Чёмор. ч

Александр Гринёв
Не люблю реанимационных  палат. В них неуютно и одиноко, как в бескрайней степи глубокой осенью, где на уставшей, плотной почве торчат остями  остатки  жизней благоуханных трав  и  под неприятный шум остывшего ветра  печальное малиновое светило опускается в бездну серого небосклона.

Голубой глаз монитора  обыденно отслеживал движения сердца. Аритмично частил  пульс, пытаясь опередить всполохи кривой кардиограммы.
Газовые разряды бактерицидных ламп приостановили время...
  Старик открыл глаза, бледные губы дрогнули.
- Ты, знаешь?   А у смерти коса сзади.
От затылка   её голого черепа спускается она длинной колетой, свитой из мириады тонких  нитей  прожитых жизней.
Представляешь, Она жива  погибелью душ,  отправленных в Царство Вечности,- старческие веки затрепетали.
 - Обидно…  я не могу  помочь себе. Ни деньгами, ни способностями, я и заплакать-то не в силах
Он посмотрел мне в глаза  и  ту же отвел взгляд,  устыдившись  отсутствия живого блеска  в своих .
- Почему-то, теперь, вспоминается прожитое,- промолвил он, и начал  рассказ.

.



Меня пригласили в купеческий дом,  пообещав хороших денег.
Несчастный не вставал с постели второй месяц. Врачи отказывались  помочь, ссылаясь на бессилие медицины.
Я понял сразу, лишь вошёл:  недуг его  неизлечим и жить ему не более полугода.
И  вот, с получасу  беседы,  пациент повернулся на бок, и  улыбнулся на мою неожиданную шутку.
- Слышишь,- обратился он, к стоящей у кровати  женщине,- вот, как жить надо!- и рассмеялся в голос.
  Старушка  вытирала  слезы, и с удивлением смотрела на меня.
Старик же, не переставая смеяться, приподнялся в постели и, удобно присев в подушках, оторопел.
- Мне не больно,- удивленно промолвил он и встал с кровати.
- Проводи голубушка  до окна,- попросил   жену.
Осторожно ступая, они  двинулись в ближнюю комнату.

- Спасибо, доктор,- сын, протянул  деньги,- когда второй сеанс? - с надеждою спросил он.
- Второго сеанса, как в прочем и следующих, не будет, -  ответил я.
- Как не будет, доктор? – раздался голос пациента.
Он застал меня врасплох.  Я рассчитывал выйти из дома, не оповестив его, что более не вернусь  никогда.
 - Ясно,- прохрипел старик и рухнул на пол.
     Мы уложили тяжелое тело в кровать. Щеки его запали, губы превратились в тонкую синюю нитку. На руках проступили напряженные  вены, желавшие взорваться и выплеснуть  нездоровую кровь наружу.


Я покинул купеческие хоромы, удивляясь своим неожиданно-открывшимся способностям,  не понимая произошедшего, что  удручало меня  необычайно.
   У дверей  моего дома,  мой же лакей  неожиданно объявил, что барина нет, и  придется подождать.
Савелий удивленно глядел на меня, часто крестился и задрожав, упал в обморок.
Я и сам был на грани помешательства от странного  чувства,  не покидавшего меня с момента, как я оставил дом богатого купца, так неожиданно выздоровевшего и тут же, умершего на моих глазах.
Сюртук  теперь казался мне великим, и  воротник с галстуком, почему-то не обнимал шеи, как прежде.
И только котелок не вызывал  неудобства.
В зеркале я увидел лицо и стройную фигуру, знакомого мне  человека лет двадцати пяти, необычайно походившего на меня. И теперь, сам, едва устоял на ногах.
 Мне пришлось долго отхаживать слугу,  объяснять, кто я есть на самом деле.
Убедив, наконец, что никакая нечистая сила не помутила его разума, а происшедшее было лишь видением и, теперь, он проснулся.
Все сбывшееся, как-то само собою, уложилось в моей голове, не оставив никаких вопросов, будто и не случилось ничего замечательного, а все именно так и должно было быть.
Мы спешно собрали вещи и к утру покинули  город,  дабы никогда более не вернуться.


                ***

Семи дней назад поздним вечером  в прихожей меня встретил бледный Савелий,  кивнул  в сторону  кабинета,  боязливо распахнул  дверь и указал  на неведомого гостя.
Великолепного сложения мужчина  в черном костюме и широкополой шляпе восседал в кресле, нисколько не смущаясь.
Я же ощутил  себя совершенно чужим в своей комнате.

Тонкие  губы визитёра в подобии улыбки, иссиня-белая кожа, без единой морщинки казалась прозрачной.
Узкие глаза с веками без ресниц вспыхнули геенно, зрачки растянулись по-кошачьи и замерли, пожирая  моё естество

Я почувствовал себя пылинкой, ничтожностью, пустым местом…

В   изящных пальцах посетителя блеснул, качнулся   маятником и  в свете догорающей  свечи упал к ногам  моим  медальон.
 Медальон  моей матери!?

Я хорошо помню тот день: в последние минуты долгого прощания наш барин положил его рядом с  рукой покойной, прикрыв  шелком.

Гость поднялся из кресла: медленно падающий головной убор  увлек за собой  клубок  свитых в косу волос, и незнакомец исчез в последнем всполохе  погасшей свечи.


