Балта бывшая столица...

Александр Вишневецкий
Балта - городок приличный
Городок что надо ,
Нет нигде румяней вишни,
Слаще винограда.
В брынзе, в кавунах, в укропе
Звонок день базарный;
Голубей гоняет хлопец
С каланчи пожарной...
Эдуард Багрицкий, «Дума про Опанаса»

С детских лет у меня на слуху названия соседних, близко расположенных, местечек к моему родному Чечельнику. Это и Бершадь, и Ольгополь, и Балта, и Кодыма – и все это на расстоянии в несколько десятков километров от Чечельника. Балта (скорее, небольшой город, чем местечко) в этом списке бывших (к сожалению!) еврейских местечек занимает как в моей памяти, так и жителей этих местечек особое трагическое место. Балта входила в зону румынской оккупации – Транснистрию, здесь в годы второй мировой войны действовали румынская жандармерия, немецкое гестапо и итальянская военная комендатура. Балта была центром новой административной единицы - Балтского уезда и румынская жандармерия, контролировала и «наводила порядок» в близлежащих еврейских местечках. Когда в 1998 году я послал запросы в Одесский и Винницкий архив о документальных свидетельствах пребывания нашей семьи в гетто, то получил архивную справку из Одессы, где было подтверждено пребывание в гетто моего отца и матери: «В деле префектуры Балтского уезда за июль - декабрь 1943 года имеется список лиц, находящихся в гетто села Чечельник, в котором значится мои родители - Вишневецкий Гриша и Вишневецкая Таня».
Нынешняя Балта – это небольшой город в Украине с примерно 15000 жителями. Он расположен в плодородных южноукраинских степях Правобережной Украины севернее Одессы примерно на 200 км. В 1699 началось строительство князем Юзефом Любомирским польской крепости на левом берегу Кодымы, названной в его честь Юзефградом. Возникновение турецкой части города на правом берегу Кодымы относят к 1740-м годам. Тогда началось строительство турецкой крепости, названной "Балта", с турецкого языка это слово означает »топор» или «молот». Река Кодыма отделяла эти части города (польскую и турецкую) и служила в качестве границы между ними. Евреи селились в то время в обоих районах, как в польском, так и турецком. В 1768 году на Подолии произошла резня, совершенная гайдамаками. Гайдамаки – украинские крестьяне, выступавшие против польской шляхты и католического духовенства, но преимущественно занимавшимися разбоем, грабежами и насилием над еврейским населением. Сначала бандиты под предводительством печально известного Максима Железняка совершили ужасную резню среди поляков и евреев Умани и ее окрестностей. Большое количество евреев стремилось сбежать в пограничный турецкий город Балту, ища защиту у турецких властей. В июне 1768 года по указанию Максима Железняка , преследуя бежавших из Умани евреев и поляков, отряд под командованием сотника Василия Шило, участника Уманской резни, настиг их в открытой степи рядом с Балтой и вырезал, Шило также совершил нападение на Юзефград и Балту. Удар гайдамаков был отражен полком татар. При этом много евреев в городе было убито и их собственность разграблена. В этом же году эпидемия чумы унесла много жизней в этих поселениях. Несчастья продолжались, 6 октября 1768 года Екатерина II начала войну против Турции (1768-1774 годы), что также негативно отразилось на жизни горожан.
Начиная с этого времени, история Балты в течение последующих столетий – это череда разбойных нападений на евреев и погромов. В 1791 году Балта был включена в Российскую империю после того, как война между Россией и Турцией закончилась победой России. В 1797 два поселения с обеих сторон реки Кодыма стали объединенным городом Балта Русской империи, уездным центром Подолии. Люди многих национальностей жили тогда в Балте - украинцы, русские, белорусы, поляки, молдаване, евреи, крымские татары. 21 декабря 1791 г. Екатерина II издала указ, по которому евреи не имели никаких прав быть купцами во внутренних губерниях России. Впервые этим указом была сформирована «черта еврейской оседлости», в которую вошла и Подольская губерния, включая Балту.
Несмотря на ущемления прав евреев по отношению к другим народам важно отметить, что в конце 18 столетия в городе существовали только еврейские школы. В первой половине 19 века здесь были три еврейские школы.
В Балте пересекались главные дороги с юга на север и с запада на восток Украины и, соответственно, России. Выгодное положение города на перекрестке важных торговых путей из Левобережной Украины в Бессарабию, Молдавию, Валахию и к черноморским портам усилило торговое значение города в 18 и 19 столетиях. Богатство уезда составляло его сельское хозяйство, а город был известен как рынок зерна. К черноморским портам шли караваны с товарами, прежде всего с хлебом по дороге, получившей название Балтской. Знаменитые балтские ярмарки скота, и в первую очередь, ежегодные ярмарки лошадей посещали крымские татары, польские богачи и купцы разных национальностей, в том числе и еврейские.
