Москва. Чистые пруды. Глава 5

Марк Горбовец
                Уникальное место.

В первых 4-х главах я рассказал на примере своей жизни об обстановке в 1930-1945 годах в Москве ее уникальной территории «Чистых прудах», любимом москвичами историческом месте Москвы, ее культурном уголке, о котором снимались фильмы «Подкитыш» (1939г), «Чистые пруды» (1965г.), показывались эпизоды в фильмах «Я шагаю по Москве», «Место встречи изменить нельзя» и др. Мне хотелось показать обстановку в Москве в довоенные и военные годы.

Мне повезло, что именно на Чистых прудах протекали мои детские и школьные годы. Проживание на Чистых прудах позволяло охватывать взором самые интересные места Москвы – огромного исторического массива от бульварного кольца до Красной площади с охватом за получаса ходьбы центра Москвы, с ее Красной площадью и началом Тверской улицы, Телеграфом, с ее Театральной площадью, районном Лубянки и Кузнецкого моста; с Большим Театром, Малым Театром, Политехническим музеем, ГУМОМ, ЦУМОМ, «Детским миром», Консерваторией им. Чайковского, уникальным  Нотным магазином, Научно-технической библиотекой; Стретенки с ее Кинотеатром повторного фильма, трубной площади с ее малым цирком…

В массиве между Чистыми прудами и Политическим музеем, когда –то располагались поселения иностранцев, были именитые усадьбы Мусиных – Пушкиных, Е.П. Кашикина – Дурасова, С.И. Пашкова, которую посещали А.С. Пушкин и Н.Н. Гончаров. Прекрасное здание Главпочтампа на углу Чистых прудов и мясницкой (Кировской), когда-то принадлежало занаменитому Меньшикову с огромной территорией Мясницкого двора, в рядом расположенным на Чистых прудах здании бывшего Наркомпроса работала Крупская, в библиотеке им. Ф.М. Достоевского жили: знаменитый кинорежиссер С.М. Эйзенштейн и артисты Максим Штраух, Юзифь Глизер, в здании дома 14 располагался памятник позднего модернизма дом Церкви Троицы на грязях, Наконец, в здании дом №12а, где проходило мое детство и юные годы, располагались важные Министерства. Когда-то на этом месте был павильон Бородинской панорамы в честь 100 летия войны 1812 года, а теперь располагается кинотеатр «Ролан», Ролана Быкова. Не  далеко от театра «Современник», действующего на месте кинотеатра «Колизей» расположился театр Табакова «Табакерка».

Как видно из моих повествований, Чистые пруды рассоложены в очаге культурно- исторических мест Москвы.

Через несколько лет после войны «Министерство заготовок» СССР выселило жильцов из здания дома №12а и моей семье была предложена квартира, на углу Чистых прудов и Большого Хоритоньевского переулка. Таким образом, у меня осталась уникальная возможность продолжать пользоваться благами Чистых прудов и его местоположения еще много лет. По Чистым прудам, Мясницкой, по Покровским воротам были расположены квартиры моих друзей и товарищей, знакомых мне по учебе в школе, по занятиям в доме пионеров, и я бывал у многих из них.

В те времена основой культурной жизни, были кинотеатры, театры и библиотеки. Огромную культурно-просветительскую роль играл Полититехнический музей, в Большом зале которого регулярно проводились встречи с выдающимися людьми и читались лекции на актуальные темы.

 Запомнился доклад академика Мясникова о достижениях в области пересадки органов животных, (головы овцы), известных ученых Академии наук СССР по вопросам кибернетики. В том и другом случае зал был полон и люди сидели даже на ступеньках пола.

Ведь долгое время официальное мнение  не принимало в серьез кибернетику.
Говорилось, что все это не возможно, чтобы даже частично воспроизвести функции мозга потребуются огромные вычислительные машины размером в километры.
И вот, в один прекрасный день эти же ученые объявляют о признании кибернетики, что было с огромным удовлетворением воспринято  нашей тогдашней интеллигенцией и мною.