***


Моя мать ушла в Мир Иной совсем молодой.
Рассказывали,  жила она со старухой рядом с имением, и никто не знал, когда они появились, и откуда пришли.
Одинокий барин  приветил  красавицу-сироту у себя в имении, когда старуха исчезла странно.
А через год появился я.
Неожиданная смерть матери была столь же загадочна, как и исчезновение старицы. 
А вскоре, и барин, отправился в Царство Тьмы, угорев в бане.
  В те годы, я  встречался  с матерью во снах: она  целовала мои руки и шептала что-то    напряженно и страстно, проводила рукой  по голове и, слегка оттолкнув меня, пропадала,  возвращаясь   следующей  ночью с тем же.

                ****


Запряженный  двойкой лошадей, разбитый  временем тарантас, уносил меня в неизвестность внезапно открывшейся новой жизни.
За окном мелькали темные силуэты деревьев, а на востоке, тяжелое сиреневое небо, нежно подсвеченное первыми лучами восходящего солнца,   явилось  продолжением  моей бесконечной дороги. 
И вот,  уж не вижу я и горизонта,  и необъятный простор поглотил  мое существо.... 

К полудню мы приблизились к селенью.
Совершенно непримечательное, с десятком дворов, под лучами палящего солнца, оно разглядывало меня мелкими оконцами ветхих изб.
И то ли не хотело нашей встречи, или же наоборот, скрывало желание оставить меня при себе  навсегда. 
На почтовом стане перекладных не оказалось, и мы не знали когда  сможем ехать.

Старое, неухоженное кладбище,  привлекло  внимание. Покосившиеся, почерневшие от времени кресты, грустно склонялись над старыми могильными холмами, и ни единой дорожки, или тропинки.
Разглядывая даты на могилах,  я,  к удивлению,  отметил множество захоронений, свершенных в  один год.
Тут же была ветхая часовенка и, лишь  я проник  в помещение,   обратившись  взором  к  Местной иконе,  пламя  свечи у святого лика дрогнуло и угасло.
Тонкие струйки дыма затрепетали  в неподвижном воздухе, разлетелись в разные стороны, как на ветру.
Ветхая входная дверь заскрипела натужно, растворив  выход.  Я  вышел спешно, в неприятном ощущении чьего-то присутствия, таким странным способом не одобрившего  моего  пребыванием в святом месте.
Невидимый  взгляд преследовал меня,  пока я значительно не удалился от святилища…

Так  и не сменив лошадей, мы заночевали  на  дворе почтовой станции, с такими же невезучими путниками.
Собравшись ночью у костра, взялись мы рассказывать всякие небылицы и случаи из жизней. Тогда я и услышал историю, что поведал древний старик.

Случилось это за несколько лет до освобождения крестьян.
В разных селениях появлялась  старуха  с белокурой девочкой, лет двенадцати.
И ничего в них не было примечательного, кроме странной шляпы скрывающей лицо и прическу старицы.
Заходила они лишь  в дома, где имелся больной люд.
Ребенок,  по наущению  старухи подходил к болезному, шептал что-то, брал недужливого  за руки и, отсидев положенное время,  исцелял вдруг.
Не задерживаясь, они шли к следующему селению  не возвращаясь  где побывали однажды..
И никто не связывал этот срок ни с появлением старухи, ни с необычным излечением страждущих.
Слава о старухе с ребенком  бежала наперед, их  ждали, и привечали в каждом селении.
К совершеннолетию девушки, женщины расположились на краю обнищавшего  имения, вселившись в ветхую лачугу, и перестали ходить к людям. А через год и вовсе, старуха исгинула, оставив в одиночестве семнадцатилетнюю красавицу.
Девушку приветил у себя одинокий помещик, влюбившись в неё без ума.
Вскоре девица родила  мальчика и, прожив до его семилетия, была найдена мертвой в лесу на берегу Черного озера. Тело её не имело признаков тлена и в гробу, она выглядела живою  во сне.
Барин, несмотря на увещевания, похоронил красавицу лишь на девятый день, и не отходил  от гроба ни на минуту. А в скорее и сам сгинул.
Народ шептался о «нечистом», ставил свечи в старенькой часовне, ночами  иной раз, с пьяных глаз, иль как,  видел молодую красавицу в белом у старой избы на краю имения.

А вскоре, грянула реформа и народ,  вдруг, забыл и старуху, и красавицу, и барина.


***


Шевельнулась штора, скрипнула дверь, рассказчик смолк на мгновение. Легкий румянец  окрасил впалые щёки. Монитор кардиографа неожиданно отбил правильный ритм, пациент вздохнул глубоко  и продолжил.

К семнадцати годам, я, совершенно не образованный, но обученный чтению и счету, покинул захиревшее имение и, в уездном городишке  прибился к мелкой купеческой лавке, где вышел в приказчики  при хозяине, души не чаявшим в единственной дочери.

