Путешествие от Петербурга до Нарвы часть 2

Григорий Саталов
СРЕДИ РУИН ЯМБУРГА

После крепости Копорье, о которой речь шла в предыдущем номере «Панорамы Красивомечья», наш путь лежал к другой крепости. Сейчас город, где она находилась, называется Кингисепп. Он расположен в 130 километрах от Санкт-Петербурга и насчитывает почти 48 тысяч жителей. Назван так в 1922 году в честь эстонского революционера и большевика Виктора Кингисеппа, а  в 1952 году в честь этого человека был назван и ещё один город Курессаарэ в Эстонии. Но в 1988 году он вернул себе своё историческое название). Кингисепп  до революции носил название Ямбург, а когда его основали новгородцы в 1384 году, назывался  Ям, а также Ямгород. Крепость Копорье позволяла прекрасно контролировать подступы к Неве с моря, но не могла, однако, полностью решить задачу защиты Новгорода с суши и по реке Нарове. Для того  чтобы решить эту проблему, новгородцы и заложили крепость Ям. Это слово  пришло в русский язык из монгольского. Так обозначалась система доставки ханской почты. Отсюда же происходит слово ямщик. В те времена Новгородская республика, как и другие русские земли не обладала полным государственным суверенитетом и выплачивала вассальную дань Золотой Орде. С тех времён в русский язык проникло много монгольских, а ещё больше татарских слов.
В строительстве Ямгородской крепости принимали участие все пять концов Новгорода, настолько важна она была для обороны вечевой республики от шведов и немецких рыцарей-крестоносцев.

ПЕРВАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ДУЭЛЬ
 
Укрепления были возведены в рекордные сроки- за 33 дня. И уже через 11 лет  они очень пригодились, позволив новгородцам отразить в 1387 году нападение шведов. В числе многочисленных сражений у стен Ямгородской крепости стоит упомянуть пятидневную осаду рыцарями Ливонского ордена в 1444 году. В русских летописях сохранилось описание артиллерийской дуэли между новгородскими защитниками крепости и ливонцами. Оно считается первым упоминанием в исторических источниках об артиллерийской перестрелке на территории нашей страны. В 1447 году ливонцы ещё раз пытались взять Ям, и сражение с массированным применением артиллерии длилось тогда 13 дней, пока не подошла помощь из Новгорода.  Хотя крепость выстояла и не сдалась неприятелю, стены её так сильно пострадали от артобстрела, что после заключения мира с ливонцами в 1448 году, новгородцы полностью её перестроили, выстроив  более крупные и мощные стены и башни. Внешний периметр стен составлял 720 метров, а общая площадь крепости, имевшей форму трапеции, достигала два с половиной гектара.
Во время Ливонской войны, когда Новогород уже вошёл в состав Московского царства, 28 сентября 1581 года шведам удалось после ожесточённой осады взять эту крепость. Через 9 лет  после трёхдневной осады русские сумели вернуть её. Но после Смутного времени по Столбовскому миру крепость отошла к Швеции, и это именно шведы стали называть её Ямбургом. Вернуть её в состав России удалось лишь в ходе Северной войны. Войска Петра I взяли Ямбург в 1703 году. Его гарнизон  капитулировал после непродолжительной осады, не оказав серьёзного сопротивления. Стены крепости к тому времени уже были серьёзно разрушены временем, оттого  у защищавших её шведов не было большой решимости сражаться. По приказу Петра в Ямбурге были возведены 4 бастиона, но постепенно военное значение крепости сошло на нет, и она почти полностью разрушилась. Сейчас от неё сохранились лишь руины, высокие валы и остатки стен, побродив по которым, мы отправились к следующей крепости Северо-Запада Ивангороду. Там крепость сохранилась  лучше и оставляет у  туристов неизгладимое впечатление. А крепость Ямбурга- это практически единственная крепость Северо-Запада России, разрушенная неумолимым временем почти до основания.



МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ

В годы Гражданской войны Ямбург оказался в эпицентре боёв между наступавшей на Петроград белогвардейской армией генерала Юденича и красными. В 1919 году он дважды переходил из рук в руки. При втором своём отступлении  красные взорвали городские казармы, потому из-за пожаров город серъёзно пострадал. Прокатилась через эти места и Великая Отечественная война. Почти два с половиной года город был оккупирован частями 18-й немецкой армии группы «Север», державшей в блокаде Ленинград. В годы войны серьёзно пострадал православный Екатерининский собор в Кингисеппе. Его возведение началось при императрице Елизавете и завершилось при Екатерине II, которая часто посещала Ямбург по дороге в Лифляндию. Над возведением  собора работали великие архитекторы Растрелли и Ринальди.  К 1979 году этот памятник архитектуры был реставрирован и передан краеведческому музею, в 1990-м возвращён церкви, с 2000 года здесь возобновлены богослужения.

