Борисоглебск воспитал стране Героев

Александр Николаевич Юрасов
Летчики - Герои Советского Союза – уроженцы БОРИСОГЛЕБСКа
1. Афанасьев Владимир Ильич – окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в 1940г. Звание ГСС присвоено 29.03.1944г.
 2. Евсеев Евгений Архипович - окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в 1941г. Звание ГСС  присвоено 08.02.1943г.
 3. Зайцев Николай Ильич – окончил Краснодарское военное авиационное училище. Звание ГСС присвоено 15.05.1946г.
 4. Лукьянов Сергей Иванович – окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в 1934 году, Оренбургскую военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей в 1935 году. Звание ГСС присвоено 13.04.1944г.
 5. Пешков Владимир Николаевич – окончил 2-ю ВШЛ в г. Борисоглебске в 1937г.
Звание ГСС присвоено 20.05.40г.
 6. Осадчиев Александр Дмитриевич – окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1939г. Звание ГСС присвоено 15.05.1946г.
 7. Прохоров Алексей Николаевич – окончил аэроклуб при 2-й ВШЛ в 1942г., Балашовскую военную авиационную школу. Звание ГСС присвоено 19.04.1945 и 29.06.1945г.
 8. Руденко Николай Сергеевич - окончил Батайскую военную  авиационную  школу пилотов в 1942г. Звание ГСС присвоено 29.06.1945г. (фото памятника на странице «Мемориал»)
 9. Середин Владимир Алексеевич - окончил 2-ю ВШЛ в г. Борисоглебске в 1940г. Звание ГСС присвоено 19.08.44г.
 10. Соболев Николай Алексеевич – окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов в 1942г. Звание ГСС присвоено 01.07.1944г.
http://www.bvvaul.ru/content/history/pride/heroes.php

Список  дважды  Героев
№ Фамилия, Имя, Отчество год окончания школы/училища Даты указа о присвоении звания ГСС
Коккинаки Владимир Константинович 3.1930                17.07.1938               17.09.1957
Супрун Иван Павлович                1931                20.05.1940                22.07.1941 Зайцев Василий Александрович             1936                05.05.1942               24.08.1943 Челноков Николай Васильевич              1930                14.06.1942                19.08.1944 Камозин Павел Михайлович             1933                01.05.1943               01.07.1944 Рязанов Алексей Константинович            1939                24.08.1943               18.08.1945 Алелюхин Алексей Васильевич             1939                24.08.1943               01.11.1943
Рязанов Василий Георгиевич             1926                22.02.1944               02.06.1945
Мыльников Григорий Михайлович 1940                02.02.1945               09.04.1945
Прохоров Алексей Николаевич            1940                19.04.1945               29.06.1945
Комаров Владимир Михайлович            1949                19.10.1964                24.04.1967
12. =  ВИТРУК Андрей Никифорович       1934        24.02.1942+29.01.1945  Народный Герой Югославии
 
