Эхо трагедии

Илья Розенфельд
ЭХО   ТРАГЕДИИ         

Действие  происходит  в  Киеве в  2001 году


Д е й с т в у ю щ и е     л и ц а

Гоша  (Игорь), 18 лет
Леонов Борис Анатольевич, профессор-психиатр,  44 года
Леонова Евгения Львовна, жена профессора, 42 года
Леонов Игорь, сын Бориса и Евгении, 18 лет
Карпов Лев Иванович (дед Лёва), отец Евгении,бывший государственый советник юстиции 1-го класса, 72 года
Дорофеев Всеволод Николаевич, главврач роддома, 44 года
Наташа, секретарь приемной Дорофеева
Миронова Ольга Ивановна, завотдела кадров роддома
Гости – друзья Игоря, студенты и студентки 1-го курса


   

                Д Е Й С Т В И Е     П Е Р В О Е

                Картина  первая 


Квартира Л е о н о в ы х. День 18-летия И г о р я. Около одиннадцати вечера. Ненастная ночь, в оконные стекла бьется ветер, стучит дождь по подоконникам. Большая, хорошо и современно обставленная комната ярко освещена. В центре празднично накрытый стол, цветы, вина, во главе стола сидит  глава семьи  Л е о н ов в    слева от   него   жена  Е в г е н и я   Л ь в о в н а,  справа   именинник  И г о р ь.  а.  В  другом  конце  стола напротив Леонова сидит дед  К а р п ов. С обеих сторон стола гости - друзья Игоря (студенты и студентки). На столе остатки заканчивающегося застолья. Стулья сдвинуты, на диване брошена гитара. Смех, выкрики, веселый шум.

      
    Г о с т ь я.  Ребята, ну сколько можно жевать! Давайте танцевать! 
    Г о с т и. Давайте! Игорь, устрой нам музыку!
   И г о р ь (поднимается, идет к столику в углу). Минутку! ( Звучит громкая музыка). Годится? 

    С шумом сдвигаются стулья, возгласы, громкий смех. Образуются танцующие пары, кто-то пересаживается на диван, кто-то остается за столом, разговоры. Гремит музыка. Проходит три-четыре минуты. Неожиданно в прихожей раздается долгий звонок. 

    Леонов (удивленно). Гости? Кто бы это мог быть? А ну-ка, Игорь, выйди, посмотри.

     Игорь выходит в прихожую. Кто-то приглушает звуки музыки. Проходит минута, другая. В комнате появляется Игорь с растерянным выражением лица.

    И г о р ь ( недоуменно смотрит на отца и мать). Папа, мама…Там какой-то парень…Говорит, что он ваш сын…Вами потерянный?..


              Кто-то выключает музыку, в комнате повисает напряженная тишина.   
 

    Леонов. Что? ( Бросает салфетку и встает). Сын? Какой сын? Что за чепуха? 
    Е в г е н и я (испуганно смотрит на мужа). Боже мой! Что это значит?
 
     В двери появляется невысокий парень. Он в намокшей короткой курточке, выцветших джинсах, через плечо сумка, в руках черная вязаная шапчонка. Он бледен и в глазах выражение тревожного ожидания. Глаза перебегают с лица на лицо и испуганно остановаливются на лице Леонова.

     Г о ш а ( робко). Здравствуйте…это я, Игорь, ваш сын…который пропал…Вы, наверное, меня искали...да? И я тоже искал вас…И вот, кажется, нашел…Так совпало...Ведь как раз сегодня у меня день рождения, 14 октября…восемнадцать лет... 

             Тишина.  Леонов выходит из-за стола и приближается к парню

    Л е о н о в (решительно). Кто вы такой? Откуда у  вас наш адрес?
    
                Пауза. Все смотрят на Л е о н о в а  и  Г о ш у.

   Г о ш а. Я Игорь Леонов...ваш сын…Я давно вас ищу…( Растерянно)  Неужели ...разве у вас не пропадал сын? Давно?   
    Л е о н о в  (недоуменно). Нет…не пропадал...Тут какая-то путаница. Но кто вы? Откуда? 

 Из-за стола быстро поднимается дед Лёва. Он подходит к Леонову и Гоше, оттесняет плечом  зятя.
    
