Евлампий

Алекс Мильштейн
В августе 1982 г. меня послали в командировку на Курскую АЭС. 22-го декабря, в День энергетика, предстояла сдача 3-го энергоблока мощностью 1000 МВт. Как всегда не успевали, и Минэнерго спустило разнарядку подведомственным организациям бросить на горящий объект все людские ресурсы. Пользы от такого усиления было с гулькин нос, но приказы сверху не обсуждаются. Институт под видом, так называемой, технической помощи направлял уже шестую группу численностью 20-25 человек. Посылали на месяц более или менее здоровых мужиков среднего звена – в основном тех, кому можно было посулить отгулы или надавить на чувство долга. Подошла и моя очередь.
 
Я задержался с отъездом, приехал на место двумя сутками позже основной группы, не стал искать старшего, самостоятельно решив вопросы  проживания и трудоустройства. В отделе кадров управления строительством начальник, разглядывая мое командировочное удостоверение, спросил:

– Чем занимаетесь у себя в НИСе проектного института?
– Башенными градирнями.

– У нас нет градирен, у нас – пруд-охладитель, молодой человек, – язвительно заметил он. – Нам сварщики нужны, монтажники, а вы градирнями занимаетесь. Зачем приехали-с?
– Не приехал, а прислали!

– Ладно, – не стал спорить начальник, – градирнями-то в каком плане занимаетесь?
– Модельные исследования напряженно-деформированного состояния…

– О, как! – перебил начальник и потянулся к телефону.
– Привет, Николай Васильевич! – радостно сказал он в трубку. – Тут из Москвы одного деятеля прислали – говорит, что занимается моделями. Я его к тебе отправлю – может, сгодится. Ты ведь какой-то великий эксперимент задумал. Если подойдет – оформляй его себе.

Через полчаса я оказался в кабинете главного инженера управления «Спецстроймонтаж». Он быстро ввел в курс дела. Управлению предстояло смонтировать на покрытии реакторного отделения вентиляционную трубу высотой 120 м. Стальной несущий каркас трубы состоял из 10-ти двенадцатиметровых секций, которые изготовлялись на площадке укрупнительной сборки. Две нижние секции предполагалось монтировать с земли гусеничным краном ДЭК-50; остальные – специальным монтажным краном, устанавливаемым на покрытии. В техническом отделе решили объединить две нижние секции в одну и смонтировать зараз – получался приличный выигрыш во времени и трудозатратах. Но операция была рискованной: кран, вроде бы, подходил и по грузоподъемности, и по вылету стрелы, и по высоте подъема крюка – но впритык! В случае ошибки  выигрыш мог обернуться проигрышем – секцию пришлось бы разбирать.

– Понимаешь, старик, надо подстраховаться! – с жаром говорил главный инженер. – Поэтому сначала сделаем модели крана и объединенной секции. В масштабе 1:50. И поиграем на техсовете, чтобы все нюансы учесть. Так что, вот тебе чертежи вентиляционной трубы, вот технические характеристики крана – валяй к начальнику участка! Он даст все, что попросишь. Думай, работай, старайся и учти – чтобы в конце следующей недели модели были у меня в кабинете! 

Начальник участка по нисходящей послал меня к прорабу, тот – к мастеру. Мастер Юрка, шустрый парень, заявил, что такую ерунду он сам запросто сделает из проволоки, однако, провозившись минут сорок, понял, что это – не детский конструктор собирать. Тогда он выделил в мое распоряжение сварщика, а сам, сославшись на важные дела, умчался. Сварщик мне понравился – степенный, неторопливый, обстоятельный, 35-40 лет, в очках. Модели он предложил делать из отдельных заготовок, а не гнуть из целиковой проволоки, как начал Юрка. Мы договорились, что вечером я накидаю схему крана, определяюсь с размерами и количеством основных деталей, с утра начнем рубить заготовки из проволоки диаметром 2-3 мм, а дальше – варить из них модели аргонной сваркой.
 
– Тогда до завтра! – протянул я ему на прощание руку. – Кстати, меня зовут Александр, а тебя?
– Евлампий! – ответил он, пожимая руку.
 
Имечко-то  какое старорежимное, удивился я, но и ухом не повел – есть и похлеще имена! В свое время, например, были умники, называвшие мальчиков Лагшмитдар, что означает – Лагерь Шмитда в Артике! А тут Евлампий – подумаешь!