Перечень  Героев
данные уточнены «_28_» _ октября_ 201_5_ года

№ Фамилия, Имя, Отчество                год окончания школы (училища) дата присвоения доп/сведения
1. Авдеев Александр Федорович                1938 10.02.1943
2. Азаров Сергей Семенович                1938 02.09.1943
3. Алашеев Юрий Тимофеевич лётчик-инструктор в 1946-48 05.05.1960 освоение нов. АТ=ТУ-104
4. Ананьин Степан Константинович     1937 08.09.1943
5. Ануфриев Митрофан Алексеевич     1940 19.04.1945
6. Артамонов Владимир Иванович     1931 17.11.1939 бои в Монголии
7. Астахов Иван Михайлович                1940 01.07.1944
8. Афанасьев Владимир Ильич                1940 29.03.1944 уроженец г. Борисоглебска
9. Бабков Василий Петрович                1937 23.11.1942
10. БАИРОВ Николай Улюмджанович     1984 20.07.1996 посмертно, СУ-25 Афганистан
11. Балалуев Алексей Андреевич              1937(6) 18.08.1945
12. Баленко Николай Филиппович                1943 18.08.1945
13. Балясников Алексей Иванович                1939 23.02.1945
14. Баранов Александр Николаевич     1983 02.10.1986 посмертноСУ-25, 378ОШАП
15. Барташов Макар Власович                1931 14.09.1945
16. Батаров Михаил Федорович                1940 18.08.1945
17. Батырев Петр Михайлович                1939 23.02.1945
18. Бахтин Иван Павлович                1932 18.08.1945
19. Белкин Александр Никитович                1938 04.02.1944
20. Белоусов Леонид Георгиевич                1935 10.04.1957 летал без ног, за ВОВ
21. Белявин Евель Самуилович                1939 04.02.1944
22. Билюкин Александр Дмитриевич     1940 02.11.1944
23. Бирюков Борис Васильевич                1938 20.11.1941
24. Бирюков Борис Николаевич                1939 01.05.1957 испытания МИГ-19
25. Благовещенский Алексей Сергеевич     1929 14.11.1938 бои в Китае, ген.л-т
26. Блохин Иван Иванович                1938 28.09.1943
27. БОБРОВ Владимир Иванович,*11.7.1915г.    1936 20.03.1991  см.с.681, КОСТС,М-2000г.
28. Бобров Иван Исаакович                1938 28.09.1943       см. АНЮ
29. БОГДАН Сергей Иванович                1983 26.05.2011 = ГерРФ
30. Богданов Анатолий Сергеевич                1941 15.05.1946 бои за Берлин
31. Богомазов Григорий Иванович                1938 03.09.1943
32. БОНДАРЕВ Виктор Николаевич *7.12.1959г. 1981 21.04.2000 СУ-25 = Чеченская рес.
33. Борисов Иван Дмитриевич                1936 07.02.1940 гидросамолет, за Финляндию
34. Борисов Михаил Алексеевич                1939 06.05.1965 ЛАГГ-3, за бои ВОВ
35. Бочков Иван Васильевич                1939 01.05.1943
36. Брехов Константин Владимирович     1940 07.05.1943 с.68,Гринько А.И.
37. Бритиков Алексей Петрович                1940 15.05.1946 за ВОВ=492 бое/вылета
38. Бурмистров Михаил Федорович     1931 17.11.1939
39. Бурцев Федор Иванович                1941 22.07.1966 нов АТ=ТУ-124, ЯК-25
40. Валентик Дмитрий Данилович                1936 07.05.1940
41. Васильев Борис Михайлович                1938 20.11.1941
42. Васин Валентин Петрович                1944 01.05.1954 летчик-испытатель
43. Витрук Андрей Никифорович    1934 24.02.1942+1945г.Народный Герой Югославии
44. Вишняков Иван Алексеевич                1938 23.02.1948
45. Власов Иван Павлович                1933 21.03.1948
46. Вострухин Петр Михайлович                1940 01.05.1943
47. Гаврилов Владимир Яковлевич 1936(5) 01.05.1943
48. ГЕПТНЕР Эрик Георгиевич                1928 02.05.1996 Герой Российской Федерации
49. Герасимов Николай Семенович*6.12.11-29.6.60г.1937 22.02.1939 за бои в Испании стр. 13[3]
50. Глазков Павел Петрович                1933 29.03.1944
51. Глинкин Сергей Григорьевич                1940 07.03.1944
52. Голубин Иван Филиппович                1939 04.03.1942
53. Голубов Анатолий Емельянович     1932 29.06.1945
54. Голячков Леонид Дмитриевич                1940 15.05.1946
55. Гончаренко Владислав Фёдорович     1983 28.09.1987
56. Горбко Юрий Николаевич                1932 21.03.1940
57. Горбунов Николай Иванович                1939 02.08.1944
58. Горелов Сергей Дмитриевич                1940 26.10.1944
59. Горюнов Сергей Кондратьевич     1924 28.04.1945
60. Горяйнов Николай Иосифович                1943 19.10.1957 курсы Инструкторов
61. Гражданинов Павел Андреевич     1939 01.05.1942
62. Грачёв Анатолий Александрович     1940 04.02.1944
63. Грачёв Виктор Георгиевич                1939 18.02.1945 комАвиадивОсобНазнач
64. Гришин Алексей Никонович                1939 27.08.1945
65. Громов Георгий Васильевич                1938 15.05.1946
66. Губанов Алексей Алексеевич                1938 24.08.1943
67. Гудков Олег Васильевич                1952 26.04.1971 лётчик-испытатель
68. Гусев Александр Иванович*24.8.10-26.7.78г.  1932 4.7.37(14.11.36(8 за бои в Испании стр. 13[3]
69. Гуторов Михаил Иванович                1941 15.05.1946
70. Дегтярёв Владимир Арсентьевич     1933 16.05.1944
71. Денисов Алексей Александрович     1934 21.04.1940
72. Дзусов Ибрагим Магометович               1933(2) 29.05.1945
73. Долгов Александр Кузьмич                1939 29.06.1945
74. Долгов Иван Илларионович               8.1941 29.06.1945 с.71,Гринько А.И.
75. Дунаев Николай Пантелеевич                1940 02.03.1943 с.118,Гринько А.И.
76. Дьячков Александр Алексеевич     1942 15.06.1946
77. Евсеев Евгений Архипович              4.1941 08.02.1943 с.27,Гринько А.И.урож. Борисоглебск
78. Евтеев Михаил Иванович                1939 28.09.1946
79. Егоров Алексей Александрович      1941 27.06.1945
80. Егоров Василий Васильевич                1942 29.06.1945
81. Елян Эдуард Ваганович                1948 16.04.(24.6)1971заслуж/лётчик-испытатель78г.
82. Емельянов Иван Алексеевич                1936 24.08.1943
83. Ерлыкин Евгений Ефимович                1930 28.09.1943
84. Живолуп Михаил Андреевич                1935 14.02.1943
85. Жидов Георгий Никонорович                1937 14.02.1943
86. Журавлев Иван Петрович                1927 17.04.1940
87. Забегайло Иван Игнатьевич                1937 24.05.1943
88. Заевский Виктор Антонович                1932 23.02.1945
89. Зайцев ДмитрийВасилий Александрович     1940 02.08.1941 интернет-портал
90. Зайцев Николай Сергеевич                1932 27.06.1945
91. Заклепа Кирилл Петрович                1936 19.04.1945
92. ЗАЛЁТИН Сергей Викторович                1983 09.11.2000 72 суток на КПК «Мир»
93. Захаров Сергей Иванович                1939 25.03.1943
94. Зотов Виктор Алексеевич                1940 04.02.1944
95. Зубанев Николай Иосифович                1936 27.06.1945
96. Иванов Василий Гаврилович                1939 09.09.1957 лётчик-испытатель
97. Иванов Николай Павлович                1931 02.09.1943
98. ИСАЕВ Олег Николаевич                1988 13.06.1996 Герой РФ №  294, посмертно=†10.12.1994г.
99. Казаков Александр Ильич                1941 27.07.1954 заслужЛётчик-испытатель
100. Калараш Дмитрий Леонтьевич     1932 13.12.1942
101. Каманин Николай Петрович *5.10.1906г.-†12.3.1983г. 1929 20.04.1934 ген.п-к,замНародКомисарОбороны
102. Камозин Павел Михайлович                интернет-портал
103. Карпович Викентий Павлович     1938 06.06.1942
104. Каштанкин Виктор Николаевич     1936 31.05.1944
105. Киреев Алексей Иванович                1933 15.05.1945
106. Кирьянов Константин Андрианович     1940 01.05.1948(3)
107. Кисляков Анатолий Васильевич     1940 18.08.1945
108. Китаев Николай Трофимович                1938 01.05.1943
109. Клепиков Николай Федорович     1940 28.09.1943
110. Клещёв Иван Иванович                1937 05.05.1942
111. Ковалёв Венедикт Ефимович                1938 04.03.1942
112. Ковтун Карп Иванович*15.5.08п.Шарко-13.11.36г.1934 31.12.1936 погиб - Мадрид Испания
113. Колесников Константин Ильич*21.5.08-12.5.37г.1930 04.07.1937 погиб за бои в Испании стр. 14[3]
114. Кольцов Алексей Иванович                1937 02.09.1943 с.56,Гринько А.И.
115. Комаров Виктор Степанович                1938 09.10.1943
116. Комаров Георгий Осипович                1934 29.05.1945
117. Корниенко Иван Михеевич                1939 02.09.1943
118. Королев Иван Георгиевич                1939 10.02.1942
119. Коротков Михаил Иванович                1936 14.02.1943
120. Коршунов Константин Ионович     1940 04.02.1944
121. Косякин Сергей Иванович                1930 21.03.1940
122. Котлов Василий Сергеевич                1938 09.09.1957 лётчик-испытатель
123. Кохов Николай Степанович                1939 23.02.1945
124. Крамаренко Сергей Макарович     1942 10.10.1951
125. Краснолуцкий Митрофан Петрович     1936 22.02.1943
126. Кривошеев Ефим Автономович     1941 27.06.1945
127. Курзенков Геннадий Кузьмич                интернет-портал
128. Крюков Николай Васильевич                1933 16.09.1941
129. Кувшинов Леонид Михайлович     1937 09.09.1957 лётчик-испытатель
130. Кузнецов Анатолий Иванович     1942 22.03.1943
131. Кульчицкий Николай Евгеньевич     1951 23.08.1977
132. Куманичкин Александр Сергеевич     1939 04.11.1943
133. Курочкин Владимир Михайлович     1937 21.03.1940
134. Лабутин Константин Алексеевич ,*12.11.1921г.1941 26.06.1991       см.с.687, КОСТС,М-2000г.
135. Лавицкий Николай Ефимович     1939 24.08.1943
136. Лавренов Александр Филиппович     1940 01.11.1943
137. Лагутенко Иван Николаевич                1938 18.08.1945
138. Литаврин Сергей Гаврилович                1940 28.01.1943
139. Лобанов Александр Васильевич     1938 28.09.1943
140. Лукьянов Александр Михайлович     1938 22.07.1941
141. ЛУКЬЯНОВ Сергей Иванович………  1934(5) 13.04.1944 уроженец Борисоглебска
142. Логинов Евгений Фёдорович                интернет-портал
143. Лунц Борис Григорьевич                1928 27.07.1943
144. Мазурук Илья Павлович                1930 27.06.1937 замНародКомисарОбороны
145. Майоров Александр Иванович      1941 02.11.1943
146. Мальцев Константин Савельевич      1938 15.05.1946
147. Манкевич Виктор Михайлович      1939 18.08.1945
148. Манохин Александр Николаевич      1940 19.08.1944
149. Марков Василий Васильевич                1940 04.02.1944
150. Мартынов Михаил Иванович     1933 21.03.1940
151. МАСЛОВ Александр Спиридонович….1930 02.05.1996 Герой РФ указ № 635
152. Маслов Иван Васильевич                1941 01.07.1944
153. Маснев Алексей Никанорович     1938 24.08.1943
154. Мастерков Александр Борисович     1941 27.06.1945
155. Матвеев Владимир Иванович                1933 22.07.1941
156. Матрунчик Иосиф Васильевич     1934 20.05.1940
157. МАЦИЕВИЧ Василий Антонович     1937 27.06.1945
158. Миоков Николай Дмитриевич     1943 27.06.1945
159. Миронов Виктор Петрович                1938 06.06.1942
160. Митрохин Василий Борисович     1939 02.11.1944
161. МИХАЙЛОВ Владимир Сергеевич     1980-85 13.06.1996 – начальник Училища
162. Мишин Алексей Васильевич                1942 18.08.1945
163. Мкртунов Самсон Мовсесович      1938 14.08.1943
164. Молодчинин Алексей Егорович     1938 24.08.1943
165. Морозов Фотий Яковлевич                1940 29.09.1943
166. Мосолов Александр Ильич                1933 18.09.1943
167. Мудрецов Валентин Федорович     1943 15.05.1946
168. Муравицкий Лука Захарович                1939 22.10.1941
169. Наумчик Николай Кузьмич                1938 01.05.1943
170. Неменко Степан Алексеевич                1935 18.08.1945
171. НЕРЕСТЮК Игорь Михайлович     сотл.1983 13.06.1996 Герой РФ (генерал-майор)
172. Нечаев Иван Владимирович                2000 05.09.2008 Герой РФ
173. Никитин Алексей Иванович                1938 10.02.1943
174. Никифоров Петр Павлович                1939 27.06.1945
175. Николаев Дмитрий Семенович     1940 08.09.1943
176. Николаев Иван Стефанович                1939 15.05.1946
177. Николаенко Евгений Макарович     1930 22.02.1939
178. Новиков Алексей Иванович                1939 04.02.1943
179. Новиков Егор Павлович                1939 16.01.1942
180. Носов Савелий Васильевич                1943 15.05.1946   стр.128
181. Образцов Борис Александрович     1944 10.10.1951
182. Оводов Яков Леонтьевич                1938 15.05.1946
183. ОРЛОВ Александр Иванович *18.6.1912-†74г.      1929 __.__.1957       ГерСоцТр
184. Осадчий Александр Петрович     1931 27.06.1945
185. Осипенко Александр Степанович*1.6.10-1932 22.02.1939 за бои в Испании стр. 14[3]
186. Павлов Александр Георгиевич     1938 28.09.1943
187. Павлов Василий Георгиевич                1938 03.02.1953 лётчик-испытатель
188. Папивин Николай Филиппович     1929 19.04.1945
189. Пашкевич Алексей Васильевич     1940 23.02.1945
190. Пересумкин Петр Петрович                1938 18.08.1945
191. ПЕтРОВ Виктор Михайлович……….…1938 1958 год = выс/награда БЕЛЬГИИ – ордКороля Леопольда II
192. Петров Петр Михайлович                1936 07.04.1940
193. Пешков Владимир Николаевич     1937 20.05.1940 уроженец г. Борисоглебска
194. Пилипенко Иван Маркович                1937 13.12.1942
195. Полевой Иван Степанович                1936 23.02.1945
196. Пологов Павел Андреевич                1937 02.09.1943
197. Попович Григорий Данилович     1936 14.09.1945
198. Постнов Алексей Алексеевич                1938 24.08.1943
199. Птухин Евгений Савич                1934 21.03.1940
200. Пумпур Петр Иванович                1924 04.07.1937 за бои в Испании стр. 14[3]
201. Пьянков Александр Петрович     1937 17.11.1939
202. Рассадкин Петр Алексеевич                1940 31.05.1944
203. Решетов Алексей Михайлович     1940 01.05.1943
204. Ривкин Борис Миронович                1938 24.08.1943
205. Рогов Алексей Георгиевич                1935 22.10.1941
206. Родионов Василий Иванович                1939 15.05.1946
207. Руцкой Александр Владимирович    1971-77 08.12.1988 - инструктор
208. Рыкачёв Юрий Борисович                1936 10.02.1942
209. Рычагов Павел Васильевич*2.1.11-23.7.54г.  1931 31.12.1936 НачГлавУправВВС РККА
210. Савельев Василий Антонович     1938 01.05.1943
211. Савушкин Александр Петрович     1940 04.02.1944
212. Савченко Александр Петрович     1940 04.02.1944
213. Садчиков Фёдор Ильич                1941 23.02.1945
214. Салов Михаил Владимирович     1939 22.02.1943
215. Саломатин Владимир Ильич                1939 22.02.1943
216. Самохин Петр Яковлевич                1939 22.02.1943
217. Сапелкин Иван Фёдорович                1940 10.01.1944 за форсирование Днепра
218. Сачков Михаил Иванович                1938 26.10.1944
219. СВИРИДОВ Игорь Валентинович     1982 13.06.1996 Герой РФ, посмертно
220. Свистунов Анатолий Иванович     1941 27.06.1945
221. Сдобнов Николай Андреевич                1936 02.08.1941
222. Седов Григорий Александрович     1938 01.05.1957
223. Семенов Фёдор Георгиевич                1940 04.02.1944
224. Серебряков Николай Гаврилович     1933 07.05.1940
225. Середин Владимир Алексеевич 10.1940 19.08.1944 с.34,Гринько А.И. урож. Броис
226. Серогодский Василий Александрович   1938 10.02.1942
227. Серпов Алексей Иванович                1938 28.09.1943
228. Скорняков Сергей Александрович      1937 06.12.1949
229. Скрябин Виктор Иванович                1938 01.05.1943
230. Слизень Леонтий Николаевич      1938 15.05.1946
231. Смирнов Виктор Петрович                1941 08.02.1943
232. Смирнов Владимир Васильевич      1928 21.03.1940
233. Соболев Константин Фёдорович      1942 15.05.1946
234. Соколов Георгий Максимович          1938 21.03.1940
235. Сомов Пётр Арсентьевич                1942 10.02.1945
236. Сорокин Иван Фёдорович                1939 22.07.1966
237. Спириденко Николай Кузьмич          1938 23.02.1945
238. Степанов Евгений Николаевич          1933 20.08.1939 за бои в Испании стр. 15[3]
239. Сувиров Виктор Иванович                1938 13.04.1944
240. Сухомлин Иван Моисеевич                1930 26.04.1971 засМасСпортЗасЛётИспытТУ-114
241. Талалихин Виктор Васильевич          1938 08.08.1941
242. Твеленев Михаил Степанович          1939 23.02.1945 лётчик-испытатель
243. ТИТОВ Анатолий Александрович          1944 07.07.1994 указ№1478, подрыв-партизанВОВ
244. Ткаченко Андрей Григорьевич          1931 29.05.1940
245. ТКАЧЕНКО Игорь Валентинович………..1985 22.08.2009 = ГерРФ, посмертно
246. Топаллер Анатолий Семёнович          1935 19.05.1940
247. ТРЕГУБЕНКОВ Юрий Петрович                1975 25.05.2000 ГерРФ, за испытания Авиатех
248. Трофимов Евгений Фёдорович          1941 22.08.1944
249. Тужилков Сергей Васильевич          1939 18.08.1945
250. Туренко Евгений Георгиевич          1938 21.03.1940 начальник Училища40-41г.
251. Тхор Григорий Илларионович                1934 26.07.1991   см.с.695, КОСТС,М-2000г.
252. Тюрин Михаил Петрович                1938 07.04.1940
253. Усков Василий Михайлович                1936 14.02.1943
254. Утин Александр Васильевич                1928 29.06.1945
255. Фадеев Вадим Иванович                1940 24.05.1943
256. Федосеев Михаил Андреевич                1937 06.06.1945
257. Федотов Пётр Федотович                1933 27.06.1945
258. Феоктистов Сергей Алексеевич          1940 15.05.1946
259. Фирсов Илья Петрович из Вер/Мамона            1927 21.05.1940 в Финляндии 91 б/вылет
260. Фомченков Константин Фёдорович            1939 24.08.1943
261. Фомичева Клавдия Яковлевна                1945-55 18.08.1945
262. Фролов Василий Сергеевич                1940 20.03.1991   см.с.696, КОСТС,М-2000г.
263. Харитонов Василий Николаевич          1940 10.02.1943
264. Харитонов Николай Васильевич          1940 01.05.1943
265. Хвоя Никита Фёдорович                1936 27.06.1945
266. Химушин Николай Фёдорович          1941 04.02.1944
267. Хользунов Виктор Степанович*31.1.05-28.7.39г. 1928 27.06.1937 за бои в Испании стр. 15[3]
268. Хорошилов Владимир Александрович 1936 21.03.1940
269. Цурцумия Александр Пехувич             1934 22.02.1944
270. Цховребов Григорий Иванович*1924г.-†2005г.     1939 __.__.1984 Герой СоцТруда, см.: *)
271. Цыкин Михаил Дмитриевич                1942 18.08.1945
272. Часнык Николай Леонтьевич                1941 22.08.1944 считался баз вести пропавший
273. Черных Сергей Александрович             1933 31.12.1936
274. Числов Александр Михайлович             1939 24.08.1943
275. Чистяков Евгений Михайлович             1938 20.11.1941
276. Чкалов Валерий Павлович                1923 24.07.1936 ВжЭнц, т.2. стр. 374.
277. Чубуков Фёдор Михайлович                1940 19.08.1944
278. Чучвага Иван Иванович                1941 24.08.1943
279. Шаманов Иван Гаврилович                1928 22.01.1944
280. Шахт Эрнст Генрихович*1904-41г.             1924 31.12.1936 за бои в Испании стр. 15[3]
281. Шевченко Владимир Илларионович*25.6.08-11.1.72г. 1932 14.03.1938 за бои в Испании стр. 15[3]
282. Шевченко Пётр Григорьевич                1943 23.02.1945
283. Ширяев Всеволод Александрович            1933 08.02.1943
284. Шишкин Василий Иванович                1936 27.03.1942
285. Шкулепов Алексей Пантелеевич            1935 01.07.1944
286. Шлепов Виктор Петрович                1938 28.09.1943
287. Шмелев Илья Васильевич                1940 24.08.1943
288. Шутт Николай Константинович           1938 04.02.1944
289. Щелкунов Василий Иванович           1931 16.08.1941
290. Юдин Алексей Сергеевич                1938 28.09.1943
291. Юмашев Андрей Борисович                1924 01.09.1937
292. Юхотников Николай Александрович          1932 18.08.1945
293. ЯКИМЕНКО Юрий Николаевич            1982 29.02.2000 Герой РФ
294. Якубовский Пётр Григорьевич            1942 26.10.1944
295. Яницкий Василий Иванович            1946 12.08.1942
296. Янченко Вячеслав Михайлович            1960 6 июня 1973 служебДолгТУ-104
итого: ; = ~ 296 героя