    Д е д  Л ё в а (Гоше). Документы у тебя есть? Давай!
   Г о ш а ( испуганно). Да, конечно…сейчас...(Нервно дергает молнию куртки, она застряла и не поддается, наконец открывается. Достает из глубины одежды пакетик в полиэтиленовом кулечке, дрожащими пальцами торопливо разворачивает и протягивает паспорт). Вот, пожалуйства.
    Д е д  Л ё в а (внимательно рассматривает паспорт). Так, так… (Пауза)  Очень интересно…( Хмыкает). Чудеса.. Значит, ты Леонов, Игорь Борисович, родился 14 октября 1983 года в Киеве. Так?
    Г о ш а. Да…Только вообще меня зовут не Игорь, а Гоша…я так привык.
   Д е д  Л ё в а. Хорошо. А паспорт выдан тебе в районном отделении города Уфы  в октябре 1999 года?
    Г о ш а. Да…а что?
    Д е д Л ё в а. Метрика у тебя есть? 
    Г о ш а (испуганно). А что это такое?
    Д е д Л ё в а. Ну, на основании чего тебе выдали паспорт?
    Г о ш а.  Я не знаю…Выдали, и всё. Как всем нашим ребятам.
    Д е д Л ё в а. Каким ребятам?
    Г о ш а ( растерянно). Ну всем нашим, из нашего интерната.
    Д е д  Л ё в а. Какого интерната?
    Г о ш а. Ну, нашего, областного, номер два.
    Л е о н о в. Позволь, а  как же ты оказался в Уфе?
    Г о ш а (после паузы). Я не знаю…(Виновато смотрит на  Леонова и деда Лёву). Вроде бы я летел на самолете…А может мне это приснилось… Не знаю…

                Пауза
   
    Л е о н о в. А живешь ты где?
   Г о ш а ( смущенно).Нигде…
   Л е о н о в. Что-о? Как это нигде? А где ночуешь?
   Г о ш а. На вокзале…(Пауза) Уже пять ночей, как приехал…Пока вас искал…
   Л е о н о в. Искал нас? Почему  - нас?
   Г о ш а (растерянно). Я думал…мне подумалось, что вы…
   
                Пауза 

    Е в г е н и я. А куда сейчас ты думаешь идти?
    Г о ш а. На вокзал…больше некуда.   

                Пауза.    

    Л е о н о в. М-да, ситуация странная...(Задумчиво) Что же с тобою делать? (Долгая пауза. Сыну, решительно). Ладно. Игорь, возьми своего тезку под опеку. Пусть примет душ и поест. И, конечно, переночует у нас. А утром будем разбираться. (Смотрит на мокрые черные окна). Куда он сейчас пойдет на ночь глядя? (Хмуро Гоше). Иди,  Игорь тебе всё покажет.
   Г о ш а ( благодарно). Спасибо вам…
 
                Общее недоумение и вздох  облегчения. Игорь и Гоша уходят.               

   1-й   г о с т ь (негромко). Ну что, ребята, по домам?  Двенадцатый час.               
   2-й  г о с т ь.  Пора.
               
Все выходят в прихожую. Слышны голоса прощания, хлопает входная дверь и  щелкает  замок.  Часть  ламп  в  люстре  гаснет,   в  комнате  слабый  свет. Тишина. 
Л е о н о в  и  Е в г е н и я  опускаются  в кресла.

     Е в г е н и я. Боря, я очень волнуюсь. Ты оставил в доме совершенно чужого человека, с улицы. Кто он? А если это бандит, наводчик? А если он ночью, пока все спят, откроет дверь и впустит в квартиру своих дружков? Ты об этом подумал?
    Л е о н о в. Нет, Женя, успокойся. Я видел глаза этого мальчика. Он не бандит. У него измученное лицо и славная улыбка. (Вздыхает). Хотя ты права, во всем этом есть что-то непонятное.   
    Е в г е н и я.  Да… И мне почему-то очень тревожно…(Пауза) Не могу объяснить, но чувствую, что здесь что-то есть…Не знаю…Ты уложил его в кабинете?
     Л е о н о в. Да, он принял душ, лег на раскладушке и мгновенно уснул. А на диване будет дремать дед Лёва. Из-за всего этого он решил домой не ехать, чтобы держать события под контролем. Он тоже в полном недоумении.
 
 Часы бьют полночь. В доме тишина. Слышен неровный шум дождя, по мокрым стеклам время от времени скользят желтые лучи проезжающих машин.
 
     Женя, ты очень устала. Ложись спать, а еще немного посижу, подумаю.               


К а р т и н а    в т о р а я

Раннее утро. Квартира Леоновых. Кабинет. Письменный стол, на столе телефон, рядом два кресла, книжные шкафы, часы на стене. Большое окно, шторы. Картины. У стены диван, рядом журнальный столик,  полка с книгами. На диване сидит Л е о н ов в кресле Е в г е н и я, в другом дед Л ё в а. Все молчат. Тишину нарушает дед  Лёва. У него в его руках паспорт Го ш и.
 

