Любовь волнует кровь

Сергей Горский Москва
                Кролики думали, что это любовь, а на самом деле их разводили....
               
                Анекдот
               



Будда, живший за 5 столетий до Христа, говорил не о любви, а о страдании, которое составляет суть человеческой жизни.

«Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение —  страдание, болезнь и расстройство здоровья —  страдание, смерть —  страдание,  присутствие того, кого мы ненавидим —  страдание, отделение от того, кого мы любим —  страдание. Короче, пятичленная привязанность к существованию —  страдание».

Для  того чтобы проникнуться  первой благородной истиной, нужен бесстрастный ум и жизненный опыт, не только свой, но и чужой. Можно проливать море слез, читая женские романы или  смотря женские сериалы и передачи для женщин о несчастной любви. Можно всплакнуть над своей нелёгкой бабьей долей и помянуть нехорошим словом этих кобелей, которые к тому же все  сво…  А можно честно признаться  в прямом эфире, как это сделала бывшая «цыганка Рада» и секс-символ советского кинематографа,  что:
 
«самое главное в жизни женщины — это любовь. Я имею в виду именно любовь между мужчиной и женщиной. Но чем дольше живёшь, тем больше понимаешь, что это просто иллюзия».
 
Да, да, да. Воспетая поэтами, описанная вдоль и поперёк в миллионах и миллиардах душещипательных  женских романов, освящённая попсой от «All you need is love» до «Любовь похожая на сон..»,  измыленная телевизионными продюсерами и  голливудскими сказочниками, приносящая бешеные барыши  продавцам цветов и дорогих подарков на 8 марта или Валентинов день, любовь-морковь  к категории вечных, нетленных ценностей явно не относится.  То, ради чего кто-то готов продать душу дьяволу, то, ради чего кто-то готов предать друзей, родных и Родину, то, ради чего живёт большая часть женщин, теряющая голову от ожидания «высоких чувств», —   просто мираж, который творят неуёмные гормоны, требующие продолжения рода, детские сказки  и взрослые мифы.  (А некоторые психологи считают любовь просто неврозом, то есть расстройством психики.)

Жизнь быстренько развенчивает высокую поэзию любви  низкой прозой быта, скуки, корысти, измен. Восторженный пиит превращается в скучного добытчика, а если он таковым не стал, то его ждёт каждодневная «пила» в бигудях и промывание мозгов тем былым прелестным созданием, которое нежданно-негаданно превращается в фурию и гарпию. Страсть очень скоро переходит в привычку, затем взгляды и мысли переключаются на иных персонажей, достойных твоей любви, любовь ищется уже на стороне, а не в лоне семьи, бывший  идеал превращается в опостылевшего (-ую) супруга (супругу), и так далее. И очень скоро разумный потомок приматов вместо будоражащего воображения и зовущего на подвиги (или преступления) «любовь волнует кровь» сначала осознаёт на своём горьком опыте, что «от любви до ненависти один шаг», а затем приходит к философическому выводу: «любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда».
 
(Статистика, которая знает всё, в данном случае статистика разводов всё больше и больше подтверждает эту благородную истину. Статистика заказных убийств  наглядно демонстрирует, что киллера в результате семейного конфликта чаще нанимают женщины.)
 
Совершенно в духе Будды и Артура Шопенгауэра рассуждает известная советская и российская писательница, сценарист и просто мудрая женщина Виктория Токарева:
 
«Любовь любовью, но главная задача природы — размножение. И она, природа, заложила детородный период где-то 30 лет. И вот эти первые 30 лет от 16-ти до 46-ти женщина красива, и она природой предназначена, чтобы родить. И тут любовь, конечно, главная приманка природы, чтобы жизнь не останавливалась. А дальше, когда у женщины репродуктивный период кончается, тогда природа машет на женщину рукой. Вот вы заметили, что старухи, они безобразные, каждая по-своему. Потому что природе на них уже наплевать. Как хотите, так и выкарабкивайтесь. Без любви».
 
Женщина страстно ищет любви и законного брака, жаждет свадебную фату и семейный очаг. А чего ищет мужчина? И что он в результате находит? Может, подсказкой послужит  цитата человека, познавшего через свой собственный экзистенциальный опыт все грани любви между мужчиной и женщиной? Любви, которая является высшим выражением самой низшей, первичной, эстетической ступени развития:
 
«Благодаря женщине в жизнь приходит идеальное. И кем был бы мужчина без него? Многие мужчины благодаря девушкам стали гениями, иные из них благодаря девушке стали святыми. Однако никто ещё не стал гением благодаря той девушке, на которой женился; поступив так, он сможет стать лишь финансовым советником. Ни один мужчина не стал ещё героем благодаря девушке, на которой женился; благодаря этому он может стать лишь генералом. Ни один мужчина не стал поэтом благодаря девушке, на которой женился, ибо посредством этого он становится лишь отцом. Никто ещё не стал святым с помощью девушки, полученной в жены, ибо кандидат в святые не получает в жёны никого; когда-то он мечтал о своей единственной возлюбленной, но не получил ее. Точно так же кто-то стал гением, героем, поэтом —  благодаря девушке, которая не досталась ему в жены… Или, может быть, кто-то всё же слышал о человеке, который стал поэтом благодаря своей жене? Женщина вдохновляет, покуда мужчина не владеет ею. Вот правда, лежащая в основе поэтической и женской фантазии»,  —  так писал Серен Кьеркегор в своей книге «Стадии на жизненном  пути». Согласно этой правде,  он воспитал и влюбил в себя свой идеал —  Регину Ольсен, но так и не женился на ней, расторгнув в последний момент помолвку и посвятив себя идее и Богу.
      
Идеал вдохновляет на подвиги, зовёт к развитию, из болота застоя бросает, как котёнка, в стремнину становления. Хочешь выжить? —   Плыви! Хочешь стать героем, поэтом, святым?   —   Будь им! Иначе засосёт мещанское болото. Иначе прекрасная дама достанется другому рыцарю без страха и упрёка.  Но парадокс жизни в том, что обладание идеалом, в данном случае идеалом любви, губит развитие, и гениальный творец превращается в обычного обывателя. Зациклился на любви —  остался на стадии профанического существования. Жизнь, огромная и многогранная, прошла мимо, а ты её не заметил, не услышал, не разглядел.

Платону, жившему  за 4 столетия до Рождества Христова, мы обязаны понятием "платонической любви", то есть любви возвышенной, асексуальной, летящей на крыльях "эроса птэроса", любви, дарующей крылья, а не возвратно-поступательные телодвижения.

Спасителю, Иисусу Христу, мы обязаны понятием "христианской любви", "агапэ" (греч. агапэ — любовь без основания, причины, корысти), то есть духовной, асексуальной, возвышенной любви, которая, как и платоническая любовь, не имеет ничего общего с сексом.

Сексуальной революции мы обязаны тем, что возвышенное слово "любовь", которое вдохновляло Платона и Христа,  превратилось в обыденный секс, сколь приятный (если без насилия и последствий), столь и преходящий. Воля к жизни одержала свою победу над "дум высокими стремлениями". Декабристки поизвелись. На их место пришли проститутки.

А на место "платонов" пришли "секс-символы".

O tempora! O mores!


На иллюстрации —  Л.И. Брежнев и учительница хореографии из  США Энни Холлман, 1973 год