итого: ; = 296 героя + 12 дважды = 308 Героев!!!
из них Герои России = 13 летчиков
приведенные данные не полны и содержат сжатый характер, просьба всем кто обладает расширенной информацией поделиться своими материалами с
ЮРАСОВым Александром Николаевичем,
конт. тел.в Воронеже: № 8(908)135-0-357, 259-75-54, 277-12-32.
становление  учебного  заведения:
1912г. весна = ул. Матросская расположен ипподром Борисоглебского бегового общества, где проводит первые показательные полёты авиаотряд Б.И. Россинского.
1918 год = на удачной «Розе ветров» базировался авиа отряд – ком. Александр Иванович Петров
1922г. декабрь = начальником Главного управления Красного Воздушного Флота издан приказ
о формировании в Борисоглебске авиашколы. Школе присваивалось наименование:
"2-я военная школа лётчиков Красного Воздушного Флота" сокращенно ее стали называть "2-я ВШЛ КВФ"
В то время в Теоретической школе никаких полетов не производилось. Для обучения полетам все выпускники направлялись в другие школы. Школ летчиков тогда было всего две, и обе в Севастополе: одна для сухопутных самолетов, другая – для гидро. К 1923г. в городе Борисоглебске организовалась еще одна школа летчиков, для размещения которой были предоставлены кавалерийские казармы. Учебное поле конницы было превращено в аэродром, а конюшни и манежи переделывались в ангары для хранения самолетов. Вот в эту Борисоглебскую школу летчиков в 1923г. и был направлен весь выпуск из Егорьевска.
см.: ЦГАСА ф. 34273, оп.1, ед.хр.1, л.27а.
 