     Д е д  Л ё в а. Непонятнейшее дело! Паспорт, безусловно, не фальшивый.(Задумчиво). Да и парень на афериста не похож. Посмотри. ( Протягивает паспорт зятю)
       Л е о н о в (смотрит, листает паспорт). Всё абсолютно точно. Кстати, здесь указан адрес интерната. Нужно будет туда позвонить. (Передает паспорт жене). Взгляни и ты, Женя.
     Е в г е н и я (берет паспорт, рассматривает). Фотография, как видно, старая. На ней он еще совсем мальчик (Улыбается) И голова стриженая, как арбуз. (Пауза. Вздыхает). Как всё это понять? Что нам  делать??
     Л е о н о в. Да…Давайте вначале поговорим с ним самим.

          Поднимается, выходит из кабинета, тут же возвращается и садится.

Сейчас придут оба. (Недоуменно усмехается) …Два  Игоря Леонова…

       Проходит несколько минут. Входят -  первым  Г о ш а,  за ним И г о р ь.

     Г о ш а (робко) Здравствуйте! (Озирается). Вы меня звали?
     Л е о н о в.. Да, садись. (Указывает на стул у письменного стола).


    Г о ш а  садится  на кончик стула, И г о р ь - на диван рядом с отцом.

 
Гоша, расскажи нам о себе. Кто ты, как оказался в Уфе, как искал и как нас нашел. В общем, всё.
     Г о ш а ( кивает). Хорошо. (На миг задумывается). Вот вчера вы   спросили меня, кто я. Но ведь мой паспорт у вас. Я Леонов, Игорь Борисович. И всегда был им, сколько себя помню. (Пауза). А родителей своих я не знаю. Говорили, будто они меня потеряли, ищут и найти не могут.
    Д е д  Л ё в а. Так, так, интересно. И  кто же это тебе говорил?
    Г о ш а.  Кто? Наши воспитатели.
    Л е о н о в. Ну, а сам ты родителей искал?
    Г о ш а ( оживляясь). Конечно! Я писал в Киев, в милицию, три раза писал. Но ответа ни разу не получил.
    Д е д  Л ё в а. Вот как. А как же ты сейчас нас нашел?
   Г о ш а (застенчиво улыбается). Решил искать сам. И приехал, чтобы искать. (Долго молчит). В адресном бюро мне дали пять адресов разных Леоновых. Ну, я и стал ездить по этим адресам. Вот вчера с утра даже в Вышгород ездил. Там одинокая старушка, хотела оставить меня у себя, будто я её внук, но я отказался. И пришел к вам. Это последний адрес. Больше адресов у меня нет.  И всё…
    Л е о н о в. Понятно…И всё же. Как ты жил, на какие деньги? Да и  поездка  в  Киев – это же очень дорого! Как?
   Г о ш а (смущенно). Как? Собирал, экономил…(Улыбается). И еще вырезал  разные фигурки…а потом продавал их…на вокзале…
   Л е о н о в. Фигурки? Что за фигурки?
   Г о ш а. Из дерева…Показать вам? У меня еще две остались.
   Л е о н о в. Любопытно…Ну-ка, покажи.

Гоша вскакивает, выбегает из кабинета и  через минуту возвращается  со  своей  сумкой.  На полу рывком расстегивает застежку и извлекает обернутую в тряпочку небольшую статуэтку размером до 20 см. Это вздыбленный конь, его с усилием удерживает натянутой уздечкой  обнаженный атлет. Протягивает  Леонову.             
      Г о ш а. Вот.
    Л е о н о в ( берет,внимательно рассматривает). Поразительно! Ты что, сделал это сам?
    Г о ш а. Да. По фотографии в журнале. В жзизни, наверное, немного иначе. Конечно, если бы еще сбоку было показано…А так пришлось самому придумать (молчит). Это в Ленинграде, на каком-то мосту. Я название моста забыл, а скульптора имя как-то вроде Клод…или в этом роде.
    Л е о н о в. Верно, Клодт, Аничков мост. Но как ты сам…Тебя кто-нибудь учил?
    Г о ш а.  Нет, что вы! Наоборот, запрещали! Я выучился сам, тайно.
   Л е о н о в (протягивает статуэтку жене). Женя, посмотри, ведь это произведение искусства!  Просто невероятно!
    Е в г е н и я. (берет и рассматривает) Удивительно…И сколько же тебе платили за такие вещи?
    Г о ш а. Как когда….Немного.
  И г о р ь. Мама, дай-ка и мне (рассматривает, Гоше). Ну, брат, ты силен! Да за такую вещь иностранцы сто баксов дадут, да еще из рук вырвут. А ты сколько берешь? 
    Г о ш а. Кто сколько даст. Главное, чтобы на еду хватило.

                Пауза.

