Ленин и арбузы. Сценарий полнометражного фильма

Евгений Новокшонов
НАТ. ДОРОГА. ДЕНЬ.

Стадо коз с грязной скатанной шерстью пасётся возле сельской дороги, разделяющей заросшие поля с пожелтевшей травой. Они громко блеют и нехотя идут вперёд. Замыкает шествие небольшой прихрамывающий старичок ПАСТУХ в изношенной одежде, на его голове что-то среднее между шляпой и панамой, он погоняет коз палкой и время от времени прикрикивает на них.

От стада отстают коза с козлёнком. Коза подпрыгивает и слегка начинает тыкать лбом своё чадо. Козлёнок остаётся безучастным к этому уроку. Коза с новой силой подпрыгивает и показывает следующий учебный удар. Малыш лишь жалобно блеет в ответ.

Пастух оборачивается и замечает отставших животных, подходит к ним и пытается с помощью палки вернуть их в стадо. Внезапно к старику подбегает сзади большой козёл и рогами сбивает его с ног. Пастух падает в пожелтевшую траву. Животное не унимается и наносит ещё несколько ударов . Пастух улыбается и закрывает глаза.

ИНТ. ЭКСКУРСИОННЫЙ АВТОБУС. ДЕНЬ.

В экскурсионном автобусе сидят туристы и с интересом рассматривают окрестности. Экскурсию ведёт женщина ГИД лет пятидесяти с длинными распущенными рыжими волосами, на ней потёртые джинсы с дыркой на коленке и красная рубашка на выпуск.

ГИД
- Господа, сегодня мы с вами перенесёмся
в совершенно другую эпоху и
встретимся лицом к лицу
с нашим прошлым. Героическим прошлым,
господа!

ОДИН ИЗ ТУРИСТОВ смотрит весьма скептично на гида.

ОДИН ИЗ ТУРИСТОВ
А можно конкретнее?
Шалаш Ленина ожидается?

Вся группа начинает дружно смеяться.

ГИД
Что вы!? Это совсем другое направление.
Там ещё резиденция наших
питерских олигархов находится.
Съездите обязательно, посмотрите.

ДРУГОЙ ТУРИСТ тоже решает обратить на себя внимание.

ДРУГОЙ ТУРИСТ
Интересно, а чем Ильич там питался
в шалаше?

ОДИН ИЗ ТУРИСТОВ
Колбасой, наверно.

Опять раздаётся общий хохот.

РЫЖИЙ молодой человек и ДЕВУШКА с тёмными распущенными волосами сидят на первых местах. На вид им двадцать пять лет. Рыжий крепко спит с открытым ртом, а девушка загадочно улыбается.

FLASHBACK.

Детский рисунок, выполненный акварельными красками. На нём схематично изображён мужчина с бородой, сидящий за столом. На столе находится что-то круглое и зелёное, похожее на футбольный мяч или арбуз.

Рисунок держат уже немолодые женские пальцы. Звучит закадровый ПОЖИЛОЙ ГОЛОС

ПОЖИЛОЙ ГОЛОС
Ничего не понимаю, при чём тут
Ленин ? И почему он ест арбузы,
а не колбасу? Бред какой-то…

В ответ раздаётся МОЛОДОЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОС

МОЛОДОЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Ну, мать, успокойся.. Видимо,
за арбузами меньше очередь была,
чем за колбасой. Ты думаешь, что
Ильич никогда не ел арбузов?
На этот раз всё в порядке, не переживай.
А вот на прошлой неделе была
Екатерина Вторая, торгующая
в ларьке коронами.

Рисунок вырывают молодые женские руки и прикрепляют к стене кнопкой.

ИНТ. ЭКСРУРСИОННЫЙ АВТОБУС. ДЕНЬ.

Рыжий продолжает спать. Девушка читает книгу. Сзади них сидит ТОЛСТЯК средних лет и внимательно разглядывает девушку. Толстяк придвигается к ней.

ТОЛСТЯК
(шёпотом)
А почему такая прекрасная леди скучает?

Девушка делает вид, что не слышит его. Толстяк продолжает шептать.

ТОЛСТЯК
Может быть вашей маме нужен хороший зять?

ДЕВУШКА
Спасибо, у моей мамы уже есть зять.

Люди с соседних кресел начинают оборачиваться на толстяка. Рыжий продолжает спать.

ТОЛСТЯК
(шепчет)
Нет, голубушка. Меня не проведёшь!
Ты же не любишь его. Так бросай!
Бросай эту тряпку! Уснул, понимаешь,
и не заметил, как у него жену увели!
Ха-ха! Мужик, ничего не скажешь!
Бросай эту тряпку, слышишь?

ДЕВУШКА
Послушайте, оставьте нас в покое!
И на «ты» мы с вами не переходили..

ИНТ. КАБИНА ВОДИТЕЛЯ. ДЕНЬ.

Водитель туристического автобуса начинает зевать за рулём. Достаёт из кармана конфету и кладёт в рот.

НАТ. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ.

Туристический автобус едет по трассе. Ему навстречу выезжает огромная фура на большой скорости.

ИНТ. КАБИНА ВОДИТЕЛЯ. ДЕНЬ.

Водитель автобуса зевает с ещё большей силой.
16:05:27
Включает радио и делает музыку погромче.

НАТ. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ.

Фура всё также движется с большой скоростью навстречу автобусу. Она дважды пересекает двойную сплошную.

ИНТ. КАБИНА ВОДИТЕЛЯ.ДЕНЬ.

Водитель автобуса засыпает за рулём. Громко играет музыка.

НАТ. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ.

Фура с огромной скоростью по непонятной траектории вплотную подъезжает к автобусу. Столкновение неизбежно.

ИНТ. КАБИНА ВОДИТЕЛЯ. ДЕНЬ.

У заснувшего водителя звонит мобильный телефон. Водитель просыпается и пытается затормозить. За его спиной раздаётся крик пассажиров.

ИНТ. В АВТОБУСЕ. ДЕНЬ.

Рыжий резко просыпается, ему приснилась авария, описана в предыдущих сценах. Рыжий видит, как толстяк пристаёт к его девушке.

ТОЛСТЯК
(продолжает шептать)
Тебе же скучно с ним!
Бросай его и пересаживайся ко мне!

Рыжий слышит слова толстяка, разворачивается и со всей силы замахивается ему кулаком в лицо.

Начинается потасовка, люди охают и ахают.

ТОЛСТЯК
(кричит)
Помогите, я инвалид!
Толстяк одной рукой закрывает глаз, другой протягивает соседям удостоверение.

НАТ ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДЕНЬ.

Группа туристов с гидом стоят возле средневековой крепости. В нескольких метрах от них пасутся козы, они жуют траву и, по-видимому, обсуждают экскурсантов на своём языке.

ГИД
Господа, перед вами главная
достопримечательность города.
Крепость построена в 1492 году
царём Иваном III для защиты
от ливонских и шведских рыцарей.
Место выбрали специально
напротив их нарвской крепости.
Своеобразное противостояние Востока
и Запада. Ивангород, как вы уже, господа,
догадались, Ивангородом царь назвал
в свою честь.