1923г. январь 5 = в соответствии с приказом Реввоенсовета № 53 назначены командир отряда воздушных кораблей В.М. Ремезюк, военный комиссар учебного отряда Главвоздухофлота Ф.И. Шатов, начальник авиационной школы стрельбы и бомбометания (гор. Серпухов) К.Ф. Капустин приступили к формированию 2 военная школа лётчиков Рабоче-крестьянского Воздушного Флота (2-й ВШЛ) из кадров и средств, выделенных отделом устройства и службы Главного управления Красного Воздушного Флота и дивизиона авиаспециалистов.
см.: ЦГАСА ф.34273, оп.1, ед.хр.1, л.27а, 81а.;
из исторического формуляра Борисоглебской авиашколы: Фонд № 34273 (1923-39г.)
1923г. март 29 = начальник военно-учебных заведений Красного Воздушного Флота СССР отдал приказ о переводе формируемой школы летчиков к постоянному месту базирования: на военный городок в восточной части города Борисоглебск, куда подходит ж/д ветка, где размещались красноармейцы кавалерийского эскадрона 19-й стрелковой милиционной дивизии.
см.: ЦГАСА ф.34273, оп.1, ед.хр.1, л. 82, 173, 340а.
1923г. апрель 6-13 = школа двумя эшелонами передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск, в то время в школе насчитывалось 118 человек, к концу апреля добавилось 45 курсантов из Егорьевской теоретической школы, сдавая зачеты и экзамены, Чкалов никогда не получал оценки ниже 10 по существующей тогда двенадцатибалльной системе
1923г. апрель 16 = после окончания Егорьевской теоретической школы прибыл Валерий Чкалов
1923г. апрель 22 = приказом № 65 в школе оформлено распределение личного состава.
1923г. апрель 25 = начались первые полёты по вводу в строй инструкторов и первые занятия (рулёжка), положившие начало лётному обучению курсантов.
1923г. май = из курского пересыльного пункта прибыло 130 красноармейцев
1923г. июль 30 = курсант Ф. Уваров первым вылетел самостоятельно на самолёте «Авро».
1923г. октябрь 26 = состоялся первый выпуск курсантов - присвоили звание красного командира, в строю стоял будущий прославленный Валерий Чкалов. Вся группа выпускников откомандирована для совершенства лётного мастерства в Московскую военную школу воздушного боя.
см.: http://www.borisoglebsk.net
1924г. июль 15 = на общем собрании школы принято решение зачислить почётными учлётами зам. председателя Реввоенсовета СССР М.В. Фрунзе и командующего войсками Московского военного округа К.Е. Ворошилова. В ответ получены благодарственные телеграммы.
см.: ЦГАСА ф.34273, оп.1, ед.хр.6, л. 122, 154, 168.
 
1925 год = приступили к выполнению особого задания Правительства СССР – обучению летчиков – иностранцев: первыми прибыли курсанты из Афганистана, чуть позже из Китая.
 
подписано: Петюхов Василий Александрович, с летчиками Борисоглебск, Воронежская обл., 1925г.

1925г. сентябрь 4 = приказ Реввоенсовета СССР присвоил наименование:
«2-я военная школа лётчиков имени Авиахима СССР»
1925 год = в бывшей полковой церкви организован офицерский клуб.
1926г. май 30 = состоялся 16-й выпуск, все получили звание «военлёт».
1927г. март 30 = изменено название «2 военная школа лётчиков им. ОСОАВИАХИМА СССР»
см.: исторический формуляр Борисоглебской авиашколы: Фонд № 34273 (1923-39г.)
1927 год = приказом РВС СССР были присвоены звания: «младший техник» и «старший техник».
1927 год = начались регулярные командирские полёты для совершенствования лётного мастерства
1926 год = в селах Чигорак и Танциреи построены и оборудованы полевые аэродромы.
1927 год = сотни горожан и жителей близ лежащих сел устроились на авиаремонтный завод.
1928 год = в штат школы введены постоянно действующие курсы по переподготовке инструкторского состава, руководитель В. Юков, план командиров звеньев составлял 272 часа.
1928г. октябрь = приказ начальника ВУЗов ВВС «…готовить истребителей по полной программе…»
1929г. январь = поступили самолёты И-2бис, начато подготовка 40 разведчиков с присвоением звания «Военный лётчик РККА»
1929 год = начало подготовки летчиков для тяжелобомбардировочной авиации для цельнометаллических двухмоторных самолётов ТБ-1 (гражданский вариант АНТ-1).
 
дата снимка 8 февраля 1929г., с дарственной надписью на обороте.

