Рассказ бывшего председателя колхоза

Тамара Арбатская
МЫ СТРЕМИЛИСЬ И ХОТЕЛИ ЖИТЬ ЛУЧШЕ

Рахманин Павел Андреевич, в свои восемьдесят пять лет довольно крепкий ещё, высокий мужчина, бывший председатель колхоза «Путь к коммунизму»,Балейского района, неторопливо ведет со мной разговор. Он, как и другие ветераны труда, прошёл через тяготы военного времени, пусть и в тылу. Тяжёлые времена сделали это поколение особенным - стальной закалки.

Детям войны пришлось трудиться во имя победы  на всех участках трудового фронта, наравне со взрослыми. Павел работал везде, куда отправлял его бригадир.  До четвёртого класса учился  в селе Бочкарёво, семь классов окончил в селе Унда. После школы, до призыва в армию, работал в машинотракторных мастерских комбайнёром. После армии шесть лет проработал председателем сельского Совета в селе Бочкарёво.

В  тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году его отправили на  учёбу в совпартшколу, после окончания Павла Андреевича направили работать секретарём парторганизации  в село Матусово. В тысяча девятьсот шестьдесят третьем году был переведён секретарём парторганизации в соседний колхоз « Победа». Жизнь так быстро пробежала,  пролетела и состоит из тысяч картинок- воспоминаний, хранящихся в подсознании а вспомнить сразу обо всем трудно.

 В брошюре А Пузанова «Решено – сделано», написанной об ордена Ленина, колхозе «Победа», Балейского района, говорилось о том, что в 1959- 1960 годах хозяйство было прибыльным. Раньше на этой территории было пять колхозов, когда к нам приехал Андрей Петрович Десятник и объединил все хозяйства в один колхоз. Вместе мы сила, поэтому производительность труда повысилась, стало больше крупного рогатого скота и поголовье овец. От умелого руководства  всегда бывает большая отдача, оно  и видно  по колхозу «Победа». Хозяйство с каждым годом становилось крепче, зарплата колхозников росла, люди стали жить лучше.

В июле тысяча девятьсот семьдесят первого года, я возглавил соседний колхоз «Путь к коммунизму», сменив на этом посту председателя колхоза Лескова Алексея Ивановича- это был умный хозяйственник, который вывел колхоз «Путь к коммунизму», Балейского района в передовики. Колхоз был прибыльным. Только  в течении двух лет мы понесли убытки, в первом случае после обработки крупного рогатого скота от овода произошла массовая гибель животных на ферме. Второй случай был в январе, в совхозе Степном Забайкальского района, где зимовали наши отары. Две тысячи овец заразились чесоткой, купать их там было негде, пришлось ликвидировать стадо, потеряли шерсть и мясо на большую сумму, больше таких ЧП не происходило, прибыль была всегда, продажа сельхозпродукции государству выполнялась.

 Увеличилось поголовье овец с 12 тысяч до 14 тысяч в 1988 году, крупного рогатого скота до 1600 голов. Получали от 100 овцематок по 100- 105 ягнят, в хорошие годы собирали по 26 центнеров пшеницы с гектара. Молока сдавали около 700 тонн, мяса 360 тонн в год, шерсти 40- 50 тонн, которую увозили в Улан-Удэ. Молоко сдавали на молокозавод в райцентр,  ежедневно, мясо - в Нерчинск, в Балей, овощи: капусту, огурцы, морковь часть реализовывали на месте, часть увозили и продавали в городе. У нас была самая высокая плотность скота по району.

Колхоз» Путь к коммунизму», Балейского района располагался на гористой местности, покрытой лесами, поэтому у нас всегда была проблема заготовки кормов, ежегодно мы заготавливали сено в других районах. Возле каждой отары мы решили сеять овес на зелёнку. Сеяли от 20 до 50 гектаров, дополнительные посадки зерновых возле отар положительно повлияло на хороший приплод, время осеменения и время окота.

