Один день из жизни старшеклассницы

Анна Чистякова
Как обычно я проснулась от голоса мамы и шума телевизора. Утром еще темно, и поэтому остается ощущение ночи, хочется продолжить сон. Снилось опять что-то необыкновенное! Будто я на балу начала девятнадцатого века любуюсь на светскую элиту: дам в красивых платьях, мужчин, кажущихся благородными. Наверное, это из-за того, что вечером читала «Войну и мир».
 
Проснувшись, я увидела в одной из утренних передач примерно такую же картину, всё так же, и элита такая же, как и была два столетия назад, только более современная, во всех смыслах этого слова. Вот только что передавали, как один бизнесмен заявил: «Когда я стану президентом, мы будем жить хорошо!». Он собрался баллотироваться, но на такие слова приходят мысли о том, кого же он имел ввиду под словом «мы». Конечно же себя, своих «партнеров». 

Сейчас в том же новостном выпуске обсуждали новое изобретение, но я не успела посмотреть, пора бежать в школу.
Приятно идти по свежему хрустящему снегу. Скоро весна, всё начнет таять, вот уже не чувствуется зимнего мороза. Время очень стремительно уносит нас в будущее. Странно. Почему мне показалось, что ничего в этом мире не меняется? Ведь столько всего нового! Открытия, изобретения… не успеваешь следить за всем этим, а тем более изучать, осваивать. Да, скорее всего, меняется уклад жизни, её скорость, а человек остается прежним. Как же тогда у нас получится успешно учиться, развиваться, жить, если количество информации, которую нам необходимо освоить, постоянно растёт, а методы её понимания, в целом, не меняются? Например: иду я сейчас на учёбу, первый урок – история. Нас предупредили, что будет контрольная работа  и нужно к ней подготовиться, но я не успела прочитать все параграфы, потому что задали еще кучу всего изучать, делать, к тому же на самообразование времени остается мало. Ах, если бы я могла читать с большой скоростью, и не просто читать, а еще и запоминать, вникать в суть написанного! Жаль, что в школе обучение чтению, счету у нас закончилось в 4 классе. Ни разу к этой теме больше не вернувшись, мы очень мало совершенствуем эти навыки. Людям необходимо меняться вместе со сменой техники. Правда, не знаю, что же делать с её влиянием на экологию и на…
 - Привет. Я так не выспалась, всю ночь новинки кино смотрела, - перебила мои внутренние рассуждения одноклассница.  – Да еще и с Любкой по телефону болтали. Мы с ней вчерашний случай обсуждали, жаль, тебя не было, но я сейчас расскажу. Представляешь, наш Костик, не дождавшись звонка с литературы и никак не с кем не общаясь, демонстративно собрал вещи и вышел из класса, Вадим, конечно же, последовал за ним. Михаил Александрович спросил у Алика, что с ними случилось, а он только руками развёл.
Хм…  -  задумалась я и обратилась к Нике, - и что же вы обсуждали? У Кости, может, проблемы какие-то?
 - Нет. Мы вспоминали, как Михаила Алексеевича передёрнуло! Он так разволновался, что забыл всё, о чем говорил, - я очень удивилась таким словам.
 - И что же было дальше?
 - Ну дальше Алик попросил выйти, чтобы догнать их и узнать, что происходит. Уже к концу урока вернулся и сказал, что они есть захотели и сидели в столовой. Михаил Александрович спросил, почему он-то так долго, а Алик ответил, что тоже покушал: «А что? Случай же удобный подвернулся!» , - тут раздался непродолжительный смех Ники, - Да, с кем поведешься, как говорят!
 - А ведь Алик такой добродушный, и не ведётся обычно на Костино поведение, по сравнению с Вадимом.
 - Ой, какая разница, смешная картина с учителем была! – Ника еще что-то хотела сказать, но прозвенел звонок. Хотя почему «но»? Лучше уж «слава Богу!» Потому что всякого можно ожидать от Ники, это её жизнь, как она считает: чужая музыка, компьютерные игры, кино, магазины… Единственное, что не виртуально – это местные разборки, сплетни. В это все она погружается полностью. И самое странное, она ни над чем не рассуждает. Если фильм пустой, то даже в нем можно найти  эту бессмыслицу и подумать о целях показа такого кино. Или наши школьные проблемы: она увидела лишь то, над чем посмеяться, и не пытается посмотреть на событие с других сторон. Ладно, если бы что-то серьезное у Кости случилось, а ради получения удовольствия от сытости желудка, он способен поставить человека в неловкую ситуацию, этим оскорбить его, нахамить. А что, если бы это был не поход в столовую, а, например, добывание денег? И Костя был бы не мальчиком, а каким-нибудь управляющим? И на что он будет готов пойти ради «куша»? Взятка? Грабеж? Убийство? Он даже сейчас уже готов порвать любого в конкурентной борьбе за «блага». Для таких, как он, это «естественный отбор».  И Вадим тоже хорош: поступил так же. И не потому что он хотел есть, а просто за компанию. Это точно! Вадим всегда был таким. Если что-то идет не так, как бы ему хотелось, он тут же ищет виноватых, несмотря на своё участие в данном деле. Костя в такой ситуации добивается того, что желает, а Вадим опускает руки в надежде, что всё свершится само собой. Он просто боится предпринять что-то без одобрения окружающих, которых он считает «крутыми перцами», как Костю. С одной стороны, что в этом может быть плохого?  А опасность в том, что когда те окружающие будут «одобрять»  нехорошее дело или такой поступок, который Вадиму совершить тяжело из-за воспитания и хоть каких-то убеждений, то его внутренняя борьба завершится победой окружающих. Их мнение для него дороже. Вадим уже думал о профессии, говорил, выучится на юриста. Представляю себе такого адвоката, который боится отстоять свою точку зрения. Он откажется от неё, даже если эта мысль объективно является справедливой. И вследствие этого, могут пострадать невинные люди. Здесь - то же самое. Влияние друга оказало больше воздействия, чем… совесть. Совесть…
 