1930 год = школа стала готовить лётчиков для всех видов Авиации СССР.
1931 год = из демобилизованных красноармейцев создана коммуна «Боец», учлёты проводили шефскую работу в селах: Танцырей, Богдан и Губари руководили кружками военных знаний.
1932 год = при помощи учлётов в селе Богдана построена сельская общеобразовательная школа и подарен трактор; труженики села в благодарность за помощь собрали деньги и купили самолёт У-2, который назвали «Борисоглебский колхозник», который был в лётной школе переходящим призом за безаварийную лётную работу и высокие показатели в учебной подготовке.
1933г. июль 15 = ЦИК СССР постановил вручить школе Почетное революционное Красное Знамя в постановлении ЦИК СССР и приказа РВС о награждении школа названа:
"2-я Краснознаменная военная школа летчиков имени Осоавиахима"
см.: ЦГАСА, ф.34273, оп.1, ед.хр.103, л.390.
1933г. декабрь 31 = изменено название
«2 военная Краснознамённая школа лётчиков им. ОСОАВИАХИМА СССР»
см.: исторический формуляр Борисоглебской авиашколы: Фонд № 34273 (1923-39г.)
1934г. апрель 20 = Каманин Николай Петрович *5.10.1906г.-†12.3.1983г. первый выпускник школы 1929г. удостоенный самого высоко почётного звания «герой Советского союза» за спасения челюскинцев впоследствии имел воинское звание: генерал-полковник, заместитель НародногоКомисарОбороны
 СЕВОСТЬЯНОВ Сергей Петрович, Борисоглебск, 1935г.
1936г. = школа стала называться «2-я военная Краснознаменная школа летчиков-истребителей ВВС РККА имени ОСОАВИАХИМА»
1936г. апрель 26 = имена название: «2-я военная Краснознамённая школа командиров звеньев ВВС РККА»
см.: из исторического формуляра Борисоглебской авиашколы: Фонд № 34273 (1923-39г.)

 
В.П. Чкалов и И.В. Сталин, 1937г., аэродром в Тушино.
1937г. март 10 = 2 военная Краснознамённая школа лётчиков истребителей им. ОСОАВИАХИМА  ВВС  РККА
см.: из исторического формуляра Борисоглебской авиашколы: Фонд № 34273 (1923-39г.)
1938г. май 27 = Борисоглебская Краснознамённая военная авиационная школа им. ОСОАВИАХИМА  ВВС  РККА
см.: из исторического формуляра Борисоглебской авиашколы: Фонд № 34273 (1923-39г.)
1938г. декабрь 28 = согласно приказу наркома обороны СССР Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова Борисоглебской авиационной школе было присвоено имя В.П. Чкалова: "Борисоглебская Краснознаменная военная авиационная школа имени В.П. Чкалова"
см.: из исторического формуляра Борисоглебской авиашколы: Фонд № 34273 (1923-39г.)
Вале;рий Па;влович Чка;лов   (2 февраля 1904г., Василёво - 15 декабря 1938г., Москва) - советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, в 1937г. совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).
Место рождения село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя. Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904г. в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика Василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет.
В семь лет Валерий пошёл учиться в Василёвскую начальную школу, затем - в училище. В 1916г. по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище. В 1918г. училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.
Начало службы в авиации
В навигацию 1919г. Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он принял решение и, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.
В 1921г. Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922г. был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её 26.10.1923г. В 1923-24г. в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он также проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
В июне 1924г. военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П.Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под Кировским мостом в Ленинграде[1][2][3]. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил летчик Евгений Борисенко[2]. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями - 16 ноября 1925г. был осуждён военным трибуналом к 1-му году лишению свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев[4].
В 1927г. Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928г. он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.
В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к 1 году лишению свободы, а также был уволен из Красной Армии.[4] Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я.И. Алксниса и К.Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.
Будучи в запасе, в нач1929г. Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930г. работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.
Лётно-испытательная работа
В ноябре 1930г. Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца) (3 декабря 1931г.), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.
С января 1933г. Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Он испытывал новейшие самолёты-истребители 30-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящий штопор и замедленная бочка.
5 мая 1935г. авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.
Рекордные перелёты: Осенью 1935г. лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936г. Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского лично указал другой план маршрута: Москва-Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936г. и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375км. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939г. уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004г. его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращающийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И.В. Сталин. С этого момента Чкалов стал одним из героев советской пропаганды и приобрёл всенародную известность в СССР. Беспосадочные перелёты Арктики экипажами Чкалова и Байдукова в 1937г. "Атлас командира РККА 1938г."
Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937г. разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т.д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 8504 километра.
За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. 12 декабря 1937г. Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской обл. и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.
Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой.
1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.
Чкалов погиб 15 декабря 1938г. при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года.
Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600м. Тем не менее он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя.
В этот день температура воздуха была минус 24°C. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и при попытке изменить режим его работы заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.
После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта, они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными дефектами, повлекший гибель лётчика.[5]
Другие версии: Высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели В.П. Чкалова: якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолета взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар; расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эти сомнения - плод незнания истории авиации: в 1938г. аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Фрунзе. Кроме полётов пассажирских самолетов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе - и ОКБ Поликарпова. Ныне - это завод им. П.О. Сухого.
Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели летчика виновны НКВД, а также резиденты вермахта, Николай Ежов и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полета (напр., разрешение на вылет неисправного самолета, срез жалюзи у мотора)[6].
Награды: 1. 1935г. май 5 = орден Ленина
2. 1936г. июль 24 = Медаль «Золотая Звезда» Герой Советского Союза
3. 1936г. июль 24 = орден Ленина
4. 1937г. июль = Орден Красного Знамени
5. 1938г февраль 23 = Медаль «XX лет РККА»
 
Лидия Литвяк ведёт женское звено 296 ИАП на Як-1, а на картинке – Ла-5ФН.
фильмография: В 1941г. на киностудии им. М. Горького был создан историко-биографический фильм «Валерий Чкалов» (новая редакция выпущена в 1962г.). В ролях: Владимир Белокуров, Михаил Геловани, Семен Межинский, Ксения Тарасова, Василий Ванин, Серафима Бирман, Павел Березов, Борис Жуковский, Федор Богданов, Ирина Зарубина, Сергей Яров, И. Смысловский. Режиссёр-постановщик: Михаил Калатозов. Композитор: Венедикт Пушков.
Авторы сценария: Георгий Байдуков, Дмитрий Тарасов, Борис Чирсков.
Оператор-постановщик: Александр Гинцбург. Художник-постановщик: Александр Блэк.
В редакции 1962г. фильм претерпел значительные изменения. Из картины были удалены сцены со Сталиным (арт. М. Геловани), все упоминания о «вожде» (вырезаны или переозвучены), исчезли кадры (или были подретушированы) - в тех местах, где показывались фото и портреты Сталина. Переозвучен (в результате смягчен) кусок о врагах (в разговоре Чкалова с отцом). Фильм, Т.О., был сокращен по времени примерно до 83 минут. По ТВ показывается именно редакция 1962г., на видео (DVD)- тоже. За одним исключением: в 2007г. компания «Магнат» выпустила DVD с первой, полной версией фильма - в том виде, каком картина была выпущена на экраны в 1941г. «Рейс сквозь память» в 1987г. вышел документальный фильм режиссёра В.Ф. Коновалова.
«Рейс сквозь память» о полётах экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс в Америку в 1937г., в создании которого принимали участие киностудия «20th Century Fox» и актриса Ширли Темпл.
соч: Наш трансполярный рейс Москва - Северный полюс - Северная Америка. - М., 1938;
Моя жизнь принадлежит Родине. Статьи и речи. - М., 1954
лит: Маркуша А.М. Бессмертный флагман (Чкалов): Лирический репортаж. - М.: Молодая гвардия, 1974. - т.37. - 160с. - (Пионер - значит первый). - 100000 экз.
Водопьянов М.В. Валерий Чкалов. - М.: Молодая гвардия, 1954. - 288 с («Жизнь замечательных людей»). / Тираж 90000 экз.
Беляков А.В. В. Чкалов. - М., 1974.
В. Волков. Покорение воздушного пространства и техники личности сталинского времени // Культуральные исследования. Сб. науч. работ. - СПб.; М.: Изд-во Европейского ун-та в СПб, Летний сад, 2006. - с.189-201.