Выражение лица гида приобретает озабоченный вид. Она начинает пересчитывать всю свою группу.

ГИД
Постойте! … Ах, да…
хулиганов не считаем…

НАТ. БЕРЕГ РЕКИ НАРВЫ. ДЕНЬ.

Красивая женская рука с обручальным кольцом маленькими шажочками передвигается по обнажённой мужской груди. Внезапно её, как муху, смахивает здоровая пятерня с таким же кольцом.

Раздаётся недовольный мужской ЗАИКАЮЩИЙСЯ ГОЛОС за кадром.

ЗАИКАЮЩИЙСЯ ГОЛОС
Отстань.. Не-не-не мешай!

Обнажённая мужская грудь переворачивается на бок.

Рыжий худой парень и девушка, которые ранее ехали в автобусе, загорают возле воды.
Сзади них метрах в двадцати начинается чей-то огород. В огороде пожилая женщина лет семидесяти в раздельном купальнике синего цвета занимается прополкой грядок.

Девушка явно обиделась. Рядом с ней лежит перевёрнутая книга в раскрытом виде.

РЫЖИЙ
Па-па-пааачему ты не говоришь,
Что я самый лучший?
Мне ва-ваааажно это слышать!
Па-пааааааачему ты больше
Не восхищаешься мной?
Куда всё делось..

Рыжий тяжело вздыхает, затем резко хватает девушку за плечи.

РЫЖИЙ
Я са-са-самый лучший для тебя,
Слышишь!!!

Рыжий успокаивается, опять вздыхает.

РЫЖИЙ
Ладно, не дуйся..
У тебя же день рождения!
Кстати, что тебе па-паадарить
сегодня?

ДЕВУШКА
Спасибо. Нас уже выгнали из автобуса.

РЫЖИЙ
(очень серьёзным тоном)
Подарок за-за-зависит от того,
вместе мы или расстаёмся, думай.

ДЕВУШКА
(с иронией)
Всё же Лев Николаевич был прав,
когда говорил, что женитьба возможна
только тогда, когда она так же неизбежна,
как и смерть.

Девушка переводит своё внимание на противоположный берег.

На другой стороне реки напротив ребят расположен пляж с белоснежным песком, на этом пляже много людей разных возрастов. Кто-то играет в волейбол, а кто-то загорает в специально установленных шезлонгах, есть кабинки для переодевания (стоит отметить свежесть их покраски).

Слева от ребят возвышается большой мост, с двух сторон его окаймляют прямоугольные постройки, на одной из них установлен российский флаг, а на другой эстонский и Евросоюза. По мосту медленно едут огромные фуры.

НАТ БЕРЕГ РЕКИ НАРВЫ. ДЕНЬ

Девушка и рыжий парень всё так же праздно проводят время на пляже. Девушка расстроена, она по-прежнему разглядывает отдыхающих на другом берегу, а рыжий просто лежит рядом, закрывая лицо футболкой.
Рыжий приподнимается, убирает с лица футболку и достаточно грубо пытается обнять девушку.

РЫЖИЙ
Да, ладно, не-не-не дуйся.

Рыжий берёт небольшой камень и начинает прицеливаться то к валяющейся неподалёку консервной банке, то к воробью, жадно ищущему что-то в песке в паре метров от них. В конце концов выбор сделан в пользу банки. Камень громко ударяет по ней. Воробей с испугом улетает.

Рыжий пытается разрядить обстановку и начинает щекотать девушку. Она вырывается и недовольно смотрит на него.

ДЕВУШКА
А я сейчас как раз нахожусь
в возрасте Анны Карениной
в конце романа..

Рыжий отпускает девушку. Смотрит на неё с особой нежностью.

РЫЖИЙ
Ты очень кра-а-сивая…
Ты всегда бы-ыла самая кра-асивая
для меня…

На лице девушки появляется еле заметная улыбка.

НАТ. ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДЕНЬ.

Та же экскурсионная группа с гидом возле крепостной стены. Недалеко от них всё так же пасутся козы.

ГИД
Господа, говоря о тех временах
и распрях, хочется вспомнить
следующую притчу:
На поляне, среди огромного леса,
жил колдун, у которого было большое
стадо коз. Каждый день он съедал
одну козу. Козы причиняли ему
много беспокойства – они разбегались
по лесу, и ему приходилось тратить
много времени на то, чтобы поймать
бедняжку, а других снова загнать в стадо.
Конечно же, коза, которую он собирался
убить, чувствовала это и начинала
отчаянно сопротивляться, её крики
пугали других. И тогда колдун решил
придумать такую хитрость – он поговорил
с каждой козой наедине и каждой
что- то внушил. Одной он сказал:
«Ты не коза, ты такой же человек, как и я.
Тебе нечего бояться, ведь я убиваю
и съедаю только коз, но ты
единственный человек в этом стаде и,
значит, мой лучший друг». Второй он
сказал: «Почему ты убегаешь от меня,
как другие козы? Ты же львица и тебе
нечего бояться. А третьей он внушил:
«Послушай, ты не коза, ты волчица.
Волчица, которую я уважаю.
(ДАЛЬШЕ)
ГИД
(ПРОД.)
Я, как и раньше, буду продолжать
убивать ежедневно одну козу,
но волчице бояться нечего.»
После этого разговора поведение коз
полностью изменилось - они совершенно
спокойно паслись и больше никогда
не убегали в лес. И даже козы,
которых он убивал, перестали
сопротивляться. Он просто подходил
к одной из них и говорил:
«О, мой лучший друг, мы давно не общались.
Пойдём ко мне на двор. Мне нужно с тобой
посоветоваться !». Вскоре всё стадо стало
ему помогать – если какая-нибудь
слишком сообразительная коза начинала
догадываться об истинном положении вещей,
то остальные сообщали колдуну о её
странном поведении, а на следующий день
он с удовольствием её съедал…
Так вот, господа, вернёмся к Ивану III..

НАТ. БЕРЕГ РЕКИ НАРВЫ. ДЕНЬ.

Рыжий и девушка сидят возле воды. Они улыбаются и обсуждают отдыхающих на другом берегу.

Девушка показывает на кого-то пальцем и растерянно смотрит на рыжего. Она заметно взволнованна.

ДЕВУШКА
Посмотри туда, видишь?

Она начинает кому-то активно махать. Её переполняют самые радостные эмоции.

ДЕВУШКА
Эй!.. Привет!

На другом берегу загорает МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК спортивного телосложения. Ему тоже на вид приблизительно двадцать пять лет.

Молодой человек замечает девушку, быстро вскакивает и бегом бежит прямо в воду.
Девушка тоже забегает в воду. Они плывут навстречу друг другу.

Рыжий не понимает, что происходит. Он что-то кричит и активно жестикулирует.

Девушка и молодой человек с другого берега доплывают почти до середины реки, их разделяет пара метров. В этот момент к ним подплывает катер с флагами Эстонии и Евросоюза и надписью «POLICE». Катер встаёт между ними.

НАТ. ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДЕНЬ.