   Л е о н о в. (забирает из рук сына статуэтку, рассматривает ее со всех сторон, во всех ракурсах, и ставит на полку перед собою). Прелесть. Ну, ладно. Об этом мы еще поговорим, позже. А пока, Гоша, расскажи-ка нам всё, что ты помнишь из своего раннего детства.
   Г о ш а. Да почти ничего не помню. Вроде бы меня куда-то везли на самолете, сильно гудело и было страшно…(Задумывается). И еще помню, будто был я в каких-то больницах…Сначала в одной, потом в другой…Что за больницы и где - не знаю. А потом я жил в детском доме для малолеток, после еще в одном, долго, там учителя были хорошие, добрые. Ну а потом меня перевели в этот интернат, плохой, самый последний. Палата была на двенадцать человек, грязно было и холодно, и еще кормили плохо. Там я окончил семь классов и послали меня в ПТУ, чтобы выучить на слесаря-сварщика. Ну, а там в мою смену была авария, взорвался газ, и мне руку поранило, вот (показыает ладонь с пересекающим ее бугристым шрамом).  Тогда  перевели меня на переплетное дело. И я стал работать в типографии. Полтора года собирал деньги на билет до Киева, чтобы родителей искать. Вот и приехал. И всё..
    И г о р ь. Слушай, тезка, а почему тебя перевели в этот плохой интернат? Ты что, провинился?
    Г о ш а. Это из-за нового директора. Старый был добрый, он ушел на пенсию, а прислали нового, из милиции. Он был очень злой. Ему кто-то сказал, что я по ночам фигурки вырезаю, так он жутко рассвирепел. Нельзя, и всё. Ночью, кричит, должен спать! Чтобы днем лучше работать! А не заниматься всякой ерундой! А я его не послушал. Ночью, когда все спят, я уйду в уборную, запрусь в кабинке и всю ночь вырезаю. Мне это интересно, особенно, если выходит то, что задумал.. Днем ведь запрещают! А утром, правда, проснуться никак не могу. Ну и скандал! Как только найдут опилки или фигурки - так шум, крик, ведут меня к  директору - и в карцер на три дня. А там только вода и хлеб. И еще холод, даже одеяла не давали, голый матрац. А все мои фигурки нашли - и в печку. Очень обидно было (Долго молчит). Я оттуда два раза сбегал. В первый раз поймали, на автостанции. А во второй раз я прятался  почти два месяца. 
    И г о р ь. Что? Ты прятался? Где?
    Г о ш а.  На базаре, в сарайчике для мусора. Лето было, тепло.
    И г о р ь. Клёво! А что ты, извини, жрал?
   Г о ш а. (хмуро).Что! Воровал...в соседнем ларьке. А потом собака меня унюхала. А так бы ни за что не  нашли. Я там почти десять фигурок успел сделать, очень хороших. Отняли их и тоже спалили.
    Д е д  Л ё в а. А ну-ка, ну-ка!  И что же ты воровал?
   Г о ш а. Только хлеб. Ну и сгущенку. Там три ящика стояло, они и не замечали. Брал одну банку в день.Я теперь видеть ее не могу,сразу тошнит.
    Д е д  Л ё в а. И всё?
   Г о ш а. Всё. Один раз, правда, кусок колбасы нашел, они забыли.  И всё.
                Пауза
 
    Л е о н о в. Мда-а, понятно...И что же было дальше? 
   Г о ш а (хмуро). Я же сказал. Поймали меня и в карцер на десять дней. А потом судили за воровство. Прямо у нас в зале, показательный суд устроили. (Шмыгает носом). Дали мне год условно по малолетству. Там порядки были строгие.

                Пауза   

     Л е о н о в. Всё ясно. Вернее, ясно лишь то, что ничего не ясно. Так  мы и не выяснили, кто твои родители, как ты попал в Уфу, каким образом по документам ты полный двойник нашего сына…

     Гоша (встает). Вам за все спасибо. Но уже я и сам понимаю, что я не ваш сын. Так что сегодня я уйду. Буду искать работу. Может, и найду.
    Е в г е н и я (взволнованно). Гоша, куда же ты уйдешь?
    Г о ш а. Не знаю. Куда нибудь. Свет большой.
    Е в г е н и я.(решительно) Нет, Гоша, мы тебя не гоним, живи пока у нас. А мы решим, как быть дальше.
    Л е о н о в. ( с облегчением и  благодарностью смотрит на жену). Да, Гоша. Не спеши. Будем еще думать.(Смотрит на часы) Ого! Мне пора на работу. Сегодня понедельник, у меня амбулаторный прием (Поднимается).
    Д е д  Л ё в а (тоже встает). И я займусь этим  делом. Кое с кем посоветуюсь.




                Д  Е Й С Т В И Е    В Т ОР О Е


                К а р т и н а   п е р в а я   

             
Середина дня. Кабинет главного врача родильного дома № 2  Д о р о ф е е в а. Большое окно, цветы на подоконнике. Дорофеев сидит за столом, у стола кожаные кресла, под правой рукой столик с коммутатором, на столе телефонный аппарат. Приставной стол со стульями с обеих сторон. На стене полки с книгами. Телефонный звонок.