1939г. январь 3 = Борисоглебская авиационная школа им. В.П. Чкалова.
см.: из исторического формуляра Борисоглебской авиашколы: Фонд № 34273 (1923-39г.)
с именем Чкалова связаны:
Населенные пункты: город Чкаловск в Нижегородской области,
город Чкаловск в Согдийской области Таджикистана,
село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана,
с 1938г. по 1957г. имя «Чкалов» носил Оренбург,
посёлок городского типа Чкаловское в Харьковской области.
Пик Чкалова (4150 м) - Богосский хребет, Большой Кавказ (Дагестан).
Остров в Сахалинском заливе Охотского моря.
На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936г.
Улицы во многих городах бывшего СССР, в частности: имя Чкалова носят улицы в Коминтерновском районе гор. Воронежа с 1937г., Иркутске, в Харькове, Омске, Борисоглебске, Гатчине, Канавинском районе Нижнего Новгорода, Фокинском районе Брянска, Екатеринбурге, г. Жуковский, Ишимбае, Новосибирске, Кемерово, Петрозаводске, г. Томске, Азове, проспект в Санкт-Петербурге, улица в Оренбурге, улица в Самаре, улица в Череповце, в подмосковных Химках, улица в Ванкувере (США). Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал (часть Садового кольца), где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов».
Учебные заведения:
Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова.
Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков в г. Борисоглебске Воронежской обл. (Постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938г.). Там же установлен бронзовый бюст (?) героя. Памятник открыт в 1974г.
Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации им. В. П. Чкалова.
Школа № 1397 имени В.П. Чкалова, г. Москва [1].
Станции метро «Чкаловская»: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ташкенте и в Екатеринбурге.
Район города - Чкаловский административный район в Екатеринбурге.
Микрорайон города - Поселок им. Чкалова в г. Каменске-Уральском Свердловской области;
Чкаловский микрорайон в Омске
Предприятия:
Аэропорт «Чкаловский».
Авиационный завод в Новосибирске. (НАПО им. В.П. Чкалова).
Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова.
Мемориальный музей В.П. Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области.
Дворец культуры имени В.П. Чкалова в Новосибирске.
Во многих населённых пунктах установлены памятники:
В Днепропетровске[7], Киеве[8], Кстово, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Химках[9].
Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому пр., в котором Чкалов жил в 1926-28г.[10]
Памятный камень на месте гибели Чкалова - Москва, пересечение Хорошёвского шоссе и Хорошёвского тупика, метро «Полежаевская»[11].
Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки лётчика[12].
Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани.
Бюст В.П. Чкалова в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района г. Казани, 2010г.
Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле.
Бронзовая скульптура в шесть метров на семиметровом пьедестале стоит на набережной реки Урал в г. Оренбурге[13].
20 мая 1974г. в Ванкувере (штат Вашингтон, США) был создан Чкаловский комитет трансполярного перелета - общественная некоммерческая организация, в которую вошли представители деловых кругов и местной элиты.
20 июня 1975г. в этом городе «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом[14].
Борис Гребенщиков написал песню «Под мостом, как Чкалов».
Известная нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов».
Валерий Павлович Чкалов - единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого летчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помочь главному герою - Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».
Банк России выпустил памятные монеты: в 1995г. - «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова»;
в 2004г. - «100-летие со дня рождения В.П. Чкалова».
Почтой России в 2004 году выпущена марка «Лётчик-испытатель В.П. Чкалов».
Имя Чкалова носит волжский трёхпалубный теплоход[15].
Имя «В. Чкалов» носит один из самолётов Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот - Российские Авиалинии»

ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
о подготовке летно-технических кадров ВВС Красной Армии в 1940 году
№ 008
4 марта 1940г.
Во исполнение постановления Комитета Обороны при СНК Союза ССР от 11 марта 1940г.:
1. С 1.4.40 увеличить школы: Батайскую, Балашовскую, Чугуевскую, Таганрогскую, каждую на одну учебную эскадрилью.
2. К 1.5.40г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах:
- на 2 эскадрильи бомбардировщиков,
- на 2 эскадрильи бомбардировщиков,
- на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Архангельск - на 1 эскадрилью бомбардировщиков,
Кировабад -- на 2 эскадрильи бомбардировщиков,
Слоним - на 1 эскадрилью бомбардировщиков,
Стрый - на 1 эскадрилью истребителей,
Львов - на 1 эскадрилью истребителей,
Тбилиси - на 1 эскадрилью истребителей,
Серпухов - на 1 эскадрилью истребителей.
3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах:
БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи,
КОВО: Коростень, Гостомель, Остер, Овруч, Купеч, Бердичев,
ХВО: Волчанск,
СКВО: Нахичевань,
ПриВО: Багай-Баранский, Тоцкое,
МВО: Сасово,
УрВО: Свердловск.
4. В ЗабВО, 1 ОКА и 2 ОКА создать к 1.3.40г. по одной школе, на одну учебную эскадрилью в каждой.
5. Увеличить с 1.5.40г. количество переменного состава в окружных школах младших авиаспециалистов на 4000 человек для подготовки воздушных стрелков-радистов и воздушных стрелков.
6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе.
7. В 1940 году подготовить при резервных авиаполках ВВС 5250 стрелков-радистов.
8. При всех летных школах ВВС создать запасные роты из окончивших аэроклубы ОАХ с общим числом на 3600 человек.
9. Летную работу во всех новых школах начать не позднее 1.5.40г.
10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения:
Школы летчиков - 12 месяцев.
Школы летнабов и авиатехников - 12 месяцев.
Школы авиамехаников - 8 месяцев.
Школа стрелков-радистов - 5 месяцев.
11. Перевести на двухгодичный срок обучения:
а) Сталинградское военное авиационное училище с подготовкой летчиков бомбардировочной авиации;
б) Борисоглебскую военную авиационную школу с подготовкой летчиков-истребителей.
12. Начальнику Главного управления, начальнику ВВС, начальнику ГУ АС, начальнику технического снабжения, начальнику снабжения Красной Армии и начальнику финансового отдела при НКО соответственно обеспечить формируемые летные школы личным составом, материальной частью, денежными средствами и всеми видами довольствия.
13. Военным советам БОВО, КОВО, ХВО, СКВО, ПриВО, МВО, СибВО, ЗакВО, УрВО, ЗабВО, 1 и 2 ОКА обеспечить развертывание новых школ и учебных эскадрилий и своевременное выполнение установленного плана подготовки летно-технического состава ВВС в существующих и во вновь формируемых школах.
Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза                К. Ворошилов
см.: РГВА ф.4, оп.11, д.86, л. 198-199, подлинник
 
1940г. декабрь = Распоряжением Главного управления (ГУ) вузов ВВС вводились уточнения к программе и плану работы школы, установлен новый принцип набора курсантов в военные авиационные школы - путем отбора кандидатов из очередных призывов молодежи на военную службу. Дополнительно к заданию по выпуску пилотов на самолете И-16 школу обязали подготовить 175 пилотов на истребителе МиГ-3. Программа подготовки подготовки пилотов была значительно уменьшена. Более чем в три раза сокращалось время на теоретическое обучение. Благодаря этому школа получила возможность подготовить больше пилотов, чем планировалост ранее. Был проведен дополнительный набор - 1635 курсантов.
 