Худенькая девочка АНЯ семи лет с тёмными волосами, убранными в два хвостика, в коротком розовом летнем платье бежит вдоль крепости, временами останавливается и внимательно осматривает всё вокруг, находит отверстие в стене, забирается туда по полуразвалившейся лестнице. Она оказывается в небольшом помещении.

Рядом с девочкой раздаётся
звук громко падающих капель воды. Перед Аней оказывается небольшое выдолбленное в стене окно, точнее то, что от него осталось. Недалеко от окна обрушена кладка и образовался пролом в полу. Окно открывает вид на реку Нарва, на другом берегу которой возвышается похожая крепость, эстонская.

Аня подходит осторожно к окну, высунув голову, смотрит вниз и видит мост, соединяющий два берега. По мосту оживлённо идут люди. Кто-то в деловом костюме с портфелем, кто-то с ведром и с лопатой, на дальнем плане показывается заросший бородатый мужчина - пастух (как из первой сцены, но на двадцать лет моложе) в резиновых сапогах, а также в старых грязных штанах и такой же куртке, на его голове что-то среднее между панамой и шляпой. Вокруг него много-много коз- пятнадцать или даже двадцать, они тоже грязные, их шерсть в некоторых местах скаталась. Он гонит своих питомцем в сторону Ивангорода, но им, кажется, этого не очень хочется, поэтому ему приходится поколачивать их прутом.

Аня какое-то время с интересом разглядывает коз и их хозяина, но потом опять высовывается из окна и пытается кого-то отыскать.

АНЯ
Ми-и-иша, ты где?

НАТ КУСТЫ ОРЕШНИКА. ДЕНЬ.

Большая рогатка с натянутой тетивой торчит из кустов орешника.

Камера как бы становится глазами обладателя рогатки, которого не видно. Рогатка разворачивается в сторону воробья, праздно клюющего что-то на земле, затем рогатка останавливается на жестяной консервной банке, валяющейся недалеко от воробья. Маленький камешек сбивает банку, воробей с испугом улетает.

Сквозь кусты видна ивангородская крепость с полуразрушенным окном. Из окна выглядывает Аня.

АНЯ
Ми-и-ша, ау!

Тетива натягивается, рогатка целится прямо в девочку.

НАТ. ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДЕНЬ.

Аня осторожно спускается обратно вниз по старой лестнице и оказывается на прежнем месте.

АНЯ
Ми-ша, ну где ты?

КТО-ТО резко подходит сзади и закрывает ей глаза своими руками.

КТО-ТО
Тэре-тэре, ванна кэре!

Девочка вскрикивает, оборачивается и видит позади себя белобрысого коренастого мальчика семи лет в коротких чёрных шортах и белой футболке.

АНЯ
Миша, как ты меня напугал!
Где ты был? Я испугалась, что тебя
драконы съели или инопланетяне
забрали для опытов.. Или что ты в Нарву
ушёл, пока я считала..

НАТ. КУСТЫ ОРЕШНИКА. ДЕНЬ.

Из кустов орешника выглядывает всё та же рогатка с натянутой тетивой.

Рогатка пытается выследить из своего укрытия гуляющих возле крепости Мишу с Аней. Рогатка прицеливается поочерёдно то к нему, то к ней.

НАТ ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДЕНЬ.

Аня и Миша гуляют возле крепости.

МИША
Аня, ну что ты как маленькая.
Драконов давно уже здесь нет.
В Нарву я собираюсь только через три
дня, а пока что я здесь, на даче у бабушки.

АНЯ
А что такое «тэре-тэре»?

МИША
Так говорят у нас в Эстонии,
это значит «здравствуй, старая старуха».

АНЯ
Почему я старуха?

МИША
Ну ты же меня старше на три месяца.
Кстати это значит, что ты раньше
умрёшь.

В этот момент Миша вскрикивает от боли, резко разворачивается, растирая левую ногу, его взгляд направлен в сторону кустов орешника. Заросли раскачиваются, из чего можно сделать вывод, что кто-то пытается побыстрее убежать, пробираясь сквозь непослушные ветви и стволы.

АНЯ
(с испугом)
Что случилось?

Миша быстро бежит в сторону кустов и скрывается в зарослях.

ИНТ ДОМ АНИ. ВЕЧЕР.

В небольшой комнате за круглым деревянным столом возле окна сидят МАМА АНИ -женщина крупной комплекции лет сорока с короткой химией на голове, на ней лёгкое летнее платье с большими белыми ромашками, и БАБУШКА лет шестидесяти- очень полная женщина в чёрном сарафане, её волосы убраны в пучок.

Комната оформлена в дачном деревенском стиле. Бревенчатый пол и стены, возле входа висит умывальник с раковиной. На раковине стоит гранёный стакан с зубными щётками. Из окна открывается вид на колодец и соседний деревенский дом. Недалеко от стола стоит большой выцветший сервант с посудой, на нём маленький телевизор красного цвета.

Бабушка и мама
пьют чай. У мамы на коленях сидит пушистый чёрный кот.

Слева над столом висит детский рисунок «Ленин и арбузы» из третьей сцены.
Раздаётся голос бабушки на фоне рисунка.

БАБУШКА
(с энтузиазмом)
Так вот, смотри и запоминай,
берёшь мясо, какое получше,
размораживаешь. Достаёшь
большую кастрюлю..

Мама недоверчиво смотрит на бабушку.

МАМА АНИ
Ну, мать..

БАБУШКА
Ты не перебивай, а лучше дослушай.
Так вот, потом нарезаешь мелко-мелко
перец, крошишь туда же..

МАМА АНИ
Мать, ну что ты рассказываешь?

БАБУШКА
(увлечённо)
туда же лук, картошку. А потом..

МАМА АНИ
Мать, ты о чём вообще? В магазинах
одна туалетная бумага, где я возьму
хорошее мясо к ужину? Кому ты
говоришь?

БАБУШКА
Зачем ты так со мной разговариваешь?
Надоела совсем вам уже..

Делает паузу. Вздыхает. Через какое-то время продолжает более уверенно.

БАБУШКА
Вы дети и должны учиться у старшего
поколения! Как- никак мы жизнь
прожили.. Вот доживёте до моих лет,
тогда посмотрим.

НАТ ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДЕНЬ.

По старой кладке крепостной стены ползёт большая чёрная гадюка.

НАТ КУСТЫ ОРЕШНИКА. ДЕНЬ.

Из зарослей орешника выбегает Миша и направляется в сторону крепости.

МИША
(кричит)
Стой, стрелять буду!

Маленький рыжий мальчик лет пяти (КОЛЯ) с рогаткой в руках удирает от Миши.
Коля растерянно что-то кричит на ходу.

КОЛЯ
Аня не старуха, понял.. Она не старуха..

Коля скрывается в крепости.


ИНТ. ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДЕНЬ.

Чёрная гадюка ползёт вдоль кладки, оказывается вскоре в небольшом углублении, проползает ещё немного и, наконец, удобно устраивается под двумя большими старыми кирпичами, торчащими из стены.

ИНТ ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДЕНЬ.