Должен сказать, что процесс внедрения информатики проходил очень медленно. Как-то, меня пригласили в Научно-техническую библиотеку, на Кузнецком мосту и директор ее – член ЮНЕСКО рассказала мне, что она была зарубежом и познакомилась там с перфокартами, которые она решила внедрить у себя.

Не помню, кто меня ей рекомендовал в роли умельца, но именно меня она просила сделать экспериментальный образец по  изготовлению перфокарт и их применению. Я это сделал, изготовив ручной пресс и вибромашинку для отбора выпадающих  из массива перфокарт. Она была очень довольна.

В дальнейшем стали появляться громоздкие вычислительные машины в виде Минск 32 и др.

Однако, как всегда, мы отстали от прогресса лет на 20 в то время.

В Политехническом музее до сих пор организуются интересные встречи, например, раз в год приезжает Евтушенко со своими новыми стихами.

В заключение могу сказать, что любовь к Чистым прудам у меня не иссякла, хотя я уже давно там не живу. При  посещении Чистых прудов у меня всегда замирает сердце.

Вот мое поэтическое повествование:


                «Люблю я «Чистые пруды»

Люблю я Чистые Пруды,
Нет улицы в Москве прекрасней,
Пруд, ресторанчик у воды -
Нет уголка душевней, классней.

Там «Аннушка» свой завершает круг,
Между Мясницкой и Покровкой,
И Грибоедов возникает вдруг
В скульптуре с мастерской уловкой.

Из окон «Аннушки» волнующий обзор:
Пруд и роскошный вид бульвара,
Театра «Современник» ловит взор,
Культуры драматического дара.

Строения мелькают почты главной,
Былых издательств, церкви, министерств,
Жилых домов столицы нашей славной,
Московской старины несущих весть.

Метро, вокруг торговый мир,
Посольский комплекс Казахстана,
Чреда коммерческих квартир
Сменяющих рекламу неустанно.

А вот и дом двенадцать А,-
Мое родное место,
И сердце дрогнуло - нахлынула волна,
В груди воспоминаньям тесно.

Здесь был родительский мой дом,
Здесь годы жизни юной пробежали,
Теперь всё кажется мне сном –
Как этот дом мы обожали!

Объединяла коридорная система,
Заботы дружеских семей,
Вождя былых деяний тема,-
Итог карающих идей.

Москва жила и обновлялась,
В пред довоенные года,
Страна успешно развивалась,
Царила радость вкруг пруд.

Пруд наполняли лодки летом
И раздавался весел всплеск,
И фонари вечерним светом
Особый создавали блеск.

Зимой здесь музыка играла,
Работал каждый день каток,
Коньками молодежь сверкала,
Катались не жалея ног.

Вокруг пруда мелькали самокаты и машинки,
Велосипедов слышались звонки,
Осваивались техники новинки,-
Соревновались дети на перегонки.

Вода с сиропом летом продавалась,
Мороженного помнется мне вкус,
Китайские игрушки предлагались,
За пяточек – спелейший, с вырезкой арбуз.

Не редко проводились на бульваре киносъемки,
С великою Раневской помню эпизод,
Ее портрет юмороемкий,
В кино-«Подкидыш» восхищал народ.

В кинотеатер «Колизей» афиши звали,
Названье Современника тех лет,
Киношедевры там тогда давали-
Их не забыт культурный след.

Картины шли и наши и «чужие».
Пленил Москву тогда «Богдатский вор»-
Впервые в цвете появились образы живые-
Восторгом, восхищеньем наполняя взор.

Бульвар был местом притяженья,-
Веселый говор, громкий смех,
Рождал задор и вдохновенье-
Он был отдушиной для всех.

Деревья, лавочки, дорожки,
Коляски, няньки, детвора,
Пальтишки, шапочки, сапожки,-
Воспоминаний мишура.

Все это в голове мелькает,
Бульвара облик раскрывает
И импульс чувствам вновь дает
Прекрасный мир воссоздает!

В сознанье бродит продолженье-
Воспоминанье времени военных лет,
Я мыслям этим дам движенье,-
В стихах раскрою жизни той момент.