К 19 столетию Балта стала административным центром довольно большого уезда Подольской губернии, одним из крупнейших торгово-промышленных центров юга Украины. Торговля излишками хлеба, производимого здесь в сельской местности, выросла, хлеботорговцы вывозили зерно в Одессу, откуда оно экспортировалась за границу. В первой половине 19 столетия в городе находилось значительное количество торговых заведений. В 1865 году была построена первая на Украине железная дорога Одесса-Балта, связавшая юго-западные сельскохозяйственные районы через Балту с Одесским портом. С постройкой дороги значительно увеличился товарооборот ярмарок Балты.
В начале 80-х годов 19 столетия Балта представляла уездный город со значительным еврейским населением. Основными занятиями еврейского населения была торговля и ремесла. Несмотря на то, что политика государства не благоприятствовала развитию еврейских общин, ущемляла права еврейского населения, деяния евреев существенно повлияли на экономический расцвет города и на превращение Балты в крупный торговый центр.
Убийство Александра II народовольцами в марте 1881 года углубило раскол в обществе, развернулась антисемитская пропаганда. По империи прокатились еврейские погромы, связанные с неудовлетворительным экономическим состоянием населения. По данным балтского раввина Шапиро, накануне погрома 1882 года в городе проживало более 20 тыс. евреев из примерно 27 тысяч всего населения города. Еврейских домов в городе было около 1000, около 300 лавок и винных погребов. 30 марта 1882 года на православную пасху большая часть еврейского населения города была разорена в результате погрома: было разрушено 976 домов, 278 лавок и 31 винный погреб; 211 человек было ранено, в том числе 39 ранено тяжело; 12 убито; зафиксировано более 20 случаев изнасилований. Во время погрома в Балте «…полиция и военные власти арестовали 24 грабителей и далеко большее число евреев, последних за то, что они осмелились стоять при своих квартирах. На следующее утро христиан освободили, и они усилили собою ряды грабителей, а евреев продержали под арестом два дня…. В начале погрома сбежавшиеся евреи заставили шайку буянов отступить и укрыться в здании пожарной команды. Но с появлением полиции и солдат буйствующие вышли из своего убежища. Вместо того чтобы разогнать эту шайку, полиция и войско стали бить евреев прикладами и саблями. Это было сигналом к погрому» (Дубнов С.М. Новейшая история еврейского народа. Т.3). Полиция и солдаты разогнали в начале погрома участников еврейской самообороны, возглавляемой Элиезером Машбиром. В отряде еврейской самообороны были грузчики, извозчики, ремесленники и их подмастерья. 2 апреля 1882 года Петербургский телеграф принял телеграмму из Балты с сообщением корреспондента газеты «Голос»: «Специально обозрел Балту после погрома. Все магазины, лавки, числом более 300, разбиты. Множество товаров уничтожено, унесено; из всех еврейских домов не осталось 30-ти уцелевших; ни платья, ни мебели, ни постели, ни посуды, ни утвари, ни окон, ни дверей нет у евреев; вино, водка почти из всех еврейских складов выпущены. Все улицы покрыты перьями…, вчера богачи, сегодня нуждаются в необходимом; нужда в хлебе отчасти удовлетворяется пожертвованиями; хлеб привозится из Одессы; войска прибыли 31/3; прибывший 31/3 губернатор принимает меры [к] успокоению. Им высланы войска в окрестности, где спокойствие восстанавливается». Весть о погроме достигла евреев Европы и Америки, вызвала большой резонанс в мире и усилила эмиграцию среди евреев России. Российские чиновники, особенно министр внутренних дел Н. П. Игнатьев, были причастны к кровавым событиям в Балте, антисемиты от власти - они тайно поощряли мятежников. Вскоре после погрома Балта стала одним из ведущих центров сионистского движения, здесь был организован центр Сионистского движения на Подолье, Волыни и Бессарабии.
К началу XX века усилилось промышленное развитие города: функционировало более 75 фабрик, заводов и ремесленных мастерских. Еврейское население увеличилось, достигнув в 1890 году приблизительно 27 000 человек (79% всего населения города). Было семнадцать синагог и молитвенных зданий. В 1913 г. знаменитый меценат Е.Писаревский построил Талмуд-школу, затем в этом здании размещалась еврейская больница. По переписи 1910 г. в Балте проживало 27891 человек и среди них 14924 евреев, судя по данным 1890 года, к этому времени на численности евреев существенно сказалась эмиграция. Город имел к этому времени 74 улицы, освещался керосином и электричеством, водопровода не было. Промышленность была кустарного типа, ручной труд преобладал, все промышленные предприятия имели небольшое количество рабочих. Было много еврейских ремесленников: портных, сапожников, парикмахеров, столяров, слесарей. Также были торговые предприятия разных типов и размеров, от крупных магазинов и складов до мелких лавочек, являвшихся собственностью евреев.
В 20 веке Балта стала одним из тех мест, где погромные действия против евреев совершались неоднократно. Имел место погром в Балте в 1905 году, затем целый ряд погромов в годы гражданской войны. Особенно трагическим был для Балты 1919 год. Во время гражданской войны город неоднократно переходил от большевиков к петлюровцам, которые устраивали еврейские погромы, много людей пострадало, часть евреев бежала в Одессу. Были погромы атамана Заболотного и его казаков, они стремились грабежом и убийствами расправиться с ненавистными евреями, русскими и помещиками. Атаман Тютюник с петлюровскими бандами в 1921 году предпринял последнюю попытку поднять украинских крестьян на борьбу за «самостийну» Украину, он сжег город.