Коля бежит по полуразвалившейся лестнице, оказывается в небольшом помещении с окном, но по дороге спотыкается и падает, рогатка вылетает из его рук в проломившуюся часть пола и приземляется в углублении рядом с двумя торчащими кирпичами. Змея лежит под кирпичами и поднимает голову. Коля не видит змею, встаёт на четвереньки и пытается дотянуться до рогатки рукой, но ему это не удаётся. Змея снова поднимает голову. Тогда Коля нагибается ещё больше. Старые кирпичи вдоль пролома не выдерживают, и происходит обрушение кладки.

Коля висит над большой образовавшейся ямой, внизу которой шипит растревоженная гадюка. Он со всех сил старается подтянуться, но этих сил не хватает. Он плачет.

КОЛЯ
(громко со слезами)
Ми-и-ша, помоги!

Рядом с ямой оказываются Аня и Миша. Миша хватает Колю за локти и тянет на себя. Но при этом рвётся футболка у пострадавшего. Дети вытягивают беднягу.

Коля встаёт на ноги и вытирает слёзы, осматривает испорченную одежду и серьёзно смотрит на ребят.

КОЛЯ
Вы порвали мою новую футболку,
будете покупать. Я всё расскажу..

ИНТ ДОМ АНИ. ВЕЧЕР.

Ужин. За столом сидят Аня, мама Ани и бабушка. Бабушка и мама пьют чай, их лица сердиты. У мамы на коленях сидит пушистый чёрный кот. Аня невесёлая с заплаканным видом, она пытается доесть пюре с сосиской.

БАБУШКА
(с раздражением)
Опять по крепости ходили, вот
ноги-руки переломаете, тогда будете
знать! Больше никаких Миш, ясно?!
Чуть чужого ребёнка не убили!

Бабушка берёт со стола лежащую рядом газету и начинает просматривать.

Мама смотрит серьёзно на Аню. Аня, не отрываясь, смотрит на маму и на кота.

МАМА АНИ
(почёсывая за ушком кота)
Пока всё не съешь, из-за стола не выйдешь.

Аня как будто не слышит этих слов, она смотрит ревнивым взглядом на кота.

МАМА АНИ
(коту)
Ты мой хороший, ты мой любимый.

Аня вытирает остатки слёз.

АНЯ
Мама, а ты кого больше любишь-
меня или Барсика?

Мама Ани улыбается.

МАМА АНИ
Ешь давай, всё уже остыло
и льдом покрылось.

Бабушка находит в газете заметку об нло.

АНИМАЦИЯ.

Чёрно-белое изображение. Мужчина (холерик по темпераменту) едет на велосипеде, радуется жизни. Над ним зависает большой шар нло. Мужчина пугается, останавливается и зажмуривается. Вспышка света. Из шара появляется гигантская рука, она забирает мужчину как
котёнка- за шкирку и помещает в шар. Рука исчезает.

Шар разгоняется и начинает полёт, но тут же возвращается на место. Рука опять появляется и забирает оставшийся на дороге велосипед. Шар улетает.

Звучит закадровый голос бабушки.

БАБУШКА
По словам очевидцев, Иван Иваныч
ехал на велосипеде по асфальтированной
дороге. Внезапно над ним появился
огромный светящийся шар, от огней
которого Иван Иваныч остановился
и зажмурился. Затем последовала яркая
неестественная вспышка света, после чего
ни Иван Иваныча, ни его велосипеда никто
больше не видел.

ИНТ. ДОМ АНИ. ВЕЧЕР.

Бабушка тяжело вздыхает.

БАБУШКА
Вот ведь какие дела сейчас
происходят, людей для опытов
забирают, а мы и не знаем ничего!

Мама продолжает гладить кота.

АНЯ:
Мама, ну скажи, кого ты больше любишь-
меня или Барсика?

Мама улыбается.

МАМА АНИ
Вы оба мои дети, я вас одинаково люблю.
Ешь и не задавай глупых вопросов.

Аня в бешенстве встаёт из-за стола и убегает в другую комнату.

БАБУШКА
(со вздохом)
Скелет у тебя, а не ребёнок,
одни кожа да кости.

Мама убирает со стола посуду и на ходу доедает оставленное Аней пюре с сосиской.

Бабушка продолжает более серьёзным тоном.

БАБУШКА
Тебе стоило бы со мной советоваться,
как воспитывать дочь.

Мама кашляет, она подавилась. Мама Ани сама себе стучит по грудной клетке, продолжает молча мыть посуду.

БАБУШКА
Ой! Чуть нашего
Сашеньку не пропустили...

Бабушка встает и идёт к телевизору, включает его. На экране идёт заставка программы «Шестьсот секунд» с Александром Невзоровым.

ИНТ. КОМНАТА АНИ. ВЕЧЕР.

Аня сидит на кровати в небольшой комнате, вокруг неё много игрушек. Аня обнимает плюшевого зайца и бьётся спиной о стену. Слышен звук приближающихся шагов в коридоре.

Раздаётся спокойный и уверенный голос бабушки за кадром.

БАБУШКА
У тебя слишком хорошая мама,
тебе бы мою мать.

Шаги удаляются. Аня всё также бьётся спиной о стену.

АНЯ
(громко)
А тебе бы мою бабушку!

ИНТ. ДОМ АНИ. ВЕЧЕР.

Перед телевизором сидят мама и бабушка Ани. У мамы на руках кот Барсик. Обе женщины совершают поочерёдно вращательные движения то головой, то руками, то руками и головой одновременно.

Кот в недоумении прижал уши, но не убегает, а тоже смотрит испуганно на экран. По телевизору идёт сеанс Кашпировского.

Аня незаметно заходит в комнату, внимательно смотрит на маму с бабушкой, убеждается в том, что им сейчас не до неё, после чего выбегает из дома.

КАШПИРОВСКИЙ
Сейчас, в момент нашей передачи,
сотни людей потеряли страх, который
давил и мучил многие годы,
перестали дрожать руки. Тысячи
женщин сегодня будут рожать легко.
У многих я стимулирую нормальные
процессы выделения молока, у кого
не было молока, оно появится
в нужных количествах. На счёте десять
глаза откроются, и сеанс будет закончен.

ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ БАНЯ. ВЕЧЕР.

Аня и Миша сидят на банных полках в темноте. Высоко над ними располагается небольшое окно, через него падает на пол узкая полоска света. Под окном на гвоздике висят длинные мочалки и берёзовые веники.

МИША
И в этом чёрном-чёрном гробу лежал
чёрный-чёрный человек. И этот
чёрный-чёрный человек протянул
чёрную-чёрную руку: «Отдай моё сердце!»

За дверью в предбаннике раздаётся скрип брёвен, дети слышат чьи-то шаги.. Им становится страшно, они с криком бросаются друг другу в объятия.

МИША
(шепчет)
Это дедушка.. Он умер здесь
три года назад..

За дверью слышен ВЕСЁЛЫЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОС.

ВЕСЁЛЫЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
«Миша, ужинать!»

МИША
(кричит громко)
Ага, мам, уже иду!

Аня внимательно смотрит на Мишу и вздыхает.

АНЯ
Моя мама любит Барсика больше,
чем меня.

Миша кивает с пониманием.