Фенька, лет двадцати,  уже месяц преследовала меня везде.
 Вот и  сегодня, к вечеру, запёрлась в лабаз,   прикрыв дверь на засов .
Некрасивая, с мясистым носом, увенчанным противной бородавкой,  лаптастыми губами и злыми, наглыми, зелеными глазами, усевшись на мешке с кедровыми шишками,   неприятно хрустно шелушила орехи  мелкими зубами, и  мерзко плевала,  пытаясь попасть в меня.
Я ненавидел эту толстую образину, но при встрече, всякий раз улыбался и кланялся, как полноправной хозяйке.
Замуж  её  никто не брал.
Отец,  не особо богатый,  рассчитывал на прибыльного  жениха.
Засланным сватам с доходом равным своему, отказывал, а те, кто победнее, и сами не смели посетить его.
 Злость уж переполняла меня.
Внезапно я почувствовал объятие  девичьих рук, и сырые, шершавые от ореховой шелухи губы, заелозили  по шее, добираясь до уха.
Фенька сопела, повизгивала, дрожала, прижималась ко мне, страстно  желая  вселиться в мое тело!  Я же терпел и с отвращением  представлял, как  она вот-вот  захрюкает.
Девка, раззадорилась не на шутку: крепкими руками, ухватилась за ворот рубахи, и  неожиданно разорвала холстину, обнажив меня по пояс!
Неприятно-влажные, толстые пальцы пробежали по телу,   она прижалась противными губами к моим!.. Я оттолкнул её в порыве гнева!
Фенька  перелетела через мешок, упала на спину,  забилась в судорогах.
Не глядя,   перескочив через тело,  я побежал незнамо куда.
 Страхом  охваченный, видел я трясущееся  холодцом пышное Фенькино тело, закатные глаза в синюшном блеске  белков  и, трепещущие,  в ореховой шелухе  толстые губы.

Видение пропало вмиг: я споткнулся, неожиданно погрузившись в воду: течение реки подхватило тело и медленно понесло, освежая прохладой.
Уставшее солнце    моргало последними  лучами  на волнистой глади, а то, вдруг, бежало зайчиками  по течению и звало  наперегонки.
Поздно вечером, у  обрыва реки, меня нашел помощник.
-Хозяин с ног сбился, тебя ищить, выгнать грозилси коли немедля тебя не найду.
- А  Фенька?- спросил я.
- А чё, Фенька, в падучей бьетси, как всегда, нынче ж месяц кончатся, вот и трясёть  лихоманка .


Хозяин в сердцах хлестанул меня вожжами и велел войти в дом, где через открытую дверь  я увидел лежащую на кровати его дочь.
В насквозь промокшей рубашке с деревянной ложкой во рту, её трясло, как вечером в лабазе. 
Чуть дрожащие веки прикрывали закатившиеся  глаза, пылающие  болезненным блеском, изо рта истекала розовая пена, раздавались судорожные стоны, теперь  перешедшие в визг.
Тело затряслось, забилось в частых судорогах, сотрясая кровать, ложка вывалилась  изо рта,  брызнула кровь.
Я бросился к Феньке  и,  совершенно не осознавая, схватил её  кисть, сжал сильно  и замер.
- Ложку, ложку в рот  меж зубов вставляй!- закричал, отец.
 Девушка неожиданно выгнулась дугой, вскрикнула и  вытянулась струной.
Изо рта тонкой струйкой  кровь, а у ворота рубахи отвратительный кусок мяса.
- Откусила язык,- простонал отец и оттолкнул мою руку.
И тут  же -  судороги вновь!
Но  стоило мне прикоснуться, как лихоманка  внезапно прекратилась.
Хозяин удивленно глянул на меня, а я, теперь, боялся убрать свою руку.
И тогда, подчиняясь неведомой подсказке,  взял её за оба предплечья...

Отец долго не отпускал меня от постели дочери. А та, второй час, спокойно спала с удивительно приятной улыбкой.
Ни на второй, ни на третий месяц  падучая не посетила  Феньку.
Теперь, немая, она не заходила в лабаз и избегала любой встречи со мной.
А я, вдруг, понял  почему теперь, во снах, ко мне перестала приходить мать и целовать мои руки.
               
               

Лабаз  опостылел.
Мне часто виделась бьющаяся  в судорогах Фенька и скачущий по мешкам её откушенный язык.
Теперь, испросив  у хозяина расчета, я   шел неведомо  куда, лишь бы по-дале от этого места.
и, выйдя к берегу реки, вдруг, споткнулся,  упал навзничь…
Странное ощущение легкости, а   не боли посетило  сознание.
Передо мной стояла моя мать с распростертыми руками и  губами алыми в улыбке.
Чудесный свет вокруг и мы в  безмолвии  беседовали молча.
Я голоса её не слышал, но понимал о чем мне ведала она.
И так, за краткий миг нечаянного беспамятства,  я получил и знания, и умение излечивать страждущих, и облегчать  участь безнадежно больных.
Теперь, мне совершенно не нужно  испрашивать их историй, осматривать, выслушивать; я видел пред собой всё и на всё был способен.

Весть о моих способностях  разлетелась в местечках.
За краткий срок я приобрёл  немалый капитал,  купил дом, где практиковал за хорошую плату от пациентов, не жалевших денег за возвращенное здоровье.
Вскоре, я перебрался в другую губернию, затем  далее, где к своему сорокалетию затмил своим искусством всех колдунов, костоправов и исцелителей.

***

Я давно не  виделся со своей матерью и редко вспоминал последнюю встречу, когда она явилась вновь, печальная и настороженная.
В глазах её ни  лучезарного  света, как и   доброй улыбки, с коей она встречала меня ранее.
Показывая  пустые ладошки, странно вытягивая подбородок, она обращала  внимание на грациозную шею и тем предупреждала  о чем-то.
Я понял её позже,  в один миг, лишь  взял в руки  так неожиданно переданный мне страшным гостем медальон.
А перед тем, в доме умершего купца, Чёмор, авансом,  одарил меня неожиданной молодостью и новыми способностями, обязав  стать  проводником  в его  делах.
Теперь, отвергнув мою мать, как добрую спутницу  в полезных этому мире делах, дьявол, не заключая никаких договоров, обязал  отбирать людские  души,  при этом, прибавляя  мне молодых лет.
От чего он выбрал меня я не ведал и не мог придумать каких либо причин, однако, всё чаще вспоминал старуху при матери, так неожиданно покинувшую её .