Интересно, Алик же и не собирался идти к ним. Конечно,  он никогда не бросит друзей в трудную минуту, но минута здесь была очень легкая, он всё равно пошел. Зачем? У Алика очень хорошие отношения с Михаилом Александровичем, он, стало быть, не хотел обидеть учителя и пошёл за парнями, чтобы наоборот исправить положение, вернуть их. В итоге, сам наелся. Почему? Влияние Кости здесь не причем. Алик имеет своё мнение, готов даже драться за него, особенно когда аргументов недостает. Сколько раз они так «спорили» с тем же Костей. Неужели желание, инстинкт обеспечения энергии пересилил его уважение к учителю? Никогда Алик не делал посторонним плохо. Ему никогда этого не хотелось даже. Но его принцип: «бери от жизни всё», который он всем повторяет, мешает ему творить добро людям. Недавно услышала по телевизору фразу: «Живи так, будто это твой последний день». Или что-то подобное. Скорее всего, Алик её тоже услышал. И еще многие молодые люди, молодые девушки. Вот они и делают разные глупости, или вещи, которым сейчас не время. И в правду, судя по такой психологии: зачем учиться, лечиться, радоваться новому и пытаться проявлять свои таланты и способности, стремиться к цели, если в голове постоянная мысль: жизни в будущем не будет. И потом такие, как Алик, да и Ника тоже, которые по природе своей желают всем добра и счастья, вдруг становятся эгоистами. Ладно, эти трое, а Ника не обратила внимания на чувства учителя, главное, что ей смешно и хорошо. Она же все время смотрит глупые передачи, американские комедии, где пропагандируют именно такое поведение. Ей кажется это нормальным. Замечу, что при всём этом, она неплохо учится. Многие учителя её хвалят, так как она очень много знает фактов по всем предметам, способов решения задач, книги все читает по программе. Очень редко она получает плохие отметки за самостоятельные работы. Постоянно Ника жалуется, что по геометрии нам дали задачу, которую мы не проходили, а по обществознанию эссе на тему, которой не было в учебнике. Удивляется, почему учителя требуют, чтобы она что-то придумывала. Еще, помню, был один случай: в том году по биологии мы проходили теорию Дарвина.  Она с такой легкостью отвечала на все вопросы, знала все этапы эволюции, периоды  развития Земли. А в этом году по истории мы, изучая становление первобытного общества, затронули тему эволюции. Мария Анатольевна (учитель истории) задала ей вопрос на эту тему, а Ника не смогла ответить. И не потому что подзабыла факты, а потому что искренне думала, что эволюция человека в истории другая, нежели в биологии.  По какой причине она так решила? Не понятно. Но подобным образом рассуждают многие, особенно молодые люди. Скоро большинство выпускников поступит в институты, потом закончит его, получит образование высшее, а уровень соображения так и останется… средним. Такие люди, как Ника, очень доверчивые просто. Нет, доверие к людям – это безусловно обыкновенная вещь. Но кроме доверия к человеку, нужно еще и разбираться, что он тебе говорит. Сопоставить со своими суждениями, опираясь на здравый смысл, и дальше уже определить для себя: прав человек? Доверять его словам? А если бездумно принимать всё, что вокруг оглашается, то можно и себя-то потерять. Подчиняться чужой воле, при этом считая, что ты индивидуальность, и даже подчиняя себе других: нижестоящих по статусу, а по сути, таких же, как ты сам. Если попадется человек «ниже в карьере», но он будет осознавать, что угнетать ближнего нельзя, то попытка им командовать  в своих интересах будет неудачная. И этот «бездумный командир» заробеет перед ним. Конечно, тот осознающий человек не воспользуется своим положением.

