Не успели покончить с букварём – а уж на наши бедные головы:
I. РУССКИЙ ЯЗЫК
II. ЛИТЕРАТУРА
III. МАТЕМАТИКА
IV. ИСТОРИЯ
V. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
VI. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (РИСОВАНИЕ)
VII. ПЕНИЕ (МУЗЫКА)
VIII. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
IX. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
При этом – никакого тебе выбора. Так что несложно будет вспомнить, представить и выбрать.
1. Для начала уточним насчёт выбора. По крайней мере в городах раньше была кое-какая «демократия». О каком это мы предмете?
2. И в городе, и в селе можно было услышать: «Смотрите – овцы! А вон, повыше - ещё!» - «Сами вы овцы, - скажет тот, кто повнимательней. – Не видите?» На каком уроке можно всё это увидеть?
3. Из чего строили сени? Каков идеал первых пионеров? Что такое канонада и кто такой рекрут? Чем закончилась наша первая тихоокеанская война? Где не надо прятаться от грозы? Как получать пятёрки, чуть-чуть зная и ничего не умея? Всё можно было узнать на этом уроке.
4. «Разве у нас ботаника?» - мог бы спросить иной ученик, получив задание. В самом деле: ботанику в начальных классах не изучают –не то что этот предмет, требующий искать нечто похожее.
5. Анатомию изучают вообще «под занавес». Но почему-то изучение этого предмета начинают рассказом о губах – точнее, о том, как губами шлёпают.
6. Если кто из бывших учеников чем-то похож на геолога… Пусть даже на металлурга! Разве учитель, преподающий этот предмет, не похвалится перед нынешними учениками? Пусть берут пример.
7. А этот предмет, как ни один другой, затрагивает проблемы транспорта и транспортировки.
8. «Никто из вас не сидел в тюрьме?» - спросил преподаватель этого предмета. Мальчишки в ответ засмеялись. Между тем вопрос был не праздный, а предпраздничный. Кто-то готовился показать на сцене последний день подпольщиков-молодогвардейцев – хотелось правдоподобия.
9. «Опять про фашистов!» – возмущались, помнится, четвероклассники. Насчёт «фашистов», конечно, загнули. Но можно понять: россияне, обогатившие этот предмет, почему-то были забыты.
10. «У него – всё больше война, - говорил на уроке учитель. – А вот у этого всякие ведьмы, чёрты». Не спрашиваем – у кого: скажите, на каком уроке.
11. Было время – ездили заготавливать ветки на корм скоту. А преподаватель этого предмета рассказывал – в соответствии с программой – об их использовании в другой сфере, и с места звучали вопросы, вгонявшие девочек в краску.
12. Представляете: учитель спрашивает, кто дежурный, все ли в классе. И как будто никого не знает…. Вроде и придраться не к чему, но от его вопросов душа в пятках. Что за урок?
13. « У меня все старые», - отвечал не слишком старательный ученик, когда его стали стращать грядущими невзгодами. «Сам-то ты какой?!» - в сердцах сказал учитель под смех девчонок. На каком это уроке?
ОТВЕТЫ
1. Об иностранном языке (можно было выбрать немецкий, английский или французский).
2. На истории (на исторической карте – половцы и литовцы).
3. На пении (где умение петь не обязательно; из песен черпали информацию о многом – например, о крейсере «Варяг»).
4. Русский язык (приходится искать корень).
5. Литературы (начинается с устного народного творчества, а уста, как известно, губы).
6. Физическую культуру (речь о спортсменах, добывающих «золото, серебро и бронзу»).
7. Математика (сколько задач на эти темы!)
8. Трудового обучения (речь об изготовлении декораций).
9. Пение (изучали биографии композиторов Моцарта и Бетховена).
10. Рисование (речь о картинах разных художников).
11. Истории (в рассказах о «старорежимных» школах всегда упоминаются телесные наказания).
12. Иностранный язык (легко ли на нём ответить на самые простые вопросы?)
13. На физической культуре (в армии – важнейший предмет). http://www.proza.ru/2015/10/22/1146