                Сменив лошадей лишь к обеду, мы покинули деревеньку. И вот, вдыхая  степную свежесть, под палящим солнцем, не спеша двигались к другому яму. Савелий подгонял лошадей, смешно причмокивал, а то,  покрикивая, щелкал удилами,  поторапливая двойку.



                ****


Ночь темным шелком занавесив небосвод, коснулась лунным светом струн гитары. Божественной мелодией излилось полнолунье.

- Цзи-и–н-нь! – на изломе вскрикнула струна.

И, я  проснулся.
Почему  гитара? Я  и в руках  никогда её не держал, и припомнить не мог, сколь струн на ней? Семь или шесть? И что за мелодия?  И от чего струна вдруг лопнула?

- Ну, что, сыграем? – раздался голос.
К моим ногам упала колода карт, мудрёно рассыпавшись, как игрокам раздали.
Чертовщина! Голос, карты, гитара… 

На стене тенью бьётся ветка клена.
Страх, мертвенно-бледным светом пронизывает, слабостью разливается по телу и вот, я перестал видеть.
Хотя, что можно увидеть в темноте: разве чёрта?!
Я уж не чувствую себя,  по-иному осязаю   мир. И это естественно, и правильно, от чего  стыдно  за  прошлые чувства, коими  был так ущербно наделён.
И вот уж вокруг  нет ничего!
Лишь незримая точка, что и есть «Я», и  всепоглощающий безбрежный простор Вселенной …



                ****

Я потерялся во времени и совершенно не мог определить сколько верст мы проехали.
Савелий, обернувшись ко мне, указал рукой: «Буря идет, барин».

Горизонт, закрашенный  черным,  малиновые всполохи сквозь плотную завесь туч и их неминуемое приближение.
Вот и солнце, набросив черную накидку, растворилось в адском цвете идущего ненастья.
Воздух задрожал от близких громовых раскатов, завибрировал в ярких вспышках   близких молний и замер на мгновение, дабы тут же разразиться адским гласом.
Рвануло, полыхнуло разом!
И  уж  нет ничего вокруг, только яркое пятно, слепящее больно глаза и дикий треск, повергший в страшное небытие. Неведомая сила подхватила, закружила, понесла…


Дивной лазурью  смотрится   небо, и так оно глубоко, что  и себя не ощущаешь. Ты, есть пылинка, плывущая в безбрежном океане, атом, затерявшейся в бездонье.
Вон, жаворонок высоко, а вот ворона пролетела и, вроде, по лицу крылом задела, и вот и во второй, и в третий раз! Я отмахнулся, в надежде ухватить злодейку и услышал свое имя.
- Барин, Петр Ляксеич,- тряс меня Савелий, -  живы ли?!
Грязное лицо в слезах, в комьях грязи  борода.
 Я огляделся. Тело мое в грязной луже и стоило лишь повести головой, как я чуть не захлебнулся густой жижей.
Савелий, ухватившись  за сюртук, потащил меня по безбрежной  хляби. Я попытался встать и вновь потерял сознание.


Очнулся   на палатях, длинная шерсть тулупа неприятно щекотала нос, запах овчины и кислого кваса возбудил дыхание, я закашлялся.
- Ожили, барин,- лохматый Савелий поднес ковш с водой, 0 ох, напужали Вы, меня, Пётр Ляксеич, думалось, Богу душу отдадите.
Он часто крестился, глядя на икону, а я, понять не мог, кто из Всемогущих не позволил мне оказаться на Том Свете.
- Трое суток в беспамятсве, ужо и не чаял живого увидеть, - причитал Савелий, вытирая рукавом слезы, - как прихватила лихоманка, до сего часа и дыхания Вашего не  слышал, и к сердцу  ухо прилаживал - молчит, только, что тело теплое, -  а так, хоть на погост..
И зашелся в рыданиях мой верный друг, раскиселился  барышней . Руку мою к груди прижимает и слез не стыдится.


К полудню я был полон сил.
Утратив в непогоде всё, и оставшись при документах,  и нескольких рублях бумажных денег, я решил сию минуту продолжить путешествие.
К утру следующего дня мы въехали в уездный городишко, и  расположились в приличной гостинице, где мое «состояние» позволяло прожить лишь пару суток.
Я нуждался в деньгах и  знал, как можно их добыть.
С помощью добрых гостиничных служителей,  выяснив кто в городе был лучшим из врачей, я отправился к нему с посещением .


В апартаментах городского эскулапа приняли меня неохотно.
Видимо  мой  вид не давал повода к поживе, и доктор   долгим  отсутствием  предполагал избавиться от неугодного пациента.
Наконец, пригласил в кабинет и объявил приличную сумму, предупредив, что уплатить придется загодя.
Пожилой, с седыми, длинными, как стрелы  усами, он  нервно постукивал пальцами о столешницу, ожидая увидеть означенную сумму.

- У меня  к вам деловое  предложение,- начал  я.

Старик удивленно глянул поверх очков, онемев от эдакой  «жалобы».

- В вашей практике, верно,  имеется случай с неизлечимым больным, чьи родственники готовы  пожертвовать состояние  ради выздоровления  близкого человека. Я готов помочь, поделившись с вами разумным процентом.

