Что такое совесть

Елена Александровна Малова
   Дед Петруха ещё накануне обещал любимому внучку и тёзке забрать его из детского сада. Пётр большой и Пётр маленький были неразлучными друзьями. Дед любил единственного внука,  продолжателя своего рода и фамилии. Да и похож  внук на деда. Тот же высокий лоб, большие выразительные карие глаза, и волосы внук поправлял так же...  ну вылитый дед. Даже походки у них одинаковые, оба шагали размашисто, уверенно, с высоко поднятой головой. От деда внуку передалось не только внешнее сходство. Пётр всё больше замечал, что и характер у внука его, дедовский: твёрдый, решительный, даже немного горячий. Из-за своего характера Петр большой в жизни набил не мало шишек. Но на то она и жизнь, чтобы ошибаться и идти дальше. 
    Дед и внук возвращались домой из детского сада. Маленький Петруша был как никогда серьёзным и молчаливым.
  - Ну, Петр, как день прошёл в саду? Надеюсь, мне за тебя краснеть не придётся?- поинтересовался дед.
  - Нет,  ты  за меня не будешь краснеть, - твёрдо заверил внук.
  - А что ж ты расстроенный, будто весь день в углу простоял? - настаивал на своем дед.
  -  Ой, деда, Гришку ругали. Ну, того Гришку, который бьёт девчонок в группе. А вчера Гришка совершил очень плохой поступок. На прогулке он залез на высокое дерево и  кричал плохие слова. Эти слова слышали все дети, потому что Гришка очень громко ругался.  Деда, только какие слова он кричал, я не скажу,  даже не спрашивай. Марья Ивановна запретила повторять их.
  - Да? -  от удивления у деда брови взлетели выше лба.
  - А Марья Ивановна  бегала вокруг дерева, называла Гришку Гришенькой, плакала, просила его крепче держаться за ствол, чтобы не разбился, - пробормотал мальчик.
  -  Вот это да!  Вот это Гришка и хулиган, - ещё больше изумился дед.
  - Деда, Гришка не хотел слазить с дерева, ему понравилось сидеть на верху. Только какой-то дяденька  пришёл и приказал ему спустился на землю. Конечно, он быстро слез и потом долго ревел, чтобы его не наказывали.
  - Что за дяденька? - облегчённо вздохнув, поинтересовался Пётр большой.
  - Не знаю, наверное, полицейский. Этот дяденька сказал, что у Гришки нет совести. Ещё, что по деревьям лазают обезьяны, а люди должны ходить по земле. Гришка обещал, что больше на деревья залезать не будет.  Потом Марья Ивановна упала и уснула, а врачи увезли её в больницу. Марью Ивановну жалко. У неё сердце  заболело, теперь она его лечит. Нам заведущая  сказала, что нас в группе много, а сердце у Марьи Ивановны одно. Вот оно не выдержало и заболело, - и  Пётруша  шмыгнул носом, вытерев рукавом мокрые глаза.
  - Деда, Гришку дома отец лупил ремнём, - жалостливо добавил мальчик. - Ещё, вчера вечером Гришка ездил к Марье Ивановне в больницу и просил прощения. Вот так.
  - Может, всё-таки Гришку не лупили? -  не поверил дед.
  - Лупили, он утром в саду следы от ремня показал. Сегодня Гришка был послушным и тихим. Я спросил у него, больно ли ему было, когда отец лупил. Он сказал, что совсем не больно. Только я ему не верю. 
   - Да, досталось Гришке, - заметил дед.
   - Деда, мне Марью Ивановну жалко. Я ведь тоже не всегда был хорошим мальчиком. Вдруг у неё из-за меня сердце заболело, - зарыдал Петруша. - Давай сходим к ней в больницу. Хочу у Марьи Ивановны прощения попросить, может быстрее выздоровеет.
  - Правильно, давай сходим, - согласился дед.
  - А давай сейчас и пойдем, вот Марья Ивановна обрадуется, - запрыгал перед дедом повеселевший Петруша.
  - Конечно, быстрее выздоровеет, - согласился дед, а про себя подумал: «Мужик растёт, моя порода».
  - Дед, а что такое совесть? - неожиданно спросил маленький Петруша.
  -  Хороший вопрос ты задал, так сразу и не объяснишь, -  оторопел  большой Пётр.
  - А ты объясни, я пойму,  мне уже 5 лет, - настаивал «взрослый» внук.
  - Что ж, постараюсь объяснить. Вот, тебе стыдно, ты хочешь  у Марьи Ивановны попросить прощение за свои плохие поступки. Значит у тебя есть совесть, - пояснил дед. - Ты чувствуешь свою вину за то, что твоя воспитательница попала в больницу?
  - Деда, ты что не помнишь, я же на прошлой неделе Марью Ивановну расстроил. Вдруг у неё тогда сердце и заболело. Я сегодня на тихом часе не спал, думал о своих поступках. Мне так стыдно, и вот тут болит, - и маленький Петруша показал на грудь.
  - Э, друг! Тебе совесть покоя не даёт. Это называется угрызением совести. Правильно, совесть тут и находится, - подтвердил дед. - Ты совершил не совсем хороший поступок. Конечно, надо попросить прощение, и станет легче на душе.
  - Деда, я понял! Если стыдно за свой поступок, значит  советь грызёт, - сделал вывод мальчик.
  - Верно,  совесть твою душу грызёт и ты себя ругаешь.Потом обещаешь себе, что  так поступать никогда не будешь, - подтвердил дед.
  - Деда, совесть грызёт душу как мышка корки?  - сделал вывод мальчик, и тяжело вздохнул.
   - Верно, как мышка корки, - согласился дед.
   - А совесть живёт рядом с сердцем, да? - обескуражил деда любознательный внук.
   - Наверное, где-то рядом с сердцем, - согласился дед.
   - Я понял, совесть - это мышка в груди, - воскликнул смышлённый  мальчик.
   - Какой ты у меня умный и догадливый, - похвалил своего тезку дед.
   До больницы шли молча, каждый Пётр думал о своём.
  Большой Пётр думал о том, что совсем взрослым стал  внук. И дай Бог, чтобы вырос ЧЕЛОВЕКОМ.
  А маленький Петруша думал о том, что у Гришки тоже совесть есть. Гришка сегодня на тихом часе не спал, ворочался. Гришку совесть грызла. И у Марьи Ивановны совесть, есть. Поэтому у неё сердце заболело.
   "У каждого человека должна быть совесть" - решил маленький Петруша.