МИША
Такое бывает…

АНИМАЦИЯ.

Чёрно-белое изображение. Высокий худой мужчина в костюме и галстуке стоит рядом с советским автомобилем «Москвич». Фары автомобиля- это большие круглые глаза с длинными ресницами, над номером красуется аккуратный полногубый рот.

Мужчина смотрит влюблённым взглядом в фары «Москвича», та смущается и
опускает ресницы. Мужчина одной рукой пытается осторожно приобнять железную красотку, а в другой руке у него появляется букет цветов. Недалеко от счастливых влюблённых стоят схематично изображённые мама, бабушка и сам Миша, они обнимаются и плачут.

Звучит закадровый голос Миши.

МИША
Мой папа больше всего любит
нашу машину.

АНИМАЦИЯ.

Чёрно-белое изображение. Схематично изображённая бабушка Миши из предыдущей картинки счастливая танцует танго с лопатой. Лопата соответственно обворожительный мужчина во фраке. Бабушка в резиновых сапогах и в ватнике. Этот танец страсти наблюдают зрители – картошка, лук, морковка, капуста, огурцы. Они радостно аплодируют. Где-то на заднем плане схематично изображённые мама, папа и сам Миша. Они плачут и обнимаются.
Продолжает звучать закадровый голос Миши.

МИША
А бабушка - огород…

ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ БАНЯ. ВЕЧЕР.

Миша и Аня продолжают задушевный разговор.

МИША
Слушай, а может Барсику уехать
куда-нибудь на время, а? Тогда бы мама
к тебе больше привыкла?

АНЯ
Но куда же он уедет? Он же кот..

МИША
Я знаю, куда он может уехать-
к нам на чердак! Ему там будет
интересно, там старый дедушкин мопед
и много игрушек! А мы его будем
навещать, как тебе идея, а?

В предбаннике опять раздаётся скрип брёвен.

МИША
Мам, иду-иду, я скоро уже!

Однако никто не отвечает. Миша заглядывает в предбанник и замечает Колю, которого они вытаскивали из ямы.

Коля хихикает.

КОЛЯ
Ха-ха-ха, а я всё слышал
и всем расскажу!

Миша серьёзно смотрит на мальчика.

МИША
Коля, а ты почему не спишь?
Детям давно уже спать пора в это время.
А подслушивать старших нехорошо.
Понял? Иди спать.

Коля, обидевшись, разворачивается и уходит.

КОЛЯ
А вот и расскажу, пойду и
всем расскажу..

МИША
И куда только родители его смотрят..
Ребёнок ведь совсем ещё.

НАТ КРЫЛЬЦО ДОМА АНИ. ДЕНЬ.

Мама Ани стоит на крыльце и очень громко зовёт кота, её лицо напряжено.

МАМА АНИ
Барсик! Барсик! Барсик!..

Никто не откликается на её зов, Мама Ани внимательно осматривает всю территорию двора.

МАМА АНИ
(срывающимся голосом)
Барсик! Барсик! Барсик! Кс-кс-кс..

АНИМАЦИЯ

Схематично изображённый дом Ани. Кот Барсик собирает чемодан: он открывает шкаф и снимает с вешалок меховые комбинезоны (с хвостом) чёрного цвета. При этом каждый комбинезон прикладывает к себе и смотрится в зеркало. Когда чемодан собран, кот на задних лапах с чемоданом выходит на улицу. Там его ждут схематично изображённые Аня и Миша. Барсик прыгает к Ане на руки с чемоданом.

ИНТ ЛЕСТНИЦА НА ЧЕРДАК. ДЕНЬ.

Миша и Аня с котом на руках поднимаются по узкой деревянной лестнице на чердак. Делают они это практически в полной темноте, в руках у Миши небольшой карманный фонарик. Кот урчит и вырывается.

АНЯ
Тихо, Барсик, тихо.
Уже немного осталось.

НАТ. КРЫЛЬЦО ДОМА АНИ. ДЕНЬ.

Мама Ани всё также продолжает звать Барсика. Её голос срывается.
Панорама – две крепости, река Нарва и мост Дружбы, соединяющий Эстонию и Россию.

Звучит закадровый голос мамы Ани.

МАМА АНИ
Барсик-Барсик-Барсик!
Барсик-Барсик-Барсик!

ИНТ. ЧЕРДАК. ДЕНЬ.

Тёмное небольшое помещение, кое-где паутина. Большое количество разных предметов- автомобильные и велосипедные шины, старая тахта с торчащими пружинами, несколько велосипедов- новых и не очень , старые игрушки, а также соления на зиму. Всё это покрыто пылью и стоит без особого порядка.

Аня отпускает кота. Миша внимательно разглядывает окружающие предметы. Замечает небольшую печку-буржуйку, стоящую в углу, и долго рассматривает со всех сторон.

МИША
Ого! Смотри, какая штуковина!

ИНТ ДОМ МИШИ. УТРО.

Большая комната с низким потолком. На стенах не совсем свежие пожелтевшие обои, кое-где содержащие детские рисунки разных размеров, выполненные фломастерами, карандашами и ручками. В правом дальнем углу большая русская печь, используемая как полка для кастрюль. Недалеко от двери находится умывальник с раковиной и зубными щётками в стакане.
В центре большой деревянный стол, накрытый
зелёной клеёнкой в цветочек. За столом сидят Миша, молодая женщина лет тридцати – МАМА МИШИ, пожилой мужчина в очках, ДЕДУШКА МИШИ, а также очень крупная женщина лет пятидесяти с золотыми зубами, БАБУШКА МИШИ. Все пьют чай с пирогами и блинами. Стук в дверь, заходит мама Ани с заплаканными глазами.

МАМА АНИ
Доброе утро. Приятного всем аппетита.

ВСЕ ХОРОМ
Здравствуй, Тамарочка.

БАБУШКА МИШИ
Садись, давай с нами пирожков!

Мама Ани садится за стол, ей наливают чай. Дедушка Миши внимательно смотрит на неё.

ДЕДУШКА МИШИ
Тамарочка, что с тобой?
Какая-то ты совсем невесёлая…

МАМА АНИ
Наш Барсик пропал куда-то,
второй день не появляется..
А с чем пироги-то ваши?

Бабушка Миши кладёт на тарелку пироги маме Ани.

БАБУШКА МИШИ
Ты не переживай, Барсик
обязательно найдётся. У котов тоже
свои дела могут быть.. Вот эти- с капустой,
очень рекомендую. А эти – с картошкой.
Ой, Тамарочка, а огурчики-то какие у нас
есть, подожди минутку..

Бабушка Миши ставит тарелку перед мамой Ани и выходит из комнаты, при этом загадочно улыбается.

Миша начинает заметно беспокоиться.

МИША
Бабуля, ты куда? Стой!
Я ещё блинов хочу..

Все с удивлением смотрят на Мишу и его тарелку, полную блинов.

Наверху раздаётся женский крик, затем страшный грохот, что-то падает, потом ещё что-то, что-то другое бьётся.. Внимание всех сидящих за столом обращено к потолку.