И не удивительно, что уроженец Балты Самуил Шварцбард 25 мая 1926 года в Париже застрелил бывшего Верховного Атамана УНР Симона Петлюру. На суде в Париже Шварцбард Самуил утверждал, что мстил за еврейские погромы, где погибли 15 его родственников, замученных во время зверств петлюровцев в годы гражданской войны, он мотивировал свой поступок личной ненавистью к бывшему атаману. Из разных стран в Париж на суд над Самуилом прибыло около 80 свидетелей, лично подтвердивших факты погромов и доказавших, что моральную и политическую ответственность за зверства несет Петлюра. Французские адвокаты также смогли привести убедительные доказательства зверств петлюровцев, и в итоге французский суд полностью оправдал Самуила Шварцбарда .
В период с 1924 по 1929 годы Балта был столицей Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики в пределах Украинской ССР. В 1940 году, в связи с образованием Молдавской Советской Социалистической Республики - Балта, где большинство населения было украинским, осталась в составе Украины. С этого времени – Балта районный центр в Одесской области.
С началом нападения фашистских войск на СССР 5 августа 1941 года город был захвачен немецкими войсками. В Балте румынами было создано гетто, ограниченное рядом улиц, выходить за пределы которых запрещалось. В город также сгоняли евреев из Румынии, Бессарабии, Украины. Балта была для них лишь временным прибежищем перед оправкой в лагеря смерти. Те немногие, кому удавалось остаться в гетто, еще имели какие–то шансы на выживание. В удостоверениях того времени, выданным евреям гетто было сказано о том, что они являются евреями, проживающими в гетто. Румыны, как и немецкие солдаты, проявляли особую жестокость. Фюрер Румынии Антонеску ввел на подконтрольных ему территориях те же законы в отношении евреев, как и фашисты Германии. Один из узников гетто в Балте Аркадий Шухат вспоминает, что в Балтском гетто висел приказ такого содержания: "Я, Ион Антонеску, предупреждаю, что каждый жид, обнаруженный вне гетто, будет рассматриваться, как партизан и дезертир и будет расстрелян на месте". Руководителя румынской полиции в Балте Парапана за зверства называли мясником. Александр Табачник попал в гетто в десятилетнем возрасте, он вспоминает, как немцы после захвата Балты уничтожили несколько тысяч евреев. "До сих пор перед глазами стоит, как они выгоняли огромную, тянущуюся на километр колонну полуобнаженных людей, кричащих, плачущих, стонущих. Этот лай собак, эти окрики автоматчиков. И как их погнали, погнали, погнали". Когда немцев сменили румыны, стало немного легче - можно было выскользнуть за ограждение и на городском рынке выменять или украсть что-нибудь съедобное. Хорошо запомнил Александр Табачник последние дни в лагере, когда по гетто шли несколько автоматчиков и расстреливали одну семью за другой. Несколько десятков человек спаслись, спрятавшись в больнице, где лежали зараженные тифом. Он вспоминает, что сразу после освобождения: "Вся улица была усеяна трупами».
Несмотря на ужасные условия, созданные для жителей гетто, евреям города повезло больше, чем обитателям других гетто, здесь, по крайней мере, часть людей осталась в живых. Ко времени освобождения города 29 марта 1944 года в Балте в живых насчитывалось около 2700 евреев. Своему спасению остававшиеся жители гетто обязаны быстрому продвижению советских войск.
В 1945 г. по просьбе верующих была вновь открыта синагога. В 1959 г. в Балте проживало около двух тысяч евреев (11,2% от всего населения); в 1970 г. — около 1400 (6,9% от всего населения), в 1979 г. — около 800 евреев (3,7%). Согласно переписи 1989 г., в Балтском районе насчитывалось 500 евреев. По данным последней переписи населения Украины в городе насчитывается 145 евреев на 14 000 человек, в других местечках и городах Подолии евреев еще меньше.
Балта дала многих людей, имена которых сохранились в нашей еврейской истории. Приблуда, Абрам Соломонович (1900 -1978 годы) – лингвист, историк, оставивший подробные воспоминания о Балте, исследования - по еврейским фамилиям и об участии евреев в революционном движении и Великой Отечественной войне. Стоит назвать семью космонавта Шонина Георгия Степановича, которая в марте 1944 года скрывала у себя дома, рискуя жизнью, евреев из Балтского гетто. В Балте родился один из деятельных художников-авангардистов начала 20 века Иосиф Школьник (1883-1926 годы). Легендарный острослов, о котором сложены бесчисленные легенды и анекдоты, Гершале Острополер по неподтвержденным данным родился близ Балты и, скорей всего, неоднократно посещал город. Впрочем, имя Гершале у евреев столь почитаемо, что весь район Подолии претендует на его место происхождения и дальнейшего обитания.