О таланте

Михаил Ярославцев
Вот говорят: «Талант сам себе дорогу найдет». Вроде бы, как и правильно, на первый взгляд. И сравнения разные, подходящие, подбираются. Мол, подобно горному ручью, талант пробивает себе дорогу через камни, скалы и заросли, крепнет, разливается по равнине, и могучей рекой вливается в бескрайнее море поэзии, ну или прозы, кому как. Ан нет. Неверна сия аллегория.

А если нет уклона? Куда вода потечет? Да никуда. Останется киснуть, превратится в болото, загниёт. А если есть вода, но выхода ей нет? Так и живут подземные реки, так и впадают в океаны на глубине, никому не известные. Да и вообще, чего ради живой талант сравнивают с неживой природой (географию все помнят, да?)? Как можно сравнивать человеческую душу с бездушной субстанцией, основная задача которой тупо сливаться под уклон?

Мне милее сравнение таланта с ростком, пробившемся из семени, которое упало в благодатную почву. Ну или не очень благодатную, и оттого не давшую жизни ростку. Талант спит во многих. Но чтобы его пробудить – иногда нужно потрудиться. И вот теперь самое время поговорить о пробивании дороги талантом.

Вы видели городские клёны и тополя, которые растут в квадратах семьдесят на семьдесят сантиметров, вырезанных в асфальте тротуара? Их стволы свилеваты, облеплены наростами, покорёжены в борьбе с городом. Их листья покрыты пылью и не дают прохладу летом. Их тела напитаны городской грязью и испарениями машин. Они не имеют ничего общего с растущими на вольных просторах деревьями.

Так и талантливый человек, пробившийся через равнодушие и непонимание, уже никогда не станет таким, каким мог бы стать. Не станет честным с собой, открытым и искренним.

Израненная, истерзанная душа откроется миру, явит свои творения, вспыхнет – и погаснет, оставив свой след в истории. Бледный отголосок того следа, который он мог бы оставить, не будь той борьбы неизвестно с чем, поиска той дороги, которую мог бы показать добрый и заботливый проводник.

Так не всегда было в нашей стране. Были меценаты (спонсоры, для читателей младше 25 лет), которые искренне, я повторю, искренне, а не просчитывая возможный профит от пиара и снижения налога за счет благотворительности, поддерживали искусства, давали денег на галереи, печать книг, выставки. Вспомните, как благоволил к тому же Пушкину сам государь-император. С нынешним отношением к высокому (в отличие от массового, телевизионного) искусству, даже нет смысла сравнивать. С авторов берут деньги за право напечатать свои произведения! O tempora! O mores! Людей, которые несут частички света, открывают миру кусочки своей души, вынуждают становиться в положение посетителей борделя. Вроде и любовь, но понимаешь же, что продажная, лживая, не настоящая.

«А если нет таланта?» - возразит внимательный читатель. И действительно, мало ли в современном мире «звезд», особенно на эстраде и телевидении, купленных и раскрученных за деньги пап, мужей, любовников? Вот тут-то и расставлена ловушка. В мире, где нет искренних и непредвзятых ценителей таланта, готовых помогать ему пробиваться и расти, а есть лишь потребители производимого контента, всегда пробьётся тот, кто имеет больше денег. Вне зависимости от степени талантливости. Вдумайтесь, любой, абсолютно любой графоман, при наличии достаточного количества денег, может издать свою книгу. И эта книга попадёт в библиотеки и будет храниться рядом с книгами Пушкина, Шекспира, Достоевского.

Тут обычно автор фельетона обрисовывает некие пути разрешения ситуации, но я вас огорчу: нет в нашем постиндустриальном обществе решения этого вопроса. Взяв курс на потребление, мы упустили из виду некоторые аспекты: фундаментальные научные исследования, образование, которое учит людей думать, а не ставить галочки в четырех вариантах ответа, и таки да, искусство. И масса конкурсов типа «Алло, мы ищем таланты» в наше время неминуемо превращается либо в шоу, с трансляцией по телевизору, либо в фарс, когда конкурс проводится на деньги конкурсантов, стремящихся потешить своё самолюбие.

Вот и прорастают немногие настоящие таланты, как клёны сквозь асфальт. Пробивают себе талантом дорогу, калеча тело и дух. И получают в лучшем случае благосклонный кивок общества, соизволившего потребить их талант. А в худшем – забвение.