- Я, не лечу психических болезней, - промолвил нервно старичок, презрительно фыркнув.  Встал из-за стола,  давая  понять -  консультация окончена.

- Напрасно. Однако, не понизив    ставки,  я смогу к этому  дать   совет по избавлению вас  от  старого геморроя,  воспаления простаты и болезни  поджелудочной железы, которую вы принимаете за расстройства печени, а так же, укажу активные места  с помощью коих, позволительно будет избавиться  вам  и  от поясничных болей, а не лечить почечные колики.

Усы эскулапа вмиг обвисли,  утратив  кавалеристость.
Глаза  округлились странно, рот приоткрылся, и нос заострился от удивления. Он  вернул в  кресло свой зад, суетливо перебирая тощими пальцами носовой платок.

- Как это возможно? Кто вы?

Тощие веки его сморгнули, глаза стеклянно  замерли, а тонкие губы шевелились безмолвно.
Я подал ему стакан с водой. Старик, не отрываясь, осушил его и безвольно промолвил: - я согласен.
Посещение было назначено к вечеру.



К заходу солнца мы встретились у кованных ворот великолепного строения и были приняты тут же.
Шикарные апартаменты, слуги в ливреях, богатое убранство великолепного дома, неожиданно пробудили страстное  желание взять отсюда больших денег, а то, и разорить это великолепие громадной суммой, в коей мне явно не откажут.

Я взалкал, возжелал впервые в жизни, и теперь, всё более проникаясь  мерзким чувством, не узнавал себя. Нервничал, и не мог осознать, почему столь низкое желание овладело сознанием.
Никогда, никогда  ранее не было и мысли об обогащении. Я жалел страждущего, переживал, болел с ним и, предвидев час его ухода, словно умирал,  а возродившись, страдал   от жуткой немочи, и при этом, радовался за вернувшееся к пациенту здоровье.
Да, я брал деньги, но никогда не обозначал сумму.
Мой дар окрылял, я чувствовал своё предназначение и никогда не отказывал  бедным, исцеляя недужливых за признательный поклон, молитву,  обычную благодарность.
И теперь же,  ничем  не мог оправдаться, разве, недавним падением с неба в мерзкую слякоть.

Хозяйке эскулап  представил меня профессором из Петербурга, от чего  стало неловко, ведь я  едва выглядел на тридцать лет.
Глаза её, красивые  и светлые, обрамленные черными ресницами, смотрели без  всякой  надежды.

- Мы уже не надеемся ни на что, но и никак не можем свыкнуться  с предстоящей утратой, и если вам, профессор, удастся хотя бы облегчить состояние мужа, я буду благодарна  несказанно.

Красивое лицо  не выражало эмоций. Либо  женщина ожесточилась душой в бесплодной борьбе с недугом близкого, или же  умело скрывала свои чувства.

Мы вошли к больному.
Худое, желтое лицо,  застывшее маской страдания и боли, тонкие руки, пальцы, лишенные здоровой полноты, замерли на груди.
Крылья носа трепетали в частом дыхании, на щеках малиновые пятна – все признаки скорого ухода.
Я испросил позволения остаться наедине со страждущим. Ему оставалось жить несколько часов.

Тлен ощущался вокруг.
Тонкая, едва видимая нитка ауры трепетала прерываясь, меняла цвет и форму. Стоило мне приблизиться к больному, и я ощутил его состояние с момента заболевания и одновременно увидел его смерть, вычислив её до секунды.
Понятная мне картина болезни позволяла остановить процесс,   приблизившись к последней точке отсчета, и сдвинуть её до последнего предела, длинною лишь в один год.
Я не в силах был  преодолеть этот рубеж, и с недавних пор мог лишь  сокращать его по своему усмотрению.
Передо мной, в  бескрайнем пространстве, медленно  вращались глаза пациента, и я понимал их до последней клетки,  ощущая все виденное ими в  одно мгновение.
И теперь стоило лишь прикоснуться к умирающему,  в местах  мне известных.

Глубокий вдох: малиновые пятна сменились  румянцем, морщины на лице разгладились, веки затрепетали и, выдохнув, больной открыл глаза.
Запавшие щеки обрели упругий вид, теперь уже влажные глаза с удивлением разглядывали меня, а  ожившие тонкие губы  затрепетали в желании задать вопрос.
Я приказал ему спать и вышел к очаровательной хозяйке.

Она встретила меня холодным взглядом, всё же  расценив мое пребывание,   желанием  лишь  взять денег за ненужное посещение.

Я ощущал страдания прекрасной дамы от неминуемой кончины близкого ей человека.
В доме были готовы к печальному исходу, но  боялись в этом признаться.
Я сел в кресло и тут же заметил в  глазах  её  изумление,  а глянув в зеркало,   в отражении увидел  своего двойника лет пятидесяти от роду.

Внезапно открылась дверь комнаты: мужчина в длинной ночной рубашке  с удивлением разглядывал  собравшихся.
Дама  вскрикнула и  потеряла сознание.
Мой подельник, как слепленный из  воска, замер с открытым ртом.