       Д о р о ф е е в (снимает трубку). Да? Пришел профессор Леонов?  Просите. (Поднимается и идет к двери).

                Входит  Леонов. Обнимаются.

Привет, Боря! Сколько лет, сколько зим! Что-то ты совсем пропал. Как живешь,  как дела?

                Усаживает  Леонова в кресло,  сам садится в другое.

Кофе будешь? Минутку ( встает, подходит к телефону и набирает две цифры). Наташа, нам два кофе.( Садится и  пристально смотрит на Леонова.). Что у тебя? Вижу, что чем-то расстроен. Случилось что-нибудь?
     Н а т а ш а. (Слышен голос) Сию минутку, Всеволод Николаевич.
      
      Уходит и через две минуты вносит на подносе две чашечки  кофе, ставит перед ними  и  уходит.

      Л е о н о в.  Ох, устал как пёс. Сегодня у меня был амбулаторный прием и, как назло, все сложные случаи. Ну да ладно, дело не в этом. (Пауза, пьет  кофе). Нужен твой совет. Понимаешь, вчера у нас произошла очень странная, просто невероятная история...У тебя курить можно? 
     Д о р о ф е е в. Кури. Я тоже, увы, курю.

                Оба  закуривают.

Я  тебя  слушаю.
   Л е о н о в. В общем, история такая. Вчера моему Игорю исполнилось восемнадцать. Пришли сокурсники по институту, сидели за столом,  говорили, смеялись, танцевали…
   Д о р о ф е е в ( перебивает). Что? Погоди, какому институту? Он что, уже студент?
    Л е о н о в ( улыбается). Да, первого курса.
   Д о р о ф е е в. Чёрт побери, ведь еще совсем недавно и мы с тобой  были на первом курсе…Бог  ты мой, неужели прошло столько лет?!
    Л е о н о в. Увы, двадцать с хвостиком.
   Д о р о ф е е в. Ёлки зеленые, а я как-то их и не заметил…Да…Так что было дальше?
   Л е о н о в. Ну вот. Было уже около одиннадцати, дождь льет, ветер, и тут в дверь вдруг звонок. Открываем. Стоит в двери паренек, одежда промокла, смотрит на нас, робко так улыбается и называет себя нашим якобы когда-то пропавшим сыном…Каково, а? И что при  этом самое непонятное - показывает паспорт, в котором с абсолютной точностью повторяются все данные нашего Игоря - имя, отчество, фамилия, дата рождения и даже место рождения - Киев! Говорит, что давно ищет своих родителей и вот, наконец, нашел. Как тебе такое?
     Д о р о ф е е в. Что? Невероятно…мистика какая-то. Или скорее, плохой детектив… Ну, а сам этот парень? Бандитского вида? Может, аферист, подосланный  кем-то? А паспорт не фальшивый? Ты смотрел?
     Б о р и с. В том-то и штука, что парень на афериста не похож, внушает доверие. Даже робкий какой-то. И паспорт у него не фальшивый, российский,  выдан в Уфе. Каково?
    Д о р о ф е е в. М-да…И сейчас он где, этот парень?
    Б о р и с. У меня дома. Понимаешь, жить-то ему негде, ночевал пять суток на вокзале, пока искал нас. Да, забыл еще сказать. Показал нам  вырезанные им из дерева статуэтки - скажу тебе, высокий класс. Произведения искусства, ей-богу. По его словам он их продавал и как-то жил на эти деньги. Вот такая странная история.
    Д о р о ф е е в. Действительно,  история странная.(Пауза). А чем я могу  тебе помочь?
   Л е о н о в. Понимаешь, Сева, моя просьба к тебе в следующем: поднять архивы за 1983 год и проверить, были ли четырнадцатого октября этого года зарегистрированы рождения двух мальчиков с одной и той же фамилией? И найти, конечно, сведения о роженице. Возможно ли такое? Могла ли быть ошибка? Или это бюрократическая  описка? Небрежность?
     Д о р о ф е е в (задумывается). Вряд ли…Тыняновский поручик Киже? Верится с трудом. Да и чего ради ? Ну и потом  -  кто-то же  ребенка взял, ведь его не бросили, не оставили в  роддоме, как иной раз  бывает в наши дни?  Да, сплошные загадки…
      Л е о н о в.  То-то и оно. У тебя есть какие-нибудь гипотезы?
     Д о р о ф е е в. Пока  нет…Действительно, если ребенок потерялся, то почему родители не забили тревогу? Не искали? Как такое возможно? И ведь кто-то его регистрировал, дал имя, отчество, фамилию…Кто, с какой целью? На случайность мало похоже. Тут что-то есть… но что? (Пауза). Ладно, Борис, я понял тебя. (Смотрит на часы). Только три часа, попытаемся. Сейчас же поручу поднять архивы за 1983-й год. (Встает, подходит к двери, приоткрывает, говорит в приемную). Наташа,  вызовите ко мне из отдела кадров Ольгу  Ивановну. (Садится, курит, задумчиво смотрит в окно).