1941г. февраль 25 = Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «…вводилась новая система подготовки летчиков, авиационных инженеров и техников… принято три типа военных авиационных школ с сокращенными сроками обучения; школы первоначального обучения с продолжительностью учебы в мирное время - четыре и в военное время - три месяца; школы военных пилотов со сроком обучения в мирное время - девять и в военное время - шесть месяцев; авиационные училища со сроком обучения в мирное время - два и в военное время - один год…»
   
1941г. июнь 26 = Директива Генштаба в Борисоглебск эвакуировалась Херсонская военная школа пилотов, которая вошла в состав Борисоглебской школы, в результате чего последняя стала девятиэскадрильного состава, а количество курсантов к кон1941г. достигло 3803 человек.
1941г. июль 22 = немецкая авиация начала совершать массированные налеты; над Борисоглебском стали появляться фашистские самолеты-разведчики; приняты срочные меры по организации ПВО аэродромов на случай налета вражеских бомбардировщиков; вводилась маскировка; самолеты – истребители Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3 стали рассредоточивать по границам аэродромов и устанавливать в капонирах.
1941г. август 20 = Приказ НКО авиаполки создавались двухэскадрильного состава; на базе материальной части и средств школы сформированы два авиационных истребительных полка и эскадрилья.
1941г. октябрь = закончен сбор средств на постройку авиаэскадрильи «Валерий Чкалов»
1941г. ноябрь = для обеспечения всеми видами довольствия вновь создаваемых авиационных частей в Борисоглебске было сформировано 3 батальона аэродромного обслуживания, которые убыли на фронт вместе с истребительными полками; 89 летчиков, 49 техников и 22 командира других специальностей.
1941г. октябрь-ноябрь = Школе летчиков было приказано перебазироваться в Алма-Ату.
1941г. декабрь 3-9 = убыло 4 эшелона, но с половины пути они были возвращены, и 24-25 декабря вернулись в Борисоглебск: обстановка на фронте к этому времени изменилась.
1942г. июнь-август = лётная работа в авиашколе прервалась. В начале июля фашистские войска подошли к Дону в районе села Гремячье, заняли Россошь, Коротояк, и другие населенные пункты. В Борисоглебск враг забросил агентов. Был случай, когда они пытались проникнуть к складу боеприпасов и к ангару. Несколько ранее в городском саду был найден тайник с боевыми гранатами.
1942г. июль 9 = с приближением фронта и начавшимися налетами на Борисоглебск поступил приказ командующего ВВС Приволжского военного округа о немедленном перебазировании школы на Урал, в город Троицк. Для прикрытия пунктов погрузки эшелонов самолеты-истребители звеньями патрулировали в воздухе и дежурили на аэродромах в готовности номер один. Перебазирование проходило планомерно. 233 самолета группами улетели в Троицк, неисправные машины погрузили на платформы. Всего было отправлено 7 летных и 8 железнодорожных эшелонов: семьи командиров, авиационное имущество, часть автотранспорта, авиаремонтные мастерские. В Троицке школа разместилась на шести аэродромах, вернее на площадках, пригодных для полетов. Люди селились в палатках, сараях, бараках. В самом городе, где имелся аэродром, курсанты жили в помещении с трехъярусными нарами.
1943г. январь 11 = на базе 648 терапевтического полевого подвижного госпитале в селе Карнышево Калиниградской обл. сформирован 1172 военно-авиационный госпиталь, который в ноябре 1991г. передислоцирован в Борисоглебский гарнизон.
1943г. апрель 15 = за выдающие успехи в подготовке и связи с 20-и летием награждена орденом Ленина.
1943г. июнь 10 – июль 6 = из Троицка в Борисоглебск было отправлено 5 летных и 12 железнодорожных составов; школа разместилась на пяти полевых аэродромах.
1944 год август = мл. лейтенант Талалихин в битве под Москвой совершил первый ночной таран
 
1941-45 года = во время ВОВ 45 воспитаников совершили воздушные тараны,
дважды: Потапов К.П., Гражданников П.А., Лукьянов А.М., Пересумкин П.П.
1945г. май = выпускник Борисоглебской военавиашколы И.А. Малиноский
в Берлине поднял шестиметровое полотнище со словом «Победа».
1945г. октябрь 1 = школа получила наименование: «Борисоглебское ордена Ленина Краснознамённое военное училище лётчиков ВВС Красной Армии им. В.П. Чкалова».
1947г. декабрь = офицерский клуб открытый в бывшей полковой церкви переименован в Борисоглебский гарнизонный Дом офицеров Московского военного округа; первым начальником назначен подполковник Беляев Александр Иванович.
1948 год = при Борисоглебском ГДО создана авиационная военная библиотека.
1952г. июнь 30 = первый полёт на самолёте УТИ МиГ-15 совершил С.В. Буданов, после лётный состав приступает к полётам на реактивной технике.
1952г. ноябрь 1 = образованы в/ч 36623 и в/ч 36628.
1955г. апрель 1 = образована в/ч 42148 – батальон аэродромно-технического обеспечения.
1960 год = сокращение Армии и ВВС привело к расформированию училища.
1969г. февраль 22 = приказ МО СССР переход на подготовку курсантов по программе высшей школы, училище именовать: «Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище имени В.П. Чкалова».
1970 год = ускоренными темпами строился военный городок на ул. Ажродромной; закончено строительство нового здания спортивного комплекса, открыт музей боевой славы и истории училища, основателем и директором стал борисоглебец п/п-к Ефим Александрович Накрохин.
1971г. май 24 = образован авиационный полк на аэродроме Борисоглебск и организованно вошёл в состав Борисоглебского ВВАИУ, на вооружении находились самолёты Л-39.
1972г. декабрь 15 = образован авиационный полигон.
1973 год = учебный авиационный полк перевооружен на самолёты МиГ-17.
1973г. август 15 = День Воздушного Флота СССР, открыт памятник-мемориал по проекту лётчика-инструктора Руцкого А.В., построенный на средства личного состава Училища.
1974г. апрель 27 = Главный маршал Авиации П.С. Кутахов и начальник ГБУСН и ВМФ генерал-полковник И.М. Мороз вручили учебному авиационному полку Боевое Знамя.
1974г. октябрь 26 = состоялся первый выпуск военных лётчиков-инженеров, из которых: 12 получили дипломы с отличием, Кириллов Д.Д. окончил с золотой медалью. За высокие показатели в БПП решением Воронежского обкома КПСС одно из подразделений училища награждено переходящим Красным Знаменем.
1975г. март 17 = училище награждено высшей государственной наградой страны – орденом Ленина, маршал Авиации П.С. Кутахов – Главнокомандующий ВВС СССР вручил Почётное Красное Знамя, после чего училище стало именоваться: «Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени В.П. Чкалова».
 
1975г. май 24 = образована в/ч 32921.
1976 год = учебный авиационный полк перевооружен на самолёты МиГ-21 ПФМ.
1976г. май 16 = начались регулярные полёты на МиГ-21.
1977г. декабрь 1 = образована в/ч 23358.
1982 год = лётная практика выполняется на Л-39 и МиГ-21, с общим налётом 240 часов.
1984 год = 80-летие со дня рождения В.П. Чкалова, по итогам года училищу присуждено 1-е место среди ВУЗОВ ВВС с награждением, переходящего Красного Знамени Военного Совета ВВС и ВВС МВО.
 