Проламывается несколько досок и сверху с громким криком проваливается прямо на стол бабушка Миши, она прижимает к груди банку солёных огурцов, затем на неё приземляется кот Барсик с мышью в зубах, на его усах паутина и пыль.

ИНТ ДОМ АНИ. ДЕНЬ.

Мама Ани с бабушкой ругаются и активно жестикулируют, их слов не слышно.

Звучит закадровый голос Ани.

АНЯ
Привет, Миша. Я наказана на всю жизнь.
Коля всё рассказал моей маме,
и мы никогда не сможем больше дружить.

Аня стоит в углу , в её руках рисунок «Ленин и арбузы», на нём она дописывает своё письмо фломастером.

Бабушка наливает из ведра воду в стеклянные банки и ставит их перед телевизором.

БАБУШКА
Я бы на твоём месте стала дружить
с Колей, хороший мальчик, воспитанный,
не хулиган, как этот.

Мама Ани достаёт с полки разные тюбики с кремами, а также бальзам «Звёздочка», всё это открывает и кладёт перед экраном.

Бабушка включает телевизор, начинается сеанс Чумака.

ЧУМАК
Добрый вечер. Сегодня будет
проведена гармонизация всех процессов
в организме. Я надеюсь, вы не забыли
поставить кремы, воду, всё это будет
заряжено. Итак, сядьте поудобнее,
ровненько, и закройте глаза…

Мама Ани с бабушкой сидят перед экраном с закрытыми глазами, Аня незаметно убегает из дома.

ИНТ. ПОД СТОЛОМ. ВЕЧЕР.

Миша сидит на полу под длинным столом и жуёт. В его руках тарелка с салатом «Оливье». Из противоположного угла появляется слегка взлохмаченная голова Ани. Она аккуратно подползает к Мише. По бокам их закрывают длинные края белой скатерти. На полу стоит заранее заготовленная вторая порция «Оливье». Аня берёт в руки тарелку, начинает есть.

АНЯ
Как ты думаешь, нас не заметят?

МИША
Не-е-а, не заметят,
мы в надёжном укрытии.

Детей окружает множество разных ног- мужских и женских. У кого-то на ногах лакированные лодочки, а кто-то сидит босиком. У дальнего края стола чья-то большая мужская рука поглаживает соседнюю элегантную загорелую ножку в красных босоножках. До детей доносится смех и оживлённые беседы взрослых.

Раздаётся стук в дверь, приближаются чьи-то шаги.

ВСЕ ХОРОМ
Здравствуй, Валюша.
Тэре-тэре, ванна кэре.

Общий громкий смех.

ВСЕ ХОРОМ
(поют)
Выпьем мы за Валю, Валю дорогую,
свет ещё не видел пьяницу такую.

Аня передаёт слегка помятый рисунок с письмом и очень серьёзно смотрит на Мишу. Миша, продолжая жевать, разглядывает рисунок и читает письмо.

МИША
(с набитым ртом)
Это дедушка Ленин?

Аня утвердительно кивает головой.

АНЯ
Наверное, мы больше
не увидимся никогда…

МИША
Мне нравится дружить только с тобой.

АНЯ
(с набитым ртом)
Ага. А мне с тобой..
Но теперь
мне придётся дружить
с предателем Колей…

Миша прожёвывает всё до конца и делает паузу.

МИША
(с испачканным ртом)
Это почему?

АНИМАЦИЯ.

Схематично изображённая Аня выбегает из своего схематично изображённого дома. Она что-то напевает весёлое и прыгает на одной ноге, срывает полевые цветы.

К Ане подбегает большая собака дворняга на задних лапах, на ней спортивные шорты и кроссовки, а на шее полотенце. Пёс галантно целует девочке руку, что-то эмоционально рассказывает, вытирая полотенцем пот со лба.

Пёс и Аня прощаются, собака продолжает свою спортивную ходьбу, девочка опять прыгает на одной ноге и собирает цветы.
Звучит закадровый голос Ани.

АНЯ
Я вышла из дома и пошла к тебе
в гости. Ко мне подбежал Дружок,
мы очень хорошо с ним поговорили,
тебе он передавал привет, кстати.
Потом я пошла дальше и подумала,
что мы будем делать, если нас заберут
инопланетяне для опытов. И тогда я
услышала, что меня кто-то позвал…

Аня оборачивается, роняет цветы, её волосы становятся дыбом, она подпрыгивает и кричит от ужаса. Перед ней приземляется летающая тарелка и из неё выходит инопланетянин, закрывающий уши руками от крика девочки.

Продолжает звучать закадровый голос Ани
АНЯ
Я испугалась, что это инопланетянин
прилетел за мной, но оказалось,
что это дядя Валера…

Аня продолжает кричать, её волосы всё также стоят дыбом. Инопланетянин снимает шлем- появляется рыжеволосая голова ДЯДИ ВАЛЕРЫ со строгим взглядом.

АНЯ
Я сказала, что хорошо, дядя Валера,
что вы не инопланетянин..
А дядя Валера сказал,
что если я не буду дружить с Колей,
то ты на следующее лето будешь
в Нарве и я останусь одна…

Инопланетянин дядя Валера со шлемом в руках садится на корточки и становится приблизительно одного роста с Аней. Он внимательно смотрит ей в глаза.

НАТ ДОРОГА ПЕРЕД ДОМОМ АНИ. ДЕНЬ. FLASHBACK.

Анимация переходит в реальное видеоизображение. Дядя Валера, широкоплечий рыжий мужчина лет пятидесяти, сидит на корточках напротив Ани и внимательно смотрит ей в глаза.

ДЯДЯ ВАЛЕРА
Аня, я хочу с тобой серьёзно
поговорить. Вы опять обидели моего Колю.
Он мне рассказал, что вы не взяли
его в игру. Значит так - дружить нужно
со всеми. Если ты не будешь дружить
с Колей, я скажу Мише, чтобы он
следующее лето провёл в Эстонии,
и ты тогда останешься одна.
Ты поняла меня?

Погрустневшая Аня смущённо кивает, опустив глаза вниз.

ИНТ. ПОД СТОЛОМ. ВЕЧЕР.

Аня и Миша всё также сидят под столом. Миша чешет в затылке и серьёзно задумывается.

МИША
Да-а, дядя Валера милиционер..
Он всё может. Я не хочу быть
летом в Нарве. Вот, маленький
предатель этот Коля, надо его проучить!

АНЯ
Точно!

МИША
Как ты думаешь, чья это нога
в дырявом носке?

Справа от Миша располагаются длинные мужские ноги в тренировочных штанах и в синих носках, на одном из которых красуется огромная дыра на большом пальце. Её обладатель видимо смущается и время от времени прикрывается другим носком.

АНЯ
Это же дядя Саша, у него всегда
носки дырявые.

Гости опять поют.

ГОСТИ ХОРОМ
Выпьем мы за Сашу, Сашу дорогого,
свет ещё не видел пьяницу такого.

Все ноги под столом дружно покачиваются в общем ритме то в одну сторону, то в другую.

МИША
Ну, пора! Пойдём в сарай, там много
всего интересного, сейчас нас
никто не заметит!