Но на Земле есть и такие, которые готовы ради своей цели овладеть мыслями и волей того бездумного, не трепеща ни перед кем.  На такого похож Костя, так же как и Вадим на Нику. Но различие в том, что и «исполнители», и «командующие» могут владеть своими инстинктами, отказаться от них, когда это нужно. Они очень уважительно относятся к знаниям, образованию. А Вадим и Костя не хотят в себе развивать никакие таланты или хотя бы просто хорошо учиться. Подобное в этих людях – только отношения друг с другом. Такая параллель взаимоотношений проходит между Никой и Любой. Ника всё время слушает её мнение, что бы та не говорила. Например: Ника всегда действует Любиным советам, особенно по внешнему виду. А Люба «из хороших намерений» говорит ей носить вещи, которые не идут, стричься так же нелепо и совершать соответственные поступки. Наверное, это потому что Люба не очень уверена в себе, хотя позиционирует себя иначе, и хочет на фоне Ники выглядеть симпатичнее и умнее. Бывало, скажет Люба Нике, что какое-нибудь домашнее задание спрашивать не будут. И Ника получает плохую оценку. И так во всем: с кем дружить, куда ходить, как общаться и прочее. Заметно, что Люба делает это из желания лучшего для себя, а не для подруги. Ведь сколько раз она предавала Веронику! Подставляла её, когда нужно вину свалить за свои деяния. Вобщем, Люба такой человек, который может совершить (или заставить кого-то совершить) подлость ради собственной выгоды. Она не будет в открытую бороться, как Костя, ей легче помешать победить другому. Очень часто она говорила нам, что не любит участвовать в общем, коллективном деле. А почему? Потому что там нужно поддерживать друг друга, а ей лишь бы своё Я показать, не заботясь ни о каком деле. А есть ли среди взрослых такие люди? Я с ними не знакома. Но если рассудить, что люди одной страны – это коллектив… (это же общество?) И общее дело для всех, по крайней мере, в наше время: жить так, чтобы тебе  и твоей семье было хорошо. То помогая друг другу, работая слажено, ставя личным интересом успех всего общества, счастье и спокойствие коллектива, люди бы не становились подлыми, не убивали и не причиняли бы другие несчастья друг другу. И подняв нравственность, взяв ответственность на себя, каждый достиг бы и личного успеха, не угнетая окружающих, а наоборот. 