На следующее утро мы с Евлампием взялись за модели. К обеду я почувствовал, что он меня раздражает – раздражает какой-то редкой правильностью, аккуратностью, невозмутимостью. Несколько раз он брался переделывать уже собранные узлы. Сойдет и так, нервничал я, пойми: лучшее – враг хорошего! Мы же не для выставки модели делаем, а для эксперимента. Они максимум на час понадобятся, потом их выкинут, а ты марафет наводишь. С такими темпами, мы не уложимся в срок. Евлампий не возражал, но делал по-своему. В тот же день, обнаружив ошибку в своих размерах, я чертыхнулся. Евлампий осуждающе взглянул на меня и изрек «Негоже всуе упоминать имя дьявола!». Я так и сел.

– Слушай, что за сварного  ты мне подсунул? – спросил я Юрку-мастера, зайдя к нему  в каптерку за наждачным кругом.
– Это ты про Лампадия?..

– Не про Лампадия, а про Евлампия.
– Какая разница: Евлампий или Лампадий! У нас его Лампадий зовут. Так чем он тебе не угодил?

– Да, в принципе сварной он не плохой, но странный какой-то.
– Ха-ха-ха! – рассмеялся Юрка. – Да не странный он, а самый настоящий чудик! Все они баптисты – чудики!

– Баптист? – переспросил я.
– Конечно, баптист! У них тут целая деревня неподалеку – еще с царских времен. В общем, ребята толковые. Работают на совесть, без брака, не пьют, не ругаются. Но очень занудные – как наш инженер по технике безопасности! Все по правильному делают. Да – не воруют, представь себе! Ржавый гвоздь взять – и то обязательно спросят разрешения. Но – любую дрянь готовы домой переть. Им дай волю, они всю станцию по винтику-болтику за месяц растащат! Хозяйственные! Ты, однако, не боись – модели он тебе хорошо сделает! И я бы сделал, но у меня, сам видишь,  дела – вот наряды закрывать время подошло…

В полной мере свою нестандартную суть Евлампий-Лампадий проявил под конец работы. Мы уже сделали модель объединенной секции и заканчивали изготовление модели крана. Как я и предполагал – немного запаздывали. Обстановка была напряженной:  уже второй день трудились в обед и задерживались после работы. Тут еще нагрянул начальник участка  посмотреть, как идут дела, и предупредить, что завтра будет техсовет по вентиляционной трубе – кровь из носа, но модели должны быть готовы! Евлампий старался, но спешки не проявлял. В обед к нему пожаловал односельчанин, тоже работающий на стройке, по всей видимости, глава их общины.

– Мы сегодня собираемся помочь нашему брату Елизару кровлю поменять на крыше – ты придешь? – спросил он. – В шесть часов сбор.
– Приду, – невозмутимо ответил Евлампий.

Только я собрался в резких тонах напомнить Евлампию, что у нас сроки горят из-за его, можно сказать, упрямой педантичности и о никакой крыше не может быть  речи, как пожаловал еще один  односельчанин с кофейником в руках.
– Вот, Евлампий, посмотри, ручка отвалилась. Нельзя ли приварить? Жалко кофейник, почти новый, – попросил он.

Евлампий внимательно осмотрел кофейник и сказал:
– Можно, конечно! Сейчас приварим.
   
Моя злость сменилась любопытством. В конце концов, я здесь только осуществляю техническое руководство. За срыв задания дадут по шапке крайним – прорабу и Юрке-мастеру. А уж они, если захотят, устроят Евлампию веселую жизнь – неужели  не понимает. Я знал наших работяг.  В аналогичном случае 95% из них, наверняка, сказали бы, приходи завтра. Или, вообще, открестились – мол, нельзя приварить, выбрось!

Евлампий  приварил ручку, но, повертев кофейник, срезал ее.
– Плохо села – криво! – сказал он. –  Сейчас переделаем.

– Слушай! Что ты не послал их всех к ч…, куда подальше!? – чуть было не выругался я, едва односельчанин с кофейником удалился. – Мы же в срок не укладываемся! Я что – как приехал, так и уехал! А тебе здесь оставаться – сожрут ведь!

Формально Евлампий мог и меня послать  куда подальше – рабочий день у него был строго «от и до» и без работы  на стройке такие  люди не остаются, но тогда он не был бы Евлампием!

– Грех отказывать людям. А что, говоришь, сожрут – на все воля божия. Приходи завтра не к девяти, а к шести утра – все успеем! – спокойно произнес он, и я, честно признаюсь, несмотря на накопившееся раздражение, невольно проникся к нему уважением.


Настоящий рассказ представляет собой тематические выдержки из повести «Курская АЭС»  (http://www.proza.ru/2012/12/04/1405)