                Стук в дверь.

Да, войдите!

                Входит Миронова..               
    
    М и р о н о в а. Здравствуйте! (Дорофееву). Вы меня  вызывали?
   Д о р о ф е е в. Да. Садитесь. Ольга Ивановна, тут такое дело. Нужно срочно, прямо сейчас, поднять в нашем архиве список наших рожениц за вторую половину 1983-го года и найти там Леонову Евгению Львовну.  Но вот что самое главное: нужно проверить, не было ли тогда же у нас еще одной роженицы с такой же фамилией? Задача вам понятна?
    М и р о н о в а. (удивленно). Да, Всеволод Николаевич, я конечно, проверю…Но в чем дело?
  Д о р о ф е е в. Потом я вам всё объясню.А сейчас приступайте.
   М и р о н о в а. Хорошо…Если только…
   Д о р о ф е е в.  Что - только?
  М и р о н о в а. Всеволод Николаевич, ведь у нас в девяносто восьмом  был пожар в архиве. Тогда вы у нас еще не работали. И часть дел сгорела (Думает). Не помню, как насчет восемьдесят третьего года, но я проверю. Я могу идти? 
   Д о р о  ф е е в. Пожалуйста. И сразу же мне звоните. Если меня не будет, то домой. Я жду.
   М и р о н о в а. Хорошо.
               
                Уходит.

    Д о р о ф е е в (Леонову) Ты вечером будешь дома? Я позвоню. А сейчас ты куда?
     Л е о н о в. Домой. Как-то, знаешь, душа не на месте. Всё думаю  и думаю, и ничего не приходит в голову.
    Д о р о ф е е в. Понимаю. Вызвать тебе мою машину?
  Л е о н о в. Спасибо, Сева, я немного пройдусь. Тут не далеко. (Поднимается). Ну, будь здоров. Еще увидимся.
   Д о р о ф е е в ( провожает до двери). Да, задал ты мне загадку! Если что-нибудь пряснится - звони. Ну, будь.

Левин уходит. Дорофеев возвращается за свой стол, садится в кресло и что-то пишет.





К а р т и н а   в т о р а я

Вечер. В окнах темно. Кабинет в квартире Леоновых. Стенные часы отбивают семь медных ударов. На диване сидят Ле о н о в   и  Е в г е н и я. В кресле сидит И г о р ь, в руках у него статуэтка Гоши.

     И г о р ь. Штучка  -   кайф! Я просто тащусь от нее.
    Л е о н о в. Игорь, на каком  языке ты говоришь? Что  это означает?
    И г о р ь. А что? Теперь все так говорят. Фигурка Гоши мне нравится.
     Л е о н о в. Вот так  бы и сказал.( Смотрит на часы). Семь. Ни деда Лёвы, ни звонка от Дорофеева.
    Е в г е н и я. Игорь, а где Гоша? Что он делает?
    И г о р ь. В кухне, что-то строгает.
  Е в г е н и я. Он хороший мальчик. В нем какая-то природная интеллигентность. Вот сегодня утром помог мне донести                сумку из магазина, сам вызвался со мною пойти. И вообще старается, даже картошку начистил.
     Л е о н ов. Прошли сутки, как он в нашем доме. А мы ничего о нем так и не узнали.
     И г о р ь. А мне он не мешает. Только он какой-то странный, ничего в нашей жизни не понимает, всему удивляется.
   Л е о н о в. Ничего удивительного. Ведь он рос совсем в другом мире.

                Телефонный звонок. Леонов бросается  к  аппарату.

Да! Это ты, Сева? И что? Просмотрели все архивы за восемьдесят третий год? Нашего Игоря нашли, а однофамильца нет? А что  еще? Ты запросил центральный архив? И что? Тоже ничего? ( Пауза) Спасибо, Сева. М-да, будем что-то думать. Хорошо, позвоню тебе, обязательно.
                Кладет трубку и садится на диван.

Одна  версия отпала.  А  других пока что-то не видно.

Тишина. Становится слышен  шум  дождя. По мокрым оконным стеклам  проползают косые красноватые отблески автомобильных фар.

Снова дождь, как вчера. И  дед Лёва  куда-то запропастился.
     Е в г е н и я. Он с самого утра уехал в прокуратуру, с кем-то решил посоветоваться. У него там еще остались старые знакомые.
    И г о р ь. Мне кажется, что у деда Лёвы что-то на  уме. Сегодня утром он был в хорошем настроении, брился и даже что-то мурлыкал себе под нос.
     Е в г е н и я. Уж если мой папа запел, то, уверена, у него на уме что-то есть.(Усмехается). При его голосе и полном отсутствии музыкального слуха это что-то значит. Я его хорошо знаю! Нужно подождать.
     Л е о н о в. Ничего другого нам не остается.