И почему мир не идеален? Почему вместо стремления к достижению высоких целей, люди воюют за территорию, захватывают ресурсы? Или еще хуже, уничтожают целые народы. Например, у индейцев была богатейшая культура. Помимо оставшихся памятников, у них были и другие плоды цивилизации. А европейцы уничтожили их до единиц. Как же у них это получилось? Нет, только горячим оружием не обошлось.

Помню, по истории нам рассказывали о холодной войне между Советским Союзом и США. В чем она выражалась? Вот интересно, многие молодые люди и взрослые отравляются алкоголем, табаком, некоторые и другими наркотиками. Зачем они это делают? Откуда взялось мнение:  «пить  в меру» это нормально? Ведь все равно здоровье портится. Да и слово «пить» здесь не подходит, потому что яд всегда отравляет. И это «в меру» может перерасти в отравление «без меры», а по сути и то, и другое – отсутствие трезвости. Только это не болезнь, это выбор человека. Может, ему навязали этот выбор? Может, это и есть холодная война? Жертв даже больше, чем на поле боя. А ГМО-продукты, быстрое питание, синтетика? Здесь тоже очевидно, что кто-то старается отнять здоровье у народа, а еще и заработать на этом. Этот способ легче, чем выращивать качественную продукцию и внедрять её в культуру.

Вообще, что только человек не придумает, чтобы заработать денег. Мои родители каждый месяц оплачивают кредит. Они будут это делать еще 16 лет. А все из-за процентов. Кто придумал эту кредитную систему? Почему стоимость  услуг, оказываемых банком, зависит от того, какую сумму человек взял? Это должна быть одна цена для всех, мне кажется. Наверное, кто-то хитрый зарабатывает таким вымогательством процентов. У нас в классе многие ребята поступят на экономистов. Они, наверняка, будут делать так же. У нас в стране много образованных, грамотных профессионалов в этой сфере, но они не стараются избежать кризиса или инфляции, установить справедливые зарплаты.  А может быть, с помощью финансовой системы, тоже осуществляется управление. Так много людей, затянутых кредитами. И они всю жизнь могут работать только на его погашение. И всю жизнь думать, что делают правильно, что все идет как надо. Им внушили, что это такая жизнь и следует с ней смириться. 

Такие ценности специально навязываются для того, чтобы люди потребляли больше, чем им необходимо. Или чтобы не задумывались ни над чем, а только развлекались и работали, работали и развлекались. И даже тем, кто задумывается, предоставляют такую информацию, чтобы он сам и не понял, что исследует, например, как теория относительности. Еще загружают большим количеством разнообразных фактов, не связанных между собой, что уже невозможно найти причины и следствия. Даже когда по новостям показывали: там теракт, там убийство, там насилие и даже самое безобидное (как губернатор сажает цветочки  в детском садике) после всего этого звучит нелепо. Люди постоянно живут в страхе, что на каждом углу сидит маньяк. И как же нам спасаться? «А тут все очень просто,» - говорит мне моя бабушка. – «Ты просто почаще в церковь ходи, свечи за близких ставь, исповедуйся и причащайся. И Бог тогда о тебе позаботится.» Меня всегда это удивляло! Если человек совершил страшный проступок, и искренне не осознал свои ошибки, но пошел в храм и исповедовался, то Бог тут же его будет защищать? А другого, который ведёт порядочную жизнь, но в храм никакой не ходит и Богу не молится,  что же Он  на произвол бросит? Странно…  Почему истинно верующим считается тот, кто исправно выполняет все обряды, а не тот, кто имеет Бога в своём сердце?
 