Сильною женщиной хозяйка оказалась: и пяти секунд в беспамятстве не была. Лёгкою походкой к мужу приблизилась, за руки взяла,  целует, слезами их умывает.
Удалились они в покои, а эскулап мой слова вымолвить не может: пялится на дверь и, вдруг, креститься взялся. Шепчет непонятное, головой кивает, как болван китайский.
А  я, лицо ладонью прикрываю и в зеркало глянуть боюсь, поворотился все же, а в отражении  вновь я молод, и красивее стал. Теперь, уж  поднес доктору  склянку с нашатырем: вдохнул он, закашлялся, слезы градом, платок прикладывает, и вдруг задрожал телом, как  припадочный.
А вскоре  хозяева  вышли.
Её глаза в свете свечей искрятся   огнями бенгальскими, и столько счастья в них.  Я и не видывал ранее глаз таких. Он же, совершенно спокоен, но чувствую: невдомёк ему…
- Как  можно так, доктор, - обратилась ко мне красавица,- одним присутствием, без порошков и микстур,  касанием  рук, избавить от сквернейшего недуга? Вы, верно, добрый колдун? - А сама в глаза мне смотрит, не моргая, как в душу заглядывает.
    Вот уж где, и есть, взгляд колдовской! От глаз её, чувствую, в безумство впадаю, растворяюсь в сиянии их, и уж голова закружилась,  и такое чувство во мне проснулось, такая дьявольская мысль промелькнула, от чего  и стыдно стало: а ведь...    и моею с нынешнего дня стать могла,  красавица.

И, не думая, рекомендации скороговоркой вещаю, а слова сами льются и неведомо мне, что далее скажу. И уж  сказал вроде всё, а тараторю ненужное и  боюсь ляпнуть лишнего.
Остановился, а  глянуть на красавицу не смею. Отвожу глаза, как ребенок стеснительный. Так и откланялся, не приблизившись, не поцеловав руки, лишь предупредил, что завтра к полудню буду.


И вот, иду в одиночестве, стучат каблуки по мостовой, а ног под собой не чую, глянул вперед: темная аллея   полной луной, сиреневое небо, моргает миллионами звезд, рассматривает меня, и от того неприятно стало, будто голым  перед небесами предстал. И теперь видит Вселенная все червоточины мои, осуждает за мысли и помыслы, супротив моей воли нечестью навязанные, и ветерок  листвой шелестит осуждающе.
И так мне на душе тяжко стало, так закручинился, хоть вой! Захотелось бросить всё, отказаться от дара навязанного, и бежать, куда и самому не ведомо.
Так и шел, незнамо сколько до гостиницы, и лишь в комнату вошел, упал на кровать тюфяком, забылся во сне.


Проснулся   поздно: слабостью разбит, что старик древний.  Встать не могу, валюсь чурбаном. Комната переворачивается, кружит обстановку.
Вот уж и кровать вторая рядом, и не пойму на какой я из них.
Стульев  с десяток, у стола  хороводят.  Не разобрать, куда ступить можно и  с потолка не свалиться.
Окна чёрными дырами смотрят, и дверь хохочет безмолвно. Тянусь  к ней, за ручку ухватить пытаюсь, а она изгибается и дразнит меня ею.
Хочу глаза закрыть, дабы чертовщины этой не видеть, а не могу: глаз-то  у меня нет!
Зеркало рядом проплыло, пастью серебряной глянуло, и не отражает ничего…
Очнулся я в карете. Старик-доктор бормочет что-то, в глаза мне заглядывает.
У дома пациента только и пришел в себя.


На улице тополя-великаны листвой шелестят, лучи солнечные в них паутиной путаются и аромат - как в раю оказался.
На крыльце хозяйка: улыбается, руки протягивает, шагнула вперед и столько в ней стати, величия: царица, богиня!
Приветствую  хозяйку, извинился, что в дом пройти не могу, извинился и во второй раз, отказав в объяснении сего поступка и, получив  свои деньги, покинул это место, дабы не вернуться более  никогда.



Необычное,  чувство не давало  покоя. Прежде, я не понимал любви и даже  насмехался над страдальцами и возвеличивателями переживаний этих,  был совершенно холоден ко всему  женскому и не представлял их  в своей жизни, не нуждался,  и более того: здоровые особи меня раздражали.

Образ  матери согревал, и никто не мог затмить его в этом мире.
И так, ни единожды не поцеловав, ни обняв, ни вдохнув  аромата женского  тела,  я прожил все эти годы, объясняя женское  присутствие, лишь необходимостью продолжения рода.

Внешность молодой хозяйки преследовала  меня. Я различал цвет её глаз, трепет губ в красивой улыбке, аромат чудного водопада черных волос, видел изящные пальцы, слышал музыку её голоса,  ощущал тепло  тела. Мне казалось, я не могу существовать без неё, и   готов  молиться на него, словно на икону.
И так, рассуждая, я задремал.

Проснулся  от громкого храпа.
Ночь прохладной  свежестью веет, звезды в чёрном бархате  небосвода плещутся, а Савелий на облучке, бормочет пьяно и храпит безбожно, свежесть степную перегаром  отравляет!
Толкнул   в сердцах друга своего:   свалился он мешком, чертыхнулся, креститься взялся неистово,  кланяться, да и  ткнулся лбом о колесо. Крякнул, усевшись в дорожную пыль, и уставился на меня изумленно.
- Прости барин, Петр Ляксеич, прости, батюшка, черт попутал, видать лишку взял. Не рассчитал, малость.
Но, уж больно вкусна «ежевичная», зараза!
Не упредил Елисей, что крепка она! Сунул четверть, в благодарность, мол,  хозяйка жалует.
А оно вона, как вышло, не настойкой оказалась. Но вкусна, стервь!

Я готов был отхлестать прохвоста, не упомяни он хозяйку: тут и злоба прошла, и вновь к её образу вернувшись, грустно стало.
- Не гневись, Петр Ляксеич, доберемся скоро до жилища какого, переночуем,  а поутру и в путь. Щас, огонек где примечу,  там и будем.