                Резкий телефонный звонок

    Е в г е н ия (вскрикивает). Это папа!
   И г о р ь. Дед!

                Леонов  бросается к телефону.

     Л е о н о в . Алло! Алло! Слушаю! Алло! Говорите! (Кладет трубку и садится за  письменный стол. Устало). Никого нет, гудок. Как видно, ошибка.

                Тут же снова  телефонный  звонок.  Снимает трубку.


Слушаю. Кто? Из Харькова?(Разочарованно). А-а, конечно, помню. Приедете в среду? Буду. Давайте на двенадцать. Хорошо. (Кладет трубку, жене). Это мой пациент.
     Е в г е н и я. Господи, никаких сил нет ждать. Но если он молчит, значит что-то нашел.
     Б о р и с. Дай-то Бог!
     И г о р ь. Пап, а у деда пейджера нет?
     Б о р и с. Нет. Он  не признает таких новшеств.   
     И г о р ь. И очень зря.

Напряженная тишина. В молчании проходит 30-40 секунд. Л е о н о в достает сигареты и  нервно закуривает.

      И г о р ь. Пап, а мне можно? Ведь я  иногда курю. В компании.
     Е в г е н и я. Тебе курить нельзя!
    Л е о н о в. Хм...ты уже взрослый. Конечно, курить тебе можно, но лучше не привыкать. Я рад бы не курить, да отвыкать мне уже поздно. Пытался, но…
 
Звонок (музыкальный) во входную  дверь. Все вскакивают. И г о р ь вылетает из комнаты. Слышен его крик: «Дед  пришел!»  Еще через минуту в кабинет входит дед Л ё в а   Все взгляды устремлены на него.

    Д е д  Л ё в а. Добрый вечер, дорогие. (Устало усаживается в кресло у стола.) Именно добрый. Всё вполне прояснилось. Сидите и слушайте. (Пауза). Будут неожиданности. Ну, как? Готовы? Вы, конечно, помните нашего дирижера Богдана Дороша.
   И г о р ь. Я не помню.
  Д е д  Л ё в а ( не обращая внимания на слова Игоря). Помните? И, возможно, помните его отца - Родиона Дороша, знаменитого  скульптора?
  Л е о н о в. О-о, как же! Богдана прекрасно помню. И хорошо помню его жену…Они были дважды у меня на приеме после рождения ребенка. У нее был послеродовой психоз…Но какое это имеет отношение к…
   Д е д  Л ё в а. Имеет. И самое прямое.            
   Е в г е н и я. О, Боже!
   Д е д   Л ё в а.  И, конечно, хорошо помните, что творилось в Киеве   в дни Чернобыльской катастрофы В мае восемьдесят шестого. Помните? Паника, переполох, слухи и страх, всеобщая расстерянность, разъяренные толпы  на вокзалах и в аэропортах, штурм билетных касс, драки, ругань…Помните?
    Е в г е н и я. Да…конечно…Но при чем здесь…
    Л е о н о в.  (бледнея). Господи, я, кажется, уже догадываюсь…И что же?
  Д е д  Л ё в а. И наверное вы не забыли, как мы - вернее я, через прокуратуру  республики - у меня тогда еще там  были хорошие связи -  не без труда достал для нашего Игоря (смотрит на Игоря) - для тебя, Игорь, тебе было три с половиной года, - место на самолете, которым поспешно вывозили из Киева детей высшей партийной номенклатуры. Помните?
   Л е о н о в. Да...Очень  хорошо помню…И что Игорь как раз заболел, скарлатина, температура под сорок…Помню,что Дорош сидел у меня в кабинете, он был очень расстроен, потому что жене стало хуже и он пришел посоветоваться…Я тоже был расстроен и сказал, что хотел было отправить сына из Киева, а он неожиданно серьезно заболел, и Дорош…
    Е в г е н ия (взволнованно). И что? Что Дорош...?
  Л е о н о в. Он так робко спросил меня - а нельзя ли на освободившееся место поместить его ребенка? Я этого не знал. И тут же сразу позвонил вам, Лев Иванович. Вы обещали узнать и перезвонить через полчаса. Дорош сидел как на иголках. Он был взволнован, побледнел, мы ждали вашего звонка. И через двадцать минут вы позвонили, что договорились. Но действовать нужно было срочно И тогда Дорош за полчаса до вылета успел отвезти сына в аэропорт, в Борисполь…
     Е в г е н и я. О, Боже...И что же?
  Д е д  Л ё в а. А то, что в суматохе Дорош то ли не успел переоформить документы на своего сына, то ли в этой кутерьме их затеряли. В те дни всё могло быть…И ребенок Дороша, тоже, кстати, Родион, как его дед, улетел по документам нашего Игоря. Вот, собственно, и вся разгадка.
     Е в г е н и я. Но….я не понимаю…Неужели родители его не искали? Почему?
     Д е д  Л ё в а. Конечно, искали! Неоднократно запрашивали Уфу. Но не нашли.(Пауза). Дело в том, что ребенок Дороша в пути чем-то заболел и его прямо с самолета отравили в инфекционную больницу. А оттуда с осложнением перевели в другую. И следы  его затерялись. Кроме того он всюду числился как Игорь Леонов, а искали-то Родиона Дороша двух с половиной лет, моложе нашего Игоря на год.  Ну а потом…
    Л ео н о в. Что потом?
    Д е д  Л ё в а. А потом…Ну, после больницы его куда? Ясное дело - в детский дом. Вот и вся разгадка.

