Возможно ли жить без зависти?

Елена Конюшкова
Многократно слышала от разных людей, что, дескать, все люди завистливы, а те, кто утверждает о себе обратное, просто выпендриваются и хотят казаться лучше чем есть.
 
Но, граждане, смешно, честное слово, слушать такое несуразное мнение. Я, конечно, обычно на это никак не реагирую, потому что глупо устраивать разборки по подобным поводам. Получается, что я как бы оправдываюсь. А  у меня нет причины, да и желания  оправдываться. К чему? Потому предпочитаю помалкивать.

Но вот тут, на этой лужайке, подобной Гайд-парку,  созданной, по сути, для любителей поговорить, я все же выскажусь. Желаю быть услышанной миром и не унести свою правду с собой  в небытие. Смею надеяться, что все же найду в данном вопросе единомышленников.

Граждане! Вас обманывают! Знайте об этом. Жизнь без зависти возможна. И, притом, без всяких усилий над собой. Я являюсь типичным представителем той части человечества, для которой слово «зависть» - пустой звук. То есть набор букв, не наполненный эмоциональным смыслом.

Чтобы внести полную ясность, приведу определения, например, по Ожегову:
«Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.»
Ну, уточню ещё, дабы исключить разночтения:
«Досада – чувство раздражение и неудовольствия, вследствие неудачи, обиды.»

Я, конечно, в силах прочитать и осмыслить это, но не в силах раздражаться из-за чужих удач. Возможно, если бы я была спортсменкой, то все было бы иначе – там без этого никак. Но мне не присущ дух соревновательности, да и жизненные ситуации как-то к этому не располагают – основных благ, необходимых для нормальной жизни вполне достаточно. А в чрезмерных, показных благах нужды у меня нет.  Я в основном занимаюсь своей жизнью, а не рассматриваю чужие. Мне до них просто нет дела. Я не приписываю себе качество, позволю себе так выразиться, со-радости за других, которое может иметь место лишь в отдельных случаях. Нет, я честно говорю: чужие успехи мне по большей части до лампочки, т.е. безразличны. Как и сами носители этих успехов. Но при этом я вполне благожелательна ко всем людям.
Что в этом такого странного и необычного? Не понимаю. Ведь я, со своими успехами и неудачами, тоже, в лучшем случае, абсолютно безразлична посторонним людям, не так ли? И я  нисколько по этому поводу не переживаю.

То есть, говорю открытым текстом: мне глубоко плевать на жизнь всяких других, чужих для меня людей, за исключением тех случаев, когда они попадают в беду. Людей страдающих мне всегда жалко. Да, симметрии в этом вопросе для меня нет. Почему? Может потому, что мне дискомфортно жить среди несчастных людей. Это делает и меня еще более несчастной.  Но это уже из другой темы.

Таким образом, получаем, что обратной стороной отсутствия зависти является полное безразличие, точнее даже, отстраненность. Все эти люди представляют для меня, по сути, интерьер той жизненной сцены, на которой мне приходится существовать. Я как-то даже, в большинстве случаев,  не особенно задумываюсь об их индивидуальностях. Ну, конечно, в разумных пределах, потому что для мирного сосуществования все же приходится учитывать характер окружающих людей, дабы избегать конфликтов.

Но это формальный, вынужденный интерес, никак не затрагивающий внутреннюю жизнь. За исключением этого я не морочу себе голову какими-либо переживаниями относительно окружающих людей. Зачем, если никакой функциональности в моей жизни они не несут и интереса для меня не представляют? Декорации жизни. Ну и с чего бы мне испытывать какие-то чувства к декорациям? Нелепо.

Только не надо доводить это до абсурда. Я все же прекрасно понимаю, что они такие же люди как и я, со своими проблемами и эмоциями. И обращаюсь с ними соответственно – так, как хотела бы чтобы обращались со мной: вежливо и отстраненно. Ну, а в случае необходимых контактов – внимательно или даже заинтересованно, в зависимости от ситуации. Я воспринимаю их лишь в рамках той функциональности, которая нас связывает, и не пытаюсь лезть в их жизнь сверх этого. И, кроме того, я никогда не проявляю агрессии, никогда не строю им козни по чужой указке, хотя взаимности в этом, увы, не имею.

Я эгоистична? Да, конечно. Пожалуй, даже эгоцентрична. Я для себя – центр Вселенной и считаю это совершенно нормальным и естественным. Но при этом я крайне разборчива в средствах достижения своих целей. Ни по головам, ни по каким другим частям тел никогда не хожу. Все бы были такими эгоистами! Вот было бы чудесное общество.

Вероятно, найдутся люди, которые сочтут мои рассуждения циничными. Но это лицемерие. Я просто честно говорю о том, о чем большинство предпочитает молчать, прикрываясь пустыми фразами о человеколюбии. Нет никакого абстрактного человеколюбия. Если бы оно было, то не нужно было бы говорить о зависти, как о превалирующем качестве.

Думаю, что об абстрактном человеколюбии возможно говорить лишь в гастрономическом смысле, ну или ином, сугубо потребительском. К счастью, это все же большая редкость. Во всех иных случаях всегда присутствует индивидуальная оценка, а с ней как положительные, так и отрицательные эмоции. Так что единственный способ избежать этого – отстраненный взгляд.

Есть еще другая сторона вопроса – люди близкие, включенные в мою жизнь.Или, может, не столь близкие на деле, но близкие по духу, вызывающие явную симпатию. Не знаю, но мне как-то ни разу не представилось случая испытать к ним хотя бы некое подобие зависти. Есть ли это следствие моего характера или того, что ничто в их судьбах не представляется мне достойным зависти, я сказать затрудняюсь. Но это так. Вероятно, я просто не умею примерять их достижения на себя. Я же понимаю, что все события их жизни неразрывно связаны в цепочку, которая ко мне не имеет никакого прямого отношения. Так зачем же я буду пытаться хотя бы мысленно разорвать эту цепочку и впихнуть туда себя? Мне там совершенно не место. Что за глупое занятие? Возможно, это избыток логики, но я мыслю жизнь именно так.

Таким образом, получаем, что жизнь без зависти не просто возможна, а является совершенно естественным следствием зацикленности на своей собственной жизни. Хорошо ли это или плохо пусть каждый для себя определит сам. Для меня это единственно возможная форма существования. И, кстати, наименее энергозатратная. Чего и вам желаю.

Все это, конечно, так, но, с другой стороны, в некоторых случаях говорят – не пытайтесь повторить! Вот и тут тоже результат у некоторых других может оказаться сомнительным. Как когда-то мне сказал один знакомый, правда, по другому поводу: «Везет же тебе – в тебе нет расизма. А я бы и рад относиться ровно, а не получается». То есть во многих эмоциональных вопросах  присутствует некая иррациональность, напрямую от нас не зависящая. Является ли она результатом сформировавшегося набора генов, воспитания или жизненного опыта сказать однозначно не берусь. Но факт имеет место быть.

Когда некие установки уже сформированы, то бороться с ними бывает крайне сложно. И этот случай из той же серии. Если вы завистливы, то вряд ли рациональным убеждением сможете это побороть. Печально, но факт. Так что, если это вас тяготит, то вам остается только завидовать мне и другим подобным людям. Хотя это глупо. Хотя бы потому что счастья от этого у меня не прибавилось. Но разве это аргумент для зависти?

Потому можно все же попробовать переформировать собственные ненужные установки, зная, что результат возможен. Может у кого получится?