Не прошло и получаса, наткнулись мы на светлую мазанку.
Окошко блестит от  звезд небесных, а с ними и месяц рогатый   любопытный.
 Занавеска  шевельнулась. Кони фыркнули, затрясли мордами, суетно ногами перебирая, глазищами заблестели.
Савелий не церемонясь по стеклу застучал, на двери засов брякнул: в двери старуха показалась
- Заходи батюшко,- приглашает, вроде ждала, старая, гостей.
- А ты, анчутка,  в повозке переспишь,- указала Савелию,- да, и четверть у порога поставь.
На меня взглянула, улыбнулась тонкими губами, дряблые щеки задрожали, глаза щёлками, носом повела, принюхиваясь.


Вошел я в  темные сенцы  и чувствую на плече тяжесть колючую.
Вздрогнул, холодом повеяло жутким, тут и дверь в горницу отворилась. Ослепило светом ярко, ароматом дивным повеяло.
Смотрю: предо мной девица в тонкой рубашке батистовой, косу белую пальцами точеными перебирает, улыбается, руки  ко мне протянула, приблизилась, обняла и в губы поцеловала.
Закружилась голова, ноги ватные,  а  душа затрепетала и вот, уж себя не ощущаю: растворился  в благости сладостной…
Чувствую кожу бархатную, дышу ароматом медовым, в волосах льняных путаюсь, а  глаза открыл,  предо мной старуха, лицо в скверной улыбке морщит.
Зашлась  хохотом ведьма, колючками в спину вцепилась, тащит к своей груди костлявой,
и вот, уж сил  нет, и не сладить с ней, а  она трясет меня ..
- Барин, барин.
Глаза открыл, Савелий за плечо  теребит.
- Проснись, Петр Ляксеич, ось сломалась. До деревни пару верст пешком идти придется.


Славный вечер.
С пригорка в далёко степь бежит, края земли не разглядеть. Колышется   травами  высокими – как дышит,  моргает цветочным раем, щебетом птичьим речь ведет. Зорькой вечерней улыбается,  небесами  голубыми прикрывшись, что  девица платком шелковым. 
И не надышаться ароматом, не наглядеться картиной дивной.
   Вот и  деревенька с  полусотней  дворов,  усадьба в зеленом саду.
Поодаль, банька дымит, И кажется мне, березовыми дровами она топится. И таким  духом  повеяло, что уж  в пару себя представил с веником дубовым.
Рядом амбулатория  в крепкой избе, здесь и помощи испросить решил.

Чистые сенцы, каморка под аптеку, дверь в комнатку приоткрыта; заглянул.
За столом невзрачный мужичок в белом халате из блюдца чай откушивает.
Кот рыжий о ногу трется, вот уж на задние лапы встал, лапкой по коленке мужику стучит аккуратно и в глаза заглядывает.
- Доброго здравия, вам, - поздоровался я.
Мужичок и не шелохнулся, громко чаю отхлебнул, отозвался пискляво:
- Нетуть приема, к завтрему приходи, не пожжей обеду. Нынче на профилактике я - крякнул слегка, щипчиками откусил кроху сахарную, закинул  мелочь в рот и зачмокал сладко губами.

- Позвольте представиться …, - не обращая на сказанное, отрекомендовался я…
-Ох, дохтур, а я-то, со слепу за больного вас принял, - засуетился, очки круглые к лицу приложил, крошки со стола стряхнул.
- Вы проходите. Парашка, стулу гостю дорогому! Прибор к чаю справь, да, самовар поставь заново! – крикнул в открытое окно и, приблизившись, протянул руку.
  Невысокого роста, худой,  лицо в морщинах.  Сквозь толстые стекла  смотрит, улыбается глупо, а в глазах столько подобострастия…
- Степан Фомич Ляликов, фельдшер,- представился эскулап.
- Здесь, в глуши человека образованного и не ждешь, и не ведаешь, встретишь ли, а уж доктора и вовсе. В последний раз-то, лет пять тому, по зиме, заезжал к нам Аркадий Львович Собак, доктор земский, душа человек, надо сказать!  Так, приехали  на санях одноместных! Шикарные сани! Полозья не кремлевы, с березы. С боков-то скобы медныя, а с зади тесьма с кистями. Хоть и красивы санки, да мелковаты.
   На завтра, к обеду, собрали   ему в дорогу, чего Бог послал, да не уложить всю провизию!  Пока маялись, завертка с оглобли и лопнула. Ох, беда.
Да, кузнец наш, рукодельник-мастер, скоро и  поправил. Довольные, Александр Львович, остались, обещались к лету, да, видать  забыли.

-Так, и у меня беда с повозкой, - прервал я фельдшера, - ось лопнула.
- Да- а, конфуз неприятный,- озадачился Фомич, - кузнец-то наш, намедни представился.
«Антонов огонь»: сгорел в трое суток, упокой его душу грешную…
В Портовке кузнец имеется, верст пятнадцать будет.  Не тужите, пошлем, суток за двое справится.