Аня и Миша оставляют тарелки и, под раздающийся звон чокающихся бокалов, незаметно вылезают наружу с разных сторон.

ИНТ. ДОМ АНИ. ВЕЧЕР.

В доме Ани собрались её мама, бабушка и ПАПА, темноволосый мужчина среднего роста спортивного телосложения лет сорока на вид. Все одеты в старую дачную одежду.
На маме свитер, который она давно не носит, и рейтузы, на бабушке рабочий халат с пятнами от краски, а папа надел потрёпанные синие джинсы и красную клетчатую рубашку с порванным рукавом.

У бабушки прекрасное настроение, она что-то напевает себе под нос и надевает резиновые сапоги.

Мама помогает папе застёгивать рубашку. Лица обоих сердиты.

МАМА АНИ
Мать,
послушай…
Может мы перенесём это на завтра?
Всё-таки Вадим устал с дороги
и плохо себя чувствует?

У бабушки мгновенно меняется настроение. Она с яростью берёт приготовленное заранее ведро и лопату.

БАБУШКА
(со злостью)
Ой, да делайте, что хотите!
Хоть вообще ничего не сажайте…
Ничего, вот я скоро умру,
тогда отдохнёте…
Недолго вам мучиться осталось!

Бабушка выходит на улицу и громко хлопает дверью. Мама и папа Ани переглядываются и тяжело вздыхают.

В доме работает маленький красный телевизор, на который никто не обращает внимания. Звук практически полностью выключен. Идёт чёрно-белая трансляция балета «Лебединое озеро» .

НАТ. ПЕРЕД САРАЕМ. ДЕНЬ.

Старый сарай с открытой дверью. Доски сарая в некоторых местах прогнили, на стене висит велосипедное колесо. Рядом с сараем находится собачья будка, перед ней миска с куриными костями.

Аня и Миша выходят из сарая и загадочно улыбаются. Миша смотрит на миску.

МИША
О! Вот, что нам нужно!

НАТ ОГОРОД. ВЕЧЕР.

Мама Ани, папа и бабушка копают картошку на небольшом поле в огороде.

Вокруг поля расположены грядки, кусты смородины и малины, парник с огурцами. Рядом находится соседний огород с похожей конструкцией.

На близлежащем участке появляется сосед дядя Валера с обнажённым торсом. Он поливает огурцы.

ДЯДЯ ВАЛЕРА
Добрый день!

МАМА АНИ, ПАПА, БАБУШКА
Здравствуй, Валера.

ДЯДЯ ВАЛЕРА
А вы слышали последние новости?

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ХРОНИКА. 19 АВГУСТА 1991 ГОДА, МОСКВА.

Красный телевизор транслирует «Лебединое озеро». Балет превращается в документальную хронику- Горбачёв, танки в Москве, Ельцин на танке и др.

Фоном звучит музыка Чайковского из балета «Лебединое озеро».

НАТ. ОГОРОД. ВЕЧЕР.

Мама Ани, папа и бабушка не обращают особого внимания на новость и продолжают копку. Только мама Ани останавливается, её лицо встревожено.

ДЯДЯ ВАЛЕРА
Так вот, соседи…
Вы ведь всё равно не пользуетесь
землёй за вашим огородом?
А мы там посадим что-нибудь,
хоть польза будет. На днях зайду,
посмотрю как лучше там забор
поставить… Демократия
как-никак начинается.

МАМА АНИ
Что-то жарко слишком, пойду переоденусь.

Она идёт по узкой дорожке вдоль грядок. В нескольких шагах от неё лежит небольшая дощечка с торчащим ржавым гвоздём.

Мама Ани не смотрит под ноги и наступает на гвоздь. Она громко вскрикивает- гвоздь глубоко вошёл в ногу, проткнув сапог.

НАТ. ОВРАГ. ВЕЧЕР.

Через овраг идёт компания детей, возглавляемая Мишей. Сразу за ним мы видим семилетнюю крупную девочку СВЕТУ в очках, у Светы светло-русые волосы, заплетённые в две косички, за ней шагает Коля, замыкает шествие Аня, едва сдерживающая улыбку. Миша очень серьёзен, Света выглядит скептично настроенной, а Коля заметно напуган. Дети подходят к кустам орешника.

ИНТ. ДОМ АНИ. ВЕЧЕР.

Мама Ани сидит на стуле, рядом с ней муж и бабушка. Они промывают ей рану и перевязывают ногу. Затем мама встаёт, опираясь на мужа. Хромая, допрыгивает до входной двери, надевает опять резиновые сапоги, остальные делают то же самое. После чего все выходят на улицу.

НАТ. ОГОРОД. ВЕЧЕР.

Бабушка Ани, папа и мама, несмотря на сильную хромоту, опять подходят к картофельному полю. Мама Ани опирается на плечо мужа. Копка продолжается.

НАТ КУСТЫ ОРЕШНИКА. ВЕЧЕР.

Дети подходят к кустам орешника.

МИША
Слабонервным просьба удалиться,
мы подходим к тому месту,
где живёт баба Яга.

СВЕТА
Вообще-то бабы Яги не бывает, я читала.

МИША
Ещё как бывает, сейчас сама всё увидишь.

Ребята останавливаются. Миша пытается что-то рассмотреть, раздвигая руками непослушные ветки. Он оборачивается в сторону остальных и прикладывает палец к губам. Все настораживаются, даже Света. Миша пролезает сквозь кусты, машет рукой, чтобы все следовали за ним. Дети осторожно раздвигают орешник, пытаясь не шуметь. Компания оказывается на небольшой вытоптанной полянке, в центре которой стоит дымящаяся печка-буржуйка, рядом с ней маленький стол и лежащая на земле старая длинная метла из прутьев. На столе стоит
тарелка с куриными костями.

МИША
(негромко)
А вот и доказательство…
Она здесь живёт и ест маленьких детей,
а жарит их прямо в этой печке!

СВЕТА
(растерянно)
Не может быть…

За спинами ребят раздаётся громкий треск веток. Все громко кричат от ужаса, в том числе Аня и Миша.

Коля куда-то бежит, по дороге спотыкается и плачет. Его трясёт, на лице и шее появляются красные пятна. Он как будто хочет что-то сказать и не может.

КОЛЯ
Ма-ма-ма-ма-мама! Ма-ма-ма-мама!
Я да-да-да-домой ид-ду…

Дети разбежались. Печка продолжает дымиться. На столе сидит кот Барсик и заинтересованно обнюхивает тарелку с костями.

НАТ. КУСТЫ ОРЕШНИКА. ВЕЧЕР.

Коля бежит вдоль зарослей орешника и плачет. Ветви деревьев хлещут его по лицу.
На улице уже темно. Коля оказывается в лесу. Где-то вдалеке слышны ГОЛОСА.

ГОЛОСА
Ко-оля! Ау! Ко-оля!

Мальчик не понимает, в какую сторону ему нужно идти. Коля садится от усталости на сломанное дерево.

Появляется пастух с козами. Пастух подходит к Коле.

ПАСТУХ
Не бойся, я твой друг!

Пастух протягивает руку Коле.