1989 год = авиаполк аэродрома Ряжск перевооружён на самолёты Л-39.
1990г. декабрь 1 = Борисоглебское ВВАУЛ переоформлено в ордена Ленина Краснознамённый Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава (УАЦ ПЛС) имени В.П. Чкалова; в состав Центра приняты авиа полки с частями обеспечения на аэродромах п.г.т. Тоцкое, Сенная, Упрун; начаты полёты на самолётах Су-25 на аэродроме Бутурлиновка.
1990 год = учебный авиационный полк перевооружен на новейшие истребители четвертого поколения МиГ-29.
1992 год = закончено перевооружение на самолёты МиГ-29; в состав Борисоглебского УАЦ (ПЛС) им. В.П. Чкалова принят 1-й Гвардейский Красногвардейский ордена Ленина дважды Краснознамённый ордена Кутузова III степени авиационный полк им. 50-летия СССР (аэродром Лебяжье).
1992г. март 23 = Директивой Генерального штаба ВС СССР принято решение о создании филиала училища на базе расформированного Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.П. Чкалова. В апреле 1999 года филиал был ликвидирован.
1995 год = АЭ учебного авиационного полка переучена на Су-25.
1997 год = Борисоглебский авиационный гарнизон – филиал
Воронежского военного инженерного авиационного института
1998г. декабрь 1 = образован Отдельный Узел связи – в/ч 87311.
1998г. август 29 = Постановлением Правительства РФ года № 1009 объявлено о ликвидации до 1 января 2000 года Борисоглебского филиала Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища.
2000г. апрель 1 = в корпусах бывшего Борисоглебского училища летчиков создан факультет фронтовой Авиации на базе авиационного факультета Армавирского ВАИ [начальник факультета п-к, Крикушин Г.П.].
2002 июнь 1 = сформирован УАЦ - Учебный авиационный центр № 786 подготовки лётного состава в его состав вошли Борисоглебский и Мичуринские гарнизоны, и 3-й факультет Краснодарского ВАИ [начальник факультета к.и.н., доцент п-к, Белоцерковский Д.Ю.]
2003г. апрель 29 = 80 лет 2 Борисоглебской лётной школе, преобразованной в «Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётчиков фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации», на вооружении находятся самолеты Су-25 и Л-39.
2012г. декабрь 11 = Летающий компьютер, газета Молодой коммунар, № 138 (13064) 11 декабря 2012, вторник
В Борисоглебске курсанты приступили к изучению уникального самолета
    Иван Сергеев, Леся Полякова (фото)
На учебной авиабазе имени Чкалова в Борисоглебске начались занятия по освоению нового учебно-боевого самолета Як-130. «Летающий компьютер» - так прозвали эту модель за интеллектуальный потенциал и потрясающие возможности - пришел на смену чешским Л-39. Поднявшие в небо не одно поколение курсантов «элки» безнадежно устарели, а Як-130 благодаря отменной аэродинамике и специальным программам способен моделировать в воздухе поведение различных типов самолетов: от истребителя до транспортника. Если самолет - новейший, то борисоглебская авиабаза - одно из старейших учебных заведений российских ВВС. Образовано оно было в 1923г., тогдашние курсанты летали на бипланах «Фоккер» и «Ньюпор». Среди первых выпускников - Валерий Чкалов, чье имя теперь украшает титул авиабазы, а бюст и памятники - музей и территорию. Здесь воспитали 272 Героя Советского Союза, 12 дважды Героев. Среди борисоглебских выпускников - и автор 22 мировых рекордов в воздухе Владимир Коккинаки, исполнитель первого в истории ночного тарана Виктор Талалихин и главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев. Учился здесь и сын Чкалова Игорь, но был отчислен за неуспеваемость. А сын Чапаева Аркадий в Борисоглебске разбился… Чтобы подобных трагедий было поменьше, курсантов учат «летать по рельсам»: выдерживать заданные курс, высоту и скорость, ориентироваться в пространстве, читать приборы. Три года будущие летчики изучают матчасть и другие необходимые дисциплины на земле. Затем начинают «летать» на тренажерах, полностью имитирующих кабину самолета. Разворот влево с креном в 20 градусов, - командует инструктор в - микрофон. Курсант Антон Шмойлов в кабине тренажера двигает ручку, панорама на экране наклоняется и плывет вправо. Местность в тренажерах по всей России копирует окрестности аэродрома Остров в Псковской области - другой не предусмотрено. Зато доступен воздушный бой. Нажатием пары клавиш инструктор намечает перед курсантом цель. Подтолкнув мышь, передвигает «самолет» Шмойлова поближе к противнику (вот бы на войне так). Противник летит смирно, не сопротивляется. Антон ловит цель в прицеле и нажимает гашетку. К противнику устремились две дымные очереди, цель окуталась черным облаком и рухнула вниз.

*****
1945(?) – 1955г. Фомичева Клавдия Яковлевна  ,  Герой Советского Союза. В послевоенные годы (1945(?)-1955) преподавала тактику в Борисоглебской военной авиационной школе. С 1955г. подполковник в запасе. Жила в Москве. Награждена орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. Умерла Фомичева К. Я. 06.10.1958г. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Ее именем названы улицы в Москве и городе Данков Липецкой области, Авдуловская восьмилетняя школа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, лейтенанту Василию Ивановичу Яницкому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 846). В 1942-1944 годах В.И. Яницкий - слушатель Военно-воздушной академии. После войны отважный Герой продолжал службу в ВВС СССР. В 1946 г. он окончил Военно-воздушную академию. Работал преподавателем в Борисоглебском военно-авиационном училище. В 1956 году с отличием заочно закончил исторический факультет педагогического института. С 1970 года полковник В. И. Яницкий - в отставке. Работал председателем экскурсионного бюро. Жил в городе Борисоглебске Воронежской области. Почетный гражданин города Борисоглебск. Скончался 30 декабря 1992 года. Похоронен в Борисоглебске.

воспитанием  героев  руководили:
.№ с …по …воинское звание командовал фамилия, имя, отчество
Начальники 2-ой военной школы летчиков Рабоче-крестьянского Воздушного Флота
1. = 1923-24 Ремезюк Василий Маркович есть фото
2. = 1924-29 Ягушевский Владимир Владиславович есть фото
3. = 1929-31 Мейер Алексей Петрович             
4. = 1931-32 Харитонов Георгий Иванович
5. = 1932-34 Скробук Иосиф Васильевич
6. = 1934-35 Померанцев Зиновий Максимович есть фото
7. = 1935-37 Сорокин Яков Васильевич             есть фото
8. = 1937-38 Богослов Иван Ефремович             
9. = 1938-40 полковник Ухов Валентин Петрович есть фото
10. = 1940-41 полковник Туренко Евгений Георгиевич есть фото
11. = 1941-42 Литвинов Виктор Яковлевич
12. = 1942-46 Курдубов Фёдор Григорьевич есть фото
Начальники Борисоглебской авиационной школы им. В.П. Чкалова
13. = 1946-48 генерал-майор Иванов Иван Иванович             есть фото
14. = 1948-50 генерал-майор Орлов Константин Дмитриевич есть фото
15. = 1950-51 Гайдамака Фёдор Кириллович
16. = 1951-53 Анохов Павел Иванович             
17. = 1954-55 полковник Душутин Николай Иванович есть фото
18. = 1955-60 генерал-майор Курочкин Алексей Иннокентьевич есть фото
Начальники Борисоглебского высшего военного авиационного
ордена Ленина Краснознаменного училища летчиков им. В.П. Чкалова
19. = 1969-76 генерал-майор Никонов Анатолий Николаевич есть фото
20. = 1976-80 генерал-майор Волков Альберт Дмитриевич есть фото
21. = 1980-85 генерал-майор Михайлов Владимир Сергеевич есть фото
22. = 1986-90 генерал-майор Морозов Анатолий Иванович есть фото
Начальники Борисоглебского учебного авиационного центра подготовки летного состава  (786 УАЦ ПЛС) им. В.П. Чкалова = в/ч 42148
23. = 1990-96 полковник Шульгин Владимир Михайлович есть фото
24. = 1996-97 генерал-майор Стыценков Владислав Григорьевич есть фото
Начальники Борисоглебского авиационного гарнизона – командир учебной авиабазы:
25. = 1997г.-2000г. полковник Стрельников Владимир Александрович
26. = 2000-2012г. полковник Кликушин Георгий Петрович
27. = 2012г. по настоящее время полковник Грунь Александр
 
*) стр. 679, книга Казбек Челехсаты ОСЕТИЯ и осетины, СПб, 2009г.:
«Цховребов Григорий Иванович *1924г. - †2005г. – летчик, герой СоцТруда, лауреат Госпремии СССР, родился в с. Мхслеб Южной осетии. Окончил Цхинвальский аэроклуб и авиационное училище. В годы ВОВ был инструктором в авиационном училище. После войны перешёл в сельхосавиацию Узбекской ССР. За большие трудовые заслуги награжден многими орденами и медалями СССР».
сравнить: В годы войны с фашизмом в Самаркандском аэропорту базировалась 5-я отдельная учебная эскадрилья ГВФ. Ее костяк составило отдельное учебное звено из 15 самолетов, сформированное еще в 1940 году в Киеве. Поначалу его эвакуировали на Северный Кавказ, оттуда в Чарджуй, а в апреле 1942 года - в Самарканд. Ту самую 5-ю эскадрилью сюда перевез пилот Г.В. Анищенко, который впоследствии погиб в авиакатастрофе на маршруте Харьков - Москва в январе 1945-го. Причем учебная база, готовившая кадры для фронта, пополнилась инструкторами из числа молодых пилотов, откомандированных из разных областей России. В их числе были Василий Семенович Романкин и Григорий Иванович Цховребов, которые, как и другие их коллеги, до конца жизни трудились в Самаркандском аэропорту. Романкин стал заслуженным пилотом СССР, Цховребов - Героем Социалистического труда, лауреатом Госпремии СССР.
см.: журнал «Крылатые ворота Самарканда», от 25-е мая 2007г.
его брат: Сергей Иванович Цховребов