Зачем же мы придумали себе религии? Может, это тоже управление людьми? По истории мы проходили, что люди считали: вся власть от Бога и царь-батюшка им поставлен. А еще я слышала, что каждый государственный правитель, готовя планы на будущее, переписывал летописи, сейчас учебники истории. Ясно, что на основании исторических событий, мы можем анализировать их как причины, и выводить следствия. Изменяя историю (толкование событий) можно на века изменить мировоззрение людей, даже их представление о самих себе. Как это сделать кроме «преобразований» письменных источников?  Можно этим искаженным фактам «обучить» учёных, преподавателей и других влиятельных людей, которые, в свою очередь, передадут ложные знания остальным. Так и наш учитель истории, Мария Анатольевна. Все время убеждает своих учеников в том, что её мнение правильное, не оставляя выбора другого, не давая даже возможности поразмышлять и формируя у всех такое мировоззрение, что мы захватчики, отсталые, пьющие, у нас молодая цивилизация, которую надо учить как жить. Я с этим не согласна. Русская цивилизация имеет богатейшую культуру, величайшую историю, которая начинается задолго до «прихода Рюрика к власти». Пока что не могу подкрепить своё мнение точными фактами (ибо они были скрыты и уничтожены), но то, что учитель говорит очевидно является неадекватным жизни. Многое даже по логике не сходится (напали на шведов под Полтавой). А мировоззрение у большинства ребят именно такое, как у учителя.

Мировоззрение… что же такое мировоззрение? Воззрение, взгляд на мир, которые определяют общее понимание мира… Для чего человеку мировоззрение? Может, чтобы уметь адекватно реагировать на происходящее вокруг? или чтобы… нет, другого не придумаешь. Ведь жизненные убеждения, принципы и определяют наше поведение. Не думаю, что мировоззрение формируется само по себе. Именно все, о чем я думала только что, влияет на нас. И все поддаются СМИ, принятым нормам морали, большинство населения программируется на самоотравление алкоголем, табаком и другими интоксикантами. Как раз воспитание дает степень принятия всех этих факторов своей нравственностью. Если она не готова к этому, то человек никогда не будет отравлять здоровье, бездумно верить интернету, и будет сомневаться в кредитно-финансовой системе и  в том, что признано официальной наукой. Прежде всего, он соотносит всё это со своим мировоззрением и делает выбор, как поступать. Уже он сам решает, как ему жить, а массовая культура не закладывает в него зернышки ложных фактов, называющихся «индивидуальной особенностью личности» и выгодных для бизнеса, корыстных  интересов. Хотя ясно, что ничего индивидуального в таких интересах нет, но всех людей разобщает такой подход к жизни. И главное, что уже никого невозможно переубедить в том, что партнерство лучше конкуренции. Ведь все эти «сильные личности», поддавшиеся воздействию массовой культуры, едят друг друга во всех смыслах! Кто-то не выдерживает борьбы, а кто-то побеждает. Но это до той поры, пока не найдется более сильный конкурент. А вот если бы в обществе преобладало партнерство, то тогда и мир, и хотя бы одно государство выдвинулось вперёд в технологическом прогрессе (не загрязняя экологию, как бывает при нынешней системе), в интеллектуальном развитии (будет стыдно уничтожать народы и создавать неграмотную толпу, которой проще управлять). Да и всё население земного шара будет радостным, доброжелательным, открытым друг другу, справедливым. И от этого выиграет каждый. Но каждый должен иметь мировоззрение бескорыстной взаимовыручки, как сейчас это называется – альтруизма. А оно не может возникнуть у нас одномоментно, тем более, что многим поколениям навязывали те ложные ценности, с которыми живем мы сейчас. 

Слышу строгий голос алгебраички:
 «- Опять замечталась! Лучше бы посмотрела, как Андрей задачу решил. Умница! Мы такие еще даже не рассматривали. И она больше на сообразительность.»
За моей спиной как обычно послышалось от Любы: «Фи! Вот тоже умник нашёлся. У него зато троек много!» И, конечно, в след за этой репликой поспешило грустное согласие Ники: «Выскочка…» Андрей их даже не заметил, хотя реакция класса разделилась на искреннюю радость за способного ученика и отъявленную злобу. Скорее всего, поэтому с Андреем мало кто находит общий язык. Кто-то боится к нему подойти из-за его интеллекта, кто-то выражает неприязнь по той же причине. А я? Ну когда находится тема, не робею. Он очень добродетельный человек: в помощи никому не откажет, и сам никогда не ввязывался в плохие события, всегда говорит правду. Как-то у него всё гладко проходит. В этом загадочном мальчике я вижу одного из тех людей идеального мира, который мог бы с легкостью стать реальным, если противодействовать и в итоге искоренить те способы управления мировоззрениями людей. 