                Пауза

     Е в г е  н и я. А Дорош ? Его жена? Сейчас они где?
     Д е д  Л ё в а. Это я тоже выяснил. Богдан Дорош разбился в  девяносто первом в автомобильной катастрофе, а жена его умерла  раньше, в восемьдесят восьмом.
    Е в г е н и я (плачет). Какой ужас…трагедия…
    И г о р ь. Нарочно не придумаешь. Дед, а как же ты всё это выяснил?
    Д е д  Л ё в а (хмыкает) Старые знакомства, друзья…Дали запросы, подяли архивы. Кто-то что-то вспомнил, кто-то подсказал…В общем, помогли установить истину. И всё подтвердилось. Кстати, помните? -все Дороши были рыжеватые и черноглазые. Ну, а наш Гоша? Такой же. 
                Пауза

   Л е о н о в. (хрипло). Нужно позвать Гошу…Игорь, пойди за ним.

И г о р ь  выходит. Пауза.  Входят И г о р ь  и  Г о ш а . Он в клеенчатом переднике, в руках держит  начатую деревянную статуэтку.

      Г о ш а. Вы меня звали? (Вытирает руки о передник  и улыбается). Это я сейчас фигурку вырезал. Собака на охоте, осталось еще немножко.
     Л е о н о в. Потом,  Гоша,  это всё потом.  Садись  и  выслушай  нас…


                К а р т и н а    т р е т ь я
               
Те же, в том же кабинете. Г о ш а  сидит неподвижно, глаза его широко раскрыты.

    Г о ш а (растерянно). Что же мне теперь делать? (Пауза) Кто же я? Ведь я всегда считал себя Игорем Леоновым…А выходит, что я совсем другой человек... Что же мне теперь делать?
  Л е о н о в. Гоша, выслушай меня. Конечно, нам понятно твое состояние. Мы и сами растерялись, поверь. Но ты не торопись.(Пауза). Конечно, ты можешь вернуть себе свое настоящее имя, фамилию, день рождения. Это твое законное право. И мы готовы тебе в этом помогать. (Пауза) Прости, я закурю, я очень волнуюсь.(Закуривает). Но для переформления всех твоих документов тебе придется собрать очень много разных документов - и здесь, в наших архивах, и там, в архивах Башкирии, найти свидетельства очевидцев, запрашивать детские дома, детские больницы, интернаты, искать оставшиеся следы…Ты понимаешь трудность этого?
     Г о ш а.  Догадываюсь...…
   Д е д  Л ё в а. Это всё так, но еще не всё. Тебе придется переформлять все твои  документы на новое имя. А делается это через суды, и уйдет на это очень много времени, возможно, несколько лет.Уж это я хорошо знаю, поверь.
   Л е о н о в. Гоша, пойми, у тебя талант. Ты в своего деда Родиона, ведь он тоже был скульптором. Тебе необходимо учиться. И не терять впустую драгоценного времени. (Пауза). Но если ты захочешь остаться Игорем Леоновым, то станешь нашим вторым сыном. Я это обещаю. И знай - мы твоя семья, отныне у тебя есть родители и брат.
     Д е д  Л ё в а. И дед.
                Пауза. Гоша молчит.
    Л е о н о в. Нет, нет, не пугайся, этим ты не предашь память твоих  родителей. Ты отыщешь их могилы, найдешь всё, что о них написано и что помнят люди, ты будешь их верным  сыном…
                Пауза
Да, Гоша. Чернобыльская трагедия своими черными крыльями накрыла сотни, тысячи, возможно, миллионы людей. И ты, Гоша, попал в черную тень этих крыьев. Теперь тебе нужно освоиться со всем тем, что на тебя свалилось. Это нелегко, понимаю. Поэтому не торопись и всё обдумай. А мы будем рядом с тобою.
 
           Гоша  поднимается  и  подходит к окну.  Льет дождь. За окном темень.

   Г о ш а ( безнадежно). Так что мне делать? Что? Кто мне  даст совет?
         
                З А Н А В Е С