Из жизни императоров

Александр Травников
     Вчера был в суде апелляционной инстанции. Во главе полного просителями и сторонами зале восседали три судьи. Три тетки неопределенного возраста, но в мантиях.
    Суд вершился быстро. Пока дело не дошло до межевого спора.
     Судились два соседа. Молодой парень, который строил забор, и залез на чужой участок, и старушка. Конечно она может быть и помоложе судей была, но с виду и не скажешь.
     Заслушали захватчика, послушали пострадавшую, и решили отложить это дело на потом.  То есть совсем на потом. И перешли к другому делу.
     Старушка осталась ждать до самого конца, а когда закончилось рассмотрение последней тяжбы, кинулась к судьям, в последней надежде на справедливость  со словами:
- Разберите же мое дело!
      В ответ, одна из судей, та, что с края, надменно и свысока своего положения заявила:
- У нас нет на вас времени!
    Двое ее коллег, виновато потупив свой взор к полу, поспешно скрылись за спасительной дверью совещательной комнаты. Наверное спешили на обед?
    Вроде бы обычная ситуация. Жалоба на то, что просительница не может каждый раз ездить по 200 километров не произвела на судей ни какого впечатления.
     Обычная ситуация вроде. Но есть в древности и другие примеры. Хотя это истории из жизни великих. Наверное, они потому и великие, что они ведут себя по другому.
    В одной из своих историй древнеримский историк и писатель, Гай Светоний Транквилл рассказал о похожей истории из жизни императора Адриана.
     Старуха за справедливостью добралась до имперского Рима. И когда свита императора торжественно следовала в Сенат, исхитрилась обратить на себя внимание, громко крикнув:
- Адриан! Разбери мое дело!
Император услышал ее, и словно отмахнувшись от назойливой мухи, надменно ответил:
- У меня нет на тебя времени.
Старуха в отчаянии ответила императору:
- Тогда Адриан, не будь императором!
    Все опешили. Император встал как вкопанный. Свита пришла в ужас. Толпа замерла в ожидании скорой расправы.
     Но все, что произошло потом, было вовсе не так, как вначале всем показалось.
     Император Адриан остановился, вернулся к старухе, и тут же, на месте, разобрал ее дело. Свита и Сенат подождали.
     В этом рассказе может быть множество деталей. Но главное, это то, что если ты стал императором, то у тебя не может быть отговорки, что на свое дело у тебя нет времени. Только тот, кто следует этому принципу, становится великим.
    А тот кто не следует? – спросите.
   А Бог его знает. Может они просто не своим делом заняты?

• Адриан – Публий Элий Траян Адриан из рода Антонинов, древнеримский император в 117 – 138 годах.
• Гай Светоний Транквилл (70 – после 123) -  древнеримский писатель, ученый, энциклопедист, личный секретарь императора Адриана.

28 октября 2015 года