НАТ. ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. СУМЕРКИ.

Возле крепости стоят родители Коли, а так же соседи. У всех включены карманные фонарики.

Из темноты появляется пастух, ведущий за собой Колю.

ИНТ. ДОМ МИШИ. ДЕНЬ.

В углу комнаты сидит грустный Миша и водит машинку вокруг себя из стороны в сторону. Рядом суетятся взрослые – мама Миши, его бабушка и дедушка. Они складывают вещи в чемоданы и сумки, достают посуду из серванта, снимают настенные часы.

Мама Миши среди груды вещей на диване, которые необходимо положить в чемодан, находит рисунок «Ленин и арбузы», берёт его в руки.

Женские руки разворачивают рисунок и письмо, затем комкают и выбрасывают в мусорное ведро.

ИНТ КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА. ДЕНЬ.

Просторная комната, белые стены. На дальней стене висят зеркала.

Коля выглядит чуть старше, чем до этого.

КОЛЯ
Ме-меня за-авут Коля.. Мне семь лет,
я учусь в первом «а» классе..

Коля смотрит в потолок и как будто пытается что-то вспомнить.

КОЛЯ
Я за-аикаюсь с пяти лет..

Коля делает паузу, внимательно изучает потолок, смотрит на кого-то в сторону и что-то спрашивает беззвучно губами, затем снова продолжает.

КОЛЯ
Заикание мне очень ме-мешает в жизни.
Я не могу но-но-нормально чи-итать,
обща-аться с друзьями. Вот…

Пауза.

КОЛЯ
В школе ме-ме-меня всё время дразнят..
А мой сосед по парте а-а-абзывает заикой..

Коля останавливается и почёсывает в затылке, что-то рассматривает на полу.

КОЛЯ
Заикание ме-мешает моим увлечениям..
Ра-ассказывать стихи в школе.

ВЗРОСЛЫЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Можешь рассказать сейчас
какое-нибудь стихотворение?

Коля отрицательно мотает головой.

ИНТ. КАБИНЕТ ЛОГОПЕДА. ДЕНЬ.

То же помещение, что и в предыдущей сцене.

Коля стоит перед зеркалом и читает громко стихотворение, он делает это очень наигранно и фальшиво, копируя чью-то интонацию. Мальчик широко раскрывает рот и активно жестикулирует. При этом очень зажат и не уверен в себе. Коля держит руки возле рта, как будто кого-то зовёт.

КОЛЯ
(без заикания)
На прививку, первый класс!
Вы слыхали- это нас.
Я прививки не боюсь,
Если надо- уколюсь.
Ну, подумаешь, укол?
Укололи- и пошёл.
Это только трус боится
(ДАЛЬШЕ)
КОЛЯ
(ПРОД.)
На укол идти к врачу,
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу один из первых
В медицинский кабинет,
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!
На прививку, первый класс!
Вы слыхали? Это нас..
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат коленки..

Коля отворачивается от зеркала, смотрит в сторону..

КОЛЯ
Я за-абыл, что дальше …

НАТ. ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДЕНЬ.

Экскурсионная группа с гидом, вокруг всё также пасутся козы.

ГИД
Господа, заканчивая нашу экскурсию,
хочется вспомнить одну старую притчу
о двух монахах…Так вот…
Однажды старый и молодой монах
возвращались в свою обитель.
Путь их пересекала река,
(ДАЛЬШЕ)
ГИД
(ПРОД.)
которая из-за дождей очень сильно
разлилась. На берегу стояла молодая
женщина, которой также нужно было
перебраться на другой берег,
но она не могла обойтись
без посторонней помощи.
Обет строго-настрого запрещал
монахам прикасаться к женщинам,
и молодой монах демонстративно
от неё отвернулся. Старый же монах
подошёл к женщине, взял её на руки и
перенёс через реку. Весь оставшийся путь
монахи хранили молчание, но у самой
обители молодой монах не выдержал:
«Как ты мог прикоснуться к женщине?
Ты же дал обет!?» На что старый
монах спокойно ответил: «Странно,
я перенёс её и оставил на берегу реки,
а ты до сих пор её несёшь»…

НАТ. РЕКА НАРВА. ДЕНЬ

Девушка и молодой человек с другого берега доплывают почти до середины реки, их разделяет пара метров. К ним подплывает катер с флагами Эстонии и Евросоюза и надписью «POLICE». Катер встаёт между ними.

Молодой человек смеётся, хватается за борт катера и подтягивается. Девушка хохочет и тоже хватается за борт катера. Её руки цепко держатся за край.

АНИМАЦИЯ.

Схематично изображённые детские руки вытягивают другие детские руки. В небо взлетают Миша и Аня, они держатся за руки, под ними остаётся пограничный катер и река, они машут ему сверху и улыбаются.

Дети летят к берегу, где остался пятилетний Коля. Коля смотрит на подлетающих к нему детей и плачет. Рядом лежит раскрытая книга.

Дети берут курс на книгу, разгоняются посильнее, но немного притормаживают при подлёте к ней, Аня хватает Колю за руку и все трое залетают в книгу.

НАТ. ИВАНГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ. ДЕНЬ

Группа туристов медленно садится в свой автобус. Гид тщательно всех пересчитывает по головам, как детей в детском саду, после чего сама заходит в автобус. Автобус набирает скорость.

ИНТ. КАБИНА ВОДИТЕЛЯ. ДЕНЬ.

Водитель туристического автобуса начинает зевать за рулём. Достаёт из кармана конфету и кладёт в рот.

НАТ. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ.

Туристический автобус едет по трассе. Ему навстречу выезжает огромная фура на большой скорости.

ИНТ. КАБИНА ВОДИТЕЛЯ. ДЕНЬ.

Водитель автобуса зевает с ещё большей силой. Включает радио и делает музыку погромче.

НАТ. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ.

Фура всё также движется с большой скоростью навстречу автобусу. Она дважды пересекает двойную сплошную.

ИНТ. КАБИНА ВОДИТЕЛЯ.ДЕНЬ.

Водитель автобуса засыпает за рулём. Громко играет музыка.

НАТ. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ.

Фура с огромной скоростью по непонятной траектории вплотную подъезжает к автобусу. Столкновение неизбежно.

ИНТ. КАБИНА ВОДИТЕЛЯ. ДЕНЬ.

У заснувшего водителя звонит мобильный телефон. Водитель просыпается и резко разворачивается. За его спиной раздаётся крик пассажиров.

НАТ. ТРАССА. ДЕНЬ

Люди после аварии выходят из автобуса в состоянии шока. Гид обходит пассажиров и находит, что серьёзных повреждений нет.

ГИД
И всё-таки друзья, мы с вами
Очень счастливые люди!
Мы самые счастливые на свете!!!

НАТ. ДОРОГА. ДЕНЬ.

Пастух из первой сцены лежит в траве возле дороги. От его стада осталось только три козы. Они послушно жуют траву возле него.

Пастух медленно открывает глаза и приподнимается. Козы как будто рады этому событию, они тут же начинают громко блеять. Пастух направляет свой взор в сторону дороги и видит вдалеке стоящий на обочине экскурсионный автобус.