Я работал председателем колхоза «Путь к коммунизму» с 1971 года по 1988 год, целых семнадцать лет. Была возможность строить, мы и строили.  Поставили тридцатитонные весы под навесом на зернотоке в селе Матусово, купили ещё такие же весы для других участков, где они сейчас неизвестно. В сёлах Матусово, Сарбактуе и Новоивановске поставили мельницы, купили для них три пары жерновов, возле конторы колхоза построили большой гараж, весь автопарк, с трёх сёл, находился в одном месте, и это было удобно для всех.

Сделали машинный двор  в мастерских, поставили пилораму на центральной усадьбе в селе Матусово, построили шесть водокачек, из которых три в сёлах, две на кошарах, одна на молочно-товарной ферме в Матусово. По селу провели водопровод, вода для населения была бесплатной. В Матусово и Сарбактуе асфальтировали зернотоки и установили на них ЗАВ-20. За счет колхозных средств построили мост через реку Унду, только в девяностые годы его не уберегли, мост снесло во время ледохода, вовремя не взорвали лёд.

 Был построен механизированный коровник на двадцать коров. Облицевали четыре силосных траншеи, для закладки силоса. Построили летнюю откормочную площадку на две тысячи овец, площадки в настоящее время нет. Школьников из сёл Сарбактуй и Новоивановск возили в школу на колхозном автобусе, за счет хозяйства доставляли больных в больницу, по возможности всегда старались помочь людям в строительстве частных домов и в других ситуациях. За счёт колхоза регулярно проводили ремонт дорог между сёлами. Начали строить механизированный коровник в селе Новоивановск, не достроили, потому что в 1988 году я ушёл на пенсию, да и перестройка началась.


Мы стремились работать и хотели жить лучше, но помнили и тех односельчан, которые погибли на фронтах в Великой Отечественной Войне. В 1975 году на центральной усадьбе в селе Матусово, недалеко от школы и дома культуры, поставили памятник погибшим. 143 фронтовика не вернулись домой. На открытие памятника приехали  участники войны со всей России.  Растут дети и они должны знать о тех, кто погиб за свободу нашей Родины. Регулярно проводили озеленение сёл, например как то за один день посадили 1200 саженцев.

Будущее представлялось нам радостным и светлым, поэтому запланировали строительство новых объектов: дома культуры на 400 мест, амбулатории. Пришли проекты на деткомбинат, который не достроили, на амбулаторию, центральную котельную, для села Матусово, проект на строительство новой нефтебазы.

Девяностые годы внесли свои коррективы, деревни сейчас не узнать, повсюду развалины, то, что было нами построено - разбито, уничтожено, поля заросли травой. Молодёжь после окончания школы уезжает в город, те, кто остался - спиваются, безработица, никакой надежды, что деревня встанет на ноги, нет.
В советские времена работали, не считаясь со временем, добросовестно, психология у людей была другая.

В колхозе были свои кадры: водители, трактористы, комбайнёры, доярки, телятницы, на работу выходили вовремя, пьянства, такого, как в настоящее время, не было. Из четырехсот рабочих у нас было всего шесть, семь нарушителей, с ними постоянно проводили беседы, лишали премий. В одну из уборочных пришёл приказ из райисполкома о том, чтобы водкой в рабочее время не торговали. Я посоветовался с председателем Райпо и мы решили не запрещать продажу водки в нашем магазине, на ход уборки продажа спиртного не подействовала, люди старались работать лучше и быстрее убрать урожай с полей. В уборочную город оказывал посильную помощь колхозам, предприятий города в сёла отправляли машины для вывозки зерновых с полей, посоветовавшись со своими специалистами, решили обойтись своим транспортом, так мы жили.

 Я проработал 44 года и за свой труд получил многочисленные правительственные награды: медаль «За освоение целины» в 1956 году, медаль »За трудовую доблесть», в 1966 году, орден» Знак Почёта», в 1971 году, медаль» За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941- 1945годов», и много других медалей, за свой труд и благодарностей.  В 2004 году Павлу Андреевичу Рахманину присвоено почётное звание »Заслуженный работник агропромышленного комплекса Читинской области»

На таких людей и мы должны равняться и никогда не забывать о них,- о  старшем поколении, закалённом войной.
Фото из интернета