апостолов, а затем, когда христианство обрело силу, жертвами наоборот уже стали их оппоненты, которых они назвали еретиками. А ведь вся их вина состояла в том, что они осмеливались усомнится в истинности христианской догмы и платили за свои убеждения собственной жизнью. Таков ход Истории. И развивалась она под знаменем Спасителя. В итоге от античного мира остались только воспоминания, полуразрушенные здания и сооружения, да артефакты высокоразвитой культуры.
     Россия в христианский мир вступила позже Европы, но так уж получилось, приняла самую крутую, ортодоксальную версию учения под названием православие. Это обстоятельство не очень сближало её с европейской культурой, но все таки позволяло развиваться в общем христианском мире, опираться на общехристианские ценности. И все бы ничего, да вот окружение страны было не только не православным, но даже и не христианским. Но и это до поры, до времени не мешало расцвету киевской Руси. Гораздо больший урон наносили распри удельных князей. Междоусобицы не позволили в роковой час дать достойный отпор полчищам варваров с востока. Русь на долгие годы погрузилась во мрак и тьму зависимости от полукочевых племен, оказалась отрезанной от западной цивилизации. Жизнь в составе Орды наложила свой отпечаток на русских людей, они многое переняли у своих поработителей. Единственное, что сохранили в неприкосновенности, это свою православную веру. В конечном итоге, именно она, эта вера во многом и способствовала объединению разрозненных княжеств, дала мощный толчок народу к обретению независимости. Труден был путь к свободе и длился он не одно столетие, десятилетие. Центр Руси переместился в Москву, дело пошло к возникновению современного государства Россия, более известном тогда под именем Московия. Этот процесс совпал по времени с расцветом на Западе эпохи Возрождения, которая прошла мимо нашего государства. А последовавшая за Ренессансом эра Просвещения лишь легкой тенью коснулась русских. Увы, Русь именно тогда «обрела» свой многовековой статус отсталой нации. Более того, русские «удостоились» клейма: «дикий народ», «азиаты».  Русский народ как бы «оцепенел» в своем развитии и оказался не готовым к развитию знаний, к наукам и научному познанию мира. Таким образом, моему народу была уготована многовековая гонка за опередившей его европейской цивилизацией. Такова цена многолетней жизни в составе Золотой Орды.
   Я согласен с современными татарскими учеными, что именно она, Золотая Орда и породила Россию, как единое, независимое государство. Да, именно так, в тесном взаимодействии с ханской Ордой и родилось молодое, сильное государство. А новое всегда стремится к развитию. И Россия здесь не является исключением. Русские люди, на протяжении столетий отрезанные от внешнего мира, стали изучать его не в схоластических рассуждениях, а практически, путем освоения и обживания новых территорий. Подобная экспансия позволяла наиболее активной части нации находить свой способ познания мира. Результатом явилось постепенное  расширение границ Московии и присоединение к своей семье других народов. Конечно, этот процесс далеко не всегда проходил гладко и безболезненно. Не все хотели жить мирно и терпеть постоянно растущее влияние и авторитет российского государства. У каждого народа были свои амбиции и свои экономические интересы, тем более, если они не входили в состав Московии, а были просто соседями. Особенно беспокойными среди таковых были казанские татары. Их набеги носили откровенно грабительский характер, им не нужны были новые территории, они ограничивались банальным грабежом и пленниками.
     А теперь представьте себе: в России на троне молодой царь, к которому со всех сторон стекаются стоны подданных о набегах и грабежах то со стороны казанских, то крымских татар. Но крымские  татары далеко и их Крым, как большая крепость, война с ними не по плечу молодому государству и юному царю. Да и нужды в этом Крыме нет, он вдали от торговых путей, в тупике практически. Другое дело Казань, она граничит с восточными русскими землями. Казань, как кость в горле, беспокоит постоянно, и не дает свободного доступа к Волге. А это самый удобный маршрут в Персию и Китай. Кроме того, Сибирь загораживает. Этому нужно положить конец: либо завоевать, либо принудить к миру. Но в те времена, в отличии от нынешних, принуждать к миру не могли и не знали, что это такое. Поэтому и решили идти войной.
    Иван знал, конечно, что это не будет легкой прогулкой. Татары храбрые воины и взять Казань будет очень не просто. Поэтому тщательно подготовившись к предстоящей битве в военно – техническом отношении, он рядом с боевыми знаменами развернул и хоругви с ликом Иисуса Христа. Таким образом, он превратил чисто военное предприятие в крестовый поход. А лично выступив с войском, взял на себя еще и миссию принести Истину и Свет Божий в чуждый мир. В этом смысле он выступил, как настоящий апостол. Правда, он не написал ни одного послания к народам Поволжья, как это делал в свое время и в других краях апостол Павел. И не проповедовал лично, как Андрей Первозванный. Все это делали за него другие. Но он преуспел с христианизацией, ибо племена, жившие в сопредельных с татарами землях и бывшие до той поры язычниками, приняли христианство. Татары же, за малым исключением, так и остались мусульманами. Они не предали свою религию Ислам, который приняли раньше, чем русские Христа.
     Царь Иван 1V, покорив Казань, перевернул тем самым и одну из важнейших страниц в истории государства российского. Он открыл новую главу в Книге Истории, в результате чего Россия вышла на путь создания Империи. И вот уже почти пятьсот лет минуло с той поры, как мы живем в едином многонациональном государстве,  татары и русские суть граждане одной страны. Ивана Грозного помним, особенно, если октябрь на дворе. Каждый из нас вспоминает это имя и дату 15 октября 1552 года по разному. Много равнодушных, есть просто нейтральные, но есть и неистовые сторонники с обеих сторон. Одни проклинают Ивана, другие восхваляют, а истина тонет в оскорбительных словах, которыми поливают друг друга сограждане. Да, несомненно одно: он кардинально повлиял на историческое развитие многих народов и, в первую очередь, русских и татар. К великому сожалению, при этом было пролито немало крови человеческой. А мы, грамотные и неплохо образованные люди ХХ1 века, устраиваем дикие воинственные пляски на пепелище кровавой битвы. Мы, умные люди, ведем себя, как непримиримые враги из семейств Монтекки и Капулетти. История ничему не учит и мы вновь и вновь губим жизни юных Ромео и Джульетт.
    Остановитесь! Мир прекрасен. У нас много нерешенных общих проблем и не в последнюю очередь долг памяти о людях павших на поле битвы и городских стенах. Правительствующие господа боятся дать добро на сооружение достойного мемориала, посвященного важнейшему событию в истории Российской Федерации. Они придерживаются давно отжившей позиции: «как бы чего не вышло». Они берегут свои чиновные кресла и им глубоко безразлично мнение сограждан. Политиков любых партий это вообще не интересует. Их волнует только одно: количество депутатских мест. Но я надеюсь, наступит время, когда идея будет все таки поддержана властью, политиками и простыми гражданами.
Аминь.