Вот и вечер прохладой повеял. Берёзы  к земле кланяются, трепещут листами легко  - шепчутся. Солнце устало из-за рощицы глянуло, ко сну лучи собирает.
Глупая курица квохчет, бисерный глаз  таращит, цыплят кличет, а те горохом по двору, пищат глупые и от сытости  к мамке  не идут.
Серый кот, на тын взобравшись, жмурит хитро глаз зеленый, да на воробушков  злыдень поглядывает, а тем и невдомек:  полощут перья в пыли, чирикают весело, друг перед дружкой кавалерятся.
Тут,  сорока белым боком повернувшись, на крышу уселась и вот солому теребить: клювом тянет, лапками упирается, хвост кверху. Да нет, и не солому вовсе! Ухватила что-то воровка, сверкнула вещица  в последнем лучике солнечном. Взмахнула, картавая крылами, и не узнать уж, что спрятано  было.

За огорожей  топот раздался.
Внеслась во двор  тройка чалая, карета заскрипела. Встали кони в клубах пыли, сурово глянули, ноздри раздувая, заржали недовольно, фыркнули, мордами затрясли.
Из кареты давишний пациент мой выходит, руки протягивает, а на самом  лица нет.
Шагом быстрым приблизился, скороговоркой твердит однообразно: «Пётр Алексеевич, беда, беда!»
Слезы в глазах, и столь  в них печали горькой.
- Едем, сию же минуту, едем, не мешкая! Мария Ивановна при смерти.
   И брызнули слезы из очей, потекли по скулам, а он, не стыдясь, не утираясь, глянул на меня и забился в рыданиях горьких. Упал на колени, склонил голову низко и твердит одно, умоляет.
Неловко мне стало. А тут и Леликов столбом каменным застыл.
Веками хлопает глупо, рот, что ворота открытые.

Да, вдруг, и дошло до меня о ком речь, и сам  еле на ногах устоял.
Вот бы, где и опереться на что! Обмякли ноги, не чувствую их, холодом повеяло, и в жару летнюю, так морозно стало! Зуб на зуб не попадает, и понять себя не могу и осознать,  сказанное.
И вот, вмиг узрел комнату, где страждущая на ложе  возлегает.
Бледное лицо чертами заострилось, губы синие, глазницы глубокие, кожа тонкая, что пергамент воском напитанный, напряглась и вот-вот лопнет! Сам и вскрикнул!
Предводителя поднять теперь пытаюсь, тут и Фомич нас поддерживать взялся, а что делать и не знает.
 Вот, так, как пьяных ухватил, а куда вести, иль усадить где, и не ведает.
Понятно, с человеком знатности такой и не говаривал упреж, а тут, вот и за руку взять пришлось.
Савелий, невесть откуда взявшийся, дверцу кареты отворил,  усадили нас,   чурбанов недвижимых.

Щелкнул  кнут  пронзительно, сорвалась карета, как сотней  запряженная и вот, несемся в сумерках по дороге наезженной.
Возница хлещет  коней немилостиво, прикрикивает, вожжами  подшевеливает. Фонари  с кареты тусклый свет по обочине льют: дорога под нами в движении  и кажется -  назад   двигаемся.
Попутчик мой в горе-печали: то зальется слезами горькими, а то причитает, да молится.
А мне и не жаль его. Ощущаю неприязнь  и ни успокоить его не желаю, ни заговорить.
Вот, так неожиданно  понял:  ревную, и к человеку, дурного мне не сделавшего, отвращение  чувствую.
Любовь, что открылась неожиданно, с ревностью в обнимку взялась меня мучить.
 Сам себя не узнаю. Никогда  худого   не желал никому, а теперь не понять, что сделалось.
Чувствую: не выдержу, невмоготу рядом быть, одним воздухом дышать, иль его вытолкну, либо сам  на ходу в ночь...
За что мне испытание такое?  И не пожаловаться никому,  не исповедоваться,  и к Богу не обратиться.
И так, проклиная себя,  сгорая от ненависти к человеку её не заслужившего, мы,  наконец,  остановились у знакомого  дома.
В предрассветных сумерках  прохлада и аромат  утренний проснувшийся отрезвили  и  невыносимо стыдно от недавних мыслей и желаний, развратно    сознание томивших.

Меня провели в покои и оставили наедине с больной.
И лишь  приблизился я к ложу,  черные локоны её, в мгновение свились в мелкие косицы и, расползаясь змеями, шумно упали на пол.
К ногам моим,  покачиваясь, катилась  широкополая шляпа.
Я не ощущал тела, не осязал  себя, душа   теперь не мне  принадлежала,
и видел я Всё разом, и слышал  колдовской голос  демонического оргАна.
Музыка наполняла пространство, восхищая мелодичностью и  вдруг, всклокотав гневно, обрушилась, сотрясая  сущность.
Теперь, я есть та, меньшая из толики    демонически  восставших звуков, беснующихся в   чёртовой фуге,  в миг разметавшей  мир на атомы …

Луч солнечный  пронзил пространство, пылинки в нём кружились медленно, теряясь на границе  с  черной бездной.
И вот, предо мной прекрасное лицо в румянце алом, обласканное нежностью рассвета,  и губы в лучезарнейшей улыбке.  Ресницы влажные трепещут  нежно, и две прозрачные слезы от влаги той  родившись, застыли вдруг  и обратились в жемчуг.
Я возложил ей руки  на чело и медленно, в сатанинском  восторге, без сожаления провел их к подбородку.

                ***
               
                Кривая кардиограммы  обратилась в ровный луч, однотонно загудел зуммер. Старик выдохнул шумно …
                Я потянул простынь к его лицу, намереваясь прикрыть, как и полагается в таких        случаях, но вдруг, редкие ресницы его  затрепетали, и глаза, открывшись на  мгновение, сверкнули адовым огнем …