ИВАНГОРОД "ГРОЗА НАРВЫ"

На протяжении XVIII-XIX веков роль главных защитников Северо-Запада от Копорья и Ямбурга перешла к Кронштадту, Шлиссельбургу и Петропавловской крепости, к которой впрочем за всю историю нашей страны ни один иноземный враг так и не сумел приблизиться.
А вот крепость в Ивангороде в этом отношении резко отличается от Петропавловки. Ивангород возведён при Иване III, деде Ивана Грозного, на Девичьей горе на левом берегу реки Наровы  напротив Германового замка. Его называют также Длинный Герман, он был построена датчанами  в XIII веке, а затем долгое время оставался самым восточным форпостом Ливонского ордена. Ивангород был построен напротив его стен на другом берегу неширокой Наровы на расстоянии полёта стрелы. И в этом смысле враг в лице Длинного Германа был у стен Ивангорода постоянно.
Решение о возведении своей крепости возле стен Ливонской Нарвы Иван III принял после известия о том, что Ливонский орден вступил в союз со Швецией. А срок мирного договора, заключённого между Московским княжеством и Ливонским орденом после 1492 года истекал, что делало вероятность угрозы новой войны весьма высокой.
Ивангород, который современники считали одной из лучших крепостей той эпохи, был возведён очень быстро, за несколько месяцев. Большая часть строителей  была новгородцами. Позже внутри крепости построили Успенский храм. По стилю своей архитектуры он напоминает храмы того времени, возведённые в Пскове. Скорее всего, и строили его псковские мастера. В настоящее время в древних стенах этого храма иногда проходят богослужения.
Новгородцы во времена независимости никогда не ставили крепости непосредственно на самой границе своих земель, всегда устраивали их несколько в глубине, чтобы затруднить противнику возможность совершения неожиданного набега. Московская военная стратегия была иной. Если новгородцы возводили крепости исключительно как оборонительные сооружения, то в понимании московских полководцев хорошая крепость должна была выполнять две равно важные задачи: быть не только оборонительным узлом, но и служить плацдармом для дальнейших завоевательных походов. Именно поэтому московские воеводы приняли решение не расширять крепость Ям, которая находилась в 13 верстах от границы с Ливонией, а возвести новую каменную твердыню прямо под носом у рыцарей Ливонского ордена на Нарове.  В этом просматривался и некоторый политический вызов: мол, знай наших! Ивангород стал не только центром обороны русского государства на западе, но и в любой момент мог превратиться в плацдарм для нападения на Ливонию. И современники называли его «Грозой Нарвы». Об этом свидетельствует то, что в крепости под большим секретом хранился разборный наплавной мост из деревянных плотов, соединяемых крюками, — с его помощью русское войско могло стремительно переправиться на ливонский берег.

ЗДЕСЬ МОЖНО ОТРЕШИТЬСЯ ОТ XXI ВЕКА

История зодчества не знает другого такого примера столь замечательного противостояния двух мощных крепостных ансамблей. Золотистая или розовая, или красная (в зависимости от освещения и времени суток) крепость Ивангорода и суровая, темно-серая Нарвская крепость смотрят друг на друга через реку Нарву, словно изготовившиеся к схватке бойцы.
Осматривать крепость Ивангорода удобнее изнутри. Там возникает ощущение, что XXI век со всеми характерными для него атрибутами остался где-то за воротами крепостной башни. А здесь внутри по- прежнему идут те времена, когда наше российское государство только начинало подниматься во всю силу своей державной мощи, избавившись от унизительной зависимости от Золотой Орды, и пытаясь закрепиться на Балтийском море, чтобы иметь возможность вести равноправную торговлю со всей Европой. На решение этой исторической задачи ушло несколько веков, и окончательно она была выполнена лишь при Петре Великом, ценой предельного напряжения всех сил страны. И прежде чем Петровской России удалось прийти к своим великим победам, именно здесь у стен Нарвы 19 (30) ноября 1700 года русская армия понесла сокрушительное поражение, из которого, однако, Пётр I сумел извлечь уроки, позволившие в итоге победить Швецию в Северной войне.
Об этом и о многом другом пойдёт речь в заключительной части рассказа о нашем путешествии в одном из ближайших номеров «Панорамы Красивомечья».

ДВЕ КРЕПОСТИ
(автор Владимир Тимофеевич Кириллов (1890-1943))

Как будто два витязя гневных
Сошлись для смертельной дуэли
И вдруг колдовским мановеньем
Застыли и окаменели

Их лицам морщины и шрамы
Оставило смутное время
Быть вечно друг другу врагами -
Какое нелепое бремя!

Давно берега примирились,
Но, вперив угрюмые взгляды,
Так грозно и непримиримо
Глядят крепостные громады.

А может быть, я ошибаюсь,
И ночью, когда им не спится,
Они потихоньку мечтают,
Что рукопожатие свершится.

И каменных рук неподвижность,
Тревожа их тёмные души,
Предчувствует необходимость
Вражду вековую нарушить.

Как миру нужны примиренья!
Как много раздоров и брани.
Когда б застывали мгновенья
Не ссор, а любви и братанья!


(продолжение следует)

(Опубликовано в № 43 газеты "Панорама Красивомечья" 22 октября 2015 года)