Сейчас уроки уже закончились, и одноклассники отправились по домам. И я иду тоже по солнечной снежной, почти весенней, улице, и он, человек моей мечты, идет передо мной, будто ведет меня стремительно к этому светлому времени. Да. Догоню его. Спрошу, как это он сообразил в этом задании.
 - Здесь всё очень просто, - отвечает Андрей. – Точнее, не только здесь, но и при любом другом задании или проблеме. Просто нужно сразу же воображать бесконечное множество решений, предвидя последующие действия и возможные ошибки. Даже если тебе в голову будут приходить самые нелепые варианты, всё равно один из них можно преобразовать в логичное красивое решение. Если этого сделать не получается, то из всего множества находим самое удобное.
 -А как можно определить самое удобное?
 -А здесь нужно положиться на интуицию.
 - На что? Интуицию? Как это ты…
 - Да, да. Знаю, что наши общие знакомые считают меня прагматиком, но в любом человеке есть и логика, и поэзия.
 - Интересно…
 - А знаешь, через что проявляется интуиция в нравственности человека?
 - Догадываюсь, но лучше ты мне расскажи.
 - Через отношение к совести.
 - Именно отношение? А не сама совесть?
 - Да, отношение. Кто-то прислушивается к ней больше, кто-то меньше, но у всех без исключения есть внутренний голос, который подсказывает, как поступить, что говорить и даже что думать…
 - А как же это в задачах помогает?
 - Мы привыкли, что совесть «просыпается» в жизненных обстоятельствах, но на самом деле она и не спит. Нужно попытаться перевести её на уровень не жизненных, а математических (или любых других) моделей.
 - Очень интересный подход. В том, чтобы начать учить тему или читать нудное произведение по литературе, он помогает?
 - А в этом случае стоит просто искренне заинтересоваться. Все будет гораздо легче. Знаешь, что мне помогает?
 - Что?
 - Воля. Когда я сажусь за изучение материала, я проявляю волю. У меня есть цель жизни:  познать как можно больше мира, чтобы применять эти знания на практике для того же мира, для Вселенной.
 - В мире у нас так много того, что не дает это сделать…
 - Меня пока ничего не останавливало. А что это такое, по-твоему?
И я рассказала ему все мысли, пришедшие ко мне сегодня. Андрей согласился, что это всё присутствует, но добавил:
 - Если даже одному человеку, понявшему способы управления сознанием людей, начать им противодействовать:  жить по совести, совершенствуя свою нравственность и проявляя волю, когда это требуется, то окружающие его люди тоже постепенно станут такими, а окружающие тех тоже будут понимать больше, и так начнется цепочка понимания.
 - А что если кто-то будет сопротивляться и стараться жить выгодой, угнетениями…
 - Тому тоже воздастся по нравственности. Он сам не выдержит справедливой жизни, так как справедливость, в его понимании, это «мне всё, другим ничего». А другим, то есть добронравным людям понятие справедливости предоставляет образ «нам всё», где «нам» - это всему человечеству, всей вселенной, Богу. А «всё» - это наши возможности.
 - Настоящий образ. Значит, получается, каждому дается по нравственности?
 - Именно так. Если не можешь решить задачу, значит, она не дается нравственности, значит, тебе не нравилось что-то учить, в чем-то разбираться. А какие-нибудь врожденные способности интеллекта, которыми некоторые любят оправдать свою лень и безволие, здесь не при чем. Чтобы все получалось, нужно изменять себя внутри, добавлять светлых мыслей, относиться к окружающему миру с открытым сердцем и стремлением к цели изменить все к лучшему.  Эти чувства и должны быть настоящими движущими силами эволюции и прогресса.
 
Вдохновленные идеей, не могли мы больше надолго расставаться. И строили проекты, мечтали, шли к цели. Я почувствовала себя Диогеном, но если он искал Человека, то я нашла его. Человека.

Апрель 2012